«Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности»
материал

Богоявленская Анастасия Дмитриевна

Через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Отчет по теме самообразования

«Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности».

Составитель: Богоявленская А. Д.,

воспитатель в группе продленного дня

 «Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка».

 В.А.Сухомлинский

Когда ребёнок приходит в школу, его встречает первая учительница. Первый учитель. Как много воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми, светлыми или тягостными зависит от учителя. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир. Учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка.

         Для себя я её сформулировала так: роль учителя в воспитании творческой личности ребёнка через внеклассную деятельность.

Мною была поставлена цель: через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Я считаю, что для реализации этой цели, учитель должен понимать и осознавать, что есть творчество и что такое творческая деятельность, как необходимо руководить творческой деятельностью детей. «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество-деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть капелька нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Так же я считаю, что учителю очень важно понимать то, что происходит с автором-ребёнком на ранней стадии творческого процесса. «От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относится к замыслам, которыми делятся с ним дети» – говорил В.А. Левин.

А вот В. Глоцер рекомендует: «ободрить, поддержать во время работы обязательно. И ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми на первый взгляд успехами могут появиться настоящие».

И ещё: «Советовать нужно с большой осторожностью, так как иные рекомендации могут только отрицательно воздействовать на ребёнка и его творчество. Многие советы и замечания превращаются для детей в догмы, которым они стараются строго следовать в своём дальнейшем творчестве».

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. «Почти» – потому что «произведения» природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские работы: стихи, рисунки, песни, танцы, аппликации, пластилиновые фигурки, постройки из конструкторов или кубиков – следы деятельности, которая, как всякая человеческая деятельность мотивирована. Произведения детей могут многое поведать не только об авторе, но и о нашем мире. Продукты детского творчества могут приобретать художественную ценность, могут подлинно отражать внутренний мир ребёнка только до тех пор, пока это творчество непроизвольно.

Выдающийся психолог Б.М. Теплов писал: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции». Если же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от самого этого занятия, а, чтобы, например, выступить на концерте, их произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и ценность. Очень важно участие взрослого в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а, следовательно, руководит его развитием.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

  • изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей);
  • изучение и анализ направленности интересов учащихся;
  • взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками;
  • взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими;
  • выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива;
  • формирование паспорта развития личности учащихся;
  • нахождение путей представления детских творческих достижений.

Следующим этапом моей деятельности будет составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. В план-программу войдут следующие разделы:

  1. Дневник учителя.

Большое значение в работе классного руководителя имеет его дневник, в котором он фиксирует фактологический материал, касающийся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными воспитанниками, их семьями.

  1. Планы воспитательной работы в классе.

Продолжением дневника учителя является план воспитательной работы, в котором отражаются цели и задачи воспитательной работы с конкретным детским коллективом; план отражает реальные потребности детского коллектива; учитывает объективные и субъективные возможности воспитательного процесса.

  1. Информационные стенды для школьников в классной комнате.

Одним из важнейших направлений в деятельности учителя – создание информационных стендов, в которых отражается жизнь детского коллектива.

  1. Педагогический мониторинг.

Это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Предметом педагогического мониторинга (отслеживание хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность и творческая активность детей.

После получения уже некоторых результатов, я помогла учащимся определиться с выбором учреждений дополнительного образования. Для этого мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Я считаю, что содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.                                                                                                           

           Особую роль в формировании творческой личности ребёнка отвожу семье, пытаюсь сделать её своим союзником. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

   Надеюсь, что смогу продолжить работу по намеченному, что такая организация работы будет эффективной и даст положительные результаты. Важным для себя считаю проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. Это позволит мне сделать мои наблюдения и анализ уровня воспитанности; творческой и познавательной активности; успехи и достижения учащихся в познавательной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

Мастер-класс "Взаимодействие учителя и учащихся в организации творческой деятельности этнокультурной направленности."

Мастер-класс - знакомство с традициями и обрядами  празднования дня рождения  в селах Прилузского района Республики Коми (национальная одежда, коми (прилузские)блюда, составление подравления...

статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»

Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образован...

«LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способност...