Сценарий беседы-игры "Давайте говорить..."
план-конспект занятия (4 класс)

Зуева Эльвира Алексеевна

Данная разработка поможет педагогу показать детям, как важно уметь говорить комплименты, быть отзывчивым, добрым, проявлять заботу и теплое отношение к своим близким и ко всем окружающим людям..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

беседы-игры

«Давайте говорить друг другу…»

Цель:         Развитие умений замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме, умения говорить комплименты.

Педагог.                        И пусть работа до седьмого пота,

                                        Ведь праздники не делают в тиши.

                                  Культура – это вовсе не работа,

                             Культура – состояние души.

Ребята, согласны ли вы со следующими утверждениями?

  • Культурного человека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказать свое мнение.
  • Такой человек сумеет расположить к беседе даже замкнутого или расстроенного человека.
  • Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным и доброжелательным собеседником.

Послушайте отрывок из песни Булата Окуджавы «Пожелание друзьям» и скажите, чему призывает автор?

Посмотрите на запись и попробуйте отгадать тему сегодняшнего занятия.

КОМУГОПЛИЧИМВОМЕНСЯРИТЬТЫ

Педагог.Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? (Мы должны узнать, что такое комплимент)

Педагог. Комплимент – (фр.) – любезные, приятные слова. Увы, в сознании некоторых людей сложилось представление, что комплимент – это только есть лесть, способ добиться расположения или внимания другого человека ради каких-либо личных  целей. Это не так. Лесть – это лицемерие, угодливое восхваление.

Педагог. А чему должны научиться? (Мы должны научиться говорить комплименты)

Педагог. Правильно, сегодня вы узнаете, что такое комплимент, лесть и чем они различаются. Так же будем учиться говорить друг другу приятные слова, по-другому комплименты, а также обсудим, как влияют комплименты на взаимоотношения между людьми. Наше занятие поможет вам быть вежливыми, добрыми и дружелюбными.

С помощью комплимента можно исправить настроение, изменить его в позитивную сторону:

  • «Ты так замечательно выглядишь!»
  • «Ты вчера сделал интереснейший этюд, все просто в восторге!»

Если ваше настроение оставляет желать лучшего, то, естественно, такие слова помогут приободриться и задуматься: а так ли уж все плохо? И, возможно, предотвратят необдуманный поступок.

        Вспомните, когда вы в последний раз говорили друг другу добрые слова?

Начинать делать друг другу комплименты никогда не поздно. Они помогут избавиться от ссор и напряжения, поддержать того, кому трудно.

Но умение делать комплименты – целое искусство! Ведь комплименты бывают разными! Можно сказать: «Ты просто супер!», «Ты замечательный!». Но у этого варианта есть недостатки – не всегда понятно, за что вы хвалите человека. К тому же может возникнуть ощущение, что это своего рода отговорка, сказанная из соображений вежливости, соблюдения правил приличия.

        Можно похвалить не самого человека, а то, что человеку дорого: «Слушай, какая у тебя замечательная коллекция марок! Никогда такой интересной не видел»; «вчера видела твои фотографии на выставке. Все вокруг так и ахали. Говорят, очень профессиональные. Цвет, композиция – безупречны!»

        Но для этого нужно хорошо знать вкусы и интересы человека, чем он гордится, что считает достойным.

        Иногда можно сделать комплимент, сравнив человека с дорогими для тебя или известными и популярными людьми. Например: «Ты такой же мужественный как…», «Ты двигаешься так же легко, как…». Единственное, что необходимо учитывать, знает ли собеседник, с кем его сравнивают.

Игра-тренинг «Комплименты»

- Давайте мы с вами попробуем сделать комплименты друг другу в игре. Предлагаю всех выйти ко мне и встать в круг.

Инструкция к действию: Тот, у кого находится мяч, должен кинуть его стоящему третьим справа от него и сказать комплимент, что ему нравится в товарище.

(Дети встают в круг. Первый ученик кидает мяч третьему участнику по кругу справа и говорит ему комплимент. А тот бросает мяч следующему, стоящему третьим от него. И так они говорят комплименты товарищу по игре, либо то, что нравится в товарище (особенности внешнего вида, способностей, характера) пока каждый участник игры не получит комплимент).

Анализ:

  • Легко ли находить нужную формулировку для комплимента?
  • Легко ли вслух произносить комплименты?
  • Какие чувства вы испытывали, когда произносили комплименты и когда слышали их в свой адрес?
  • Что было приятнее – слушать комплименты или произносить их?

