Опыт работы с родителями обучающихся начальной школы
статья

Пурмак Наталья Евгеньевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы с родителями обучающихся начальной школы

        Каждому учителю, а особенно классному руководителю, необходимо понимать, что родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. 

Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Зачастую семьи оказываются в сложных ситуациях: социальных, финансовых и др. В такие моменты семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

      Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. в качестве которого я здесь выступаю. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Я считаю, что главная задача классного руководителя сделать родителей своими единомышленниками.

Что я делаю как классный руководитель:

1) Знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса школы;

2) Занимаюсь психолого-педагогическим просвещением родителей;

3) Вовлекаю родителей в совместную с детьми деятельность;

4) Помогаю скорректировать родителям воспитание в особых случаях;

5) Налаживаю взаимодействие с общественными организациями

 Как происходит взаимодействие с родителями:

  • Организую родительские конференции, собрания, индивидуальные встречи родителей и учителей;
  • осуществляю работу телефонной линии, по которой родители могут связаться со мной или другими учителями нашей школы и получить консультацию по интересующему их вопросу;
  • использую средства телекоммуникации и электронной почты;
  • разрабатываю домашние задания, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
  • провожу неформальные встречи родителей, детей, и учителей ( праздники, конкурсы, фестивали и т.д.)
  • проявляю уважение при общении с родителями с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности.

Я считаю, что от согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Как мне удаётся достичь положительных результатов в работе с родителями?

Формы работы с родителями

Индивидуальные

  • посещение на дому;
  • приглашение в школу;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • переписка.

Групповые

  • родительский лекторий;
  • тематические консультации;
  • классные детские мероприятия;
  • родительские вечера.


Коллективные

  • классные родительские собрания;
  • общешкольные родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • концерты;
  • выставки учебных работ;
  • творческие отчеты.

 

   Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.  Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.  По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов: 

 Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).

  1. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
  2.  Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
  3. Комбинированные собрания (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.

Каждое родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов: 

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания я знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих. Другими словами – это тематическое сообщение.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители задают вопросы, оценивают значимость собрания, актуальность, полезность. Высказывают своё мнение.
  6. Личные индивидуальные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов: 

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!
  2. Помогайте!
  3. Объясняйте!
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

 Важно! 

  1. Говорить о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечать успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалить, то всех – за что – нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Кроме того, я привлекаю родителей к организации праздников : «Мама, папа, я – спортивная семья». Моя многолетняя практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы. «Путешествуем вместе»  и т.д,

Совместные мероприятия

 Профессии родителей

 Игровые программы

 Дни именинника

Традиционные праздники класса

Фотовыставки

Проведение экскурсий (за последние 3 года мы вместе с родителями совершили около 30 экскурсионные поездки), приняли участие в более 15 выставок (фото-выставки, выставки рисунков, поделок и т.д), городских мероприятий. Дети моего класса неоднократно становились победителями таких конкурсов: «Птичья столовая», «Конкурс щитов».

 Заключение

Я считаю, что работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Поддержка со стороны родителей очень важна для любого учителя, а не только для классного руководителя.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов

воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Первым и решающим условием положительного взаимодействия я считаю доверительные отношения между мной и родителями. Мне очень важно, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Не менее важен для меня диалог с родителями , обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка так как цель у меня с родителями одна: это формирование прежде всего всесторонне-развитого, грамотного, успешного и уверенного в себе человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»

ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...

Работа с родителями обучающихся начальных классов.

Работа с родителями обучающихся начальных классов.Рекомендации для родителей. Ситуации для родительских собраний. Памятки для родителей....

Памятка для родителей обучающихся начальной школы на весенние каникулы.

Памятка разработана для родителей обучающихся в начальной школе. Используется учителем при уходе на весенние каникулы....

Рекомендации для родителей обучающихся начальной школы

Брошюра по теме "Как организовать свободное время ребенка"...

«Эффективные техники взаимодействия с родителями обучающихся начальной школы

laquo;Эффективные техники взаимодействия с родителями обучающихся начальной школы...