Методическая разработка воспитательного мероприятия
методическая разработка

Степанова Марина Александровна

Методическая разработка воспитательного мероприятия ко дню космонавтики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kuznetsova_m.a.docx950.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждениеC:\Users\User\Downloads\i (9).jpg

 дополнительного образования

«Центр  детского творчества Автозаводского района»

Обособленное структурное подразделение детский клуб «Романтик»

Воспитательное мероприятие,

посвященное Дню космонавтики, на тему:

«Космические корабли»

Направление: Техническое творчество

Номинация: методическая разработка

Автор: Степанова Марина Александровна

педагог-организатор

педагог  дополнительного

                                             образования

город Нижний Новгород

2023 год

Пояснительная записка.

Любому человеку интересно наблюдать за таинственным ночным небом, мечтая о путешествии в этот необъятный и ещё не до конца изученный космический мир. Космос-это сплошные загадки и тайны. Наша солнечная система - только маленькая изученная часть его.Планеты, солнечная система, звезды и космос всегда интересовали человечество. Многиеученые рассматривали ближайшие к нам планеты из мощных телескопов. Затем были запущены спутники, а вскоре человек полетел в космос. Изучение космоса началось еще с самых древних времен, когда человек только учился считать по звездам, выделяя созвездия. И только всего четыреста лет назад, после изобретения телескопа, астрономия начала стремительно развиваться принося в науку новые открытия.В настоящее время полеты в космос на околоземную орбиту стали постоянными, человечестворазработало проекты по исследованию иколонизации ближайших планет – Марса иВенеры, с помощью телескопов и космических станций продолжает разведку Солнечнойсистемы и мечтает отправиться в глубины Галактики, однако многое поканедоступно.Выход человека в космос изменил наши традиционные представления о взаимоотношениях природы и общества. Космонавтика самым непосредственным образом влияет на дела земные и уже сегодня помогает людям различных специальностей в их труде.Данная методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, клаасных руководителей, вожатых, воспитателей детских оздоровительных лагерей и других педагогических работников, занимающихся воспитанием и практикой.

Мероприятиеактуально для детей 8 – 10 лет.Начальная и средняя школа - это важный период для привития общечеловеческих качеств, развития интеллекта, воспитания культуры поведения и общения. Закладываются основные специальные понятия, навыки и умения, дающие возможность последующего  роста, профессионального самоопределения.

Учитывая возрастные особенности развития детей младшего и среднего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко применять нестандартные формы проведения воспитательного мероприятия. В этот возрастной  период дети обычно с большим удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно, если работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» детей в мир разумного, интересного,  творческого труда, не сводимому лишь к механическому упражнению рук.

Данное мероприятие носит  познавательный характер, целью которого является вызвать интерес детей к изучению космического пространства и изготовлению различных видов ракет. Реализации поставленной цели способствует решение задач:

  • - изучить материал о значимости космоса и космических исследований;
  • - обобщить сведения о влиянии космоса на жизнь человека;
  • -расширить знания учащихся, об известных космонавтах, первооткрывателях космического пространства;
  • - познакомить обучающихся с историей создания ракетной техники;
  • - воспитывать чувство гордости за достижения нашей страны в области освоения космоса, за наших космонавтов;
  • - повышать интерес к российской космонавтике.

Важно продумать вопросы, с которыми педагог будет обращаться к детям, т.к. именно вопрос помогает сформировать обратную связь «педагог – ребёнок, ребёнок – педагог». Кроме этого, для практической работы необходимо подобрать модели ракет, которые просты в изготовлении и не занимают много времени. Это важно, т.к. монотонное и сложное практическое задание может привести к тому, что ребёнок, не справившись с работой, потеряет интерес к данному виду творчества, неудача может его расстроить и понизить его самооценку.