Упражнение-рефлексия «Поменяйтесь местами»

После завершение игры «Комплименты»:

- А теперь поменяйтесь местами те, кому было приятно принимать комплименты

- Поменяйтесь местами те, кому было легко говорить комплименты

- А теперь, те, кому было трудно

- Да, говорить комплименты – это не всегда просто и порой бывает сложно выразить свое восхищение людьми. Давайте продолжим этому учиться.

Педагог: Не забывайте замечать и оценивать то хорошее, что есть в ваших друзьях, близких, знакомых. Несколько приятных слов, произнесенных с доброй улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника.

Понятие лести. Инсценировка басни И.Крылова «Лисица и ворона»

- Напомню, что комплименты – это правдивые и искренние слова, сказанные от души. Но существует понятие, противоположное комплименту, хотя тоже считается похвалой.

- Посмотрите инсценировку басни И.А.Крылова и скажите, какими словами лиса хвалила ворону?

(Ребята инсценируют басню «Лисица и ворона» И.Крылова)

(Ответы детей на поставленный вопрос)

- Почему лиса начала хвалить ворону? (чтобы получить сыр)

- Можно ли назвать похвалу лисы комплиментом и почему? (Примерные ответы детей: Нельзя, потому что комплименты говорят искренне, по-доброму, от души, а здесь лиса говорила неискренне, она обманывала и хитрила, чтобы получить сыр от вороны)

- Правильно. Такие слова, когда говорят неискренне, хвалят, чтобы получить какую-то выгоду от собеседника, называют лестью.

Вывод.  Лесть – неискренние слова, неправдивая похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей.

Закрепление темы.

Ответы на вопросы, с использованием приема Куиз-Куиз-Трейд.

(Заранее делаются карточки с вопросами и ответами. Карточки раздаются детям.)

- А теперь возьмите карточки. На одних написаны вопросы, на других ответы на них. У кого-то вопрос, а у кого-то ответ. Вам нужно найти свою пару, то есть соедините правильно вопрос и ответ к нему. 

Вопрос 1: Что такое комплимент?

Ответ на вопрос 1: Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения человеком

Вопрос 2: Когда говорят комплименты?

Ответ на вопрос 2: Комплименты говорят при приветствии, благодарности, прощании, просьбе, поддержке.

Вопрос 3: В чем помогают комплименты?

Ответ на вопрос 3: Комплименты помогают сделать общение более успешным, поднимают настроение

Вопрос 4: За что можно сказать комплимент?

Ответ на вопрос 4: Хвалить можно внешность, черты характера, способности, работу человека

Вопрос 5: Как можно ответить на комплимент?

Ответ на вопрос 5: На комплимент можно ответить так: «Спасибо за добрые слова», «Мне приятно это слышать» и т.д.

Вопрос 6: Что такое лесть?

Ответ на вопрос 6: Лесть – это неискренние слова, неправдивая похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей

Проверка правильности выбора.

- Молодцы, вы все отлично справились с заданием.

Рефлексия.

- Итак, поднимите руки те, кто считает, что занятие было полезным?

- Что именно было полезным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Букварь! Я говорю тебе прощай!».

Целью данного праздника является обобщение приобретённых знаний и умений в первом классе.Предлагаемый сценарий праздника может быть полезен  учителям начальных классов, воспитателям специал...

Сценарий праздника "Мы умеем правильно говорить" 1 класс

Стихи, скороговорки, сценки, шутки, подобранные на правильное произношение...

Сценарий классного часа "Говорю красиво"

Сценарий классного часа "Говорю красиво" для 4 класса, рассчитан на 45 минут.Цель классного часа - воспитать уважительное отношение к русскому языку...

Я говорю из Ленинграда (сценарий школьного праздника)

В материале использованы стихи О. Берггольц, воспоминания детей блокадного города....

Сценарий "Дорогому Букварю говорю Благодарю"

Праздник букваря со сказочными персонажами....

Сценарий "Говорит ЮИД ДОНА"

Сценарий "Говорит ЮИД ДОНА" был использован для выступления отряда ЮИД "Светофор" в 2018 году....

Сценарий выступления отряда ЮИД "Торжественный марш:"Говорит ЮИД Дона"

Данный сценарий заинтересует тех, кто пропагандирует правила безопасного поведения на улицах и дорогах....