Современные воспитательные технологии
методическая разработка

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные воспитательные технологии

в условиях реализации ФГОС.

1 слайд. Современные воспитательные технологии в условиях реализации ФГОС.

Цель педсовета: совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство  с современными воспитательными технологиями для  повышения качества образования.

Задачи педсовета: 

дать обоснование роли современных воспитательных технологий в достижении качественного образования и воспитания;

раскрыть сущность понятия «современные воспитательные технологии»;

познакомить учителей с классификацией современных воспитательных и педагогических технологий.

2 слайд План План педсовета

1.Современные воспитательные технологии в условиях реализации ФГОС. Оперативный метод  решения проблемы «Мозговой штурм» (Муртазина Р.М.);

2. Применение шоу-технологии в воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

     (Мужипова Л.С.)

3. Современные воспитательные технологии , их применение на уроках русского языка и литературы (Асадуллина М.Н.);

4. Применение игровой технологии на уроках башкирского языка и литературы (Сайфуллина Г.С.);

         2 слайд  Воспитание – это, прежде всего, работа с мыслями,  ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, осознавать, оценивать и усовершенствовать себя.

   3 слайд Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

           Итак, воспитательные технологии – это совокупность форм, методов, способов приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные задачи, это алгоритм решения каких-либо проблем.

Воспитательная  технология          как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости  воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

       Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения  в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или  правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат  отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

                ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучающегося. В век динамических  изменений главным становится умение учиться самостоятельно.

        4 слайд    Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

            5 слайд Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

               6 слайд Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

        7 слайд    Как деятельность ВС имеет :

Цель (выражающая представление  о результате)

Мотив или сущность (раскрывающая причины субъекта)

Средства (необходимый и достаточный инструментарий)

Действия (непосредственные трудовые операции)

Достигаемый результат

Оценку и корректировку

             8 слайд В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий:

  • технология проектного обучения и воспитания ;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • игровая технология;
  • шоу-технологии;
  • технология “Коллаж” и т.д.

        Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.

      Педагогический процесс на основе воспитательных технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Поэтому овладение педагогическими технологиями позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

         В своем выступлении я подробно освещу несколько современных технологий, которые наиболее активно используются..

9 слайд

1.Технология сотрудничества - состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

          Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.

     Цели  групповой работы: повышение  учебной мотивации, развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств (самостоятельности, ответственности, трудолюбия и др.).

       Начинать   вводить  элементы групповой работы надо  уже с первых дней учёбы детей в школе, первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. В группе  назначается ответственный  или капитан команды и  ему в помощь эксперт – консультант.  Эти  ученики  руководят работой группы, оказывают помощь тому, кому она требуется,  и контролируют выполнение заданий. На  первых уроках, проходящих на основе технологии сотрудничества, лучше комплектовать небольшие группы,  по 3- 4 человека. Исследования показали, что оптимальной  является группа численностью до 6 человек, поскольку более в многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех его членов.  Желательно, чтобы в группу вошли ученики с разными учебными возможностями, мальчики и девочки.   А, чтобы  у ребят сложился  опыт работы в группе,  состав группы  надо стараться  оставлять стабильным , (дети должны привыкнуть друг к другу и уважать мнение каждого участника), по знаниям группы – разноуровневые, по умениям и навыкам работы – равноценные, капитаны команд  должны пользоваться авторитетом, так как их мнение  при оценивании каждого участника будет учитываться.  Обладая  разной обучаемостью,  интересами и работоспособностью,  такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже  проникают в  учебный материал.

Группа  же составленная  только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в ней некому  будет руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не могут помочь друг другу. Хочу отметить, что планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу закадычных друзей или подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Следует обратить внимание и на личностные  качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость.

    Прежде чем работать в группе,  я знакомлю  с правилами  работы  в ней,  а  в дальнейшем  всегда эти правила выполняем.

                                     Правила работы в группе.

- в группе должен быть ответственный.

-  работать должен каждый на общий результат.

-  один говорит,  другие слушают.

