Районная игра по станциям "Этот День Победы"
классный час (4 класс)

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга «Развитие»

 

Районная игра по станциям для учащихся  5-7 классов образовательных учреждений

 «Этот День Победы»

 

image

Авторы:

Силина И.Н.,

социальный педагог

 

 

Аннотация.

 

Районная игра по станциям «Этот день Победы…».

 

Основная идея: Создание условий для становления гражданственности и патриотизма обучающихся как нравственных основ личности.

 

Цель игры:

   Создание условий для формирования  гражданско-патриотической позиции подростков,  расширять знания учащихся о Великой Отечественной Войне и о Дне Победы как о государственном празднике.

Задачи:

-способствовать развитию интереса к окружающему миру;

-расширять знание о Дне Победы как о государственном празднике;

-закрепление навыков взаимодействия в группе, а так же терпения и доброжелательности при совместной деятельности;

-раскрыть значение победы в Великой Отечественной Войне, мира для всех людей, живущих на земле.

Область применения:

может применяться на базе школ и центров дополнительного образования.

Формы и методы реализации:

Игровой метод, объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый;

Индивидуально-групповая форма реализации.

 

Возраст обучающихся: учащиеся 5-7 классов

Одновременно участвуют 3 команды разных ГБОУ.

Количество участников одной  команды -  8-10 учащихся,  в сопровождении педагога.

 

Исполнители программы: Педагоги и учащиеся

 

Кадровое обеспечение программы: Классные руководители,  педагоги предметники,  социальный педагог, психолог.

 

Ожидаемые результаты:

 

  • Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, города, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда, бережному отношению к памятникам воинам;
  • Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания;
  • Изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества, самовыражение учащихся через социально-полезную, творческую, исследовательскую деятельность;
  • Занятость учащихся во внеурочное время.
  • Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.

 

 

Содержательная часть

 

Цель воспитания, которую ставит перед собой педагог, а также ее обоснование, указывающее на то, что именно побудило педагога поставить именно эту цель;

 

Целью данного занятия является гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Познакомить учащихся со способами решения учебных заданий в которых требуется дать оценку историческим событиям.

Патриотическое воспитание подрастающей молодежи является одной из главных задач нашего государства. Укрепление государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития невозможно без формирования патриотического духа у подрастающих поколений.

В подростковом возрасте очень важно самоопределение, чувство причастности к референтной группе, укрепление самооценки, формирование социальной компетентности и зрелой гражданской позиции. Знакомство со своей историей, участие в патриотических мероприятиях формирует у детей и подростков гордость за историю своей родины, чувство собственного достоинства за принадлежность к культуре одной из великих мировых держав и уверенность в своем будущем и в будущем своей страны.

 

Направления и формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки, которые использует педагог для достижения поставленной цели, а также их обоснование, указывающее на то, почему выбраны именно они;

 

Для реализации поставленной цели были разработаны следующие направления работы, содержащие оригинальные идеи и находки.

1. Развитие исторических знаний.

2. Повышение общего культурного уровня детей и подростков.

3. Развитие творческих способностей;

4. Развитие навыков выступления и самопрезентации;

5. Формирование умения проявлять знания в разных формах и видах деятельности;

6. Формирование групповой сплоченности, социальной гибкости через умение выбирать и примерять различные групповые роли.

 

Мы использовали следующие формы, способы и приемы работы:

- командное выступление, самопрезентация участников;

- выполнение заданий по станциям;

- мозговой штурм;

- анализ исторических изображений с использованием презентации и электронной доски;

- решение интеллектуальных задач: ребусов, головоломок по теме игры;

- коллективная творческая работа в микрогруппах;

- психологическая поддержка всех участников команды, помощь в поиске своей роли в группе;

- взаимодействие детей разных возрастов друг с другом и со взрослыми разных профессий (педагоги и психологи);

- подведение итогов экспертной группой;

 

Оригинальные идеи и находки занятия связаны с междисциплинарным характером организации мероприятия. Совмещение педагогических и психологических приемов позволило поднять занятие на качественно новый уровень. Те ребята, чей культурно-исторический уровень сравнительно невысок, имеют возможность продемонстрировать свои позитивные личные качества, твердую позицию, умение проявлять себя в качестве неформальных лидеров в конструктивных формах работы. Совместная работа детей с разным уровнем знаний и личными особенностями, безоценочное принятие разных точек зрения на этапе генерирования идей создает соревновательный мотивирующий эффект для определения и выбора личной позиции и места в команде.

Развивается тенденция к объединению, глубокому внутреннему анализу имеющихся исторических знаний с грамотным отношением к своей стране и осознанным выбором своей гражданской позиции.

Проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания, а также пути (уже осуществленные или только предполагаемые) решения этих проблем;

 

Применение методических разработок занятия на практике неизбежно приводит к выявлению новых аспектов, требующих корректировки и практической адаптации теоретического материала. В процессе апробации программы мы сталкивались с некоторыми трудностями, которые опишем ниже.

  • Недостаточная подготовленность материально-технической базы.

Для реализации данной модели воспитания также требуется современная материально-техническая база, поэтому прежде чем начинать данное мероприятие необходимо точно выяснять количество участников мероприятия, размер помещений в которых будут организованы станции, оснащенность помещения компьютером и проектором.

  • Непривычная для детей форма взаимодействия внутри команды.

Ребята привыкли достаточно жестко и критично оценивать идеи друг-друга в процессе дискуссии. По этой причине дети с более слабыми знаниями по предмету или менее активные по своим личностным качествам часто боятся высказывать свое мнение, чтобы избежать негативной оценки одноклассников и преподавателя.

Чтобы преодолеть эту трудность мы увеличили время работы на станции и уделили особое внимание внутренней работе команды. Психолог, сопровождающий команду на станции объяснял правила, показывал ребятам, как выдвигать идеи на этапе генерации, как учитывать разные мнения, грамотно аргументировать, помогал ребятам распределить роли в команде, работать слаженно и сплочено.

  • Дети с трудом могли обобщить информацию, представленную в форме разных заданий.

Ребята увлекались ходом игры, участием в дискуссиях, выполнением разных заданий, работой с изображениями, текстами, ребусами и т.д. В результате им было сложно самостоятельно обобщить столь разнородный материал. Однако, для нас важно, чтобы мероприятие не только подарило детям яркие впечатления, но и помогло ребятам проанализировать полученные знания, усвоить их и сделать выводы.

Чтобы преодолеть эту трудность в конце каждой станции ребята могли получить дополнительные баллы, ответив на вопросы, что нового они узнали на этой станции, как поняли материал, что думают по этому поводу. В конце игры перед подведением итогов ребята могли в свободной форме рассказать о том, что нового они узнали в целом за игру, что дала им каждая станция, что они узнали об участниках команды. Эти ответы также оценивались дополнительными баллами.

Мы считаем, что нам удалось справиться с описанными трудностями. Однако, время не стоит на месте и новые участники игры могут предложить новые задачи для разработчиков и педагогов, которые проводят мероприятие. Чтобы игра сохраняла свою актуальность, важно регулярно пересматривать темы и формулировки вопросов, искать новые яркие картинки и примеры. Это необходимо для того, чтобы вписать современность, в которой живут дети, в исторический контекст и показать ребятам как исторические вопросы, которые они изучают, связаны с настоящим днем.

 

Полученные результаты реализации модели воспитания, а также используемые педагогом способы определения этих результатов;

Ожидаемые результаты реализации модели патриотического воспитания:

- Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, города, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда, бережному отношению к памятникам воинам.

- получение целостной картины состояния патриотического воспитания в школе и сформированности патриотизма как личностного качества у членов школьного сообщества;

- активизация деятельности в рамках патриотического воспитания;

- изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества, самовыражение учащихся через социально-полезную, творческую, исследовательскую деятельность;

   - улучшение психологического микроклимата в группе;

- повышение самооценки подростков, уверенности в себе и своих силах;

   - формирование  социальной компетентности и зрелой гражданской позиции;

- повышение мотивации подростков к самореализации, стремлению к самопознанию и саморазвитию;

- повышение уровня эмпатии и чувствования переживаний других участников групповых занятий.

 

Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности по следующим параметрам:

  • работоспособность;
  • познавательная активность;
  • настроение;
  • самооценка;
  • коммуникативные навыки.

Критерии эффективности занятия:

  • Положительная динамика самооценки, оценки Я-идеала в процессе групповой работы.
  • Письменные и устные отзывы участников группы по окончании занятия.
  • Стимулирование скрытых даже для самого участника творческих потенциалов, раскрепощение личности в целом.
  • Изменение отношений между участниками, в особенности внешних реакций участников, в их поведении и высказывании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

План проведения  районной игры по станциям

« Этот День Победы…»

 

 

Этапы

Содержание

Подготовительный этап

Классам-участникам от ГБОУ выдается «домашнее задание» изучить материалы  по предложенной теме.

Ход игры

Сбор в общем зале. Представление команд

 

Раскрытие темы игры. Презентация основных дат Великой Отечественной Войны. Важность осознания подвига советского народа.

 

Старт команд по станциям, с предварительной выдачей маршрутных листов.

 

Станция  «Шифровальщик». 

Ребятам предлагается расшифровать ребусы. Все ребусы соответствуют заявленной тематике игры.

