Неделя психологии
методическая разработка

Борлыкова Галина Николаевна

Обучающиеся по программе начального общего образования

(1-4 классы), возраст: 6-10 лет

 

Блок 1 Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни,собственной и другого человека, освоение и укрепление

нравственных ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_psihologii.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающиеся по программе начального общего образования

(1-4 классы), возраст: 6-10 лет

Блок 1 Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни,собственной и другого человека, освоение и укрепление

нравственных ценностей

Занятие (игровое) «Каждый ценен» для обучающихся 1-4 классов

Цель: развитие навыков общения, укрепление позитивного отношения

к окружающим, развитие рефлексии и способности к осознанию своих чувств.

Форма проведения: игровое занятие.

Процедура проведения

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников сесть в круг и рассказывает о предстоящем занятии.

Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как ценность человеческой жизни, добро и доброе отношение к друг другу. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое добро и сделаем это в виде небольших игр, а также узнаем, как делиться добром с другими людьми».

Перед началом надо поздороваться друг с другом

Разминка

Упражнение 1 «Ласковый привет»

Время: 5 минут.

Цель упражнения:создание дружелюбной доверительной атмосферы,

повышение настроя на совместную работу.

Ведущий предлагает участникам группы особенным образом поздороваться друг с другом.

Ведущий: «Предлагаю Вам сейчас по кругу называть имя своего соседа

и сказать ему что-то ласковое. Давайте я начну с себя и покажу, как это может звучать. Хадижа, ты очень добрая и милая девочка, у тебя красивые глаза. Хадижа, теперь ты можешь поблагодарить меня и продолжить, обращаясь к Леше, и сказать ему что-то доброе».

После того, как круг завершится и все поздороваются, ведущий предлагает перейти к следующему упражнению.

Основная часть

Упражнение 2 «Солнышко»

Время: 30 минут.

Цель упражнения: развитие позитивного отношения к себе и окружающим.

Ведущий просит участников нарисовать на бумаге солнышко с лучами

(никаких правил и ограничений нет), в центре солнышка написать свое имя.

Ведущий: «Какое оно это солнышко? Яркое, теплое, дарит свет и радость,

желтое и так далее. Если солнышко было бы вами, то какие были бы у него хорошие качества? Давайте подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твое замечательное качество. Какой ты?».

Участники

Подписывают каждый лучик тем словом, каким себя характеризуют.

Несколько лучиков остаются неподписанными (их можно

дорисовать), поэтому ведущий просит других участников назвать для каждого ребенка те хорошие качества, которые он в нем видит.

Ведущий: «Чтобы солнышко было полным, давайте поможем друг другу

подписать оставшиеся лучики».

Каждый участник говорит своим соседям справа и слева, какое положительное качество он в них видит, например, «Я считаю, что ты  

помогаешь».

После упражнения рисунки развешиваются на доске, где они станут

источником положительных эмоций и ресурсного состояния на протяжении занятия.

Упражнение 3 «Что такое доброта?»

Время: 30 минут.

Цель упражнения: развитие рефлексии, позитивного отношения к себе

и окружающим.

Ведущий предлагает участникам занятия на листе бумаги изобразить

ассоциацию к слову «Доброта».

Ведущий: «Мы с вами сейчас замечательно поздоровались и уже немного прикоснулись к доброте, но давайте попробуем сейчас подумать и нарисовать на бумаге, что для меня значит «доброта». Если бы она была сказочным героем, то где бы она жила? Как бы она выглядела? Что бы она делала? С кем бы общалась?

Неважно, как вы это нарисуете, главное, нарисовать, как вы видите сказочного героя по имени «Доброта» и рассказать о сказочном герое «Доброта». После идет общее обсуждение.

Ведущий: «Покажите всем рисунок и расскажите о своем герое».

После идет общее обсуждение:

– Что такое доброта?

22 – Какими бывают добрые поступки?

– Делали ли вы их сами и видели от других?

– Зачем нужна доброта?

– Как и когда можно показывать доброту?

– Что доброго вы сделали сегодня?

Упражнение 4 «Стул взаимоуважения»

Время: 10 минут.

Цель упражнения: развитие позитивного отношения к себе и окружающим.

В центр круга участников ставится стул.

Ведущий: «Этот стул непростой, это стул взаимоуважения. Кто первым хочет посидеть на нем и получить от окружающих поддержку, теплые слова? Садись,

Карина, закрой глаза и не открывай, пока я не скажу. А вы, ребятки, тихонько подойдите и шепотом скажите ей несколько приятных, поддерживающих слов.

