Проект по духовно – нравственному воспитанию младших школьников «Спешите делать добро»
проект (2 класс)

Светлана Степановна Попова

Если говорить о добре, то добро - это то, на чем держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим. Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только доброе. Если не получается, нужно учиться этому, стараться исправиться, увидел что-то плохое в ком-то, значит надо найти что-то оправдывающее, чтобы в конце концов относиться к людям положительно.

«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла

»- говорил В. Ключевский. Легко ли делать добро? Нам кажется, это зависит от того, какой ты человек. Что для тебя важнее: личный покой и беззаботность или забота и беспокойство о других? Будешь ли ты делать добро другому, если это может тебя ущемить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshite_delat_dobro.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 по духовно – нравственному воспитанию

 младших школьников

 «Спешите делать добро»

Срок реализации 1 год

Учитель начальных классов

Попова Светлана Степановна

2021-2022 гг

1.Введение.

Если говорить о добре, то добро - это то, на чем держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим. Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только доброе. Если не получается, нужно учиться этому, стараться исправиться, увидел что-то плохое в ком-то, значит надо найти что-то оправдывающее, чтобы в конце концов относиться к людям положительно.

«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла

»- говорил В. Ключевский. Легко ли делать добро? Нам кажется, это зависит от того, какой ты человек. Что для тебя важнее: личный покой и беззаботность или забота и беспокойство о других? Будешь ли ты делать добро другому, если это может тебя ущемить?

2.Актуальность

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточённости людей, разрушает их внутренний мир личности.

     Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и духовно – нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

     Духовно – нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к духовным и моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом духовно – нравственного воспитания у младших школьников является появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе  духовных и моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

        В школьные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения  к близким, сверстникам, вещам, природе, духовной жизни, усваивает моральные нормы общества. Младший школьник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребёнок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

        Задача учителя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость, сострадание  и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

        Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе Духовно – нравственного воспитания школьника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его духовный и моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах  общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, сначала в дошкольном возрасте, а затем в школьном возрасте. Именно поэтому актуальна разработка проекта по духовно – нравственному воспитанию младших школьников «Спешите  делать добро».

3.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Основания для разработки проекта

1. Национальная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010. №Пр-271);

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; ФГОС второго поколения Российского Образования.

2.  Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

3.   Программа воспитательной работы школы по духовно – нравственному воспитанию.

Цель  проекта.

1.Развитие представления учащихся о добре;

2.Воспитание стремления совершать добрые дела;

3. Развитие адекватной самооценки;

4.Развитие умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций.

Основные задачи проекта

  1. Формировать этические представления о  «доброте», «дружбе», «взаимопонимании», «взаимовыручке», «справедливости», «духовности».
  2. Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.
  3. Воспитывать гуманное эмоционально – положительное, бережное отношение к духовному миру, миру природы и окружающему миру в целом.
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно – нравственном воспитании детей.

Принципы

проекта

1.Личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей

социальной ценностью;

- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;

2. Природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

3. Культуросообразность воспитания:

  • опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
  • изучение и освоение литературной культуры;

4. Гуманизация  межличностных  отношений:

  • уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
  • уважение и терпимость к мнению детей;
  • самоуправление в сфере досуга;
  • создание ситуаций успеха;
  • приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
  • защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

5. Дифференциация воспитания:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках урока, внеурочной деятельности);
  • взаимосвязь всех мероприятий;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

6. Средовой подход к воспитанию:

- педагогическая целесообразная организация среды

проживания ребенка, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

Условия

реализации проекта

  Техническое обеспечение:

1. В школе созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, поставленных данным проектом. В школе имеются: библиотека, актовый и спортивный зал, музей.

Учебные классы оснащены современным оборудованием, имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, компьютерный класс, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности. В достаточном количестве учебная и художественная и педагогическая литература. 

Методическое обеспечение:

Использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

Информационное обеспечение:

Функционирование сайта школы, освещение работы учреждения по реализации проекта, мероприятий.

Возможно освещение работы в СМИ.

 2.Кадровые условия:

  • учитель;

-зам. директора по ВР;

 -учитель музыки;

-организатор физкультурно-оздоровительной работы;

  • обслуживающий персонал.
  1. Охрана жизни и здоровья детей
  • Классный руководитель, учитель музыки  несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей во время работы с ними;

Сфера применения проекта

Данный проект может применяться в любых начальных классах школ. Принципы, задачи и цели, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в дошкольных учреждениях дополнительного образования, претерпевают изменения содержание и отдельные методы работы по духовно-нравственному развитию в зависимости от уровня педагогической культуры родителей, от результатов диагностики всех участников образовательного процесса. Необходимо учитывать психологические, возрастные, индивидуальные особенности воспитанников.

