Программа "Истоки"1класс
рабочая программа

Езерская Наталья Николаевна

"Истоки" 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki_1.docx59.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

Программа внеурочной деятельности

«Истоки»

Направление: духовно-нравственное направление

Учитель: Езерская Наталья Николаевна

г.Пыть-Ях

2021-2025г.

Истоки.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по истокам для учащихся 1-4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 в ред. приказов от 26.11.2010 года №1241, от 22.09.2011 г. №2357);

Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ  (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 №1312);

Примерной основной образовательной программы начального общего образования, 2010 год;

Основными целями рабочей программы по истокам в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

– раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

-освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации

-присоединение к ее устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.

Соответственно задачами данного курса являются:

1. В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у учащихся собственной жизненной позиции.

2. В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности; воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в то же время создает условия для формирования у учащихся навыков толерантности и сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

3. В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван расширить их культурологическую компетентность, привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), формировать добросовестное отношение к труду.

Направление: курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества. Это введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.

Форма: познавательная деятельность,подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Категория участников: обучающиеся 1-4 классов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной  программы: предназначена для детей 6-11 лет.

Характер организации деятельности: Является формой внеурочного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.

Сроки реализации программы:  Программа курса рассчитана на 4 года обучения.   1 год обучения – 33 часа  (1 час в неделю), 2-4 год обучения  34 часа (1 час в неделю).  

Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 133ч.

Формы и методы проведения занятий:  беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия, самостоятельная работа, защита  работ, консультации.

    Представляемая программа развивает социокультурную основу учебно-воспитательного процесса начальной школы. Программой предусмотрено активное приобщение преподавателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным категориям, изучаемым в предмете «Истоки».  Главным социокультурным результатом для учащихся начальной школы является создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.                                                                                                                                     Согласно социокультурному системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества. Предлагаемая программа, являясь неотъемлемой частью данного подхода, развивает идею АКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ.

В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:                                                                                                                                             1.Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;                                                                                                                                                                  2.Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;                                                                                                                                                                       3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций от восприятия до энграммы с целью достижения значимых социокультурных результатов.                          

  Принципы социокультурного пространства и времени лежат в основе преемственности социокультурного опыта.                                                                                                                                    На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет подключить к воспитательному процессу в равной степени преподавателей, учащихся начальной школы и их родителей. Все субъекты воспитательного процесса – и взрослые, и дети – развиваются в равной степени.

Методологической основой учебного курса является социокультурный системный подход к истокам в образовании, что позволяет:

объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

Первым значимым социокультурным результатом в начальной школе является первое Слово, подаренное людям. Уже в первом классе дети способны различать Слово и Образ с большой буквы, способны наполнять данные категории социокультурным содержанием. Все значимые результаты находят отражение и развитие в создаваемой детьми Книге.

В первом классе дети начинают работать над своей ПЕРВОЙ КНИГОЙ. Этой увлекательной работой они будут заниматься четыре года, и по итогам начальной школы созданная Книга может стать главным результатом социокультурного развития каждого ребенка. Возможно, ПЕРВУЮ КНИГУ дети будут любить и помнить всю свою жизнь. Возможно, яркие образы, мудрые мысли и главные выводы из этой Книги они смогут передать следующему поколению.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -подойти к пониманию Истоков,

сформировать систему духовно-нравственных ценностей у детей на основе системообразующих категорий: Слово, Образ, Книга, Мир.

 -получают системное представление о главных ценностях жизни.

Сквозь призму главных ценностей жизни ребенка понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным. В системе истоков духовно-нравственные ценности развиваются не только у ребенка, но и у преподавателя. Система Истоков развивает группу учащихся как субъекта активного обучения. Коллективное взаимодействие, сплоченность, радость от совместных результатов являются закономерным результатом групповой деятельности.

В процессе занятий ученики осваивают важнейшие системообразующие понятия: мир, семья, доброе слово, любовь к родине, образ, книга, истоки и др., формируют позитивное мировоззрение. Выделяя и осмысливая такие нравственные категории, как благодарность, добро, храбрость, честь, любовь и др., дети приобретают реальный опыт духовного развития. Важнейшим элементом социокультурного развития является запечатление значимых для нашей культуры образов защитников Родины и великих поэтов.

Богатый литературный материал и активные занятия способствуют расширению кругозора и словарного запаса учащихся, развитию образного и логического мышления, системы духовно-нравственных ценностей, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества.

Система диагностики.

  1. Основными видами контроля являются:
  2. стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.
  3. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
  4. Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
  5. итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из- одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

 -умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

 -выражение своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

 -умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

                                                                 

3.Содержание учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.

