Разработки классных часов патриотической направленности 4 класс
классный час (4 класс)

Сухорукова Ольга Владимировна

Разработки классных часов патриотической направленности «Государство и Русская Православная Церковь в советское время и в годы Великой Отечественной войны». Автор данных разработок ставила цель сформировать у младших школьников чувства гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, любовь к своей стране. Учитель рассказывает младшим школьникам о том, какие взаимоотношения складывались между государством и Русской Православной Церковью в 20 веке. Школьники знакомятся с деятельностью Русской Православной Церкви в советское время в начале 20 столетия и в годы Великой Отечественной войны. Данные классные часы разработаны для учащихся четвертых классов. Могут быть использованы также на уроках основ религиозной культуры и светской этики или окружающего мира как дополнительный материал или в качестве отдельных уроков. Цикл классных часов выдержан в рамках православной традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_klassnykh_chasov.docx64.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработки классных часов патриотической направленности.

Темы классных часов:

«Русская Православная Церковь в первой половине 20 века»

«Государство и Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»

«Помощь святых во время Великой Отечественной войны»

Классный час

Тема: «Русская православная церковь в первой половине 20 века»

4 класс

Учитель: Сухорукова Ольга Владимировна

Цель: выявить, какие взаимоотношения были между советской властью и Русской Православной Церковью в начале 20 века.

Задачи:

изучить материалы о деятельности русской православной церкви в начале 20 века с приходом советской власти;

определить, какое влияние оказала советская власть на Русскую Православную Церковь;

развивать умение вести диалог, критическое мышление, использовать полученные знания.

Оборудование: проектор, компьютер.

Интернет-ресурсы: 

Инфоурок «Россия в начале XX века» https://www.youtube.com/watch?v=zIK011E9Tio&feature=emb_rel_pause

Фильм Юрия Воробьевского «Дивеево - четвертый удел Богородицы»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3018492712033292005&parent-reqid=1610903017533234-1272081240340152313600110-production-app-host-manwebyp160&path=wizard&text=Юрия+Воробьевского+«Дивеево++четвертый+удел+Богородицы&wiz_type=vital 

Основные понятия: православная вера, советская власть, марксизм.

Сценарий классного часа

Жизнь без Христа – случайный сон.

Блажен, кому дано два слуха, -

Кто и церковный слышит звон,

И слышит вещий голос Духа.

Протоиерей Ксенофонт Архангельский (17 октября 1928 года)

  1. Вводное слово учителя

Человек, живущий в России, должен знать историю своей страны, а тем более такие события, которые навечно остаются в памяти потомков.

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Прежде всего давайте вспомним, что вы уже знаете о христианстве и о православной вере. Многие люди называют себя верующими. При этом не знают основ своей религии, не умеют отличить ее от других религий.

- Что такое вера? (Примерный ответ: Вера – это образ жизни, основанный на общении с Богом. Вера предполагает личную встречу человека с Богом. Вера – это послушание Богу.)

Учитель:

- А что значит верить? (Верить – значит доверять, любить, слушаться.)

- Почему православная вера называется христианской? (Потому что мы верим в Господа в Иисуса Христа)

- Почему наша вера называется православной? (Дословно – «правильно славить Бога»)

- Что вы знаете о жизни первых христиан?

(Со дня сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться, число верующих стало увеличиваться благодаря проповедям и чудесам, которые совершались Богом через Его учеников.)

- Легко ли распространялось христианство в первые века? (Нет, христиан за распространение веры часто преследовали, сажали в темницы, убивали)

- Когда пришло православие в Россию?

По преданию, св. Апостол Андрей Первозванный был, с проповедью Евангелия в Скифии, т.е. в стране, из которой образовалась Россия. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера Христова.

Россия стала христианскою почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя, до этого на Русской земле поклонялись идолам. Распространению православной веры способствовала княгиня Ольга. Она приняла Святое крещение. А следом ее внук князь Владимир принял Православную веру. В 988 году произошло Крещение Руси князем Владимиром. С тех пор вера распространялась по всей России.

  1. Постановка целей

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что было в начале 20 века с Русской Православной Церковью.

  1. Работа по теме

1. События в России в первой половине 20 века

На уроках окружающего мира мы уже говорили о событиях, которые происходили в начале 20 века. Давайте вспомним как звали царя, который правил в начале 20 столетия? (Николай II)

А сейчас посмотрим небольшой фрагмент об этом времени.

