представление о гражданско-патриотическом воспитания
статья (4 класс)

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr-pot.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Понятия «гражданственность» и «патриотизм»

Принятое поспешное решение в первые годы после распада Советского Союза об исключении из обучающих программ предметов идеологической направленности привело к отсутствию нравственных ценностей у детей и подростков, снижению морально-этических качеств и даже росту преступности.

По этой причине планы школьных и дошкольных учреждений были пересмотрены и в детях стали опять с самого раннего возраста развивать патриотизм и гражданственность.

Понятие «патриотизм» понятно большинству людей очень хорошо и означает оно особое отношение, нравственную позицию, выражающуюся в любви к родной земле и стране, в уважении к прошлому, культуре, языку, готовности жертвовать различными благами и иногда жизнью в ситуациях, когда это необходимо.

Патриотизм проявляется в духовном единении народа страны, активной гражданской позиции и поэтому тесно связан с таким понятием как «гражданственность».

Границы этого термина несколько размыты, однако в большинстве случаев под гражданственностью понимают особые качественные характеристики личности, которые позволяют ей активно и сознательно выполнять свой долг и обязанности перед социумом и Родиной.

Целью любого цивилизованного общества является воспитание сознательных, законопослушных граждан, которые способны критически мыслить, приносить пользу и достойно защищать её интересы.

Гражданско-патриотическое воспитание – это особый процесс обучения, вкладывания в детей и подростков знаний о Родине, формирование у них трепетного отношения к своей земле, стране, согражданам, причастности к ответственности за судьбу своего государства.

Воспитание патриотизма и гражданственности не ограничивается наделением детей знаниями о своей исторической Родине, изучении её языка. Высшая цель такого воспитания – взращивание полноценного члена общества с активной гражданской позицией, глубоко осознающего свою роль в развитии страны.

Воспитание нового поколения с таким особым гражданским осознанием является одной из приоритетных задач образовательных институтов и государства в целом.

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Под патриотическим воспитанием принято подразумевать организованный специальным образом образовательно-воспитательный процесс, целью которого является идентифицирование и осознание взрослеющей личности себя как ответственного и активного гражданина своей страны, истинного патриота своей Родины направ воспитательной работы: гражданско-патриотическое

Целевые ориентиры: способных представлять и соответствовать ценностным отношениям к Родине, проявляющий стремление к потребности изучения и сохранению истории своей страны.

Тема проекта:«Я – патриот своей страны»

Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для обеспечения гражданско-патриотического воспитания младших школьников посредством образовательных учреждений и их родителей.

Задачи проекта:

формировать у обучающихся представлений об истории России и родного края, ценностном отношении к Родине;

создать условия для усвоения учащимися знаний об истории своей страны;

создать условия для определения роли патриотизма в жизни современного общества;

создать условия для воспитания активной гражданской позиции личности;

стимулировать родителей и детей к эффективному взаимодействию со школой, учреждениями дополнительного образования, культуры, используя различные направления совместной деятельности;

вовлечь родителей в воспитательный процесс;

организовать совместную творческую деятельность для реализации воспитательных мероприятий с музеем военной техники «Патриот», Донской государственной библиотекой, библиотекой имени М. А. Шолохова, социальными сетями;

укрепить сотрудничество между всеми участниками воспитательного процесса

Участники проекта, их функции

Участник

Роль

Функции

Классный руководитель

Управленческая

Организаторская, координация сетевого взаимодействия (классный руководитель проводит воспитательные беседы с учениками, организует воспитательные мероприятия, куда вовлекает родителей, проводит родительские собрания, инициирует сотрудничество между школой и галерей, театром, транспортной компанией, городской библиотекой)

Обучающиеся 3«А» класса

Исполнительская

Участие в мероприятиях, организация некоторых из них (принимают участи в мероприятиях проекта, организации и проведении некоторых из них)

Родители

Организаторская

Сотрудничество (помогают в организации мероприятий, принимают в них участие, обсуждают на родительских собраниях представленную тему проекта и ищут пути решения поставленных задач не только в школе, но и за её пределами)

Сотрудник музея

Организаторская

Партнерская (побуждает познавательный интерес к посещению мест культуры, проводит экскурсию по выставке военной технике)

Представитель транспортной компании

Организаторская

Партнерская (организовывает безопасную перевозку участников проекта до место проведения мероприятий)

Сотрудники музея имени М. А. Шолохова

Организаторская

Партнерская (побуждает познавательный интерес к посещению мест культуры, проводят беседу идемонстрируют выставку-просмотр, направленные на расширение представлений у обучающихся об исторических событиях города)

Сотрудник Донской государственной библиотеки

Организаторская

Партнерская (проводит беседу с обучающимися, направленную на расширение представлений у обучающихся о патриотическом сознании)

№ п/п

Мероприятия проекта

Участники

Ожидаемый результат

Показатели результата

Приме-чания

Подготовительный этап

1

Заключение договоров на оказание услуг с транспортной компанией,заключение договора о сотрудничестве с библиотекой, кукольным театром, детской художественной галереей

Классный руководитель, родители, сотрудник галереи и театра, представитель транспортной компании, сотрудник библиотеки.

