Классный час на тему: «Дари добро»
классный час (4 класс)

Щупко Галина Григорьевна

Классный час на тему: «Дари добро»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Дари добро»

Класс: 4

Цель: формировать первоначальные представления уобучающихся, что такое добро и зло, добрые дела;создавать условия для проявления чувства сопереживания и сочувствия к тем,кто нуждается в помощи, желания помочь; мотивировать детей к проявлениюдоброжелательности, учить выстраивать поведение с позиции нравственныхнорм.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3. повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности  действий в коллективе.

Формирующиеся ценности: социальное служение, милосердие,гуманизм.

Ход классного часа.

  1. Приветствие гостей (родителей, учителей)

-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.

                   (Добрый день!)

  1. –Вступительное слово учителя.

В жизни по-разному можно жить -  

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе, друг другу, нашим гостям сегодняшний классный час.

-А начнём его с «золотого» правила этики человека

Не делай другим того, чего не желаешь себе»)  (хором)

  1. Сообщение темы классного часа. Постановка цели.

- Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего разговора.

Эпиграфы:  При солнышке тепло, при матери ….(добро).

                     Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле, о том, важно ли быть добрым.

(вывешивается тема «Если добрый ты…» на доске).

  1. Работа над понятиями «добро» и «зло».

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

в) Работа с таблицей

- Распределите слова в 2 группы:  добро - зло

     - Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

     - Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем классном часе каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

в) Работа по картинкам «Добро – зло» (сказочные персонажи, реальные события).

     - Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и, конечно же, в реальной жизни.

    - Распределите картинки на 2 группы:  добро - зло.  

(К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).

    - Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.

(Филька - «Тёплый хлеб» К.Паустовский,

Женя  - «Цветик -семицветик» В.Катаев)

- А вот эти фото и рисунки распределите (вывешиваю рисунки и фото Добрых дел класса за прошедшее время -«Строим кормушки для птиц», «Аллея Памяти», «Письма и посылки для участников СВО», «Подари книгу первокласснику», «Подарок другу», «Твори добро»)

-Это реальные добрые дела, вы их участники.

г) Список добрых дел.

-Ребята, я просила васк сегодняшнему дню составить список добрых дел. Прочитайте.

        (Дети рассказывают о добрых делах)

д)Игра «Да» - «Нет»

- А теперь ответьте на вопросы коротко «да-нет»

 - Все эти добрые дела вы делали

Делай добро

  • по принципу «ты мне - я тебе»
  • бескорыстно (без какой-либо выгоды)
  • ради получения денег или славы
  • незаметно для других
  • чтобы гордиться собой
  • не ради себя, а ради других
  • потому что заставили
  • из любви к ближнему

(В процессе игры учитель под заголовкомДелай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по - настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)

-Уберите ненужное. В конце нашего разговора мы вернёмся к +.

( на доске остаётся то, что + .)

  1. Работа  с притчей «В больнице» в презентации.

   -Выскажете своё мнение о главных героях притчи.

Чтение притчи.

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

- О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, пару влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, -думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он?… Зачем же он рассказывал мне всё это?

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…

 (После того, как дети выскажут своё мнение, даю разъяснение)

-Плохой, злой, ужасный, жестокий - не человек, а  поступок.

Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.

- А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?

                         (зависть)

- А что же можно сказать о другом больном?  По каким правилам он жил?

                   (по правилам добра)

- Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди.  Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие-жадные, завистливые, но их было очень мало.

-Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

Рассказ учителя о Ю.Куклачёве-дрессировщике кошек.

- В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов):

 «У меня есть мечта- чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление -посмотреть на дрессированных кошек, я думаю, что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей.Да они лопнут от собственного бессилия!»

-От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.

VI. Работа в группах с пословицами .

(У одной группы -начало пословицы , у другой- конец пословицы)

-  Соедините начало и конец пословицы (объяснить значение некоторых из них)    

Добра желаешь - добро делай.

Доброе слово лечит, а злое калечит.  

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.  

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.  

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добро помни, а зло забывай.  

Сделаешь худо, не жди добра.  

