нравственно-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной образовательной деятельности
статья (2 класс) на тему

Павлова Наталия Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno_patriotich_vospit_pavlova_n.a.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной образовательной деятельности

Павлова Наталия Александровна

учитель начальных классов, воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ № 636 Центрального района Санкт-Петербурга

       Подрастающее поколение составляет существенную часть населения страны, его состояние, подготовка к участию в жизни общества имеет принципиальное политическое и общественное значение. Педагогическая наука обязана с использованием соответствующего исследовательского инструмента изучать состояние и способствовать совершенствованию воспитания подрастающего поколения как граждан и патриотов России.

Среди важнейших проблем патриотического воспитания следует отметить:

 - формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях;

-воспитание социально активных граждан, обладающих умением общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты;

- формирование осознанного восприятия норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанного на добровольном их выборе и личной вовлеченности в жизнь общества.

           В процессе патриотического воспитания должна формироваться гражданская ответственность, характеризующаяся стремлением и умением оценивать свое поведение, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить свои потребности с реальными возможностями, руководствуясь интересами личности, общества, государства. При этом важно, чтобы формируемые гражданственность и патриотизм становились потребностью жизни конкретного молодого человека.

          В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» определено, что комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности.

          Необходимость и важность реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания осознает сегодня большинство российских педагогов. Ведь патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции, а его воспитание - очень ответственная и сложная задача не только педагогической практики, но также ее теории и методологии.

          На современном этапе развития государства, общества, педагогической науки необходимо новое осмысление всех элементов патриотического воспитания российской молодежи - целей, задач, содержания, ценностей, составляющих, место в системе целостного процесса социализации, воспитания, образования личности, ее духовно-нравственного становления, формирования нравственного самосознания. При этом необходимо адекватно оценивать духовную и нравственную ситуации, в которой сегодня находится российское общество, культура и как их неотъемлемая часть образование.

         Воспитание духовности и нравственности - это не одна из многих составных частей -это основа патриотического воспитания как такового. К сожалению, сегодня идея воспитания зачастую некоторыми авторами сужается до чисто социального механизма адаптации и социализации. Напротив, в классической педагогической традиции воспитание связывается с идеями «внутреннего человека», внутреннего мира человека.

        Патриотизм, как любовь к Родине и готовность к служению Отечеству, связан с исполнением заповеди о почитании родителей. Только в идее патриотизма, правильно воспринятой и впитанной посредством воспитательных установлений среды, человек вообще в состоянии постичь духовно-нравственное основание взаимодействия с людьми. Патриотизм раскрывается как почитание Отечества. Чтить - означает почитать заслуги, прощать заблуждения, терпеть грехи, исправлять пути, принимать наследство, в том числе и платить доставшиеся по наследству долги.

          Патриотическое воспитание - сложная образовательная задача. Она включает в себя исследование прошлого, уяснение его, в том числе и отрицательных сторон прошлого. Однако патриотическое сознание не будет принимать соблазн осудить прошлое, предков, отречься от них. Отречься от прошлого -значит оказаться на пустой и выжженной земле. Это путь к национальному небытию. Чтобы предостеречь от этого, школа должна привить ребенку понимание общего смысла и хода отечественной истории в контексте судеб всего человечества.

          Познание себя через познание Родины - еще одна самостоятельная и важная задача патриотического воспитания. «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение», - пишет С. Н. Булгаков [1, с. 220]. Живое чувство Родины составляет основу воинского патриотизма. Воинский патриотизм и чувство воинского долга - готовность до конца защищать Родину, отдать за нее жизнь - формируется не на отвлеченных представлениях, а на почве реального переживания связи с родной землей, предками, Отечеством. Важную часть патриотического воспитания составляет почитание воинов, павших за Отечество. Для нашей духовной традиции гордость за победу в войне отступает перед чувством благодарности и скорби о павших на поле брани. Россия вела суровые войны. Доставляя славу государству, укрепляя его силу, военные победы уносили множество жизней.

          На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что современная методология патриотического воспитания во главу угла должна ставить идею исторической преемственности поколений. Задача образования - передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры.

          Патриотическое воспитание, включая его духовно-нравственную составляющую, является приоритетным в формировании  патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

         Реализация духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания должна базироваться на следующих подходах:

1. Патриотизм формируется и развивается как чувство, все более социализируясь на основе духовно-нравственного обогащения общества.

2. Будучи глубоко социальным по своей природе, патриотизм является не только гранью общества, но и источником его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

3. Возрождение патриотизма является важнейшим условием возрождения России -великой державы.

4. В роли первоосновы патриотического воспитания выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее функционирования; патриотизм, духовный в своей основе, предполагает бескорыстие, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству.

На практике методы патриотического воспитания реализуются с помощью разнообразных форм воспитания, которые определяются содержанием, местом, временем и способами их влияния на учащихся.

       Хотелось бы рассказать о конкретных мероприятиях, которые реализуются в школе  № 636 Центрального района г. Санкт-Петербурга  в целях  патриотического воспитания учащихся.