А теперь на цыпочках расходитесь. Карина, открывай глазки и скажи нам, как это –слышать слова поддержки от своих одноклассников? Хочешь ли ты сама поддержать следующего участника?»

Ведущий приглашает принять участие в упражнении остальных участников, те, кто уже занимал центральное место, присоединяются к группе, которая говорит слова поддержки. Желательно, чтобы каждый участник и побывал в центре действия, и сказал приятные слова другим участникам.

Ответьте на вопросы: «Получилось ли у вас проявлять уважение к тому, кто сидит в центре?

Какие чувства вы испытывали, когда приятные, поддерживающие слова говорили

вам?».

Упражнение 5 «Волшебный клубок»

Время: 20 минут.

Цель упражнения: развитие способности обучающихся к рефлексии своих эмоций.

Необходимые материалы: клубок толстых ниток.

Ведущий предлагает участникам занятия встать в круг и далее сообщает, что сейчас нужно будет, держась за нить клубка и передавая клубок дальше, рассказать о том, как каждый участник себя чувствует, что хотел бы пожелать для себя и что мог бы пожелать другому и далее передает клубок.

Ведущий: «Ребята, предлагаю сейчас каждому из вас взяться за нить клубка,но перед тем, как передать клубок дальше, вам нужно сказать, как вы себя чувствуете и что бы вы хотели пожелать себе сегодня и соседу справа. Давайте начнем с меня. Я чувствую радость от нашей встречи и желаю себе чувствовать такое настроение весь день, а тебе, Даша, я желаю весело и увлекательно провести эти выходные».

Если участнику трудно сформулировать ответ, он отправляет клубок

ведущему,ведущий помогает участнику,предложив несколько

вариантов пожеланий на выбор, и передает ему клубок обратно. Когда все участники передадут клубок, он возвращается ведущему и далее предлагается натянуть нити.

Так образуется большой круг, где все участники связаны нитями добрых пожеланий.

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и почувствовать себя одним целым, где каждый участник важен и значим, окутан нитями добра и заботы.

Ведущий: «Смотрите, какой красивый и большой круг заботы и доброты у нас получился! Давайте сейчас все вместе закроем глаза и почувствуем, где тепло, безопасно и хорошо! Давайте сохраним это чувство в себе и будем к нему возвращаться каждый раз, когда нам будет не хватать доброты».

Далее ведущий предлагает участникам группы аккуратно по кругу передать нити, которые они держали в руках, соседу. В итоге, все нити должны оказаться у ведущего, который говорит: «Спасибо, что бережно отнеслись к нашим ниточкам заботы и доброты. Эти нити дали нам возможность увидеть добро и заботу по отношению к друг другу и стали наглядным символом доброго отношения».

Заключение

Упражнение 6 «Заряд»

Время: 15 минут.

Цель упражнения: рефлексия прошедшего занятия, прощание.

Ведущий: «Ребята, скажите, что нового вы открыли сегодня для себя

в доброте? Как вы чувствуете доброту? Как можете поделиться ею с другими?

Скажите, а вы благодарите других или себя за добрые дела?».

После того как прошло обсуждение, ведущий предлагает попрощаться

в формате темы занятия.

Ведущий: «Возьмитесь за руки, чтобы у вас получился замкнутый круг.

Сейчас нужно будет по очереди сжимать руку соседа и, таким образом, передавать заряд внимания по кругу. Сначала вы делаете это медленно, а потом все быстрее и быстрее, и в конце мы все поднимем руки вверх и будем аплодировать».

Блок 2 Развитие  жизнестойкости и навыков саморегуляции, формирование уверенности в себе, способности управлять собственным поведениеми отвечать за него

Занятие (игровое) «Волшебные превращения» для обучающихся

1-4 классов

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению

психического здоровья участников на основе овладения ими способов

саморегуляции и активизации личностных ресурсов; развитие способности справляться с жизненными сложностями.

Форма проведения: игровое занятие.

Процедура проведения

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников сесть в круг и рассказывает о предстоящем занятии.

Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами научимся, как можно успокоиться и расслабиться, а также как поддерживать себя, если тебе становится плохо. Рассмотрим разные ситуации, которые у вас бывают, и подумаем, как их решить».

Далее ведущий предлагает перед началом поздороваться друг с другом

Разминка

Упражнение 1 «Привет, сказочные герои»

Время: 7 минут.