За добро    добром платят.

Добро творить - себя веселить.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброта лучше     всякой красоты.

Жизнь дана на добрые дела.

VII.   Правила доброты. ( Работа в группах)

-Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей? (Да)

- Но для этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит «золотое» правило этики.

-Давайте составим   ПРАВИЛА   ДОБРОТЫ.  

Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).

Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила (учитель по ходу может добавить и свои)

Правила доброты

Помогать людям.

Защищать слабого.  

Не завидовать.  

Прощать ошибки другим.  

Не обманывать.  

Делиться последним с другим.

-Эти Правила мы поместим в наш классный уголок. Применяйте эти правила и вы увидите, какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!

VIII.  Акция «Добро»

А). Интерактивное задание «Добрые дела» - Ребята, а давайте попробуем прямо сейчас совершить добрые дела.

Учитель включает интерактивное задание, на котором изображено 6 картинок: собачка, миска с едой, засыхающее растение, лейка, пустое дерево, скворечник.Предлагает детям найти две картинки, при соединении которых может возникнуть добро!

Б) Доброе дело

-Ребята, а вы хотитеоказаться на месте Жени из сказки «Цветик-семицветик»? Вы готовы прямо сейчас сделать ДОБРОЕ дело? Вам помогут ваши родители, которые пришли к нам сегодня. Можно это сделать, придя домой.  

- Вы знаете, что у нас в России очень много больных детей нуждается в дорогостоящих операциях и лекарствах. Существует специальный фонд Rusfond, на его счёт можно перечислить  по SMS-сообщению  любую суммуна номер 5541с пометкой Добро.  Время и количество раз не ограничено. Я перечислила сразу, как только узнала об этом фонде.

(Участие в перечислении добровольное!!!)

(перечисляют, сразу приходит ответ «Спасибо за помощь детям Rusfondа!»)

-Можно сказать об этом вашим знакомым и т.д.

Я рада за вас. Я так и думала, что выименно так поступите!

-Ну вот вы ещё пополнили свой список добрых дел. Можете дописать их себе.

- Всегда делая добро другим, человек испытывает радость, становится счастливее! Когда человек делает добрые дела, дарит их всем окружающим бескорыстно, то мир вокруг него становится прекрасней!

IX. Заключение.

-Наш классный час я хотела бы закончить строками из стихотворения Анатолия Лесных «Доброе дело»

Как бы жизнь ни летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

- Ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились! Мне хотелось бы завершить сегодняшнее занятие ещё одним добрым делом, предлагаю нам всем вместе спеть песню о добре.

Исполнение хором песни (куплет и припев): песенка кота Леопольда «Если добрый ты…».

- Какие вы молодцы! Давайте поблагодарим другу друга за чудесное исполнение аплодисментами!А наш сегодняшний разговор подошёл к концу, я желаю всем вам только добра!

-Спасибо за участие, общение, за добрые дела!Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

Классный час на тему: «Твори добро!»

Цели:1.      Учить детей видеть и чувствовать мир.2.      Воспитывать нравственность.3.      Развивать представления у ...

Классный час на тему: "Твори добро другим во благо..."

Классный час на тему: "Твори добро другим во благо..." был проведён в 4 классе. Цель данного мероприятия: закрепить понятия "добро" и "зло"; формировать умения различать их; показать учащимся необходи...

Классный часс по теме "Твори добро"

Разработка классного часа по теме " Твори добро" + презентация " доброта и толерантность"...

Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам"

Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам", построен так, что поговорив о добрых делах и отношении друг к другу, переходим к делу. Через два месяца, был подведен итог "добрых дел" и 15 реб...

Классный час в 3 классе на тему "Дарите добро"

      Цель классного часа - способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, показать важность доброты в жизни человека, учить доброжелательности и стремлению понимать друг...

Методическая разработка урока внеклассного мероприятия в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Дари добро»

Внеклассное мероприятие относится к тематике о духовно-нравственном и общекультурном воспитании обучающихся и ориентирована на формирование у детей чувства доброты, коллективизма, умения делать свой в...