Механизмы ресурсного обеспечения школьного пространства патриотического воспитания.
статья

Бахтина Светлана Ивановна

Механизмы ресурсного обеспечения  школьного пространства патриотического воспитания.

 

Быть патриотом…
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью русского народа,
Которую никто не смог подмять.

И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный,
Можешь ты гордиться –
Твой век земной не зря тобой прожит!

 

Патpиотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кpоме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настpоениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей.

    Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе pазвития, становления личности.

Основные пpоблемы патpиотического воспитания:

• Отсутствие у молодых людей духовно-нpавственных ценностей.

• Слабые познания в области культуры, истории.

• Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.

    Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания граждан приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патpиотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

     В этих условиях очевидна неотложность pешения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так  и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

      Патриотическое воспитание - это процесс формирования у человека любви, преданности и уважения к своей стране, ее истории, культуре, традициям и государственным символам. Оно является неотъемлемой частью образования и воспитания молодого поколения, а также важным инструментом в формировании национального самосознания и гражданской позиции.

Что же относится к  механизмам ресурсного обеспечения патриотического воспитания:

Это:

– Материальные ресурсы: финансирование, инфраструктура, оборудование и учебные материалы.

– Человеческие ресурсы: учителя, родители, волонтеры, ученики.

– Информационные ресурсы: учебники, книги, сайты, видеоматериалы.

– Культурно-исторические ресурсы: музеи, памятники, исторические места.

– Природные ресурсы: заповедники, природные памятники,  лосеферма.

   Важную роль в формировании патриотического воспитания играет школьное пространство и  является одним из ключевых факторов в процессе патриотического воспитания, поскольку именно в школе дети проводят большую часть своего времени, получая знания и навыки, которые помогут им стать полноценными гражданами своей страны. 

   Во-первых, школьное пространство должно быть организовано таким образом, чтобы поддерживать атмосферу уважения к истории и культуре своей страны, а также воспитывать чувство гордости за свою родину. Это может быть достигнуто путем включения в интерьер школы элементов, отражающих национальные символы и традиции, таких как флаги, гербы, портреты национальных героев и т.д.

     Во-вторых, школьное пространство следует использовать для организации различных мероприятий, направленных на формирование у учащихся патриотизма и любви к своей стране. Например, проведение экскурсий по историческим местам, участие в национальных праздниках, организация встреч с ветеранами и т.п. Такие мероприятия помогут детям лучше понять историю своей страны и осознать свою роль в ее развитии.

   В-третьих, школьное пространство может быть использовано для развития у учащихся навыков, которые будут полезны для их будущей жизни в качестве граждан своей страны. Например, обучение навыкам общения, работы в команде, решения проблем и т.п.

Большое внимание в нашей школе уделяется оформлению школьного пространства

(слайды 2,3,4) Символы РК и Российской федерации

Баннеры

Информационные стенды

Созданы зоны для детского самоуправления

Выставки рисунков на патриотическую тему и тему родного края

     Все это несет проводимым в школе мероприятиям особую окраску.

(слайды 6-11) Ежегодно организуются конкурсы и выставки рисунков с изображением родного края, своих родителей, семьи, дней блокадного Ленинграда, Дня Победы

    Традиционными в нашей школе  является  подготовка ко Дню Победы: Участвуем в Акции Окна Победы, фестиваль патриотической песни, возложение цветов к памятнику «Славы», участие в митинге, организуем волонтерскую деятельность, изготовляем поделки для пожилых людей, участвуем в экологических акциях.       

   В феврале проходит военно –патриотический месячник,  самое запоминающее мероприятие  - это Смотр строя и песни.

     5 июня 2021 года   в торжественной обстановке  прошло открытие музейной комнаты,  в котором  мы можем увидеть экспонаты, привезенные с мест сражений   поисковым отрядом "Весна Победы».  Эти экспонаты  были найдены в ходе экспедиций в Мурманскую, Калужскую и Смоленскую области, за каждым предметом чья- то жизнь,  большую информацию несут стенды, размещенные вдоль стен. Дизайн каждого стенда делали самостоятельно.  Они  рассказывают о самых трагичных и победных днях   Великой Отечественной войны.

  Школьный музей  служит местом проведения различных мероприятий уроки истории, встречи с детьми войны, которые помнят, как трудились в тылу, экскурсии для младших классов и гостей школы.  Школьный музей не только сохраняет историю, но и способствует воспитанию патриотизма, любви родному краю, формированию чувства гордости за свои достижения и успехи нашей Родины

Ресурсное обеспечение играет ключевую роль в процессе патриотического воспитания учащихся. Без достаточного количества материальных, человеческих, информационных и других ресурсов невозможно организовать полноценный процесс воспитания патриотизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Механизм организации учебной деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....