Подписание договоров на оказание услуг с транспортной компанией,подписание договора о сотрудничестве, городской библиотекой, художественной галерей и кукольным театром

Подписанные договоры на оказание услуг с транспортной компанией и театром, галерей, подписанный договор о сотрудничестве с городской библиотекой.

Сентябрь

2

Родительское собрание: «Что такое проект и какова роль родителей в работе ребенка над проектом гражданско-патриотическому воспитанию у младших школьников«Моя малая Родина!»

Классный руководитель, родители.

Осознание родителями своей роли в реализации воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия семьи и других организаций, разработка интеллект карт «Что такое проект?».

Не менее 80% родителей осознают свою роль в реализации воспитательного проекта

Октябрь

3

Классный час «Моя малая Родина!»

Классный руководитель, обучающиеся.

Расширение представленийо значении малой родины для каждого человека; формирование уважительного отношения обучающихся к малой родине.

У 100% обучающихся имеются расширенные представления значении малой родины для каждого человека.

Ноябрь

4

Тематическая беседа «Мы – патриоты своей Родины» на базе Донской государственной библиотеки.

Классный руководитель, обучающиеся, родители, сотрудники библиотеки, представитель транспортной компании

Формирование представлений у обучающихся опатриотическом сознании,чувства верности своему Отечеству, сохранении чувства гордости за свою страну, об истории России и родного края посредством книг

У100% присутствующих на тематической беседе расширились представления о патриотическом сознании, чувстве верности и сохранении гордости за свою страну, об истории России и родного края.

Декабрь

 Основной этап

5

Посещение музея военной техники «Патриот»

Классный руководитель, обучающиеся, представитель транспортной компании, родители, сотрудник музея

Формирование представлений о военной технике страны. Написать сочинение на тему «Мои впечатления от посещения музея военной техники»

100% детей написали сочинение о своих впечатлениях от посещения музея военной техники.

Январь

6

Тематическая беседа и выставка-просмотр «Освобождение Ростова-на-Дону» на базе библиотеки имени М. А. Шолохова

Классный руководитель, обучающиеся, представитель транспортной компании, родители, сотрудник галереи им. М. А. Шолохова

Расширить знания обучающихся о событиях во время захвата фашистов и Дне освобождения города Ростов-на-Дону. Разработка плакатов на тему «Мой город с чистым небом над головой!»

Разработано 7 плакатов на тему «Мой город с чистым небом над головой!»

Февраль

7

Акция в социальной сети в ВКонтакте «Чтение стихотворений собственного сочинения на тему «Моя малая родина»»

Классный руководитель, обучающиеся, родители

Формирование у обучающихся интереса к литературному творчеству и обогащение знаний о малой родине и поэзии посредством собственного сочинения и чтения стихотворений

100% учащихся совместно с родителями были привлечены к участию в акции «Чтение стихотворений собственного сочинения на тему» Моя малая родина»»

Март

8

Лекция о кружке «военно-патриотическом» на базе Центра дополнительного образования

Классный руководитель, обучающиеся, родители, представитель транспортной компании, педагоги Центра ДО

Формирование познавательного интереса обучающихся к систематическому посещению военно-патриотического кружка

У 80% обучающихся развивается интерес к посещению военно-патриотических объединений

Апрель

Рефлексивный этап

9

Конкурс среди начальных классов «Я – знаток своей Родины!»на базе школы

Классный руководитель, учащиеся, родители

Рефлексия деятельности в рамках проекта, развитие коммуникативных способностей и мобильности у обучающихся.

Закрепление знаний у обучающихся об истории страны и роли патриотизма в жизни человека.

Апрель

10

Создание и выставка открыток на тему «День Великой Победы!»

Классный руководитель, учащиеся, родители

Рефлексия деятельности в рамках проекта, развитие творческих способностей обучающихся.

100% обучающихся создали открытки для общешкольной выставки

Май

11

Возложение цветов у мемориала «Павшим воинам» и вручение открыток «Победы» детям войны ко Дню Великой Победы, чтение стихотворений о Победе и беседа с детьми войны

Классный руководитель, родители, обучающиеся

Рефлексия деятельности в рамках проекта, обучающиеся делятся полученными знаниями, читают стихотворения и обогащают знания исходя из рассказов детей войны

Не менее 100% обучающихся примут участие в возложении цветов у мемориала и беседе с детьми войны; около 65% детей прочтут стихотворения детям войны

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...