Инфоурок «Россия в начале XX века» (до 2 мин 49 сек)

Итак, большинство человек, живущих в России, были православными.

Учитель:

20 столетие явилось для Православной Церкви временем испытаний, связанных с бедствиями, постигшими крупнейшую православную страну – Россию.

- Что же произошло в 1917 году?

(В феврале этого года была революция – различные антиправительственные выступления рабочих и солдат привели к свержению царской власти и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках власть в России.

А 25 октября 1917 года вооружённым путём было свергнуто Временное правительство. Вся власть перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всероссийский съезд Советов сформировал новое правительство, названное «советским»)

- Кто был организатором и руководителем революции? (Владимир Ильич Ленин)

- Что же стало с царем и его семьей?

(Большевики приняли решение расстрелять Николая II и всю его семью)

2. Первые изменения

Уже в первые месяцы после революции был принят ряд декретов, касающихся Русской Православной Церкви и коренным образом изменивших её положение в обществе. Декретом «О земле» было ликвидировано церковное и монастырское землевладение. Государству передавались все учебные заведения духовного ведомства.

Основным документом был Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», установивший не только отделение церкви от государства и школы от церкви (с запрещением преподавания «религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы»), но и запрещение церкви владеть собственностью.

Все имущество церкви было объявлено народным достоянием, а «здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей», могли передаваться в бесплатное пользование общин только с разрешения государственных органов.

Итак, мы видим, что в начале 20 столетия советское правительство всячески пыталось отделиться от церкви. Издавались различные антирелигиозные газеты и брошюры «Безбожник», «Безбожник у станка» и другие. Десятки тысяч священнослужителей и мирян, не пожелавших отречься от своей веры, были сосланы в тюрьмы. Тысячи храмов были разрушены, ограблены, закрыты, превращены в народные дома, склады, мастерские, просто брошены на произвол судьбы. Все действия советской власти были направлены на то, чтобы люди прекратили верить в Бога.

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме

1. Беседа о новом учении в начале XX столетия

- На протяжении многих столетий православная вера была основной в России. Церковь и государство были неотделимы друг от друга.

- Скажите, а как вы считаете, почему люди, пришедшие к власти на тот момент, решили отказаться от веры? (Примерный ответ: они решили захватить все в свои руки, отобрать все имущество у церкви, чтобы все принадлежало только им.)

- Если православие существовало со времен правления княгини Ольги вплоть до начала 20 столетия, значит вера людей была крепкая. Но как же люди, которые так сильно верили в Бога, смогли отказаться от своей веры? (Многие люди не отказывались от веры, но за это их ссылали в тюрьмы, издевались над ними. А другим было очень страшно, и они делали так, как говорила власть на тот момент, подстраивались под события тех лет)

Учитель:

Также советская власть распространяло свое учение – марксизм. Названо оно так в честь одного из его основателей Карла Маркса.  В основу этого учения вкладывались не религиозные выводы, а выводы современного естествознания, т.е. то, чего увидеть нельзя, в это верить не нужно. Так, если Бога никто не видел, то по мнению коммунистов, Его нет.

Но вот, что по этому поводу говорил Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)- священник и замечательный хирург своего времени, когда его арестовали:

«Обвинение:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?

Обвиняемый:

— Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

Но если власть распространяла марксизм, как же быть тогда с основными заповедями, которые составляют основу нравственности? Ведь если люди перестанут верить, то и поступать они будут так, как им хочется. Этого власть не могла допустить. Так, например, одну из заповедей Ветхого Завета «Не кради» заменили несколько другими словами «Советский человек не может воровать, а если он ворует, то он не советский человек!»

Советская власть строила коммунизм – своеобразную гражданскую «религию». То есть истинная вера в Бога была подменена.

2. Дивеево в начале 20 столетия.
- А что в это время происходило в селе Дивеево? Как вы думаете коснулись ли эти изменения нашего села?

Давайте посмотрим небольшой фрагмент фильма Юрия Воробьевского «Дивеево - четвертый удел Богородицы (2001)» (фрагмент 8 мин.38 сек – 11 мин 40 сек)

Итак, мы с вами увидели сейчас, что и наше святое место не могли не коснуться события тех лет.

  1. Рефлексия

После нашей с вами беседы ответьте на несколько вопросов.

1. Кто правил в начале 20 века в России?