Цель упражнения: приветствие, создание настроя на совместную работу.

Ведущий предлагает участникам представить себя каким-то

сказочным персонажем (героем русских народных сказок, например, Василиса Премудрая, Илья Муромец, героем сказок народов России) и от его имени поздороваться с группой.

Ведущий: «Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся сегодня

необычным способом.

Представьте себя каким-нибудь сказочным героем и поздоровайтесь по-геройски! А еще скажите, какое настроение сегодня у сказочного героя?».

Основная часть

Упражнение 2 «Росток»

Время: 20 минут.

Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции, поиск внутренних

ресурсов совладания со стрессом.

Необходимый инструментарий: коврики гимнастические по количеству

участников, просторное помещение.

Ведущий: «Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как у вас сегодня начался день? Что вы ожидаете от него? А были ли у вас такие дни, которые начинались по-другому, может быть, не так хорошо, как этот? Чего в таких днях вам могло не хватать?

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране фантазий, где вы

сможете открыть для себя новые возможности обретения приятных ощущений, которые помогут любой непогожий день осветить лучами радости и хорошего настроения!

Чтобы начать наше путешествие, вам необходимо сесть на пол по кругу

и закрыть глаза. А теперь представьте себя в виде какого-нибудь растения. Это может быть цветок, дерево, куст, травинка. Представьте росток выбранного растения. Представьте, как ростки пробиваются сквозь землю и тянутся навстречу теплым солнечным лучам,постепенно

растут,как распускаются листья, раскрываются бутоны у цветов, распускаются почки на деревьях, зеленеют травинки».

Ведущий

обратите внимание на дыхание, дышать глубоко и медленно, чувствуя,

как воздух проникает во все уголки тела. В процессе выполнения упражнения ведущий предлагает участникам занятия лечь на пол и развести руки в стороны.

Ведущий: «Наконец, ваше растение выросло, цветок распустился, дерево окрепло и дало плоды, травинка наполнилась жизненной силой. Внимательно рассмотрите его, почувствуйте его запах, потрогайте,

Почувствуйте узоры, посмотрите, какое растение красивое».

Затем ведущий предлагает представить, какое восхищение чувствуют люди,

когда видят это растение. Ведущий может озвучивать подобные реплики: «какое красивое растение, как оно мне нравится!»; «какой приятный аромат у этого цветка!»; «какая яркая зеленая трава!»; «какие у этого дерева интересные листочки!»; «как приятно сидеть под раскидистой кроной этого дерева» и т.д.

Ведущий предлагает участникам почувствовать, какое их растение красивое,удивительное, по-своему уникальное, запомнить это переживание и обращаться к этим образам в те моменты, когда становится грустно. Далее ведущий предлагает завершить упражнение: потянуться и открыть глаза.

В конце ведущий предлагает участникам поделиться образами, которые им представились, эмоциями, впечатлениями, а также тем, какая ресурсная картинка рисуется в их воображении в момент, когда им становится грустно.

Упражнение 3 «Хороший друг»

Время:20 минут.

Цель упражнения: эмоциональное сближение участников, групповое

сплочение.

Ведущий: «Подумайте о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым вы на самом деле дружите. Если же у вас такого друга еще нет, то вы можете подумать о том, с кем только собираетесь подружиться. Что вы можете сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит ваш друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла? Подумайте над этими вопросами. Ответы

на них вы можете записать на бумаге, можете нарисовать, а можете сделать и то,и другое. Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки». Анализ упражнения:

– Как человек находит друга?

– Почему так важны в жизни хорошие друзья?

– Есть ли у тебя друг в классе?

Упражнение 4 «Оловянный солдатик и тряпочка на ветру»

Время: 10 минут.

Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции.

Ведущий: «Ребята, сейчас вам нужно встать в круг так, чтобы между вами было свободное пространство, например, на расстоянии вытянутой руки. А теперь представьте, что вы как стойкий оловянный солдатик. Он стоит прямо, как натянутая струна. Попробуйте встать так прямо, будто к вашей спине прикрепили палку, и вы не можете согнуться. Попробуйте вытянуться всем телом вверх, при этом не отрывая ног от пола. Напрягитесь и побудьте в этом положении некотороевремя».

В процессе упражнения ведущий показывает на своем примере, как выглядит поза оловянного солдатика и совместно с участниками занятия выполняет озвучиваемые действия. Также ведущий может оценивать, как стоят дети и поправлять их. После ведущий предлагает сменить позу.

 Ведущий: «А теперь представьте, что вы тряпочка, которая развевается

на ветру, почувствуйте, как ваши руки, голова, спина расслабляются, и опуститесь верхней частью тела вниз. Согнитесь и почувствуйте расслабление в руках, шее и спине».

Ведущий демонстрирует позу и совместно с группой повторяет озвученное действие.

Ведущий: «Представьте, что на вас дует ветер, от которого вы медленно,

плавно и расслабленно покачиваетесь. А теперь согните колени и продолжайте покачиваться».

Участники занятия несколько секунд повторяют действия за ведущим.

Смените позу на позу солдата,сгруппировавшись и вытянувшись, и так простоять 10 секунд, и изменить ,положение, повиснув в виде тряпочки на ветру, ощущая расслабление и легкость,и так побыть также 10 секунд. И так предлагается еще два раза (смена позы от оловянного солдатика до тряпочки и наоборот).

В конце ведущий предлагает: «А теперь встряхните руками, будто смахиваете с себя воду, и отряхнитесь всем телом, как собака отряхивается от воды».

В завершение ведущий спрашивает: «Как вы чувствуете себя после этого задания? Вы можете повторять его после выполнения тяжелой умственной или физической работы, где вы долго не двигаетесь, находитесь в одном положении».

Заключение

Упражнение 5 «Волшебный карандаш»

Время: 5 минут.

Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия.

Необходимый инструментарий: карандаш.

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать».

Таким образом участники дают обратную связь по занятию и загадывают

желание.

