Доклад на методическое объединение классных руководителей по теме "Особенности психофизического развития подростков"
статья

Зайнуллин Масхут Мансурович

Особенности психофизического развития подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на методическое объединение классных руководителей

по теме:

«Особенности психофизического

развития подростков»

Классный руководитель

4 «а» класса

Зайнуллин М.М,

Подростковый период – важнейший этап, время выборов, которые определяют судьбу.

Это время как остановка Ивана-царевича на развилке дорог .

В одну сторону – путь к реальной взрослости

В другую – к взрослости иллюзорной

На кризисное состояние подростка может накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный, а также кризис семьи.

Именно в таких условиях находятся большинство современных подростков.

Все они с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или как-то по-другому.

Развитие в подростковом возрасте с трудом поддается описанию.

Выделим основные линии, связанные с прохождением важнейших личностных кризисов:

Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать.

Это относится не только к подростковому, но и ко всем возрастным кризисам.

Выбор осуществляется между двумя вариантами .

Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека.

Через кризисы и выборы происходит развитие идентичности человека.

Кризис не является деструктивным

Это момент изменения, критический период повышенной уязвимости это «точка роста», источник развития, и от того, как человек проживает этот период, зависит его приспособляемость к жизни.

Кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Начнем с первого из них.

В подростковом возрасте происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и миру. Завершение поиска себя свидетельствует о позитивном завершении кризиса.

Однако это происходит не всегда.

Возможны еще три варианта развития.

Первый (Эриксон его он назвал предрешенностъ) – бескризисность и бесконфликтность развития подростков. В этом случае они выбирают профессию, ценности без самостоятельных решений, на основе предписаний значимых взрослых, чаще всего родителей.

Второй вариант –кризис не испытывается по причине личностной незрелости, недостаточно развитой рефлексии. Подростки в этом случае стремятся к проявлению внешних форм взрослости – сексуальных контактов, алкоголя, – оставаясь внутренне инфантильными, то есть не принимая на себя ответственности за свои действия.

Третий вариант – мораторий – излишне долгая задержка на кризисной стадии. В этом случае молодой человек принимает решения и действует так, как если бы был еще подростком.

Рассмотрим основные поведенческие проявления подростка

  1. Трудности в решении проблемы близости

то есть вступления в эмоционально-близкие отношения. Это может проявляться в самоизоляции, при этом общение даже с родными людьми ограничивается стереотипными, формальными отношениями.

В противоположном случае подросток пребывает в лихорадочных поисках близости со всеми новыми людьми, которые в конце концов кончаются неудачами.

  1. Неумение решить проблему собственной активности,

которая проявляется в трудности концентрации на учебных занятиях или, наоборот, в сверхпоглощенности уроками.

Хотя при внешне разном отношении к учебе причина одна и та же – наличие глубокого чувства неполноценности, неуверенности в своих силах.

  1. Неумение установить гармонию между отношением к прошлому, настоящемуи будущему.

Под гармонией мы понимаем гордость прошлым, получение радости от настоящего, наличие действий, направленных на успешное будущее.

Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах.

Первый – когда человек живет только настоящим – так, как будто будущее не состоится. В качестве примера можно привести наркоманию.

Второй – страх будущего. Это всяческое стремление обратиться к прошлому, культивировать у себя детские черты, инфантильное поведение.

Третий вариант – сверхустремленность в будущее при потере интереса к настоящему. Это концентрация на учебе, необходимой для последующей жизненной успешности, и пренебрежение радостями сегодняшнего дня.

  1. Неумение решить проблему выбора идеального Я.

В этом случае в качестве идеального Я и одновременно в качестве идеального Другого выбираются кумиры, отдаленные во времени и пространстве.

  1. Неумение решить проблему выбора позитивного пути развития Я.

В этом случае подросток определяет свое развитие в основном через отрицание существующих норм, правил, причем преимущественно родительских или других значимых фигур.

В этом случае подросток отрицает родительские ценности, стереотипы поведения, иногда даже свое домашнее имя. Можно сказать, что у него формируется негативная идентичность, то есть основанная прежде всего на отрицании.

Подводя итоги обсуждения можно сделать следующие выводы.

Позитивным результатом подросткового кризиса является достижение личностной целостности, уверенности, стремления к дальнейшему развитию.

Негативным результатом кризиса можно назвать формирование идентичности слабой, неуверенной; идентичности, размытой во времени; иллюзорной или негативной.

Но возможно, что кризис минует подростка либо по причине излишней зависимости от родителей, либо из-за собственной личностной незрелости и недостаточно развитой рефлексии.

Избегание по тем или иным причинам кризиса также не способствует дальнейшему прогрессивному развитию подростка.

Следующая важнейшая линии развития связана с отделением от семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.

Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания....

Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся....

Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)

Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....

Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры

В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...