В начальной школе (1—4-й классы) учащиеся получают первое представление о жизненно важных категориях для человека и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира.

В 1-м классе дети приходят к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как Слово, Образ и Книга. Первым значимым социокультурным результатом в начальной школе является первое Слово, подаренное людям. Уже в первом классе дети способны различать Слово и Образ с большой буквы, способны наполнять данные категории социокультурным содержанием. Все значимые результаты находят отражение и развитие в создаваемой детьми Книге.

     В первом классе дети начинают работать над своей ПЕРВОЙ КНИГОЙ. Этой увлекательной работой они будут заниматься четыре года, и по итогам начальной школы созданная Книга может стать главным результатом социокультурного развития каждого ребенка. Возможно, ПЕРВУЮ КНИГУ дети будут любить и помнить всю свою жизнь. Возможно, яркие образы, мудрые мысли и главные выводы из этой Книги они смогут передать следующему поколению.

    С первого класса в воспитательном процессе осуществляют совместную деятельность учащиеся, родители, воспитатели и преподаватели. Курсом предусмотрено устранение разрыва школа-родители. Более того, в данной программе родители мотивируются на совместную деятельность. Уже в первом классе родители могут задуматься над особым социокультурным содержанием осваиваемых категорий и постараются не отстать от своих детей.

    Программой курса в первом классе предусмотрено участие родителей во всех девяти занятиях. При использовании активных форм обучения данный курс благополезен для воспитателей, преподавателей, учащихся и родителей. Все являются активными участниками единого воспитательного процесса.

Все категории культуры мы условно объединили в несколько групп. Например, значительную часть программы «Истоки» составляют универсалии духовного мира.   – Первая группа.  Их не так уж и много, этих вечных духовных ценностей: Бог, истина, святость, грех, любовь и др. Говорим мы с детьми и о вере, как о важнейшей духовной ценности. В любой культуре во все времена вера есть важнейшая ценность бытия. Человек без веры - «отпетый» человек, так говорили наши предки, духовно мертвый. И здесь не важно, о какой вере мы говорим: о религиозной вере или о вере в идеалы, правду, совесть. Главное, чтобы эта вера была и ребенок понимал, что без веры его жизнь будет неполной.

Эти универсалии составляют предметное содержание «Истоков». Тексты учебников не носят строго нормативного значения. Они дают лишь вектор, путь для размышления. Все это может восприниматься по-разному, с учетом местных традиций, культурных особенностей и других обстоятельств.

Универсалии представлены на различных уровнях. Мы понимаем, что имеем дело с детьми разного возраста и социокультурного опыта. Приведем пример обращения к таким универсалиям, как «семья», «род». Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит для тебя семья, род... Ребенок подрастает, и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: а что значит семья для села, для города. Затем выходим к размышлениям на уровнях Отечества и цивилизации: что значит семья для Отечества, для цивилизации. Эти четыре уровня—от индивидуального до цивилизационного восприятия - представлены в «Истоках» по мере развития учебного и образовательного материала.

4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

 Учебно-тематический план:

1 класс

    Планируемые по разделу программы результаты обучения

Содержание материала по предметной программе (всего 132 часа, в неделю - 4 часа)

Все-го ча -сов

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

предметные

Метапредмет-ные

личностные

Мир.

10

Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первой книге запечатлена душа семьи.

Рождественский дар.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость.  Мир.

Понимать, что родительское благословение чудо творит. Благодарность родителям развивает благочестие.

Понимать, что колокольный звон - язык русской культуры. Колокольчик - символ истоковской школы.

Понимать, что живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - светлое и яркое чудо.

Понимать, что добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие  побеждают гордыню и завить. Образный мир сказок Пушкина благотворит душе каждого человека, пробуждает добрые, искренние чувства благодарности. Сказки Пушкина передают из века в век народную мудрость.

Иметь представление, что нет прекрасней земли родной, где родился и вырос, где живут родители и первые друзья. В народной песне воспето все то, за что мы любим родной край. Песни - душа народа. Красивые у нас песни и красивый народ.

Иметь представление, что образ святого Георгия Победоносца на государственном гербе. Россия по праву признана щитом – совестью матушки-земли. Святой Георгий Победоносец – духовный защитник  нашего Отечества.

Познавательные УУД:

анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Сформировать положительную мотивацию детей к посещению школы.

Уметь описывать наблюдаемые объекты.

Развитие наблюдательности, умения договориться, объяснять свой выбор

Практика вежливого общения.

Расширение представлений об окружающем мире..

Развитие наблюдательности, умения договориться, объяснять свой выбор

Расширение представлений об окружающем мире..

Формирование чувства взаимопомощи.

Развитие наблюдательности, умения договориться, объяснять свой выбор

Слово

10

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

Честное Слово. Богатырская доблесть. Честь.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Слово наполняет душу человека светом.Пять талантов Золотого сердечка.Богатырская доблесть. Честь.Родительское слово.

Слово проверяется делом.

. Слово наполняет душу человека светом. Слово - бесценный дар. Слово проверяется делом.

Иметь представление, что золотое сердечко имеет пять талантов. Доброе слово душу лечит. Честное слово честь рода бережет. Слово о родителях мир укрепляет. Труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасает.

Иметь представление, что с добрым словом жить в радость. Доброе дело два века живет.  

Иметь представление, что честное слово делу основа. Родительское благословение чудо творит. Светлая душа подвигом жива.

Иметь представление, что почитание родителей - главное достояние русского народа. Материнская любовь -  душа семьи. Отеческая любовь - мудрость семьи.

Мир и лад - доброй семьи клад.

Иметь представление, что труд и Иметь представление, что жить – значит быть добрым и красивым человеком, всегда помогать родителям. Понимать, что значит  построить дом,  посадить дерево, вырастить детей.

Знать, что Слово - бесценный дар.

Знать, что особое место среди книг  занимает Книга книг - Библия.

Познавательные УУД:

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-         творческих задач;

-уметь организовать место занятий.                

Расширение кругозора учащихся. Правила вежливого общения. Особенности языка и разные задачи

Расширение кругозора учащихся. . Вечные книги человечества.Правила вежливого общения.  Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе    

Расширение кругозора учащихся. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Правила вежливого общения.

Расширение кругозора учащихся. . Открытие мира книг.  Правила вежливого общения..

Расширение кругозора учащихся. Правила вежливого общения.

Образ.

6

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

Святой благоверный князь Александр Невский – солнце земли Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина.Святой благоверный князь Александр Невский. День Великой Победы.

Родник – начало жизни.

Иметь представление, что родник - начало жизни. Родник сохраняет чистоту сердца. Почитание русским народом святых источников.

Иметь представление, что образ Родины запечатлен в гимне. Большое счастье родиться и жить  в России. Вся Российская земля святая.

Иметь представление, что защитник Отечества - это гордость и слава России.

Иметь представление, что День Великой Победы сплотил все народы нашей страны. Во все века россияне будут помнить тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину.Предание о Георгиевской скале.

Знать, что родник - начало жизни.Большое счастье родиться и жить  в России.

Знать, что защитник Отечества - это гордость и слава России. Знать, что во все века россияне будут помнить тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину.

Познавательные УУД:

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность,

-уметь организовать место занятий.

Расширение кругозора.  Формирование уважительного отношения к старшим и младшим

Расширение кругозора учащихся. Правила вежливого общения.

Правила вежливого поведения, культуры речи.

Правила вежливого поведения, культуры речи.

Развитие наблюдательности, умения принять решение, объяснять свой выбор

Правила вежливого поведения, культуры речи

Расширение кругозора учащихся. Правила вежливого общения.

Расширение кругозора учащихся. Правила вежливого общения.

Расширение кругозора учащихся. Правила вежливого общения.

Книга.

7

Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению в семью – библиотеку.

Чтение – сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Родители.Родина.Пять талантов Золотого сердечка.  Книга книг – Библия.

В каждом человеке живет Творец.

Иметь представление, что книга соединяет людей, их мысли, чувства и добрые устремления. Книга -  это творение души. В каждом человеке живет Творец.

Иметь представление, что собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Особое место среди книг  занимает Книга книг - Библия.

Иметь представление, что чтение – сердечный дар. Живое слово книги находит путь к живой душе читателя.

Иметь представление, что Первая книга – это светлый и добрый мир любимых слов и образов, мир Истоков. Первая книга - дар добра и любви. Открытие мира книг. Слова благодарности книге.

Знать, что мама и папа – самые светлые люди на Земле.Знать, что Слово - бесценный дар. Слово пробуждает в душе человека сад добродетелейЗнать, что родник - начало жизни.

Познавательные УУД:

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Упражнения на подбор слова в правильной форме.

Передача мудрого и доброго слова через книги. ? Что помогает нам понять интонацию автора? . Устная передача – предания, сказки, песни.

Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы?

5.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Печатные ресурсы:

Кузьмин И. А., Давыдова Е. Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М.,

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2.

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М.,

Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–

Электронно – цифровые ресурсы:

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 класс»;

CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

CD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Интернет-ресурсы:

Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru

Сайт журнала «Современный урок: начальная школа» - Режим доступа: http://www.ppoisk.com

Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

http://school-collection.edu.ru/

(http://nsc.1september.ru/article.php?

