ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
статья

«В школе все должна быть направленно

на то,  что бы обогатить духовный мир ребенка,

сделать его человеком гуманным, добрым»

В.А.  Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idrisova_l.g._statya_konf_11.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Идрисова Людмила Григорьевна

учитель начальных классов

АНОО «Православная гимназия»

г. Владивостока

Приморского края

«В школе все должна быть направленно

на то, что бы обогатить духовный мир ребенка,

сделать его человеком гуманным, добрым»

В.А. Сухомлинский

Сегодня вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения стали неотъемлемой частью государственной политики в области образования, так как это напрямую связано с национальной безопасностью государства. Нарушено духовное единство общества, наблюдается оскудение такого глубокого нравственно-патриотического чувства, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к Отечеству.

Духовность – в самом общем смысле означает способность личности стремиться к идеально-должным целям, противостоять непосредственным материальным желаниям и потребностям. Как таковая духовность может иметь и «злой» характер. Поэтому сочетание слов «духовно-нравственный» призвано выразить соразмерность духовности нравственным законам[1].

Нравственность - означает способность и готовность личности жертвовать частью собственных интересов во имя других людей и ради общего дела. Эта способность имеет основание в присущих всякому человеку моральных чувствах жалости, сострадания, любви. Человек рождается способный к жалости, состраданию и любви, но что именно он будет желать и любить – зависит от воспитания [1].

Духовно-нравственные ценности личности закладываются в семье (представление о добре и зле, честности, ответственности, дружбе и долге). Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное воспитание ведется в школе. И приоритетная роль в этом отводится литературному чтению. Это подтверждают и результаты анкетирования, в котором участвовало 109 учащихся 7-11 классов. Учащимся необходимо было проранжировать учебные дисциплины (естественных, точных, гуманитарных и др. областей) и выбрать, какой предмет по их мнению имеет более значимую роль в духовно-нравственном воспитании.

Замечательно сказал о литературе и о значении слова Ю.П. Казаков «…Не известно еще, что было бы со всеми нами, не будь слова! Если есть в человеке такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота- если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли эта в первую очередь и великой литературы?»

Но школьников воспитывают не только тексты художественных произведений, но и правильно организованная учителем работа на уроке. Чтобы вызвать больше интереса к урокам литературного чтения, для улучшения восприятия текса, получения эмоционального опыта я использую театральные постановки.

Ребенок, проживающий жизнь героя непосредственно в инсценировке, научается ощущать состояние другого человека и откликаться на него. Он с радующимися радуется, с плачущими плачет.

Так примером становления нравственности героя может служить рассказ Н.Н.Носова «Огурцы». Автор пытается донести до своих читателей, как важно иметь свое мнение, «не поддаваться настроению толпы». На этом уроке мы говорим с ребятами о заповеди Господней «не укради».

Быть с друзьями в беде-долг человека. Об этом помнят герои рассказа Н.М. Булгакова «Анна, не грусти!». Высокие чувства дружбы помогают преодолеть испытания, не дают впасть в отчаяние. На этом уроке мы говорим с ребятами о том, что «Быть верным дружбе- значит делить с другом не только радости, но и горе… Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту, значит нравственно готовить себя к предательству».

В русских народных сказках, так любимых детьми - народная мудрость. В них мы находим целый кладезь добродетелей. На примере сказки «Заюшкина избушка» ребята учатся не хвастать, не дразнить, не обижать слабых, не завидовать, не обманывать. Учатся помогать ближним любить их, прощать чужие ошибки.

В сказке «Морозко» торжествуют доброта и кротость падчерицы, на примере которой мы учимся жить со всеми в мире, согласии и любви, уважать других, снисходить к их слабостям. На зло отвечать добром.

Сказка С. Михалкова «Новогодняя быль» учит детей любви, бережному отношению к родной природе, учит переживать те же чувства тревоги, страха и радоваться вместе с главной героиней, Елочкой.

То есть, театрализация с погружением детей в ситуацию нравственного выбора с последующим обсуждением развязки, является наиболее эффективным методом воспитания ответственности у детей.

Так же очень важным является роль учителя в выборе тех текстов, которые его самого не оставляют безразличным, тогда и дети скорее что-то услышат, увидят, почувствуют.

Чтобы все, о чем говорится на уроках литературного чтения проходило через души и сердца учеников и в первую очередь самого учителя, тогда эти уроки станут действительно уроками духовно нравственного созревания школьников.

В сложившихся условиях нашего общества необходимо соработничество всех институтов: семьи, школы, церкви, науки и государства. Для того чтобы наши совместные усилия в деле воспитания нашли возможность реализации, нам нужна крепкая вера в Бога, верность Отечеству, качественные знания и высокий профессионализм.

Список литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития детей и молодежи в Приморском крае / С.Е. Ячин, Р. Морозов, Е.А. Григорьева, Суслова С.В., Корябкина Е.Н., Текутьева Е.В. –Владивосток, 2010. – 24 с.
  2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979. – С. 183.
  3. Бородина Е. Н., ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ДУХОВНОЕ», «НРАВСТВЕННОЕ» И «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ» В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ/ г. Владивосток / Под общей ред. М.Е. Кошелевой, С.Г. Верещагина. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, 2016. – 82 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

  Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...