«Сказкотерапия»
рабочая программа (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Программа «Сказкотерапия» для обучающихся 3-5 класов, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных  эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skazkoterapiya.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

«Сказкотерапия»

Для обучающихся 3-5 классов

2018-2020 учебный год

Программу составила :

Учитель первой  категории

Епифанова Т.А

                                                Смоленск 2020

1.Пояснительная записка.

Программа «Сказкотерапия» для обучающихся 3-5 класов, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных  эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Задачи программы:

  •  Снятие эмоционального напряжения;
  •  Снижение уровня тревожности и агрессивности у обучающихся.
  • Создание игровой доверительной атмосферы и установление межличностного контакта с педагогом;
  • Формирование у обучающегося  адекватной самооценки,  формирование желания нравиться себе и другим людям;
  • Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
  •  Развитие у обучающегося чувства уверенности в себе, в собственных силах;
  •  Развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми.

Сказкотерапия дает возможность обучающимся с ОВЗ понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценностях. Она помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Программа позволяет развивать  коммуникативные навыки, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивать чувство юмора, улучшать мелкую и общую моторику, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Все занятия проходят в игровой форме.

Программа «Сказкотерапия»  включает следующие разделы: «

  • Русские народные сказки»
  • «Терапевтические сказки»
  • «Сказки русских писателей».

Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.

2.Общая характеристика программы.

  Программа «Сказкатерапия» – это один из  методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Сказка –открытый для понимания детей, материал.   Терапевтическая, «лечебная» сила в сказке появляется тогда, когда сказка  обсуждается. Обсуждая сказку, взрослый задает вопросы, обращает внимание на отдельные моменты, высказывает свою точку зрения, предлагает новые пути решения. Именно  углубление в сказку и делают ее терапевтической.  

Главные правила занятий по сказкотерапии: сказка должна соответствовать характеру, возрасту, проблемам и особенностям жизненной ситуации ребенка; сказка непременно должна задействовать эмоции, рождать надежду, бережно вести ребенка к переменам. Сказка не должна стыдить или высмеивать того, кому она адресована, она не должна пугать или лишать надежды.  

К основным  видам  деятельности на занятиях по  сказкотерапии можно отнести: слушание  сказки,  видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги, рассказывание от 1 и 3 лица,  обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках, рассказывание и придумывание продолжения,  сочинение  собственной сказки, имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов),  куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки), медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс),  сказочный диалог, творческое воплощение сюжета сказки  (рисование, раскрашивание, аппликация, декоративно-прикладное творчество)

3.Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Русские народные сказки

14

2

Терапевтические сказки

7

3

Сказки русских писателей

13

Всего

34

Наименование раздела

Краткая характеристика содержания раздела

1

Русские народные сказки

Народные сказки: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Рукавичка», «Заячья избушка», «Заяц-хвастун», «Кот и Лиса».

2

Терапевтические сказки

«Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки), «В темной норе» (снижение страха темноты),  «Обещание» (формирование привычки  выполнять обещания и обязанности), «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого), «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения).

3

Сказки русских писателей

С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»;  К. Чуковский «Тараканище», «Муха-Цокотуха»,  В. Сутеев. «Кто сказал «мяу», «Цыпленок и утенок».

 4.   Содержание  программы

Планируемые результаты

Личностные результаты: 

1.        Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

- знает свое фамилию, имя;

- знает что он (она) мальчик (девочка);

2.       Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности  с одноклассниками (детьми);

- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности  со взрослыми;

3.        Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

- понимает и ведет себя как ученик;

4.        Формирование уважительного отношения к окружающим.

- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;

- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;

5.        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;

6.        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

- знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте)

7.         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

- знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);

8.        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие;

9.        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;

 - умеет корректно привлечь к себе внимание;

- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;

10.        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- бережно относится к результатам своего и чужого труда

- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома

Предметные результаты:

-расширение и углубление знаний об окружающем мире;
- развитие   различных    анализаторов:  зрительных, слуховых, кинестетических;

- повышение позитивного фона настроения;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение первичных навыков саморегуляции;

- формирование желания нравиться себе и другим людям;

- развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми

Базовые учебные действия: 

1. Формирование учебного поведения:  

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

3.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Календарно-тематическое планирование по сказкотерапии на 2020-2021 учебный год

4-5 класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Виды учебной деятельности

Русские народные сказка -14 ч.

1.

Сказки. Сказочные герои

1

Представление героев сказок. Беседа о качествах характера сказочных героев. Рассказывание знакомых сказок. Обсуждение. Работа с разрезными картинками

2.

Русская народная сказка «Теремок»

1

Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с  раскраской

3.

Русская народная сказка «Теремок». Работа с книгой. Рассказывание по ролям

1

Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание сказки по ролям

4.

Русская народная сказка «Курочка Ряба». Театрализация.

1

Видео-просмотр сказки. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание и придумывание продолжения сказки. Театрализация (преображение с помощью элементов костюма: платок, кепка, маски).

5.

Русская народная сказка «Репка».

1

Видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Игра в кукольный театр. Лепка.

6.

Русская народная  сказка  «Маша и медведь».

1

Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с  раскраской.

7.

Русская народная сказка  «Маша и медведь».

1

Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание  сюжета сказки по ролям.  Аппликация

8.

Русская  народная сказка «Колобок».

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Работа с разрезными картинками.

Лепка.

9.

Русская  народная сказка «Колобок».

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.

10.

Русская  народная сказка  «Рукавичка»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рисование.

11.

Русская  народная сказка  «Заячья избушка»

1

Просмотр видео.  Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Раскрашивание.

12.

Русская  народная сказка  «Заячья избушка»

1

Прослушивание аудио – записи. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация

13.

Русская  народная сказка  «Заяц-хвастун»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. рассказывание и придумывание продолжения. Работа с разрезными картинками.

14.

«Сказка -ложь, да в ней намек!» Обобщение по разделу.

1

Просмотр видео-фрагментов сказок. Узнавание героев.  Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о  сказках,  их героях и  поступках. Озвучивание отдельных сюжетов сказок.

Терапевтические сказки-7ч.

15.

Сказка «В темной норе»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «В темной норе»   (направлена на снижение страха темноты). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.  Аппликация.

16.

Сказка «Обещание»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Обещание» (формирование привычки  выполнять обещания и обязанности). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание от первого лица (диалог с использованием жестов).

17.

«Сказка про лисенка»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Работа с раскраской.

18.

«Сказка про медвежонка-невежу»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения),  рассказывание и придумывание продолжения.    Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Рисование

19.

«Сказка про Зайца-забияку»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Сказочный диалог. Рисование

20.

«Сказочная страна». Обобщение по разделу

2

Слушание отрывков из  сказок, воспроизведение сюжетов, героев. Работа с сюжетными картинками по темам терапевтических сказок.  Обсуждение, размышление о  сказках,  их героях и   поступках. Сказочный диалог.  Работа с разрезными картинками.

Сказки русских писателей-13

21.

С.Я. Маршак «Кошкин дом»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Работа с разрезными картинками.

22.

С.Я. Маршак «Кошкин дом»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Театрализация

23.

С.Я. Маршак  «Сказка о глупом мышонке»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Раскрашивание

24.

С.Я. Маршак  «Сказка о глупом мышонке»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог.

25.

К. Чуковский «Тараканище»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рисование.

26.

К. Чуковский «Тараканище»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке. Различение героев сказки по внешним признакам, голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Лепка

27.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Работа с разрезными картинками

28.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

1

Просмотр сказки. Узнавание героев. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание, заучивание отрывка (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог.

29.

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Раскрашивание.

30.

В. Сутеев  «Кто сказал «мяу»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.

31.

В. Сутеев  «Цыпленок и утенок»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рисование.

32.

В. Сутеев «Цыпленок и утенок»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация

33.

Сказки русских писателей. Обобщение по разделу.

1

Слушание отрывков из  сказок, воспроизведение сюжетов, характеристика героев. Работа с сюжетными картинками по темам  сказок.  Обсуждение, размышление о  сказках,  их героях и   поступках. Сказочный диалог.  Работа с разрезными картинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Сказкотерапия

Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...