- своё несогласие высказывай  вежливо.

Положительные моменты групповой  работы

идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки

- развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство ответственности

- сохраняется интерес к   познанию

     Всё это, конечно, хорошо, если в классе  мало слабых детей.  А если их  много... То, работая в группе, ученики остаются на едином  для всех его участников уровне усвоения знаний, а  некоторым учащимся этого явно мало, у них  появляется неудовлетворённость, потребность  в более трудных типах задач и оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более  слабыми товарищами  нежелательна.  Поэтому я время от времени создаю специальные, так называемые олимпиадные группы из сильных учеников  или организую их индивидуальную работу.

       Кроме того, часто используется работу в парах. Задания дети выполняют либо вместе, либо вариативно, потом проверяют  друг у друга.   Проверяют друг у друга и домашние задания.  На уроках чтения и окружающего мира при проверке домашнего  задания в парах,  сначала  один ученик   выступает в роли учителя, задаёт товарищу  как можно больше толковых вопросов, а другой отвечает, а потом наоборот.

10 слайд

2.В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место и имеют огромное влияние как на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на  коллектив школы. КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности. Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.

Технология КТД помогает сблизиться детям, преодолеть преграды в общении, а главное – раскрывает творческие способности. Однажды выступив перед аудиторией, ребёнок в дальнейшей жизни будет более раскрепощён, преодолев стеснение, ему будет проще общаться с товарищами, знакомиться с новыми людьми. Ребятам, часто выступающим перед публикой, легче адаптироваться во взрослой жизни.

В  КТД любой ребёнок может презентовать себя, показать себя как ответственного, исполнительного, инициативного, общительного, организованного ученика.

     КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, музыкально и художественно оформленные мероприятия.

Коллективные творческие дела по содержанию можно разделить на несколько групп:

  • познавательные – аукцион знаний, академия математических наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда», фестиваль дружбы народов, день памяти.
  • трудовые – «акции в библитотеке», день самоуправления, трудовой десант, «Мастерская поделок».
  • художественные – день сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, концерт.
  • спортивные – Олимпиада, остров приключений, турпоход, спортивные праздники.

11 слайд. Для комплексной организации воспитательной работы определены следующие темы :

  Сентябрь – «День Знаний. Наша безопасность: Внимание, дети!»»

Октябрь - " Я патриот "

Ноябрь - " В здоровье наша сила»

Декабрь «Новый год у ворот»

Январь - " Культура, духовность, творчество "

Февраль - " Быстрее, выше, сильнее "

Март - " В мире прекрасного "

Апрель - " Твори добро "

Май - " Семья. Память. Отечество "

     В соответствии с темой проводятся классные часы, беседы, экскурсии, завершается тематический период итоговым общешкольным мероприятием в виде КТД, праздника, конференций, соревнований.

         Для каждого класса распределяются мероприятия, которые будут проводить в течение учебного года. Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей.

Технологию КТД используют практически все педагоги нашей школы, умело организовывают учащихся и создают с ними незабываемые внеклассные мероприятия.

Слайд 12.            4.Технология проблемного обучения и воспитания. 

       Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Под технологией проблемного обучения и воспитания понимается такая организация  занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.                

 13 слайд                      Алгоритм решения проблемы

                                              (по В.М.Вергасову)

Этапы решения

Содержание решения

1.

Выявление (формулировка)

проблемной

ситуации

Четко сформулировать, что требует созданная ситуация. Что известно для решения проблемы?

Что требуется найти? Достаточно ли данных для решения данной проблемы? Что еще необходимо для решения проблемы? Нельзя ли сформулировать проблему проще? Решались ли ранее проблемные ситуации?

2.

Составление гипотез и отбор оптимальной

Какие пути решения проблемы можно предложить? Какие трудности встретятся при решении проблемы по данной гипотезе? Какие преимущества гипотезы? Какие ранее применялись гипотезы для решения подобных ситуаций? Какая из гипотез имеет больше достоинств и меньше недостатков.

3.

Решение проблемной ситуации

Действуя по выбранной гипотезе, оценивайте каждый шаг. Проверьте, насколько он правилен при решении данной проблемы. Можно ли убедиться, что совершенный шаг правильный? Не осталось ли что-нибудь не решенным? На все ли вопросы проблемы удалось получить ответ?

4.

Анализ решения проблемной ситуации

Все ли данные проблемной ситуации использованы?  Если нет, то почему при решении они не понадобились? Нельзя ли принятую гипотезу модернизировать или упростить? Правдоподобен ли результат? Можно ли полученное решение использовать? Какие дополнительные результаты можно получить при решении данной проблемы? Что можно получить, если проблему изменить так:?

Слайд 14

                   5.Личностно-ориентированное воспитание— это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, научно-практических конференций, проектов на уровне района, республики, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов учителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

     Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому  педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

15 слайд

6.Технология интерактивного воспитания - это, прежде всего, диалоговое воспитание, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя в качестве воспитателя и обучающегося. При интерактивном воспитании педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Этапы интерактивной технологии:

*    Подготовительный

*    Основной

*    Рефлексивный

Отличительные признаки: жесткий временной регламент; четкое распределение ролей; игра по строгим правилам; возможность рассмотреть одно и то же явление (факт) с прямо противоположных позиций; большая подготовительная работа; разнообразие и объективность критериев оценки.

“Мозговой штурм” или “Мозговая атака”

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Обязательные условия: закрепление эксперта (пишет); назначение “кукушки” (засекает время); ограничение времени 10 – 15 минут).

Общие правила: отсутствие шаблонного мышления; свобода воображения; необходимо уточнение мыслей посредством вопросов; мысли озвучиваются коротко; приветствуется большое количество идей; запрет критики.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех мозгового штурма. Особенности: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Метод «Мозгового штурма»

Формирование читательской активности

младших школьников в условиях реализации фгос

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

     Большинство педагогов всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

16 Слайд Найдем решение данной проблемы методом «Мозгового штурма».

 Первая группа «Почему ребенок не любит читать?»

Вторая группа «Что делать родителю, если ребенок не хочет читать?»

Третья группа «Как школа может помочь в привитии интереса к чтению?»

Вывод:

  • работа по развитию читательской активности учеников начальных классов должна вестись систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;
  •  учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
  • работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения.

8.Технология игрового обучения – включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

родителями.

Шоу-технологии

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

- деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

- соревновательность на сцене;

- подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Этапы: подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление); реализация: запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.

Игры-шоу: “Звездный час”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”, КВН, и т. д.

Игры тренинги. Например: Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых, Отелло, Джульетта, разведчик в тылу врага. Импровизируйте.

Технология “Коллаж”

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике “Коллаж” предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах. Предусматривает создание презентации.

Например: “Моя заветная мечта”, “Кем стать?”, “Добрый означает щедрый?”, “Я есть часть глобального”.

Здоровьесберегающие технологии

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

     

             Использование педагогических технологий даёт возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе.

         Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1.Проанализировать информацию, полученную в ходе педсовета и спланировать самостоятельное изучение современных педагогических технологий .

Первая группа «Почему ребенок не любит читать?»

Вторая группа «Что делать родителю, если ребенок не хочет читать?»

Третья группа «Как школа может помочь в привитии интереса к чтению?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные воспитательные технологии

Доклад подготовлен для выступления на семинаре....

современные воспитательные технологии и методики.

Описание некоторых современных воспитательных технологий, используемых в практической деятельности воспитателями, их цели, порядок использования и результаты использования ( для аттестации воспитателе...

Доклад на тему: "Современные воспитательные технологии."

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную де...

Современные воспитательные технологии.

Современные воспитательные технологии....

Современные воспитательные технологии

Современные воспитательные технологии...

Современные воспитательные технологии

В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы, включающей це...

Современные воспитательные технологии.

В содержании доклада систематизирована информация о применении педагогических технологий в воспитании обучающихся начальных классов....