Условия формирования коммуникативных УУД младших школьников.
методическая разработка

Крупицына Анастасия Александровна

Цель - выявление педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в образовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_uud.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования коммуникативных УУД младших школьников

Крупицына Анастасия Александровна, г. Воронеж МБОУ СОШ 101, учитель начальных классов

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности младшего школьника, приводит к гармонии во взаимоотношениях с окружающим его миром.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит интенсивнее и разнообразнее, когда учебное сотрудничество планируется и организует специально, поэтому именно учитель должен максимально способствовать формированию коммуникативных способностей у детей, наряду с формированием других видов УУД.

Психолог, один из разработчиков ФГОС, А.Г. Асмолов утверждает, что главным условием развития коммуникативных универсальных учебных действий является квалифицированная подготовка учителя начальных классов в области формирования универсальных учебных действий. По его мнению, при обучении детей необходимо соблюдать определенные требования по формированию коммуникативных УУД:

  1. учитель должен учитывать уровень овладения детьми коммуникативных навыков;
  2. необходимо обучать детей приемам работы в группе, развивать умения объективно оценивать свою работу;
  3. включать в ситуации, требующие непосредственного речевого общения с учителем, одноклассниками.

Еще одним необходимым условием успешного формирования коммуникативных УУД является использование на уроке различных форм работы.  Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Таким образом, выясняется, что педагогическими условиями формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников являются:

  1. квалифицированная подготовка учителей начальных классов в области формирования универсальных учебных действий;
  2. включение учащихся в специально организованные ситуации, требующие от детей непосредственного речевого общения с одноклассниками, учителем;
  3. использование на уроках различных форм учебной коммуникации учащихся: рассказ, сообщение информации, дискуссия и т.д.;
  4. организация групповой деятельности учащихся;
  5. организация коллективной деятельности младших школьниках на уроке.

При учете всех требований к созданию условий для формирования коммуникативных УУД, данные УУД могут формироваться на любом уроке.

Список используемой литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Скрипова, С.В. Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в образовательном процессе начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10406/2/10Skripova.pdf (Дата обращения 09.11.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника

Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".

        Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...

Презентация "Формирование коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации рассматривается, какие средства являются наиболее эффективными для формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС...