Классный час "Без друга в жизни туго" для обучающихся начальной школы, 3 класс
классный час (3 класс)

Шамшеева Марина Байрашевна

Знакомство с понятием "друг", формирование умения дружить, создавать дружный и сплоченный коллектив, развивать творческую активность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_o_druzhbe_23.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

                                     общеобразовательная школа  села Семилетка муниципального района

Дюртюлинский район Республики Башкортостан

Открытый классный час

на тему:

«Без друга в жизни туго»

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                         Шамшеева М.Б.,

                                                                                                                             учитель  начальных классов.

                                                                                                                           

2023

Открытый классный час на тему: «Без друга в жизни туго»

Цель: ознакомить с понятием «друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу; создание дружного и сплочённого коллектива; развивать творческую активность и умение рассуждать.

Задачи:

  • научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
  • дать понятие  дружбы; ознакомить с правилами дружбы;
  • учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали;
  • воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
  • воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу;
  • развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение, позицию
- уметь общаться, слушать и слышать друг друга
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, карточки – настроения, музыка (песня В. Шаинского «Дружба»), рисунок ладони и маленьких  ладошек, словарь Даля,  карточки для работы в паре и группе, памятки  «Законы дружбы».

Форма работы: беседа, индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Технология проведения

             Деятельность учителя              

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I этап

Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

  -Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что классный час принесет нам всем радость общения, ведь сегодня  здесь  собрались близкие  друг другу люди.

(Представить гостей)

- Вы гостей уже поприветствовали? Улыбнитесь гостям добрыми улыбками.        

- Каким бы вы хотели видеть наш классный час?

С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Покажите карточки вашего настроения. 

Настраиваются на работу

Дети улыбаются гостям и друг другу.

Дети поднимают карточку – «настроение»

Личностные УУД

- готовность и способность к  саморазвитию, приобретению новых знаний и умений;

- оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы;

- умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

 Коммуникативные УУД

- умение слушать собеседника;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

II этап

Постановка цели и задач занятия. Мотивация деятельности учащихся.

- Ребята, сегодня мне классный час хочется начать с отрывка из песни В. Шаинского.

- Послушав его, вы узнаете, о ком мы

будем     говорить  на нашем занятии  (Слайд 1.  Звучит песня «Дружба».)

- О ком же мы сегодня будем говорить?

- Верно, а тему нашего классного часа я назвала так: «Без друга в жизни туго»        Слайд 2

- Как вы понимаете это  выражение?    

- На какие вопросы мы сегодня могли бы ответить, что бы вам хотелось узнать?

- Предлагаю сегодня узнать:           Слайд 3

1.  Кто такой настоящий друг

2.  Зачем нужны друзья                              

3.  Правила настоящей дружбы

-  А кто же  такой друг?

-  Давайте за более точным определением обратимся к словарю

Даля.

Дети слушают отрывок из песни

О друге

Определяют задачи  и  формулируют тему

занятия

Дети высказывают   свои  предположения.    

        

        Друг – это тот…

Личностное УУД

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- мотивация деятельности

Регулятивные УУД

- умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

- умение слушать собеседника;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

III этап

Актуализация знаний.

Цель – включить детей в активную деятельность.

- Вот так слово  друг  толкуется в словаре В.И.Даля                                        Слайд 4

Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

- А как вы объясните, что такое дружба?

Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность,привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии,                

преданности, общности интересов, идей, целей.

        - Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые        

коллективы, предприятия, классы.

Есть дружба народов, существуют дружеские отношения

между странами.

Дети высказывают   свои  предположения.    

Познавательные УУД

- умение получать необходимую информацию для работы на уроке;

- извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

- учет разных мнений и умение обосновывать собственное;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

 

IV этап

Первичное усвоение новых знаний.

Цель - усвоение  новых знаний

Физминутка

- А есть ли у вас друг?

- А какими качествами обладают ваши друзья? Какой  он - ваш друг? Расскажите.

-Предлагаю объединиться  в  группы и ответить на вопрос: «Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать настоящий друг?

- Образуйте группы. Напомните правила работы в группе.