Характеристика оборудования для проведения занятия:

  • учебный кабинет;
  • ученические столы в количестве 12 шт.;
  • стулья для обучающихся –  12 шт.;
  • стол  и стул для педагога;
  • ноутбук;
  • звуковые колонки;
  • дидактический материал –чертежи ракеты на каждого обучающегося;
  • электронная презентация

Ожидаемые результаты:

- актуализация знаний о космосе и об истории российской космонавтики.

- повышение интереса обучающихся к российской космонавтике,

- привитие чувства гордости и уважения к российской космонавтике.

Хронометраж занятия

Время, необходимое для проведения занятия –90 мин.

№ п/п

Ход занятия

Время

(мин)

1.

Организационное начало занятия. Сообщение темы, цели и особенностей данного занятия.

3

2.

Введение в новый вид творчества. Из истории о космосе.  Электронная презентация.

15

3.

Введение в теорию. Ракета. Устройство.

5

4.

Введение в практическую деятельность.

7

5.

Практическая работа.

Изготовление ракеты.

35

6.

Практическое использование моделей – запуск.

20

7.

Подведение итогов.

5

ИТОГО

90

Конспект занятия.

Этап

Содержание

Презентация

Оборудование и материалы

1.Организацион-ное начало занятия

- Здравствуйте, ребята.

   - Я –Марина Александровна! Педагог дополнительного образования из города Нижнего Новгорода! Руководитель творческого объединения «Начальное конструирование и моделирование». Сегодня я познакомлю вас, ребята, с увлекательным миром космоса, космической техники и творчества.

- Сегодня мы будем работать над темой «Космические корабли», а это значит, что мы с вами должны научиться делать и запускать ракеты.

Без прошлого нет будущего, а значит, что мы с вами должны знать историю космоса, его первооткрывателей.

2. Введение в новый вид творчества.

Из истории  о космосе.

Презентация.  

- Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него.

Что же такое Вселенная, Космос? 

-Всё, что существует в мире, Земля, другие планеты, звёздные системы и галактики, чёрные дыры…

 Всё, что есть на каждой из этих звёзд и планет, всё, что есть между ними – всё это космос.

Космос включает в себя межпланетное, межзвездное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем телами. Говоря о космосе (космическом пространстве), часто имеют в виду не всю Вселенную, а лишь межпланетнуюи околоземную среду, которая находится за пределами атмосферы Земли.

- Какие планеты вы знаете? 

- Солнечная система – это солнце и совокупность планет, которые находятся на одной орбите с солнцем и зависят от него. В нашей солнечной системе находятся 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Меркурий – самая ближайшая планета к солнцу, а наша Земля – третья по счету. Среди этих планет только на нашей есть жизнь. Она находится на самом благоприятном расстоянии от солнца. Если бы она находилась чуть ближе к нему – мы бы сгорели, чуть дальше – замерзли бы в ледниках.

Все девять планет вращаются вокруг своей оси и одновременно вокруг солнца. Солнце обладает гравитационной силой, то есть притяжением. Поэтому планеты вращаются вокруг него всегда на одинаковом расстоянии и не улетают в открытое пространство космоса. У некоторых планет есть спутники, которые вращаются вокруг них и вместе с ними вокруг солнца. Например, спутник нашей планеты – Луна.

-Термин «космос» получил широкое распространение после запуска в 1957 г. в СССР первого искусственного спутника Земли и начала исследования околоземной и межпланетной среды с помощью различных космических летательных аппаратов.

 Датой начала освоение космоса, считается 4 октября 1957 года – это день, когда Советский Союз в рамках своей космической программы первым запустил в космос космический аппарат – Спутник-1.  В этот день шарообразный спутник вышел на орбиту, передав обратно сигнал об успешном старте.

Он был выведен на орбиту с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва.  Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту — те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла.

- Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное — собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная — проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось…

- Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали  Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами — кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки — ведь изображение тогда было чёрно-белым.

И вот, наконец, наступило 12 апреля 1961 года, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»

- А на чем же впервые человек отправился в космос?