Критерии оценки результатов реализации проекта

Наличие фото - и видеоматериалов о реализации данного проекта.

Трансляция опыта работы школы духовно-нравственного воспитания. 

Система организации контроля над

исполнением проекта

Контроль над исполнением проекта осуществляется классным руководителем, родительским комитетом класса и заместителем директора по воспитательной работе школы.

        4.Цель проекта: Развитие представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие адекватной самооценки; развитие умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций.

        Задачи проекта:

  1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопонимании», «взаимовыручке», «справедливости», «духовности».
  2. Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.
  3. Воспитывать гуманное эмоционально – положительное, бережное отношение к духовному миру, миру природы и окружающему миру в целом.
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно – нравственном воспитании детей.

Вид проекта:

           - по направленности – информационно – практико-ориентированный;

         - по составу участников – групповой;

         - по продолжительности – долгосрочный.

        Участники проекта:

         - обучающиеся 2 класса;

         - классный руководитель;

         - зам. директора по ВР;

         - музыкальный руководитель;

         - родители.

        База проектной деятельности:

МБОУ СОШ УИП №3 2021-2022 учебный год.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Духовное развитие».

Формы работы по проекту.

 - работа с детьми:

  1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
  2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно – ролевых игр с учащимися.
  3. Инсценировки сказок для детей детского садика «Жемчужинка».
  4. Изготовление книжек - малышек для малышей.
  5.  Сочинение стихов и оформления их в сборник, для дальнейшего дарения детскому саду.
  6. Участие в концертах, акциях.
  7. Продуктивная деятельность.

- работа с родителями:

1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.

2.Проведение устных журналов, бесед.

3.Проведение викторины с детьми и родителями «Что такое доброта?»

4.Привлечение родителей к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.

Предполагаемые результаты:

- дети будут иметь этическое представление о «доброте», «дружбе», «взаимопонимание», «Взаимовыручка», «справедливость», «духовность»;

 - у младших школьников будет сформировано стремление помогать, сопереживать окружающим людям;

 - сформируется бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;

 - получат возможность соприкоснуться с православной культурой и получат первые знания и навыки в духовной сфере;

 - повысятся педагогические компетентности родителей в духовно – нравственном воспитании детей.

        Продуктом проектной деятельности является:

- стихи собственного сочинения для малышей;

 - праздник доброты ко Дню пожилого человека.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный – сентябрь

Задачи:

1.Изучить эмоциональное отношение обучающихся к духовно – нравственным нормам.

2. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

Мероприятия

Цели и задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Методика «Сюжетные картинки» и

«Фрагменты мультфильмов с различными ситуациями».

 - изучить эмоциональное

 отношение школьников

к духовно – нравственным нормам.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Воспитание чувств» (Приложение 2)

 -выявить проблемы родителей в духовно – нравственном воспитании детей.

II – этап –основной – октябрь –март.

Задачи:

1. Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на духовно – нравственное воспитание школьников.

5. План работы по реализации проекта по духовно – нравственному воспитанию младших школьников «Спешите делать добро»

Формы работы

Программное содержание

Сроки реализации

Дидактические игры:

 - «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 -«Благородные поступки»,

 -«Как я дома помогаю»,

 - «Цветок добрых дел»,

 -«Давайте говорить друг другу комплементы»,

 - «Пожелания»,

 - «Вежливый ручеёк»,  

- «Пирамида добрых дел».

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательнее друг к другу; воспитывать в детях культуру поведения.

В течение всего проекта

Уход за комнатными растениями, кормление зимующих птиц.

Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, стремления беречь и любить растения и животных, ухаживать за ними. Воспитывать умение работать сообща, оказывая друг другу помощь.

В течение всего проекта.

Просмотр демонстрационного материала:

 - «Уроки доброты»,

 - «Я и моё поведение»,

 - «Уроки вежливости»,

 - «Я и другие»,

 -  « Чувства, эмоции».

Формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развивать речь детей, умение высказывать свои суждения.

Еженедельно.

Беседы:

 - «Доброе дело делай смело»,

 - «Добрый человек поймёт по взгляду, в трудную минуту будет рядом»,

 - «Мы маленькие дети на большой планете»,

 - «Что значит быть добрым?»,

 - «Труд человека кормит»,

 - «Как и чем можно порадовать близких?»,

 - «Наши добрые слова»,

 - «Как мы можем позаботиться о старших».

 - «Наши маленькие друзья».

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственные темы. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Еженедельно.

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе.

Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе

В течение всего проекта

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:

 - В. Осеева «Волшебное слово»;

 - Е. Пермяк «Самое страшное» ;

- В. Осеева «Просто старушка»;

 - А. Барто «Вовка – добрая душа»;

 - Л.Н. Толстой «Старик сажал яблоню»;

 -  Л.Н. Толстой «Два товарища»;

 - А. Барто «Друзья, вот вам стихи о мальчике одном»;

  - В. Кривошеев «Добрый день»;

 - В. Сухомлинский     « Внучек и старый дед»;

 -А. Шибаев «Дед и внук»;

 -Н. Носов «Огурцы»;

 - С. Маршак «Сказка о неизвестном герое»;

 - В. Катаев «Цветик – семицветик»;

 - Русская народная сказка «Как аукнется, так и откликнется»,

 - «Хаврошечка».

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношения с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать своё отношение к поступкам героев, делать выводы. Создать рисунки к каждому произведению.

В течение всего проекта

Трудовая деятельность в классе, школе, на территории школы и Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», уборке Мемориала советским воинам, могил партизан в парке, оказание помощи престарелым людям.

Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда, воспитывать чувство ответственности за порученное дело, желание помогать товарищам, людям старшего возраста, проявлять дружеские чувства, воспитывать заботливое отношение к малышам.

Учить действовать по просьбе взрослых и понимать значение своего труда для других.

Участие в концерте, посвящённом Дню пожилого человека, «Рождество Христово», «Пасха» при воскресной школе и другие.

Сформировать представление о празднике «День пожилого человека», «Рождество Христово», «Пасха». Способствовать формированию заботливого отношения к пожилым людям, знакомству с православными праздниками.

октябрь, январь, апрель.

 «Путешествие в страну Добра»

Уточнить у детей этические представления о «добре», «дружбе», «взаимовыручке». Закрепить знания о правилах культурного поведения и хороших манерах.

октябрь

Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»

- Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствия,

- закрепить знание сказок.

октябрь

Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему.

-Сформировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения, ответные чувства за заботу окружающих;

- закрепить навыки культурного поведения.

В течение всего проекта

Сочинение сказки «Красная шапочка и добрый волк».

- Учить видеть положительные и отрицательные качества героев.

- Записать и оформить сказку для детей детского сада.

октябрь

Театрализация сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас» для детей детского сада «Жемчужинка»

- Учить детей доставлять радость для других, проявлять внимания и заботу о малышах.

октябрь

Участие в акции «Дети –детям» - выступление в концерте для детей.

- Воспитывать основы толерантности, доброжелательное отношение к сверстникам.

ноябрь

Участие в акции «Покормите птиц зимой».

- Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них.

ноябрь. декабрь, январь, февраль,

март.

Участие в акции «Щедрый Вторник»

- Сформировать у детей навыки чуткого отношения к чужим проблемам, сопереживание, стремление всегда прийти на помощь в трудную минуту.

ноябрь

Участие совместно с родителями в спортивных праздниках.

- Сплотить родителей и учащихся. Формировать умения договариваться, преодолевать трудности сообща.

В течение всего проекта.

Изготовление подарков для мам и бабушек, пап и дедушек, участников и ветеранов ВОВ. Выступление с праздничными концертами, согласно датам.

- Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям, желание заботиться о них.

- Воспитывать патриотизм, через умение и навыки помнить о людях, подаривших нам мир и счастливое детство –ветеранах.

В течение всего проекта.

Изготовление подарков для инвалидов.

- Закреплять понятие «доброта», «добрый», «милосердный».

- Развивать умение чувствовать внутренний мир другого человека,

- сформировать культуру общения.

декабрь

Участие в акции «Ёлочка – зелёная иголочка»

-изготовление плакатов «Не рубите ели!» и размещение их на информационных стендах нашего села.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, стремление беречь растения.

декабрь

Тематический день «Спасибо».

 -Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми, правилами употребления слов благодарности.

январь

Викторина с детьми и родителями «Если добрый ты».

- Закрепить знание пословиц, сказок, стихотворений о доброте.

- Развивать взаимовыручку, дружеские взаимоотношения между детьми и родителями.

 - Объединить детей и взрослых в совместной деятельности.

Февраль

Праздник доброты.

 - Способствовать формированию у младших школьников доброты и милосердия, расширить знания о их роли в жизни каждого человека.

Развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки; чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности, навыки культурного общения.

апрель

Работа с родителями по реализации проекта по духовно – нравственному воспитанию школьников «Спешите делать добро».

Консультации:

1. «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

2. «Воспитание в труде».

3. «Воспитание добротой».