Технические средства:

Компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон, фото- и видеокамера.

Демонстрационные пособия.

Приложение к рабочей программе

внеурочной деятельности "Истоки" (1-4 классы)

Тематическое планирование курса  в 1 классе.

Название раздела,

Темы

Количество часов

По учебному плану

По программе

Фактически

1

Мир.

10

10

2

Слово.

10

10

3

Образ.

6

6

4

Книга.

7

7

Итого:

33

33

Календарно-тематическое планирование в 1 классе.

Истоки.

Название

раздела, темы

Кол-во ча

сов

Дата

Основные вопросы и понятия

Характеристика   деятельности     учащихся

Примечание

План

Факт

Мир.

10

  1.

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

1

Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность.

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв.

2.

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

1

Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод.

Чем слово отличается

от набора букв?

3.

Истоки и школа

1

Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа.

Что обозначает слово?

(Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов.

4.

Дар

(Рождество)

1

Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник.

Праздничное слово.

5.

Истоки и радуга

1

Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово.

Родной очаг. Радуга. Сияние истоков.

Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.)

6.

Сказки

А.С. Пушкина

1

Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

7.

Родной край

1

Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

Происхождение названий.

8.

Святыни Рос сии. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

1

Герб. Щит. Щит-совесть. Святой.

Чудо. Защитник. Победоносец.

Что значит «Ищи мира»?

Как это делать?

9.

Святыни России.

Илья Муромец

1

Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир.

Славные имена. Связь имени с родным краем.

10.

Обобщающий урок (Память)

1

Добрая память. Долгая память. Память сердца.

Что более всего запомнилось из пройденного содержания?

Слово.

10

11.

Слово

1

Слово. Бесценный дар. Свет. Добро.

Слово и дело.

Высокое предназначение слова.

12.

Весна и слово

1

Весна и слово. Добродетель.

Сад добродетелей. Умиротворение.

Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.)

13.

Золотое сердечко

1

Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг.

Святое слово.

Пять талантов Золотого сердечка.

14.

Серебряное копытце

1

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

15.

Честное слово. Добрыня Никитич

1

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

Чему мы научились?

16.

Слово о родителях

1

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Примеры из прочитанных стихотворений.

17.

Святое слово. Алеша Попович

1

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух.

18.

Чаша жизни

1

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать?

19.

Обобщающий урок (Внимание)

1

Внимание. Умение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учебе.Заботливость. Сердечное внимание.

Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела.

20.

Экскурсионно-тематический урок.

1

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Нужно ли расширять свой кругозор?

Образ.

6

21.

Родник

1

Род. Родник. Живая вода.

 Святой источник. Святая вода.

Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи.

22.

Образ Родины

1

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

Похожие слова. Корень слова. Примеры из предыдущих текстов.

23.

Образ защитника Отечества

1

Защитник Отечества. Солнце

Земли русской. Подвиг.

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов.

24.

Образ праздника

(День Победы)

1

Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная 1передача – предания, сказки, песни. Что помогает нам понять интонацию автора?

25.

Обобщающий урок (Мышление)

1

Мысль и слово .Мысль и образ.

Образная мысль. Образ мыслей.

Чистые мысли.

Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно?

26.

Экскурсионно-тематический урок.

1

Образ мыслей.

Чистые мысли.

Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы?

Книга.

7

27.

Книга

1

Книга – живое существо. Добро и красота. Творец.

Разнообразие книг. О чем рассказывают книги?

28.

Книга книг

1

  Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки.

Связь поколений.

Жизнь книги. Вечные книги. Исторические пути книги человечества.

29.

Живое слово книги

1

Живое слово книги. Чтение.

Сердечный дар.

Книга – культурное наследие народа.

30.

Первая книга. Мир книги

1

Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком.

31.

Первая книга. Мир книги

1

Чистое сердце. Чистая речь.

Доброе слово.

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка.

32.

Годовой обобщающий урок (Речь)

1

Чистое сердце. Чистая речь.

Доброе слово.

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка.

33.

Заключительный экскурсионно-тематический  урок.

1

Чистое сердце. Чистая речь.

Доброе слово.

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа 2100".1класс.

Календарные и тематические планы....

Календарно-тематическое планирование по математике 1класс. Учебник Л.Г.Петерсон

Календарно-тематическое планирование, основное содержание программы. требования к концу года...

Материал для дополнительных занятий по русскому языку . 1класс.

Дополнительный материал по русскому языку 1 класс...

Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс

На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Урок по математике в 1классе "Состав числа 14"

Урок по математике  в 1классе по системе Занкова....