- Все, правильно. Космический корабль — это пилотируемый аппарат, предназначенный для выполнения полетов людей в космическом пространстве. Он обеспечивает также доставку людей в космос и безопасное их возвращение на Землю (или на иные планеты, спутник, космическую станцию). Ракета -носитель предназначена для доставки в заданную точку (в космос либо в отдалённый район Земли) полезной нагрузки -например, искусственных спутников Земликосмических кораблей, ядерных и неядерных боевых блоков.

Работа со слайдами. На экране появляются изображения космических кораблей.

     - На слайде  изображена ракета - носитель «Восток»с кораблём «Восток-1»на борту которого находился Юрий Алексеевич Гагарин, была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Кызылординской области Казахской ССР. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. 12 апреля 1961 года, день полёта Юрия Гагарина в космос, был объявлен праздником — Днём космонавтики.

 -Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того — продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев.

-Исследование планет Солнечной системы:

«Марс». Советская программа по изучению Марса началась в 1964 году, а наиболее значимые результаты были достигнуты к 1971 году. Автоматическая межпланетная станция «Марс-2» стала первым искусственным объектом на поверхности Красной планеты, хотя аппарат и потерпел аварию. Следовавший по пятам -  «Марс-3»  совершил мягкую посадку. Сеанс связи длился всего 14 секунд — за это время было передано первое фото с поверхности планеты.

«Венера»

Ещё одна советская программа, но уже по изучению Венеры; снова множество важнейших достижений и открытий.

Советские аппараты выяснили, что у ближайшей соседки невероятно высокое давление и она никакой не близнец Земли. В 1970 году «Венера-7 совершила первую в истории мягкую посадку, а пять лет спустя «Венера-9» передала первые фотографии с поверхности.

Неофициально Венеру считали «советской» планетой, так как Союз прикладывал огромные усилия для её изучения, оставив Марс конкурентам.

«Викинг»

В 1975 году два одинаковых аппарата «Викинг-1» и «Викинг-2» были отправлены к Марсу с целью найти следы жизни в грунте. Жизнь найти не удалось, но была совершена мягкая посадка, были получены первые образцы грунта и первые панорамные цветные фото с поверхности. Аппараты должны были проработать 90 суток, но значительно превысили этот срок. «Викинг-1», например, оставался функциональным 5 лет.«Вояджер»

«Вояджер» (или «Путешественник») — проект NASA по исследованию дальних планет Солнечной системы — Юпитера, Сатурна, Нептуна, Урана и Плутона (который тогда ещё считался планетой), а также их спутников. «Вояджер-1» и «Вояджер-2» были запущены в 1977 году.

Они впервые передали детальные цветные снимки дальних планет и в первый раз сфотографировали крупнейшие спутники.

В 1972 году был запущен космический аппарат под названием «Пионер-10», который пройдя рядом с Сатурном, отправился за пределы Солнечной системы. И хотя «Пионер-10» не сообщил ничего нового о мире за пределами нашей системы, он стал доказательством, что выйти в другие системы человечество способно.

 В 1986 году Советский Союз вывел на околоземную орбиту базовый блок станции «Мир». Сама станция, без преувеличения, стала символом эпохи. Более 12 лет станция «Мир» имела постоянное «население»: Валерий Поляков пробыл на «Мире» 437 суток — и это рекорд пребывания человека в космосе. Было проведено 23 000 экспериментов и получено огромное количество данных о межпланетном пространстве.

Международная космическая станция пришла на замену «Миру» в 1998 году. МКС почти в 5 раз больше предшественника и служит космической «дачей» для человечества по сей день.

Слайд №1 Изображение космического пространства.

Слайд №2. Планеты солнечной системы

Слайд №3.

Первый космический спутник.

Слайд №4. Первое живое существо отправилось в космос.

Слайд №5. Первые лохматые вернулись из космоса.

Слайд №6. Первый полет человека в космос.