4. «Ты» или «Вы»? О речевом этикете школьника».

Рекомендации:

  1. «Вежливость воспитывается вежливостью».

Советы для родителей:

  1. «Умение воспитывать в детях доброту».
  2. Памятка «Воспитываем в ребёнке доброту».
  3. Папка -  передвижка «Уроки доброты».

3 этап – заключительный – апрель.

Задачи:

- Анализ результатов работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

 - познакомить родителей с результатами работы по проекту «Спешите делать добро».

 -Обобщить опыт.

Мероприятия

Цели и задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

  1. Диагностика. Анализ результатов.

 - выявить уровень знаний детей о «доброте», «дружбе», «Взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»; представления о сопереживании и сочувствии к другим людям.

Работа с родителями.

  1. Презентация проекта.

 - показать родителям результаты работы по проекту;

 - поощрить активных участников проекта;

 - привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году.

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный проект способствует обогащению нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно- ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике, стимулирует инициативность детей в проявлении внимании и заботы, быть полезным другим. Реализация данного проекта помогло приобщить молодое поколение к вечным нравственным ценностям, сплотить обучающихся и их родителей в совместной работе.

7.Список используемой литературы


1 .Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в начальных классах-  2004-207с.

2. Загик Л.В. «Учителю о работе с семьёй» Журнал «Школьное воспитание»,3/98

3. Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.

4. Фесюкова Л. Б. Беседы по картинкам ( Чувства. Эмоции. ) демонстрационный материал, Из-во ТЦ « Сфера», 2006г.


5. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для детей», Книголюб, Москва,2004г.

6. Художественная детская литература.

- В. Осеева «Волшебное слово»;

 - Е. Пермяк «Самое страшное» ;

- В. Осеева « Просто старушка»;

 - А. Барто «Вовка – добрая душа»;

 - Л.Н. Толстой «Старик сажал яблоню»;

 -  Л.Н. Толстой «Два товарища»;

 - А. Барто «Друзья, вот вам стихи о мальчике одном»;

  - В. Кривошеев  «Добрый день»;

 - В. Сухомлинский « Внучек и старый дед»;

 -А. Шибаев «Дед и внук»;

 -Н. Носов «Огурцы»;

 - С. Маршак «Сказка о неизвестном герое»;

 - В. Катаев «Цветик – семицветик»;

 - Русская народная сказка «Как аукнется, так и откликнется»,

 - «Хаврошечка».

Приложение 1.

Методика «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребёнку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция:

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь картинку и почему?

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребёнка, а также его объяснения. Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, что позволит выявить отношения детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) –на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов – ребёнок неправильно складывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребёнок правильно складывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно складывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; Эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

Приложение 2.

Анкета «Воспитание чувств»

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по духовно – нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

  1. Считаете ли Вы необходимым воспитание у ребёнка таких качеств, как отзывчивость, доброта, сочувствие?

-да;

 - нет;

 - частично.

2. Удалось ли Вам построить со своим ребёнком доверительные отношения?

 -да;

 -нет;

 -частично.

3.Что Вас беспокоит в отношениях ребёнка с окружающими? _____________________________________________________

4. Всегда ли отношения взрослых с ребёнком в Вашей семье носят доверительный, дружеский характер?

 -да;

 -нет;

 -частично.

5.Привлекаете ли Вы ребёнка к участию в будничных делах семьи?

 - да;

 - нет;

 - частично.

6.Может ли Ваш ребёнок словами выражать сочувствие, сопереживание?

 -да;

- нет;

 -частично.

7. Часто ли Вы беседуете со своим ребёнком на тему «Добрых дел и поступков»?

 - часто;

 - иногда;

 - никогда.

8. Какие добрые дела Вы совершаете совместно со своим ребёнком?___________________________________________________________________________________________________________________________  

Приложение 3.

Картотека дидактических игр.

«Что такое хорошо и что такое плохо?

Цели: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни.

Демонстративный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом  поведении человека, детей, класса.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами показывают своё отношение к хорошему и плохому поведению ( плохое поведение -  делают сердитое лицо, грозят пальчиком; хорошее – улыбаются, одобрительно кивают головой). Отвечают на вопросы учителя.

Примерные вопросы:

Сегодня Ваня опять кидался в столовой хлебом? Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой показывают учителю или показывают жестами.

Что ждёт Ваню за такое поведение? Ученики отвечают.

«Благородные поступки».

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.

Формировать понимание того, что поступком называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик.

Ход игры:

Ученикам предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам(женщинам) и мальчикам (мужчинам). Учитель кидает в руки мяч одному  из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мячик следующему игроку по своему желанию..