       1 сентября для первоклассников традиционно проводится ознакомительная экскурсия по зданию школы. Цель экскурсии - познакомить малышей с расположением учебных кабинетов, библиотеки, актового зала, музея истории школы. Однако в качестве сверхзадачи предполагается начало   формирования чувства сопричастности к истории образовательного учреждения и его ценностям. А  история нашей школы действительно уникальна…

       Здание школы находится в самом сердце исторической части Санкт-Петербурга. Школу окружают такие всемирно известные музеи как Государственный Эрмитаж, Русский музей, соборы Исаакиевский, Спас-на-Крови, Казанский, замечательные памятники архитектуры Адмиралтейство, Михайловский замок, Летний сад, Марсово поле.
       На том месте, где сейчас находится школа № 636 существовали различные учебные заведения, и, можно сказать, что история нашей школы началась 185 лет назад, когда Указом министерства Духовных дел и просвещения от 25 августа 1818 года в ответ на просьбу пасторов и старшин нескольких реформатских церквей (немецкой, французской, голландской) существовавших с ХVIII века в Петербурге было разрешено открыть реформатское училище. 
       Человеком, который создал это училище, стал её первым директором, вдохновителем и учителем был замечательный педагог, пастор Иоганн Муральт. Он родился в 1780 году в Швейцарии, окончил Цюрихскую академию и Галльский университет. В 1802 году в Париже он познакомился и стал деятельным последователем великого швейцарского педагога Песталоцци. Там же в Париже он получил должность воспитателя сына замечательной французской писательницы госпожи де Сталь. В 1810 году он был приглашен немецкой общиной Петербурга занять вакантную должность пастора при Реформатской церкви и основать здесь же в Петербурге училище по методу Песталоцци. Это было осуществлено в 1818 году, который мы считаем годом основания школы.
Здание школы было построено на средства реформатских приходов и посредством добровольных приношений. Содержалась она умеренною платою за обучение. Бедные ученики пользовались обучением бесплатно. Учились в школе воспитанники-лютеране, представители реформатской церкви, англиканской, подтверждая мысль о веротерпимости Петербурга, его многоконфессиональности, интернациональности. Из стен Реформаторского училища вышло немало знаменитостей. Среди них писатель и издатель Николай Александрович Лейкин. О своем обучении здесь говорил и Михаил Иванович Пыляев. В маленьком актовом зале училища в 1909 году впервые как композитор выступил Сергей Прокофьев.
     
Что же это была за школа в самом начале своего пути?
     
Изучение наук (алгебра, геометрия, естествоиспытание, русский, французский, немецкий языки) перемежалось занятиями по нравственности и различными спортивными состязаниями: скачками на лошадях, подвижными играми. Учеников (а тогда учились только мальчики) готовили к практическим вещам необходимым в жизни. Отсюда, наверное, и девиз школы, сохранившийся с тех пор над входом «Не для школы, для жизни учимся».
     
Во время 1 мировой войны на Мойке д.38 открылся лазарет для раненых солдат, прибывавших на лечение в Петроград. После революции здание использовалось новой властью для нужд различных учреждений и контор. Шли годы. Здание последовательно занимали 41 единая трудовая школа, военный госпиталь, 208-я средняя школа, проектная организация, а ныне - снова школа, наша 636-я с углубленным изучением иностранных языков.

     Вся богатейшая история школы отражена  в экспозиции школьного музея. Посещение учащимися начальной школы экскурсий, которые готовят учащиеся старших классов – прекрасная традиция. На тематических  экскурсиях ребята имеют возможность познакомиться с различными аспектами  истории школы: с историей основания, первыми педагогами, знаменитыми учениками, историей школы в военное время.

     Сотрудничество со школьным музеем продолжается весь период обучения в школе № 636.Переходя в старшие классы, ребята сами становятся экскурсоводами и делятся с новым поколением учеников своими знаниями об истории родной школы.

     В своем классе работу по нравственно-патриотическому воспитанию  я организую в рамках проектной деятельности. В 1 классе каждый ученик класс готовил небольшое сообщение об истории своей семьи в годы   Великой Отечественной войны. Ребята создали прекрасные творческие работы и эмоционально рассказали о героическом прошлом своих прабабушек и прадедушек. А творческие работы с фотографиями героев - стали основой будущего литературного сборника. Во втором классе мы продолжим создание нашей книги. Каждый ученик напишет «письмо на фронт» и обратится к своим героическим предкам. Ребята расскажут о своей сегодняшней жизни, о том, что им дорого и интересно, поблагодарят за героизм и мужество.

       Посещение братских могил на Пискаревском мемориальном кладбище и участие в торжественном  шествии  «Бессмертного полка» - стали традицией нашего класса.

       Безусловно, эта работа принесет свои плоды только при поддержке родительской общественности класса. Только  совместными усилиями семьи и школы мы сможем воспитать ребят настоящими патриотами, которые знают, ценят и уважают историю своей страны и своей семьи.

       Благодаря совместным усилиям в нашем сборнике появятся рисунки ребят, воспоминания их родственников о военных годах, рассказы родителей о семейных реликвиях, которые бережно  хранятся в семьях, стихи,фотографии, сценарии литературных композиций, которые готовятся вместе с ребятами и родителями к каждой годовщине Великой Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, по...

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс

Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...

Духовно – нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности.

Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях....

«Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности»

Через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...