- Перед вами слова, на которых написаны качества людей.

- Выберите те качества, которые вы хотели бы видеть в своих друзьях. Приклейте их на лист, который перед вами.

- Готовность покажите рукопожатием.                                                                 Слайд 5

- А почему вы не выбрали другие слова?

-  Все ли качества обязательно иметь другу?

Обоснуйте свой ответ.

 - А кто сам себя считает другом? Посмотрите на список качеств, которые вы выбрали.

- Есть ли в вас данные качества? Приятно ли дружить с вами?

- Можно ли вас считать другом? Обоснуйте свой ответ.

 

Список слов

добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий

хранить секреты, отзывчивый, хорошо учится, любезный, терпеливый, доверчивый, веселый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый, трусливый, жадный, льстивый, богатый, ленивый,  жадный, ябеда, глупый, вор, каприза, задира, лживый, злой, невежа

 - Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими     личными интересами.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности.

Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

- Итак, могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? 
- Давайте попробуем их найти вместе!
Игра с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того, кому передают мяч.


- Так могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? 

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».  Играть будем в паре. Начало пословиц  предложу вам я, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам.

- Напомните  правила работы в паре.

 «Нет друга - ищи,…….(а нашёл – береги)».

  «Старый друг лучше……(новых двух)».

  «Сам погибай, …….. (а товарища выручай)».

 «Друг познается ….. (в беде)».

 - Готовность покажите рукопожатием. Договоритесь, кто-то один подойдёт и на доску прикрепит готовое задание.

- Сравним с эталоном и сделаем вывод.

- Молодцы! Все пословицы собрали правильно!

Дети размышляют

Дети высказываются

и обосновывают своё мнение

Работа в группах

Дети обосновывают свой выбор

Дети высказываются

Меня можно считать другом потому что…

Дети играют в игру.

Высказывания  детей

Работа в паре

Дети озвучивают правила работы в паре

На доске эталон для проверки

Дети сравнивают, обобщают, делают выводы

Коммуникативные УУД

- учет разных мнений и умение обосновывать собственное;

- умение работать в группе.

Познавательные  УУД: осознанное  и произвольное построение  речевого высказывания;

Регулятивные УУД:

- контроль, оценка, коррекция.

Личностные УУД

- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству

Познавательные УУД

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объекта с целью выделения признака.

Коммуникативные УУД

- умение слушать других и выполнять соответствующие упражнения.

Личностные УУД

- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству

Коммуникативные УУД

- умение слушать собеседника;

- учет различных мнений.

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение работать в группе.

Познавательные  УУД: - извлечение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД:  

-  контроль, оценка, коррекция.

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству.

V этап

Первичная проверка понимания

Цель - проверить полноту и осознанность усвоения нового

знания.

Очень много произведений написано о друзьях и дружбе.

- Ребята, послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища».

Что вы можете сказать о мальчиках из этого рассказа?    Слайд 6

   

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

   Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь  и притворился мертвым.

   Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

   Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

- Ну что, - говорит,  - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

- Что вы можете сказать об этих мальчиках?

- Что бы вы сказали друзьям? Медведю?

- Какую пословицу мог сказать медведь друзьям?

- А какой пословицей можно заменить название рассказа?

- Зачем Л.Н. Толстой написал такой рассказ? А разве надо нам читать произведения, которые были так давно написаны? Мы ведь живём в современное время?

Дети слушают рассказ Л. Н. Толстого

        

Дети отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы

Регулятивные УУД

- умение ставить цель на основе того, что уже известно и усвоено;

- умение планировать – определить последовательность действий;

- умение контролировать, соответствует ли результат цели;

- умение оценивать.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Познавательные УУД:  - осознанное  и произвольное построение  речевого высказывания;

-  извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

-А я знаю ещё одну пословицу.

Легче друга потерять, чем найти.

- Как вы думаете, что означает эта пословица? 
- Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? 
- Как  его можно потерять, это же не вещь!?
- А к чему это все может привести?

- Что надо делать, чтобы этого не случилось?

- Что это могут быть за правила?

- Молодцы!