Например:   Благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку, защищать девочку; помогать девочке переносить тяжёлые вещи; когда девочка выходит из транспорта или со сцены, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться. Подать ей пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени;  при встрече с мальчиком поздороваться; хвалить мальчика за проявленное внимание; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других учащихся или людей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки.

«Мешок плохих поступков».

Цели: Учить детей быть самокритичными, честными.

Ход игры: Учащиеся получают чёрные бумажные кляксы. Учитель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции; злость, обиду, грусть. И когда, в группе продлённого дня пойдут гулять. Мешок этот выбросить в контейнер для мусора.

«Цветок добрых дел»

Цель:

Формировать стремления детей ежедневно совершать добрые дела.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку.

Ход игры: Игру можно проводить со всем классом так и группой учеников. Ребятам предлагается собрать  «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребёнку взять лепесток и говорить , какие добрые дела он успел совершить сегодня в течение дня. Школьники перечисляют положительные поступки по очереди, а учитель крепит лепестки на середину цветка. Когда цветок будет собран, ребята могут себе поаплодировать.

« Как я дома помогаю?»

Цели:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин, мужчин, девочек, мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома, в семье,(поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, играют с младшими сёстрами и братьями, чинят игрушки и т. д.) Можно игру разнообразить. Пусть ученики перечисляют обязанности. Которые выполняют их мамы. А потом папы.

«Давайте говорить друг другу комплементы».

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатию к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: Учитель приносит «Волшебный цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Ученикам предлагается передать цветок любому однокласснику и сделать ему комплемент. Если кто – то окажется без внимания, учитель делает комплемент этим детям, или намекает классу о том, что есть ребята, оставшиеся без комплемента.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательнее друг к другу, уметь проявлять симпатию к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка или подушка - сердечко.

Ход игры:

Учащиеся встают в круг лицом друг к другу. Передают сердечко друг другу, говорят свои пожелания «Я желаю тебе….».

«Вежливые слова»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки. На которых изображены разные ситуации: ученик толкнул другого, ученик поднял упавшую вещь, ученик жалеет другого ученика, и т. д.

Ход игры:

Учащиеся рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ученик затрудняется, задавайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

 -Как ты отблагодаришь человека за помощь?

  - Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)

 - Что нужно говорить при встрече с человеком?

 - Что нужно говорить всем при уходе домой?

 - Что нужно говорить, просыпаясь утром, приходя в школу?

 - Что ты скажешь, если кого - нибудь нечаянно толкнёшь или заденешь?

 и т. д.

Ученики должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи и многие др.

«Копилка добрых дел»

Цель: Формировать навыки выполнение ежедневных добрых дел.

Материал: бумажные цветные сердечки.

Ход игры:

Учащиеся получают на день по 10 сердечек. В конце учебного дня, учитель предлагает складывать в коробку сердечки тех учеников. Кто за день совершил, какие-то добрые поступки, при этом ученику надо вслух произнести, что он сделал. Учитель должен обязательно похвалить.

 -Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу.

Картотека ситуаций для обыгрывания.

1 ситуация:

Девочка влажной тряпочкой протирала строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Она растерялась, а к ней подошёл мальчик….

Что он будет делать?

2 ситуация:

Ученики рисовали каждый на своём листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3ситуация:

Кристина пришла в школу с красивыми новыми заколками. Матвей подошёл к ней, дёрнул за косичку, и заколка свалилась на пол. Он рассмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

Что сказала бы мама?

 - Когда вы разлили молоко.

 - Наступили бы кому -  нибудь на ногу.

 - Разбили вазу.

 - Обидели вазу.

Ученики обыгрывают ситуации.

5 ситуация:

Аня делала подарок маме. Братик побежал, и часть листочков упали на пол. Девочка готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Аня улыбнулась братику и сказала….

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось мало. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была очень рада. Она…..

7 ситуация:

Ваня построил гараж для машины. Миша спросил: « И я с тобой буду строить». Как бы об этом спросили друга?

Строить Миша не умел, и его стройка развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша?

И они дружно начали играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно- нравственному воспитанию учащихся "Жизнь дана на добрые дела".

Основная цель мероприятия- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро- духовная радость.В ходе мероприят...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Дом Добрых Друзей"

Программа составлена на основе Примерной программы Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации "Об Образовании", Станд...

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"

Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Внеклассное мероприятие духовно - нравственного направления : «Спешите делать добрые дела» (2класс)

laquo;Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».В.О.Ключевский....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей «В мире добра».

Клуб «В мире добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования....

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Добрые дела» 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Добрые дела»  1-4 классы...