Рабочая программа курса ВД "Арт-студия "Моё творчество""
рабочая программа (1 класс)

Монастырева Светлана Григорьевна

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-studiya_moyo_tvorchestvo_1_klass.docx59.26 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к дополнительной общеобразовательной программе,

утверждённой приказом № 591-0 от «30 » августа 2023 г

Программа курса внеурочной деятельности

творческого направления

«Арт – студия «Моё творчество»

Автор-составитель:

Монастырева Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Рассчитана на детей 7-8 лет

Срок реализации программы: 1 год

с. п. Салым

2023-2024

Пояснительная записка

Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы.

Актуальность. Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. Всестороннее представление ребенка об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Практическая значимость. Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Также обучающиеся могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни.

Цель программы - формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности  посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей. воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

  • формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
  • деятельности: изготовление игрового материала, флористики, декупажа, бумагопластики, дизайна.
  • развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

Внеурочная деятельность «Арт – студия «Моё творчество»»  в 1  классе реализуется в объёме 1 час  в неделю, 33 учебных часа в год.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
  • понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Предметные результаты:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • объяснять эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
  • знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;  
  • учащиеся научатся организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учётом замысла.

Ожидаемые результаты и способы их измерения

Личностные результаты  (формируемые личностные УУД)

сформировано умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении коллективной работы

сформированоа способность с саморазвитию и самообразованию

сформировано знание о культуре своего народа

сформировано осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Метапредметные результаты (Формируемые регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

сформирована умение работать в коллективе

сформировано умение самостоятельно ставить цель и добиваться результата

Предметные результаты сформировано навык умения работать с художественными материалами сформировано самовыражение и ориентации в пространстве культуры.

Содержание курса (1 класс)

Раздел «Живопись» - 10 ч.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Раздел «Графика» - 10 ч.

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

 Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Раздел «Скульптура» - 4 ч.

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Раздел «Аппликация» - 4 ч.

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.

Раздел «Бумажная пластика» - 3 ч.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.

Раздел «Работа с природными материалами» - 2 ч.

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Изображение уголков природы – листья, цветы, деревья.

Учебно- тематический план курса внеурочной деятельности «Арт-студия «Моё творчество»»

№ п/п

Наименование

 раздела

Кол-во

часов

теоретические

практические

1

«Живопись»

10

5

5

2

«Графика»

10

5

5

3

«Скульптура»

4

2

2

4

«Аппликация»

4

2

2

5

«Бумажная пластика»

3

1

2

6

«Работа с природными материалами»

2

1

1

Всего

33

16

17

Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Раздел программы, тема

Всего часов

Количество часов

Практика

Теория

1 четверть (9ч)

1

07.09

Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». Выполнение набросков с натуры.

1

0,5

0,5

2

14.09

Рисование листьев деревьев.

1

0,5

0,5

3

21.09

Рисование листьев деревьев.

1

0,5

0,5

4

28.09

Рисование дерева.

1

0,5

0,5

5

05.10

Рисование цветов.

1

0,5

0,5

6

12.10

Рисование цветов.

1

0,5

0,5

7

19.10

Рисование птиц.

1

0,5

0,5

8

26.10

Рисование птиц.

1

0,5

0,5

2 четверть

9

09.11

Сюжетная работа.

1

0,5

0,5

10

16.11

Сюжетная работа.

1

0,5

0,5

11

23.11

Введение. Типы линий.

1

0,5

0,5

12

30.11

Введение. Типы линий.

1

0,5

0,5

13

07.12

Работа цветными карандашами

1

0,5

0,5

14

14.12

Работа цветными карандашами

1

0,5

0,5

15

21.12

Работа фломастером

1

0,5

0,5

16

28.12

Работа фломастером

1

0,5

0,5

3 четверть

17

11.01

Вид графики. Гравюра

1

0,5

0,5

18

18.01

Вид графики. Гравюра

1

0,5

0,5

19

25.01

Введение. Типы линий.

1

0,5

0,5

20

01.02

Введение. Типы линий.

1

0,5

0,5

21

08.02

Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином

1

0,5

0,5

22

15.02

Выполнение творческих работ. Лепка с натуры.

1

0,5

0,5

23

29.02

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти.

1

0,5

0,5

24

07.03

Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка.

1

0,5

0,5

25

14.03

Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации.

1

0,5

0,5

26

21.03

Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация.

1

0,5

0,5

4 четверть

27

04.04

Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация.

1

0,5

0,5

28

11.04

Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация.

1

0,5

0,5

29

18.04

Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги.

1

1

0

30

25.04

Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа.

1

0

1

31

02.05

Выполнение творческих работ по рисунку, схеме.

1

0

1

32

16.05

Введение. Методы  работы с природными материалами.  Аппликация из листьев.

1

0,5

0,5

33

23.05

Введение. Методы  работы с природными материалами.  Цветы и деревья.

1

0,5

0,5

ИТОГО

33

16

17

Материально-техническое обеспечение

           Технические средства обучения:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Интерактивная доска.
  • Компьютер.
  • Принтер.

          Экранно-звуковые пособия:

  • Мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные

с содержанием курса.

Материально-техническая база

  • Набор для ручного труда
  • Декоративные наборы
  • Набор канцелярских товаров

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы канцелярские с закруглёнными концами;
  • фигурные ножницы;
  • офисные булавки;
  • кисточка для клея;
  • канцелярский нож.

Материалы:

  • двухсторонняя цветная бумага для квиллинга;
  • картон белый и цветной;
  • природный материал;
  • гофрированная цветная бумага;
  • салфетки бумажные;
  • пенопласт;
  • тесьма;
  • клей ПВА.

Список литературы для педагога

  1. Выгонов В. Изделия из бумаги.
  2. Гомозова Ю.Б. Праздник своими руками
  3. Долженко Г.100 поделок из бумаги.
  4. Дюмина Г. Уроки детского творчества.
  5. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru.
  6. Интернет-ресурс: Рукодельная рассылка с лучшими мастер классами.
  7. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни.
  8. Перевертень Г.Н. Самоделки из разных материалов.
  9. Хвостова Д. Большая книга поделок.
  10. Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС

Программа поможет в организации  внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Радуга творчества" 4 класс

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС , содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа направлена на формирование творческих способност...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речевое творчество

Программа составлена по курсу Каландаровой Н "Уроки речевого творчества"...

Рабочая программа курса "Радуга творчества" 4 класс.

Пояснительная записка Программа  «Радуга творчества » разработана на основе:               - закона Российской Федерации « Об образо...

Рабочая программа курса Дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество в православной культуре"

Дополнительное образование в школе является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, для развития интеллектуальных и творческих способнос...