Слайдыс изображением космических кораблей. Устройство ракет- носителей

Слайд №1

Ракета - носитель «Восток»с кораблём «Восток-1»

Слайд№2Автоматическая межпланетная станция

 «Марс-2»

Слайд№3

«Венера-7»

Слайд№4

«Венера-9»

Слайд№5

«Викинг-1» и «Викинг-2»

Слайд№6

«Вояджер»

Слайд№7

«Пионер -10»

Слайд№9 «Мир»

3. Введение в теорию.  Ракета. Устройство.

- Ребята, посмотрите на экран, вы видите чертежи ракет-носителей

- Какие виды ракет вы знаете?

- Попробуйте назвать основные части ракеты?

-Чтобы преодолеть притяжение земли, оторваться от этого гигантского магнита, ракете надо много энергии, много топлива. После использования ракетного топлива первой ступени, эта ступень отделяется от общей конструкции и падает на землю. Далее начинает работать двигатель второй ступени. До цели доходит лишь головная часть, где расположена кабина космонавтов.

- А какой будет ваша ракета? Решать вам, а основы изготовления вы сейчас узнаете.

- Может, в недалеком будущем именно вы станете изобретателями нового и современного летающего устройства, в частности ракеты, планера или самолета. А пока свои фантазии и идеи вы сможете реализовать в своих моделях ракет.

Слайдыс изображениемустройств ракет- носителей

Слайд №10

4. Введение в практическую деятельность.

- Итак, продолжим. Для вас приготовлены чертежи. Представьте себе, что вы находитесь в ракетно-космическом центре, где занимаются разработкой и изготовлением космических систем.

- Скажите мне, что нужно сначала сделать по чертежам?

Приложение  (технологическая карта на изготовление ракеты).

-Верно.

- Затем вырезать их, провести линии сгиба и склеить.

-  Модель готова. Мы сможем ее запустить.

Чертеж ракеты, технологическая карта на изготовление ракеты, набор плоских геометрических фигур из цветной самоклеющей бумаги (пленки).

Бумага для акварели.

Ножницы.

Рабочая подставка (картон формата А3).

Карандаш, фломастеры, маркеры.

Линейка.

Скрепки канцелярские.

Клей ПВА.

5.Практическая работа.  Изготовление ракеты.

- Прежде чем начать делать модель ракеты, вспомним технику безопасности при работе с ножницами.

- Как должны лежать на парте ножницы, карандаш?

- Молодцы, все правильно.

- Начинаем работу: переводим чертеж на твердую бумагу, вырезаем детали.

- Затем склеиваем детали по схеме. Придаем модели законченный вид при помощи плоских  цветных фигур.

- Молодцы, постарались. Ваша ракета готова. Поздравляю вас!

6.Практическое использование модели - запуск.

- Ребята мы можем с вами запустить модель ракеты, но перед запуском посмотрим внимательно на свою работу и работу товарища, чтобы вам хотелось изменить, доработать в будущем  свои модели?

-Запуск моделей производим поочередно.

7.Подведение итогов.

- Посмотрите, какие у нас с вами получились ракеты, как замечательно они летают. И давайте ещё раз вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

- Молодцы, ребята. И если вам понравилось создавать ракету, вы заинтересовались, то продолжим изучать,  создавать и запускать. Поделитесь опытом по изготовлению ракеты со своими друзьями.

  - Большое вам спасибо за работу, модели ракет вы можете забрать с собой.

До встречи!

Рекомендации  по проведению мероприятия.

Для того чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу необходимо с первых минут не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их.

Во время проведения занятия педагогу важно иметь контакт с каждым ребёнком, дать возможность каждому ответить на вопрос, выступить со своими идеями и т.д.Важную роль играет поощрение – за любой успех или даже неудачу ребёнка нужно похвалить.