Блок 3. Развитие навыков общения и конструктивного разрешения конфликта Занятие (игровое) «Давайте дружить» для обучающихся 1-4 классов Цель: обучение навыкам выстраивания устойчивых дружеских взаимоотношений внутри класса, совладания с конфликтными ситуациями, стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций. Форма проведения: игровое занятие. Процедура проведения Вступительная часть Ведущий приглашает участников сесть в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча будет посвящена обсуждению того, что делает нас похожими друг на друга, и того, что нас отличает, поговорим о том, как можно разрешить конфликтную ситуацию, если она уже произошла, как можно помириться и договориться, как укрепить нашу дружную группу». Разминка Упражнение 1 «Пересядьте все те, кто…» Время: 10 минут. Цель упражнения: развитие понимания схожести между людьми. Упражнение рекомендуется проводить в быстром темпе. Ведущий: «Сейчас все, кто сделал то, что я перечислю, быстро встанут со своих стульев и постараются поменяться местами с другими вставшими участниками и постараться таким образом занять освободившееся место. Если фраза была про меня тоже, то и я постараюсь занять чей-нибудь освободившийся стул. Тот, кому стула не хватило – становится водящим. Итак, начнем! Поменяйтесь местами все те, кто сегодня успел позавтракать… не выспался… в одежде присутствует что-то желтое… и т.д.». По окончании упражнения проводится краткое обсуждение, в ходе которого 31 ведущий помогает участникам обменяться впечатлениями. Основная часть Упражнение 2 «Встреча киноклуба» Цель: ознакомление младших школьников с эмоциями и работой с ними. Время проведения: 45 мин. Встреча начинается с введения в тему предстоящего просмотра путем обсуждения с участниками вопросов: Что такое эмоция? Вспомните, какие эмоции чаще всего вы испытывали за эту неделю? Ведущий: «Спасибо за ваши ответы, можно сказать, что эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми. Эмоции бывают самыми разными. Какую роль играют положительные и отрицательные эмоции в нашей жизни? Поискать ответ на этот непростой вопрос нам поможет мультфильм «Крошка Енот». Просмотр и обсуждение культурного образца: мультфильм «Крошка Енот» (реж. О. Чуркин, СССР, 1974 г., 0+) Примерные вопросы для обсуждения после просмотра: – Какие эмоции были у Крошки Енота в начале мультфильма? – Что почувствовал крошка Енот, когда пришел на пруд? – Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики?» – Вспомните, были ли в вашей жизни похожие ситуации, когда вы преувеличивали опасность? Вы боялись чего-то, что оказалось неопасным? – А когда испуганный крошка Енот прибежал домой, что мама посоветовала ему сделать? – Как улыбка влияет на наше настроение? – Какую роль играют в нашей жизни эмоции? Происходит обсуждение. Далее ведущий обобщает. Вариант 1: Предлагаются варианты, как справиться с негативными эмоциями безопасно: – можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно 32 расслабляться, «отпуская» негатив; – можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя, у него твои глаза, тело. Ты – лев!»; – если начинаешь злиться, можно сделать несколько медленных вдоховвыдохов или сосчитать до 10; – можно воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций: чашка (в нее можно кричать) или листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене). Вариант 2: Рефлексия «Дом эмоций» Ребятам предлагается нарисовать дом и подписать элементы дома какимилибо эмоциями, которые чаше всего «живут» в этом доме. А из трубы пусть выходят все отрицательные эмоции, которые иногда проникают в этот дом (подписать их). В завершение занятия ведущий благодарит участников за работу. Упражнение 3 «Рыцарь и разбойник» Время: 30 минут. Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций. Ведущий разделяет участников на подгруппы. Ведущий: «Ребята, а давайте сейчас рассчитаемся следующим образом, мы будем называться фруктами: апельсин, мандарин, арбуз, ананас, яблоко. Первый человек говорит ананас, второй – мандарин и так далее». Так все участники называются по очереди фруктами и далее ведущий предлагает разделиться по названию фруктов на мини-группы. Ведущий: «А теперь все, у кого выпал апельсин, собирайтесь в группу и вставайте в правый угол, все, кто назвался мандаринками, вставайте сюда…», так происходит распределение по мини-группам. Ведущий: «Теперь ваша задача разыграть сценку, какую именно сценку 33 я скажу каждой группе отдельно. Вам нужно будет подготовить сценку и показать ее в вашей группе, где вы расскажете, как в предложенной ситуации поступил бы разбойник и как – рыцарь. Сейчас вам нужно распределить роли, кто каким персонажем будет, обсудите, как вы будете разыгрывать сценку, и как будете готовы, покажите ее». Далее ведущий дает каждой мини-группе задание разыграть сценку из предложенных ситуаций: – у тебя отобрали игрушку, что можно сделать в такой ситуации; – другие дети не позвали тебя с собой в игру; – тебя толкнул сверстник, что можно сделать; – одноклассник обидно тебя обзывает; – одноклассник отказывается сидеть с тобой за одной партой и т.д. После того, как все проиграли свои сценки, ведущий в общем кругу собирает обратную связь, предлагая участникам обсудить, что они чувствовали, находясь в роли хорошего и плохого персонажа, что говорили в этих ситуациях, как удавалось разрешить конфликт. Ведущий: «Апельсинчики, расскажите какая у вас была ситуация? Как вам было в роли разбойника и рыцаря? Вам удалось разрешить проблему? Что помогало и было ли что-то, что мешало? Какие чувства вы испытывали?». Также можно модифицировать данное упражнение и предложить проигрывать мини-сценки в общем кругу, где другие участники должны понять, какой герой перед ними, и про что эта сценка. После возможно организовать общее обсуждение различных способов решения конфликтной ситуации. Также можно рассматривать поведение каждого героя и размышлять, как его действия влияют на разрешение проблемной ситуации. Упражнение 4 «Помирись без слов» Время: 30 минут. Цель упражнения: обучение навыкам решения конфликтных ситуаций. Ведущий предлагает участникам объединиться в мини-группы. Ведущий: «Давайте сейчас рассчитаемся на 5: 1,2,3,4,5 и снова 1,2,3,4,5, и т.д. 34 Теперь все, кому досталась единичка, объединитесь в команду, также объединитесь в команды у кого выпала 2, 3, 4 и 5». Далее ведущий дает участникам задание проиграть различные ситуации, а остальные участники должны понять, про что она и как разрешилась. Ведущий: «Сейчас я каждой группе покажу ситуацию, которую нужно будет разыграть так, чтобы другие участники смогли понять, про что она. Разыгрывать сценку необходимо без слов. В своей сценке вы должны показать предложенную ситуацию и вариант разрешения этой проблемной ситуации». Примеры ситуаций: – друг выпрашивает у тебя какую-то вещь, которую ты не хочешь отдавать; – ты хочешь поиграть с другими детьми, но они отказываются принять тебя в свою компанию; – одноклассник говорит тебе что-то, что тебя обижает; – сосед по парте отвлекает тебя на уроке и не дает слушать учителя и т.д. После завершения упражнения участники рассказывают о своих ощущениях и обсуждается, как им удалось прийти к примирению без слов. Ведущий: «Скажите, как вам было без слов разыгрывать сценки и решать проблемную ситуацию? Какие чувства вы испытывали? Как вам удалось разрешить конфликт?». Как реагировать ведущему в случае возникновения у ребенка: 1. Злости Ведущий: «Положи ладонь на ту часть тела, где чувствуешь злость и начинайте медленно дышать через нос, выдыхать через рот. С каждым новым вдохом ты можешь почувствовать, как неприятное ощущение в обозначенной части тела становится все больше и больше, постепенно разрастаясь до размера всего тела. Проговаривай: «Я чувствую гнев. Я разрешаю себе его испытывать. Я принимаю гнев. Я его принимаю и осознаю». Постепенно неприятные ощущения пройдут. 2. Плача Ведущий: «Грустить – это нормально. Можешь поплакать, если тебе хочется. Если ты готов поделиться своими переживаниями со мной или другими ребята, можешь 35 рассказать, что тебя так расстроило». Дайте ребенку возможность пережить эмоции, высказать свою грусть, будьте рядом и поддержите его. «Вижу, что тебе тяжело» – эта простая фраза покажет ребенку, что вы его не игнорируете, а прекрасно видите и слышите. «Это было очень неприятно (тяжело, грустно)» – когда вы обращаете внимание на событие, которое спровоцировало слезы, вы помогаете осознать причину его эмоций и понять, что делать дальше. 3. Тревоги Ведущий: «Расскажи мне, что тебя беспокоит. Как сильно ты беспокоишься? Я с тобой, ты в безопасности». Объясните ребенку, что беспокойство похоже на назойливую муху, которая летает вокруг него и заставляет волноваться. Придумайте вместе с ребенком несколько фраз, и пусть он обратится к этой «мухе»: «Уходи!» или «Я больше не хочу тебя слушать!» Пусть ребенок скажет это сначала тихо, а потом громко. Иногда ребенок может быть настолько обеспокоен, что он отвергает все попытки его успокоить. В таком случае покажите ему пример того, как справиться с тревогой. Говорите, что вы делаете и что при этом чувствуете. Упражнение 5 «Единый шаг» Время: 10 минут. Цель упражнения: сплочение группы, создание ресурсного состояния, создание атмосферы сплоченности в группе. На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Ведущий: «Ребята, вам нужно будет перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе и одновременно». Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться. Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи. 36 Заключение Упражнение 6 «Желание-прощание» Время: 10 минут. Цель упражнения: общение, прощание. Ведущий: «Наше занятие подходит к концу, мы сегодня говорили про дружбу, конфликт, ссоры и способы их решения. Скажите, что самое важное вы готовы забрать с собой с нашего занятия? …. Отлично! Давайте тогда попрощаемся сегодня определенным образом. Я покажу как. Нужно спросить у соседа справа, как он хотел бы, чтобы с ним попрощались. Рита, скажи, как бы ты хотела, чтобы с тобой попрощались? Отлично! Рита, пока, желаю тебе отлично провести день! Рита, теперь спроси у Саши, как бы он хотел, чтобы с ним попрощались». Обучающиеся по программе среднего общего образования (5-8 классы), возраст: 11-14 лет Блок 1. Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии

Одним из путей повышения интереса к работе учителя-логопеда и педагога-психолога является хорошо организованная внеурочная работа. Одной из форм внеурочной совместной работы учителя-логопеда и пе...

Тема мастер-класса: Развивающая игра «Мир фантазии» в рамках недели психологии.

Тема мастер-класса: « Мир фантазии»Цель мастер-класса: представление опыта работы по  организации  недели психологии  в школе.Задачи мастер-класса:1) создание условий для профессиональн...

Презентация. Развивающая игра "Мир фантазии" в рамках недели психологии.

Развивающая игра   « Мир фантазии» Внеклассное  мероприятие в рамках недели психологии  Возрастная группа:  команды   6-7  классов (по 6 человек от к...

Неделя Психологии в начальной школе

План проведения Недели психологии. Разработки классного часа, интегрированного урока, психологической игры...

Неделя психологии на тему: "Радуга желаний".

С 25 апреля по 29 апреля 2016 года в нашей школе проходила неделя психологии. В неделе психологии приняли участие все классы начальной школы. Неделя психологии озрнаменовалась различными интересными м...

Неделя психологии "КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ"

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ предполагает повышение психологической компетентности участников образовательных отношений. Одной из нетрадиционных и интересных ...

неделя психологии МО педагогов – психологов, социальных педагогов, учителя – логопеда «Доброта – спасет мир» и "Жить в мире с собой и другими"

второй год в нашей школе проходит неделя психологов, социальных педагогов и логопеда.Цель - развитие представления учащихся о доброте, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать ...