"Мой край родной" по курсу внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс)

Шаданова Лариса Ефимовна

- Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о бурятских народных играх;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy.docx165.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Улейская средняя общеобразовательная школа»

                               

      Согласовано                                                                                Утверждаю:

      Зам. дир. по ВР                                                                           директор МБОУ «Улейская СОШ»

      ____________ Егодурова Е.М.                                                   ______________Т.О. Шоргоева

      «___»___________20__ г                                                            «____» ____________20__  г.              

        

Мой край родной

по курсу внеурочной деятельности

Составители:

Шаданова Л.Е.,

учитель начальных классов

с.Унгин, 2023 г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мой край родной»

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о бурятских народных играх;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой бурятского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

«Я и моя семья»

Выпускник научится:

  • составлять рассказы о своей семье;
  • узнает о происхождении своего имени;
  • соблюдать семейные традиции, праздники

Выпускник получит возможность научиться:

  • создать родословную своей семьи;
  • создать энциклопедию имён учащихся, родителей

 «Наша школа»

Выпускник научится:

  • уважать и соблюдать традиции школы;
  • правилам поведения в школе;
  • уважать и гордиться знаменитыми выпускниками школы;
  • особенностям школьной дружбы, совместным играм

Выпускник получит возможность научиться:

  • дополнить правила поведения в школе;
  • создать правила поведения в классе;
  • встретиться с интересными людьми;
  • играм на сплочение коллектива

«Родное село»

Выпускник научится:

  • узнает об истории родного села;
  • узнает о происхождении села, об истории его названия;
  • узнает об истории названий улиц села Улей;
  • уважать и соблюдать традиции своего села;
  • узнавать и ценить достопримечательности села;
  • ценить и уважать труд сельского человека

Выпускник получит возможность научиться:

  • создать альбом, посвящённый истории родного села;
  • встретиться с интересными людьми, проживающими в родном селе;
  • познакомиться с особенностями труда и быта сельского человека

 

«Будем жить в ладу с природой»

Выпускник научится:

  • любить и ценить красоту природы родной местности;
  • узнавать растения, произрастающие на территории Осинского района;
  • узнавать животных, обитающих в нашем районе;
  • различать особенности времён года и погоды своей местности;
  • распознавать явления природы, погодные аномалии;
  • различать водоёмы края;
  • узнает о полезных ископаемых края

Выпускник получит возможность научиться

  • заботиться о братьях наших меньших;
  • бережно относиться к природе;
  • познакомиться с Красной книгой Иркутской области;
  •  ориентироваться в многообразии растительного и животного мира своего района;
  • правилам поведения в лесу и у открытого водоёма;
  • правилам сбора съедобных грибов и лекарственных трав;
  • составлять гербарий;
  • составлять мини-энциклопедию растений и животных края

 «Административное устройство Осинского района»

Выпускник научится:

  • пользоваться административной картой района;
  • узнает об органах законодательной и исполнительной власти, об органах местного самоуправления; о губернаторе области

Выпускник получит возможность научиться

  • составлять рассказы о сёлах района;
  • побывать на экскурсиях в различных муниципальных образованиях района;
  • встретиться с представителями власти

                                        «Символика»

Выпускник научится:

  • различать символы Иркутской области, Осинского района

Выпускник получит возможность научиться

  • познакомиться с историей создания герба, флага, гимна области и района;
  • разучить гимн Осинского района

                                «Литература и искусство»

Выпускник научится:

  • читать и анализировать произведения Осинских писателей, поэтов, композиторов, художников;
  • различать ремёсла и промыслы народов нашего района;
  • различать жанры устного народного творчества;
  • узнает о наиболее ярких событиях истории, общественной, спортивной и культурной  жизни  своего села

Выпускник получит возможность научиться:

  • познакомиться с произведениями писателей, поэтов, композиторов, художников Осинского района;
  • встретиться с деятелями культуры, яркими историческими личностями;
  • посетить музеи своего района;
  • составлять рассказы об истории возникновения ремёсел;
  • создавать творческие работы, проекты по данной теме;
  • составлять отзывы о прочитанных произведениях;
  • инсценировать различные произведения Осинских авторов и произведения устного народного творчества.

К концу 1 класса учащиеся должны:

 знать

• своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес;

• основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении;

• традиции своей школы;

• улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта своего села;

• основные достопримечательности родного села;

• профессии жителей своего села;

• основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение);

на практическом уровне

• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

• составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

К концу 2 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• особенности времён года своей местности;

• названия рек, населённых пунктов своего района;

• названия и отличительные признаки 5 - 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности;

• значение Красной книги Иркутской области;

• особенности труда и быта земляков;

• родственные связи в семье, уклад семьи;

• герб, флаг, гимн Иркутской области, Осинского района;

•  песни, пословицы, поговорки, легенды и предания бурят Улейской долины;

• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, в школе, на дорогах, у водоёмов;

• выдающихся деятелей искусства, культуры,спорта, уроженцев села Улей.

уметь

• показывать на физической карте Осинского района основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;

• рассказывать о достопримечательностях родного села;

•различать растения своей местности по видам (травы, деревья,

 кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

• бережно относиться к растительному и животному миру своей местности.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;

• соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

•поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире своей местности, промыслах и ремёслах, распространённых в Улее и т.д.

К концу 3 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта;

• природные условия, территориальную принадлежность, коренное население,  особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Осинском районе;

• разновидности водоёмов нашего края;

• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в нашей местности растений и животных;

• основные особенности различных видов карт Осинского района (физической, административной и исторической);

 • герб, гимн, флаг Осинского района, а также символы своего родного села, района;

• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры , искусства, спорта и т. д.

уметь        

• узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека;

• различать особо охраняемые растения и редких животных своего края;

• ориентироваться по карте Осинского района;

• давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

• выполнения правил сбора грибов в своей местности

• правильного поведения у водоёма в разное время года

• бережного отношения к растениям и животным

К концу 4 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• природные богатства родного края и их использование человеком;

• символику Осинского района;

• органы местного самоуправления;

• даты важнейших событий в истории района и села;

            • особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Осинского района;

• достопримечательности своего района и села;

•наиболее важные события исторической, общественной,
спортивной и культурной жизни Осинского района и села;

• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории Улея;

• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей своего села и района.

уметь

• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;

• определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);

• правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Осинского района и села;

• исполнять гимн Осинского района.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• правильного поведения во время исполнения гимнов России и своего района;

• выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения;

• исполнения знакомых народных песен;

• самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.

Содержание курса по внеурочной деятельности «Мой край родной»

1 класс (33 часа)

Раздел 1. «Я и моя семья» («Минии уг гарбал») (10 часов).

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

Рассказ на основе беседы с родителями, дискуссия, исследовательская работа.

Раздел 2. «Наша школа» («Минии hургуули») (7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Экскурсия, беседа, практическая работа.

Раздел 3. «Родное село» («Минии тоонто нютаг») (8 часов).

Родное село. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего села. Труд людей моей местности.

Игры – практикумы, беседы, практическое занятие, сюжетно-ролевые игры.

Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» («Байгаалияа гамная») (8 часов).

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Иркутской области. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

Экскурсия, беседы, коллективно-творческие дела, проектная работа.

                                                    2 класс (34 часа)

Раздел 1. «Земля отцов - моя земля» («Минии тyрэл газар»)

 (2 часа).

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Иркутской области. Флаг, герб Осинского района.

Беседы, проектная работа, сюжетно-ролевые игры.

Раздел 2. «Природа родного края» («Манай байгаали» (14 часов).

Лето в нашей местности. Дары лета. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Иркутской области. Бережное отношение к природе родного края.

Беседы, исследовательская работа, экскурсия.

Раздел 3. «Труд и быт жителей Улея, Осинского района» («Минии нютагай, Оhын аймагай ажабайдал»)  (11 часов).

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Бурятская юрта. Народные праздники. Ремёсла бурят. Быт бурят. Уклад бурятской  семьи.

Исследовательская работа, проблемная лекция, работа в музее, беседа.

Тема 4. «Населённые пункты Осинского района» («Оhын аймагай айлнууд» (7 часов). 

Родное село. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Осинского района. Оса – районный центр. Великая Отечественная война в жизни улейцев. День Победы - всенародный праздник.

Коллективно-творческие дела, рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, работа в музее.

3 класс (34 часа)

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» («Манай гоё тyрэл орон») (12 часов).

 Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Осинского района. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей.

Беседа, коллективно-творческие дела, конкурсы, исследовательская работа.

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» («Урданай ба муноо уе саг») (10 часов).

«Лента времени». Старый Улей. Переселение улейцев. Основание нового села. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего

Исследовательская работа, проектная работа, коллективно-творческие дела, беседы, работа в музее, проблемная лекция.

Раздел 3. «История не заплутается, род не забудется» («Уг тойригдэхэгуй, туухэ мартагдахагуй») (12 часов).

Твоя родословная, Ты и твоё имя. Из истории улейских  фамилий. При солнышке — тепло, при матери — добро. Кто ленится, тот не ценится. Улейские умельцы. Народные обычаи и традиции. Бурятский фольклор. Нашему роду нет переводу.

Исследовательская работа, беседы, проблемная лекция, практическое занятие, работа в музее.

4 класс (34 часа)

Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую»  («Эхэ ороноо гамнагты») (11 часов)

Природная зона нашего края. Заказники и заповедники Иркутской области. Использование и охрана водоёмов Осинского района. Полезные ископаемые Иркутской области, их использование. Иркутская область на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую.

Проектная работа, беседа, практическое занятие.

Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» («Эсэгын нютаг, мини нютаг») (15 часов).

Народные ремёсла. Одежда жителей Улея. Письменные источники. Обычаи и праздники народов, живущих в Осинском районе. Устная история родного края.  Земля отцов - моя земля.

Исследовательская работа, проектная работа, беседа, викторина, работа в музее.

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» («Уе наhанай hайн ажал») (8 часов).

Просветители земли осинской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли улейской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела.

Проектная работа, беседа, работа в музее.

Тематическое планирование

1 класс-33 часа

Тематическое планирование

Количество часов

Я и моя семья (10 ч.)

Мой родной край

 

Будем знакомы!

Мое имя

Мои друзья

Мои любимые занятия

Любимые занятия моих друзей

Моя семья

Родословное древо моей семьи

Урок- викторина «Моя семья»

Мои обязанности в семье

Семейные традиции

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Наша школа(7 ч.)

Наша школа

Нашей школе более100 лет

Правила поведения в школе

Экскурсия по школе

Школьные поручения

Дружба с одноклассниками

Школьная дружба

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Родное село (8 ч.)

Родное село

Главный поселок нашего района

Улица, на которой я живу

Правила безопасного поведения на улице

Виды транспорта

Правила поведения в общественном транспорте

Достопримечательности моего села

Труд людей моей местности

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Будем жить в ладу с природой

 (8 ч.)

Будем жить в ладу с природой

Явления природы

Красота природы родного края

Природа живая и неживая

Растительный и животный мир

Забота о братьях наших меньших

Красная книга Иркутской области

Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

                                                                 2 класс-34 часа

Тематическое планирование

Количество часов

Земля отцов - моя земля (2 ч.)

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Иркутской области.

Флаг, герб Осинского района.

 1 ч.

            1 ч.

Природа родного края (14 ч.)

Лето в нашей местности

Дары лета

Формы поверхности земли

Водоемы моей местности и их обитатели

Правила поведения у водоемов

Растения моей местности

Роль растений в природе и жизни людей

Лекарственные растения

Грибы: съедобные и ядовитые

Ядовитые растения

Животный мир моей местности

Роль животных в природе и жизни людей

Красная книга Иркутской области

Бережное отношение к природе родного края

 1 ч.

            1 ч.

 1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

 1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

            1 ч.

Труд и быт жителей

Осинского района (11 ч.)

Труженики родного края

Профессии моих земляков

Жизнь и быт населения региона

Загадки  зимы

Бурятская юрта

Быт бурят

Праздничные дни России и родного села

Народные праздники

Ремесла

Уклад бурятской семьи

Семья и семейные традиции

  1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

  1 ч.

  1 ч.

  1 ч.

1 ч.

1 ч.

  1 ч.

1 ч.

Населенные пункты

 Осинского района (7 ч.)

Родное село, район

 Весна в нашей местности

Улицы моего населенного пункта

Населенные пункты Осинского района

Оса – районный центр

Великая Отечественная война в жизни улейцев

День Победы- всенародный праздник

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

                                                             

  3 класс-34 часа

Тематическое     планирование

Количество часов

Нет в мире краше родины нашей

(12 ч.)

Рельеф Иркутской области

Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение)

Водоемы Осинского района (естественные)

Водоемы Осинского района(искусственные)

Почва, их значение для жизни растений и животных

Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем

Разнообразие животного мира в прошлом и настоящем

Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.

Лечебные источники в Осинском районе

Красота окружающего мира

Нет в мире краше Родины нашей (проектная деятельность)

Защита проектной работы «Нет в мире краше Родины нашей»

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Без прошлого нет настоящего (10 ч.)

«Лента времени»

Старый Улей

Переселение улейцев

Основание нового села

Основание новых сел в районе

С верою  в сердце

История Осы в символах

Добрые соседи

Без прошлого нет настоящего (проектная деятельность)

Защита проектной работы  «Без прошлого нет настоящего»

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Нашему  роду – нет переводу (12 ч.)

Твоя родословная

Ты и твое имя

Из истории улейских фамилий

При солнышке – тепло, при матери – добро

Кто  ленится, тот не ценится

Осинские  умельцы (писатели)

Осинские  умельцы (художники)

Осинские  умельцы (композиторы)

Народные обычаи и традиции

Бурятский  фольклор

Моему  роду нет переводу (проектная деятельность)

Защита проектной работы «Моему  роду нет переводу»

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

                                              4 класс-34 часа

Тематическое планирование

Количество часов

Береги землю родимую, как мать любимую (11 ч.)

Природная зона Осинского района

Влияние человека на природу

Заказники и заповедники Иркутской области

Охрана природных богатств

Использование и охрана водоемов

Водоемы родного края

Защита и охрана почв

Полезные ископаемые Иркутской области, их использование

Значение полезных ископаемых в жизни человека

Иркутская область  на карте России

Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа)

     1ч.

1 ч.

1 ч.

     1 ч.

1 ч.

1 ч.

     1 ч.

     1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

История моего района в архитектуре

Памятники истории и культуры региона, их охрана

Вещи рассказывают о прошлом

Экскурсия в краеведческий музей и к памятникам истории и культуры района.

Народные ремесла

Национальная одежда жителей Осинского района

Письменные источники

Как изучают историю Осинского района

Обычаи и праздники народов, живущих в Осинском районе

Народы, проживающие в родном селе, районе, характерные особенности быта

Устная история Осинского района

Проведение дня памяти выдающегося земляка

Оса – районный центр

Символика Осинского района

Земля отцов – моя земля (проектная работа)

    1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

    1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

    1 ч.

    1 ч.

Просветители земли улейской.

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны.

Труженики полей.

Радетели земли улейской.

Ты – наследник земли отцов.

Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Защита проектной деятельности «Жизнь дана на добрые дела».

    1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

     1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

Программа курса внеурочной деятельности "Мой край"

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мой край»     социального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

КТП курса внеурочной деятельности "Мой край"

Прилагается к программе курса "Мой край"...

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 2 класса "Фауна нашего края".

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" во 2 классе разработано для обучающихся Воронежской области. На занятии использовались разнообразные виды и формы работы, работа в парах, груп...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...