Работа со словом и умением мыслить нестандартно
план-конспект занятия (2 класс)

Шуть Виктория Александровна

Работа со словом и умением мыслить нестандартно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 116.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Работа со словом и умением мыслить нестандартно.

Цель: Развитие словесно-логического мышления; чувствовать слово, вырабатывать умение мыслить нестандартно.

Задачи: 

- содействие в раскрытии собственных возможностей и поиска личного пути и обогащать словарный запас слов;

- развивать творческое мышление, речь, внимание, сообразительность память;

План занятия:

  1. Организационный момент 
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4.  Итоги занятия

Оборудование: ребусы, карточки с заданиями

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, чем мы будем заниматься - я предлагаю вам разгадать ребус:

Педагог: что спрятано в ребусе? (слово)

Педагог: правильно! Сегодня мы будем с вами работать словом и умением мыслить нестандартно. 

  1. Основная часть

 Педагог: Нестандартное мышление имеет большое значение в нашей жизни. Оно позволяет нам находить новые и необычные решения в различных ситуациях. У каждого человека оно проявляется по-разному: у некоторых оно присутствует от природы, а другие приобретают его в процессе жизни, тренируя свое мышление и используя определенные методы и приемы.

Один из эффективных способов развития нестандартного мышления - решение ситуационных задач-загадок. В этих задачах условия специально формулируются таким образом, чтобы создать определенный образ в сознании, от которого необходимо отойти для решения задачи. Часто такие задачи вызывают удивление и размышления, поскольку требуют поиска неожиданного и простого решения, которое раньше не приходило в голову.

Педагог: сейчас мы с вами попробуем решить несколько таких задач: 

У семерых братьев было по одной сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)

Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас? (Двое.)

Шли брат с сестрой да муж с женой, нашли три хлеба. Как поделили? (Всем по хлебу.)

Две дочки, две матери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое: бабушка, мать, дочь.)

Педагог: молодцы, вы хорошо справились с заданием. Ребята, а для чего нужно мыслить нестандартно? Где это может пригодиться?

Педагог: в процессе нашего мышления мы формируем мыслительные шаблоны, которые играют важную роль в нашей жизни и помогают нам быстро находить решения. Эти шаблоны создаются быстро и прочно и помогают нам в повседневных ситуациях. Например, если мы один раз уколемся о стебель цветка, мы научимся брать цветок осторожно, чтобы избежать повторной травмы.

Однако, мыслительные шаблоны не способствуют креативности. Человек, который мыслит шаблонами, не может создавать что-то оригинальное. Для этого необходимо изменить свои шаблоны и позволить мысли вести себя необычным образом. Это означает "позволить воде уйти в сторону от ямки в песке", что было замечено ранее и не совпадает с типичной деятельностью нашего мозга.

Таким образом, мыслительные шаблоны являются важной составляющей нашего мышления, но ограничивают нашу способность к творческому мышлению и созданию нового. Для того чтобы реализовать свой потенциал и развить креативность, необходимо изменить эти шаблоны и отойти от привычного способа мышления.

Педагог: давайте разгадаем ещё несколько загадок?

  • Постоянный наблюдатель всегда присутствовал на футбольном матче, неизменно предсказывая конечный итог игры. За предшествующий промежуток времени до начала соревнования он совершенно точно определял вероятный результат. Как ему это удавалось? (до начала игры счёт всегда 0:0)
  • Больше часа, меньше минуты (секунда)
  •  Один французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял? (Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно)
  • В каком городе спрятались мужское имя и сторона света? (Владивосток)
  • Семь сестер находятся на даче, где каждая занята каким-то делом. Первая сестра читает книгу, вторая - готовит еду, третья - играет в шахматы, четвертая - разгадывает судоку, пятая - занимается стиркой, шестая - ухаживает за растениями. А чем занимается седьмая сестра? (Играет в шахматы с третьей сестрой)
  • К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как? (Они были на разных берегах)

Педагог: молодцы! Отгадали все загадки! А теперь переходим к более сложным заданиям!

Педагог: отгадайте, на каком номере припарковалась машина? (Необходимо посмотреть на картинку сверху вниз, на 87 номере)оптические иллюзии, загадки, закрученные загадки, мозговые дразнилки, дразнилки для мозга

Педагог: посмотрите внимательно на картинку. Оранжевые круги одинакового размера или разного? (одинакового) 

оптические иллюзии, загадки, закрученные загадки, мозговые дразнилки, дразнилки для мозга

Педагог: Какая цифра должна быть в пустом треугольнике? (верхнее число, вычитаете из него нижнее левое и умножаете ответ на цифру в нижнем правом углу. Цифра 3.)

оптические иллюзии, загадки, закрученные загадки, мозговые дразнилки, дразнилки для мозга

  1. Итоги занятия:

Педагог: ребята, сегодня вы хорошо потрудились. Давайте с вами закрепим, что же это такое – нестандартное мышление?

Педагог: если вам всё было понятно и интересно, то поднимите весёлый смайлик. Если что вам не понравилось-грустный.

Педагог: Спасибо, ребята! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова - одежда наших мыслей. работа над синонимами в начальной школе.

Презентация по работе над темой "Синонимы" в начальной школе...

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Занятие 32 (16). Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Графический диктант.

Технологическая карта урока. 4 класс. "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова....

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....

Почему «олимпиадник» может мыслить нестандартно

Олимпиады развивают нестандартное, аналитическое мышление...

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями»

В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы. Одной из условий проблем методики преподавания пи...