Как хорошо уметь читать!
методическая разработка

Гугнина Анна Сергеевна

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах обучения чтению слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_umet_chitat.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Как хорошо уметь читать!

Ггнина Анна Сергеевна, г. Воронеж МБОУ «СОШ №38», учитель начальных классов

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

(В. Берестов)

 Действительно, как хорошо уметь читать! С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с книгами. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А откуда они? Из книг. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в училище, в университет... Целое море знаний подхватывает нас... Оно тоже -из книг. Через книги мы узнаём о том, чего еще никогда не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через книги мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через книги мы имеем возможность обратиться к нашим потомкам, которые будут жить спустя века после нас.  Как много мы можем сделать при помощи книг! Они окружают нас в повседневной жизни: в наших квартирах, в библиотеках, в школах и детских садах.

 Мы видим их каждый день. Но в наш век компьютерных технологий нам некогда задуматься о том, как много дали человечеству книги. Было время, когда модно было читать, обсуждать сюжеты произведений и их героев. Но, к сожалению, это время прошло. Юное поколение читает мало. Чтение книг заменили компьютерные игры и просмотр многочисленных телевизионных каналов. Молодое поколение мало интересуется классической русской литературой и эту тенденцию необходимо изменить.

Современные исследования показывают, что любят читать лишь 28% молодых людей, имеют домашнюю библиотеку 73,3%  опрошенных, но реально покупают книги, пользуются библиотекой и читают книги  только около 40%. Чтение окружает жизнь и деятельность  молодёжи, но его цели различны. Анализ целей чтения позволяет говорить о ведущей роли деловых (профессиональных) целей: чтение нужно для работы, для учёбы (27,9%). На втором месте - «узнать что -то новое» (18,5%). 10,5% опрошенных читают, чтобы получить удовольствие. Остальные же 43,1 % не читают вообще! Чтение - уникальный процесс. Учёные установили, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

 «Как же ребёнка научить читать!?» - пожалуй, этим вопросом задавались многое родители. Рассмотрим основные правила, которым нужно следовать при обучении ребёнка чтению. Начнём с подготовки к обучению чтению, а также начального этапа – слияние слогов. Нужно провести предварительную работу прежде, чем начнём ребёнка учить читать. Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Что же такое звук? Что же такое буква? Чем они отличаются? Звук – это то, что мы слышим и произносим. А буква – то, что видим. читаем и пишем. В обучении ребёнка буквам есть свои нюансы. Предъявляя ребенку буквы, необходимо их правильно называть! Запомните, что основой обучения чтению является не буква, а звук.  Поэтому и звуки, и соответствующие им буквы следует называть одинаково – то есть так, как звучит ЗВУК. Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство весьма дезориентирует детей. Если не учитывать данное правило, то у ребёнка возникнут серьёзные трудности, при чтении он будет произносить названия букв, а не звуков, например, вместо слова ма-ма ребёнок прочтёт эма-эма.

И вот мы учим ребёнка правильно: показывая произносим звук. Выучили одну букву, вторую… и сталкиваемся с проблемой. Ребёнок плохо запоминает буквы. Что же делать? Как помочь ребёнку запомнить буквы? Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, данную работу следует проводить по следующим этапам:                                                                                              

Анализ буквы. Рассматриваем букву, анализируем её элементы (количество, пространственное расположение, отношение друг к другу). На данном этапе можно использовать стихотворные тексты, либо самостоятельно описывать букву, применяя сравнительные обороты. Итог – пишем (выкладываем букву) букву.                                                                                 

 Ассоциации. В этом упражнении предлагается ребенку найти предметы и объекты окружающего мира, на которые данная буква похожа. Проводим пальчиком (либо обводим, где спряталась буква). 

Упражнения по закреплению образа буквы. Образ буквы можно закреплять не только посредством написания ее на бумаге. Для данных целей используются различные материалы и виды работ с ними. Например, можно использовать сыпучие материалы (песок, крупы) – ребенок пальчиком проводит, пишет букву. Из природных материалов можно выкладывать буквы, а также можно использовать мелкие предметы (бусины, скрепки, пуговицы), игрушки (кубики, лего). Используются и канцелярские товары: вырезание букв, лепка, аппликации.  Достаточно широкие вариации имеют и графические работы: штриховка, поиск букв, нахождение правильно написанных букв и т.д. 

 И вот, когда ребенок освоил несколько букв, приступают к обучению чтению. Правильное чтение – это чтение слогами. Грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Поэтому уже на начальных этапах необходимо обучать детей чтению слогами.  И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ммма. При этом ребенок должен следить за соединением звуков. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога! Для данных целей можно использовать различные дорожки. Ребенок ставит пальчик на букву, произносит звук и ведет пальцем по дорожке, не прекращая произношение первого звука. Как только он достигнет второй букву, сразу же следует ее произнести.  Постепенно использование данных дорожек сокращается, и ребенок переходит к плавному прочтению слога. Книги - источник знаний, благодаря ним мы получаем сведения о самых невероятных вещах. Книга придаёт нам не физическую, а умственную силу. А это гораздо важней, чем физическая. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Сегодня необходимо помочь детям полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

Использованные источники:

1. В.В.Волина Праздник букваря. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ-Пресс, 1996 - 384 с.

2. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмодетство, 2017 – 99 с.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Блог "Как хорошо уметь читать!"

Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...