2. Что случилось в начале 20 века с Русской Православной Церковью?

3. Выскажите свое мнение о случившемся.

  1. Подведение итогов

Делаем вывод, что к началу XX века Русская Православная церковь находилась в состоянии глубокого кризиса. Однако это не привело к желательным для советских властей результатам. Многие люди не перестали верить в Бога.

Наглядно показали истинную ситуацию в стране результаты переписи 1937 г., включавшей вопрос о религии. Из 98 412 тыс. опрошенных 55 278 тыс. заявили о своей вере в Бога.

  1. Домашнее задание

Спросите у бабушек и дедушек, что они знают и помнят о православной вере в советское время. Подготовьте небольшое сообщение.

Классный час

Тема: «Государство и Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»

4 класс

Учитель: Сухорукова Ольга Владимировна

Цель: выявить, какую роль сыграла Русская Православная Церковь в победе над фашизмом и какие отношения стали между советской властью и Православной Церковью в годы войны.

Задачи:

изучить материалы о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны

определить роль священнослужителей в победе над фашизмом;

развивать умение вести диалог, критическое мышление, использовать полученные знания.

Подготовка: учащиеся готовят сообщения.

Оборудование: презентация к классному часу, проектор, компьютер.

Основные понятия: атеизм, Великая Отечественная война, православная вера.

Сценарий классного часа

  1. Вводное слово учителя

На предыдущем занятии мы с вами говорили о том, что произошло в начале 20 века. Давайте вспомним что же было в первые десятилетия прошлого века с Русской Православной Церковью.

  1. Актуализация знаний

- О чем мы говорили с вами на прошлом классном часе? Что вы запомнили?

- Дома вы должны были спросить у ваших бабушек и дедушек о том, что происходило с Православной Церковью и верой в советское время. Послушаем ваши сообщения.

  1. Постановка целей

Сегодня мы продолжим тему «Русская Православная Церковь в первой половине 20 века» и поговорим о том, какие взаимоотношения были между церковью и государством в годы Великой Отечественной войны и какой вклад внесло духовенство в борьбе за освобождение нашей страны от фашизма.

  1. Работа по теме

1. Еще не так давно эту тему нельзя было обсуждать, так как действовала коммунистическая цензура. Мы с вами помним, что нельзя было вслух даже говорить не о Боге, не о своей вере. Советская власть растила атеистическое общество. А вы знаете, что такое атеизм?

Атеизм – это отвержение веры в существование в Бога.

Эпиграфом к нашему классному часу я выбрала отрывок из стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (на слайде)

Давайте прочитаем его.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих…»

Эти строки посвящены самому сложному и страшному периоду нашего народа 20 века.

- О каком сложном времени идет речь в этом стихотворении? (О Великой Отечественной войне)

- В какие годы была Великая Отечественная война? (1941-1945 гг.)

- Кто с кем воевал? Почему?

Даже из этих прочитанных строк мы видим с вами, что в самые тяжелые времена человек всегда вспоминает о Боге. Но обо всем по порядку.

2. Перед началом Великой Отечественной войны.

Незадолго до начала войны, которая стала ключевым этапом во взаимоотношениях между государством и церковью, советская власть продолжала проводить курс атеизма. В большей степени это относилось к Русской Православной Церкви.

Самая большая волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937-1941 гг. Но как вы знаете из предыдущего занятия, не смотря на все действия в отношении к церкви, по итогам переписи населения верующих людей оказалось значительно больше, чем ожидала власть.

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме

- Несколько ребят подготовили сообщения, давайте их послушаем.

1. Начало Великой Отечественной войны (1 учащийся)

Великая Отечественная война началась 22 июня в 1941 году. Тот воскресный день был особенным днем для православных верующих – отмечался праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Днём 22 июня 1941 г. по радио от имени советского правительства выступил В. М. Молотов с сообщением о нападении фашистов. Через десять дней, 3 июля, к стране обратился глава Советского правительства и Коммунистической партии И. В. Сталин. Это была одна из немногих его речей, которая обращена была не к «коммунистам, комсомольцам и беспартийным», а к сердцу каждого советского человека. Потому и начиналась она словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!.. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность».