 Для того чтобы раскрыть творческий потенциал, определить уровень знаний по тематике проводимого занятия, наиболее удачна в данном случае такая форма проведения занятия, как фронтальная: каждый учащийся выполняет творческое задание, отвечает на вопросы, изготавливает модель. Это позволяет педагогу иметь более тесный контакт с каждым ребёнком. Кроме того, каждый  принимает участие в процессе, высказывает своё мнение и т.д.

Важное значение играет  запуск моделей. В данном случае это как итог деятельности, где каждый ребёнок имеет возможность увидеть результат своей работы.

Список литературы

  1. Икеда, Д. Космос. Земля. Человек: диалоги / Д. Икеда, А. Серебров. - Москва : Московский университет, 2006. - 310 с. : ил.
  2. Космонавтика : энциклопедия / главный редактор В. П. Глушко. - Москва : Советская энциклопедия, 1985. - 527 с. : ил.
  3. Космонавтика XXI века : попытка прогноза развития до 2101 года / под редакцией Б. Е. Чертока. - Москва :РТСофт, 2010. - 864 с. : ил.
  4. https://infourok.ru/proektnaya-rabota-razvitie-kosmonavtiki-2019172.html
  5. https://kosmosgid.ru/kosmicheskoe/osvoenie
  6. https://asteropa.ru/istoriya-pokoreniya-kosmosa/

Приложение.

1.Ссылка на презентацию «Космос» https://disk.yandex.ru/i/nXowibZZLEDMaw

2.Ссылка на презентацию «Ракето-носители»

https://disk.yandex.ru/i/JAsakbYNyJF2FA

3.Технологическая карта

Технологическая карта.

п/п

Последовательность изготовления.

Эскиз модели

Оборудование и материалы

Подготовка к изготовлению. Эскиз ракеты.

Изготовление чертежей.

C:\Users\User\Desktop\Attachments_romantic.ms@yandex.ru_2023-10-30_14-04-56\IMG_20231030_135509_680.jpg

Бумага для акварели, картонцветной, линейка, карандаш,

Вырезывание заготовок. Сгибание по контурам.

C:\Users\User\Desktop\Attachments_romantic.ms@yandex.ru_2023-10-30_14-04-56\IMG_20231030_135622_895.jpgC:\Users\User\Desktop\Attachments_romantic.ms@yandex.ru_2023-10-30_14-04-56\IMG_20231030_135726_003.jpg

Ножницы.

Склеивание деталей.

C:\Users\User\Desktop\Attachments_romantic.ms@yandex.ru_2023-10-30_14-04-56\IMG_20231030_135912_657.jpg

клей ПВА.

Декорирование деталей.

C:\Users\User\Desktop\Attachments_romantic.ms@yandex.ru_2023-10-30_14-04-56\IMG_20231030_135959_533.jpg

Маркеры,пленка самоклеющаяся.

Сборка  готовых теталей модели

C:\Users\User\Desktop\Attachments_romantic.ms@yandex.ru_2023-10-30_14-04-56\IMG_20231030_140138_251.jpg

Запуски моделей ракеты

C:\Users\User\Downloads\IMG_20230426_182929_017@2143779.jpgC:\Users\User\Downloads\IMG_20230426_175724_606@1429570206 (1).jpgC:\Users\User\Downloads\IMG_20230426_183013_007@1546596085.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"

Цель:         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"

Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.

Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же  интерес  к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник Первой оценки " во 2 классе.

"Праздник Первой оценки " проводится  во 2 классе с приглашением родителей. Данная методическая разработка содержит подборку стихов, шуточных сценок, посвященных очень важному событию второклассн...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник первых оценок"

Данное мероприятие проводиттся во втором классе по окончании первой четверти, таким образом подводятся итоги певого оценочного периода обучения. Учащиеся в интересной развивающей манере подводят итоги...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Всезнайка"

Данная разработка поможет провести среди учеников начальной школы 3-4 классов увлекательное и интересное  мероприятия " Путешествие по сказкам"...