- Сделайте вывод.

– Зачем же нужны друзья?

- Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

-Ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним…

- Человек  останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет  общаться, гулять, танцевать, рисовать…
- Следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила …

Дети обобщают и делают вывод

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника;

- учет различных мнений.

Познавательные  УУД: - осознанное  и произвольное построение  речевого высказывания.

Регулятивные УУД:  

-  контроль, оценка, коррекция.

VI  этап

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель –  организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

- Вот, чтобы этого никогда не случилось, и ваша дружба была крепкой,  попробуйте с соседом  по парте открыть секреты дружбы. По каким правилам надо дружить? Готовность  покажите рукопожатием.  Слайд 7

– А как вы думаете,  могут ли руки помочь подружиться?                                    

– Какими бывают наши руки?

– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

- Предлагаю вам поиграть в игру «Дружеское рукопожатие».

(На доске крепится большая ладонь из бумаги)

-  Ребята, посмотрите, нам протягивает друг ладонь.

- Чем мы должны ответить? Правильно, мы тоже должны протянуть ладонь и пожать ее. Это значит, что к вам хорошо относятся и хотят дружить.

 - Ребята, выбирайте любую ладошку и на обратной стороне напишите 3 слова, каким бы вы хотели видеть своего друга.

- Готовые ладошки прикрепите к большой ладони.

Посмотрите,  какое дружеское, огромное и теплое рукопожатие у нас получилось.

- Расскажите о своих впечатлениях от нашего классного часа. Что нового вы для себя узнали?

- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где именно?

- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

- Обязательно расскажите родителям  о том, что сегодня узнали.

Работа в паре

Добрыми, злыми…

Дети трогают ладони друг друга, высказываются

Протянуть ладонь и пожать её

У детей бумажные цветные ладошки

Дети пишут слова на ладошке и крепят к большой ладони на доску

Дети зачитывают записанные на ладошках слова

Дети высказывают свои мнения

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений и умение обосновывать собственное;

- умение работать в паре.

-  учет различных мнений.

Познавательные  УУД: - осознанное   и произвольное построение  речевого высказывания;

Регулятивные УУД:

- контроль, оценка, коррекция.

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству

Познавательные  УУД: - извлечение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные УУД:

- способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха, связывая с усилиями, старанием, трудолюбием

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

- В заключении я хочу вам подарить памятки «Правила дружбы» и  пожелать найти настоящего друга.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдешь себе друзей. 

 

Дети получают памятки « Правила дружбы»

- И закончить наш классный час, я предлагаю  словами известного героя мультфильма кота Леопольда    Слайд 8

- Напомните их (« Ребята, давайте жить дружно!»)

« Ребята, давайте жить дружно!»

Познавательные  УУД: - осознанное  построение  речевого высказывания.

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности.

                                                                           

 Список использованной  литературы

  1. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка».  
  2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М.А.Александровой «Классному руководителю о классном часе», 2002г.
  3. Л.И.Саляхова  «Настольная книга классного руководителя», 2007г.

4. Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

5. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6. Васильева О.В. Классные часы. 2 класс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

7. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – М.: ВАКО, 2004

  1. Журнал «Начальная школа» 2010 №6,  2006  №8
  2. Стихи о дружбе. http://littlhuman.ru/353/
  3. Толстой Л.Н. «Два товарища». http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=236

11.www.portal-slovo.ru›Педагогика›38110.php

12.www.womenclub.ru/psycology/1214.htm

13.Толстой Л.Н. «Два товарища». http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=236                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие ф...

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

"Программа воспитательной работы с классным коллективом" для обучающихся начальной школы.

Программа воспитательной работа "Компетентный гражданин России" разработана для обучающихся начальной школы. Программа содержит приоритетные направления развития воспитания младших школьников....

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...

Классный час "Любовь спасет мир" для обучающихся начальной школы

В данном конспекте рассматривается понятие любовь для детей начальной школы с разных точек зрения....

Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы "Войди в природу другом".

Программа формирования экологической культуры «Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, раскрывает содержание деятельности учителей начальных классов в данном направлении....