С началом Великой Отечественной войны религиозное пробуждение коснулось всей армии, от рядовых бойцов до генералов. Так не было секретом, что начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников носил на груди образ святителя Николая, маршал Г.К. Жуков всю войну возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери, а генерал М.М. Лобанов в феврале 1944 г. при взятии г. Луки попросил отслужить благодарственный молебен об одержании победы в присутствии всего штаба и рядовых красноармейцев.

2. Время перемен (2 учащийся)

Большевики, отказавшиеся от традиционной русской религии, во время войны поняли необходимость возврата к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания. Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви на большой район, зато появление сект на оккупированных территориях, как форму раскола и разъединения, следует поощрять.

Одной из первых уступок правительства в отношении церкви было разрешение на издание в 1942 г. «Московской Патриархией» книги «Правда о религии в России». В ней впервые давалась положительная оценка деятельности Патриарха Тихона и рассматривалась любовь к Богу, как источник народной силы.

1943 г. можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина и Православия. В этот год 4 сентября состоялась встреча митрополитов Сергия, Алексия и Николая со Сталиным, а на следующий день было назначено открытие Собора епископов и возведение митрополита Сергия (Старогородского) в сан Патриарха.

3. Вклад духовенства в борьбе над фашизмом (3 учащийся)

На момент начала войны патриарх Сергий имел сан митрополита. Отслужив Воскресную Литургию, он узнал о случившейся трагедии и не замедлил исполнить свой пастырский долг. Митр. Сергий пишет послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

«…Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания…с Божией помощью…наши предки не пали духом…Не посрамим же и мы – православные…Положим же души своя вместе с нашей паствой…Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу.»

Митр. Сергий не ограничивался только распространением своих посланий во все уголки страны, но и решает материально выразить помощь православных людей в общем деле Победы. В частности, призывает собирать пожертвования на танковую колонну. В обращении к верующим 30 декабря 1942 г. он пишет:

«Благословив Дмитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, Преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих сподвижников из числа братьев Троицкой лавры.

Два воина немного могли прибавить силы русскому оружию. Но они были посланцы от Преподобного Сергия и его лавры. Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе, с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Дмитрия Донского…»

На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей. 7 февраля 1944 г. армии была передана танковая колонна «Дмитрий Донской». За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Дмитрия Донского из 38 полка были награждены орденами и медалями СССР.

Всего РПЦ за годы войны внесла на нужды фронта более 300 млн рублей, не считая драгоценностей.

  1. Рефлексия

Итак, ответьте сейчас на некоторые вопросы.

- Каково было положение церкви перед началом Великой Отечественной войны?

- Осталась ли в стороне РПЦ, когда наша Родина нуждалась в защите?

- Как помогало духовенство в борьбе с врагом?

- Какие взаимоотношения стали во время войны между государством и церковью?

  1. Подведение итогов

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по многим направлениям: патриотические послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории, оккупированной противником; ободряющие проповеди пастырей; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной Армии, а также шефство над госпиталями, детдомами и др.

О спасении страны и её народа тысячу дней и ночей молился, стоя на камне, великий подвижник земли Русской иеросхимонах Серафим Вырицкий, а в далёкой Сирии, затворившись в подземелье, горячо просил Бога защитить православную страну от врага митрополит гор Ливанских Илия.

Правительство было вынуждено сделать шаги навстречу Русской Православной Церкви. Это нужно было для того, чтобы сплотить народ для борьбы против фашизма.

Советское государство, по сути, заключило союз с Русской Православной Церковью. Да и могло ли быть иначе, если перед тем, как встать во весь рост и броситься в атаку навстречу смерти, многие солдаты осеняли себя крестным знамением. А у скольких воинов хранились заветные материнские ладанки, или иконки, или «святые», от смерти оберегающие письма, а то и просто мешочки с родной землёй. Церкви были порушены, но русская православная вера жила!

Классный час

Тема: «Помощь святых во время Великой Отечественной войны»

4 класс

Учитель: Сухорукова Ольга Владимировна

Цель: выявить, какие отношения стали между советской властью и Православной Церковью в годы войны.

Задачи:

изучить материалы о деятельности русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны;

определить роль священнослужителей в победе над фашизмом;

развивать умение вести диалог, использовать полученные знания.

Оборудование: проектор, компьютер.

Подготовка: учащиеся готовят сообщения.

Основные понятия: Великая Отечественная война, Святая Русь, православная вера.

Сценарий классного часа

  1. Вводное слово учителя

Вот уже более 75 лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Все меньше остается свидетелей тех дней, кто на самом деле пережил ужасы и тяготы войны. День Победы не только государственный и народный праздник. Православная Церковь тоже относится к этому празднику с почтением и отмечает его.

О том, что православная вера помогала нашему народу победить в великой войне, мы говорили на прошлом классном часе.

  1. Постановка целей

А сегодня мы поговорим о некоторых фактах удивительных совпадений и о том, как помогали Святые во время Великой Отечественной войны.

  1. Работа по теме

Удивительные совпадения

- Кто помнит, когда началась война? (22 июня 1945 г.)

- Какой праздник отмечали в тот день православные верующие? (День всех святых, в земле Российской просиявших).

 Для верующих людей это был совершенно определённый знак надежды на то, что начатая борьба непременно закончится нашей победой. Ибо нам помогают все святые Земли Русской во главе с Материю Божией.

Это переходящий праздник (он зависит от празднования Пасхи) и в 1941г. попал на 22 июня.

Возможно, вспомнив православную традицию, Сталин в своем обращении к народу сказал «братья и сестры». Видимо, есть особая высшая логика истории в том, что Сталин, ни на день, не прекращавший репрессии, уже в первые дни войны заговорил языком им же гонимой Русской Православной Церкви. Сталин прекрасно понимал, что даже загнанная в подполье, поруганная Церковь влияет на мысли и чувства людей. И только вера способна объединить народ в едином духовном порыве в борьбе с ненавистным врагом.

6 декабря 1941 г., в день памяти великого князя Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой. Эта операция открыла счет большим победам Красной армии в Великой Отечественной войне.

12 июля 1942 г., в день памяти святых апостолов Петра и Павла, был образован Сталинградский фронт. Сталинградская битва оказалась переломным моментом в ходе войны. А 12 июля 1943 г. произошло крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, окончательно похоронившее гитлеровскую операцию «Цитадель», и началось контрнаступление советских войск на Курской дуге.

6 мая 1945г., на Пасху, в день памяти Георгия Победоносца, фашистское правительство дало согласие на капитуляцию вермахта и объявило на весь мир о поражении Германии. И было ли случайностью, что маршал, который принял безоговорочную капитуляцию от немецкого генерал-фельдмаршала, носил имя Георгий, Георгий Константинович Жуков.

Парад Победы на Красной площади состоялся 24 июня 1945 г. — в День Святой Троицы.

  1. Физкультминутка
  2. Работа по теме

1. Нельзя без веры

Учитель:

Да, официально в советское время у нас Бога не было, все были атеистами и коммунистами. Но когда вокруг летят пули, человек невольно говорит: «Господи, помоги…». Нельзя без веры в Бога во время таких жутких испытаний. А все наносное и шелуха быстро отпадает. Посмотрите советские фильмы о Великой Отечественной войне. Как это ни странно, многие бойцы, отправляясь на битву говорят: «С Богом!»

Православная Церковь в мае молитвенно вспоминает тех, кто защищал свой народ и свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Тех, кто погиб, кто работал в тылу, кто жил в оккупации, кто прошел сквозь ад концлагерей, кто восстанавливал страну после войны.

2. Помощь Святых во время ВОВ

- А сейчас мы с вами поговорим о том, как помогали Святые в годы войны.

Видение старцу Пресвятой Богородицы (1 учащийся)

Перед самым началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, одному старцу Валаамского монастыря – Валаамский монастырь в то время переехал на территорию Финляндии и стал называться Ново-Валаамским – было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».

2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию».

3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...».

Важное событие (2 учащийся)

Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить ее народ, стереть с лица земли само понятие – Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судеб страны, а может быть, и для всего мира.

Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, но они совершаются постоянно, только нужно быть в молитве. Не часто такое было в истории народов, и потому они должны оставаться в памяти людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде в том, что не оставлены Промыслом Божиим. Речь пойдет об иконе Божией Матери.

Зима 1941 года. Немцы рвутся к Москве. Страна на грани катастрофы, повсюду паника, страх, уныние. В те дни почти никто не верил в победу – не знали, что делать, видели только погибель.

 Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира, – знал и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа. После того, как началась война, Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, при свете лампады молился перед иконой Божией Матери. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.

Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и сказала, что избран он, истинный молитвенник и друг России для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены из штрафбатов и тюрем, чтобы начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, а город этот сдавать нельзя. «Пусть вынесут, – сказал Она, — чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю». Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.

Действия И.В. Сталина (3 учащийся)

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Все произошло так, как и было предсказано. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.

И еще один факт: Киев, матерь городов русских, был освобожден нашими войсками 22 октября по церковному календарю – в день празднования Казанской иконы Божией Матери (4 ноября по гражданскому стилю). И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь наша, здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда христианство и православную веру.

Учитель:

Закончить наш классный час мне бы хотелось одним стихотворением, которое нашли в простреленной шинели одного солдата - Александра Зацепы:

«Письмо Богу»

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

И понял вдруг, любуясь их мерцаньем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

Не странно ль, что среди ужаснейшего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого, мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,

Что, как ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно… Но теперь я смерти не боюсь.

1944

И ведь действительно не боялись. Потому что были уверены, что гибнут за правое дело, за свою страну, за свой народ!

Это очень важно, чтобы вы знали о подвигах своих предков и о том, что вера в свои силы и вера в помощь Бога помогала вам в любом деле!

Наш с вами долг — сберечь память о подвиге отцов и дедов, быть достойными их, помнить об этой жестокой войне, чтобы больше такого ужаса не допустить никогда.   Роль церкви была огромна. Она являлась вдохновителем на великие дела. Вселяла веру и надежду, что враг будет разбит и Победа будет за нами!

Литература:

  1. «Закон Божий» Для семьи и школы. Протоирей Серафим Слободской. Издание четвертое. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994;
  2. «История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней». Т.1. 1917-1970. СПб: Воскресение, 1997.;
  3. «Крестный путь: Трагедия Русской Православной Церкви. 20-30-е годы». М.Б.Рогачев, М.В.Таскаев;
  4. «О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне». Протоиерей Александр Ильяшенко 7 мая 2011 г. (статья);
  5. «Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)». Ю. А. Фабрика (статья);
  6. «Патриотическая деятельность Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Вадим Якунин, доктор исторических наук, профессор, г. Тольятти.
  7. «Патриотическое служение Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны». М. И. Одинцов (статья);
  8. «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.». Сборник документов / Сост.: О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 2009;
  9. «Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991)». Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995;
  10. «Русская Церковь и война: только 1 колонна танков и 300 миллионов рублей?». Протоиерей Александр Ильяшенко, 8 мая, 2011 г. (статья);
  11. Дамаскин И.А., Кошель П.А. Энциклопедия Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: Красный пролетарий, 2001.
  12. Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. Изд. 4-е.-М.: Издательский дом «Познание», 2018;
  13. Марущак Василий, протодиакон «Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». М.: Даниловский благовестник, 2003;
  14. Поспеловский Д.В. «Русская Православная Церковь в XX веке». М.: Республика, 1995;
  15. Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 16. Нижний Новгород, 2018;

Интернет-источники:

  1. «Спасение России в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» http://andrejhram.cerkov.ru/2013/06/17/spasenie-rossii-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-godov/ 
  2. Инфоурок «Россия в начале XX века» https://www.youtube.com/watch?v=zIK011E9Tio&feature=emb_rel_pause
  3. Фильм Юрия Воробьевского «Дивеево - четвертый удел Богородицы» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3018492712033292005&parent-reqid=1610903017533234-1272081240340152313600110-production-app-host-manwebyp160&path=wizard&text=Юрия+Воробьевского+«Дивеево++четвертый+удел+Богородицы&wiz_type=vital 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа во 2 классе. Тема. Умей дружить.

Цели.1.Выявление представления детей о том, что такое дружба  и каким должен быть настоящий друг.2.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.3.Содействие ...

Разработка классного часа в 3 классе "Вспыльчивость, несдержанность,обида"

Разработка классного часа в 3 классе " Вспыльчивость,несдержанность,обида"...

Разработка классного часа для 1 класса "День знаний" с использованием интерактивной доски.

В разработке представлена презентация  классного часа на интерактивной доске к 1 сентября для первоклашек. Даны комментарии к слайдам....

Методическая разработка классного часа во 2 классе "Береги своё время и время других". Презентация.

Методическая разработка классного часа во 2 классе, презентация...

разработка классного часа в начальных классах на тему "Права человека"

Цель:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с                 Декларацией...

Разработка классного часа для 1 класса на тему "Режиму дня - мы друзья!"

Классный час представлен в виде театральной постановки с использованием различных заданий....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...