 

Станция «Историческая». Дать правильные ответы на предложенные вопросы, относящиеся к вехам войны. 

 

Станция «На привале».  Ребятам предлагается сочинить стихотворение, используя предложенные рифмы.

 

Станция «Народная мудрость». Команде предлагается продолжить пословицы и отгадать загадки.

 

Сбор в общем зале. Подведение итогов игры. Чтение стихотворений сочиненных на станции «На привале». Значение войны в истории нашей страны,  для сегодняшнего мира.

 

Анкета обратной связи. Награждение Дипломами участника

Дополнительно

Станция «Военные песни» Прочитав отрывок из песни, угадать её название и авторов.

 

Станция «Награды войны» Предложены ордена и медали ВОВ, необходимо отгадать их название.

 

Станция «Звания и погоны» Предлагается на выбор звания военные и погоны родов войск. Необходимо указать их принадлежность.

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Станция «Историческая»

 

  1. Назовите даты начала и конца Великой Отечественной войны.
  2. Продолжите слова призыва дать отпор фашистскому агрессору, произнесенные В.М.Молотовым 22 июня 1941 г.: «Наше дело правое …».
  3. Наряду со взрослыми, в одном строю воевали против фашистов дети – ваши ровесники. Некоторые из них за боевые заслуги были награждены золотой звездой Героя Советского Союза. Назовите их.
  4. Накануне и в ходе войны советские конструкторы разрабатывали новые образцы вооружения и боевые техники. Одно из изобретений являлось мощнейшим оружием того времени. Его очень боялись фашисты, а советские солдаты восхваляли его в песнях. Как называлось это оружие? Подсказка – это женское имя.
  5. Назовите Города-Герои, Города Воинской Славы
  6. Как во время войны можно было определить бойцов и командиров, получивших ранения в  боях? Подсказка – по форме.
  7. Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев?
  8. Как называется деревянная часть винтовки?
  9. Кто добывает сведения о противнике, его расположении, численности, вооружении?
  10. В чём носят офицеры своё оружие?
  11. Как называется летний головной убор матроса?
  12. Как называется зимняя верхняя одежда солдата?
  13. Какой праздник мы отмечаем 23 февраля?
  14. С помощью чего передвигается танк по земле?
  15. Как называется праздничный проход всех групп и родов войск по Красной площади?
  16. Какой праздник отмечаем 9 мая?
  17. Почему война 1941 – 1945 г. нашего народа с немецкими захватчиками называется «Отечественной»?

 

Приложение №3

 

Станция «На привале»

(Реквизит – бумага, ручка). Ребятам предлагается сочинить стихотворение, используя рифмы:

 

беда – война;

победа – страна;

отряд – парад.

 

 

 

Приложение №4

Станция «Народная мудрость».

 

(Реквизит – карточка с неоконченными пословицами).

 

Предлагается продолжить пословицы:

Друг за друга стой - …

Хочешь покоя - ….

Воевать не числом, а  … .

Сам погибай, а … .

По уставу жить, …

Русский боец - …

Загадки:

Ползёт черепаха – стальная рубаха, Враг в овраг, черепаха – куда враг. Крышкой закрыта, в землю зарыта, Поджидает фрица – бандита.

На пушку не похоже, а палит дай боже.

Не пчела, не шмель, а жужжит, не подвижно крыло, а летит.

Красная девица – гроза для фрицев, Стоит запеть, как немцу верная смерть.

Её официальное название – Боевая машина реактивной артиллерии.

 

 

Приложение № 5

Станция «Шифровальщик»

 

Ребусы на тему "Отечественная война 1812 года"

 

image


image

image

 

image

 

Приложение № 6

 

Анкета обратной связи.

 

Узнали ли вы что-то новое?

 

 

Возникло ли у вас чувство гордости за свою страну?

 

 

Какие игры понравились больше всего?

 

 

Ваши пожелания и предложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_etot_den_pobedy.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

районная игра по станциям « Этот День Победы…»

Слайд 2

Столько дней длилась Великая Отечественная война ?

Слайд 3

1418 дней

Слайд 4

Кто из командующих Красной армии первым получил звание маршала во время Великой Отечественной Войны?

Слайд 5

Во время Великой Отечественной Войны героически оборонялся Ленинград. По какому озеру проходила «дорога жизни»? Что является символом блокадного Ленинграда?

Слайд 7

Когда и кем на рейхстаге было водружено победное знамя?

Слайд 8

Утром 30 апреля 1945 г. на фронтоне рейхстага развевалось Красное знамя Победы. Его водрузили сержанты: М.А.Егоров и М.В.Кантария .

Слайд 9

Советский диктор, которому было дано право объявить о начале и окончании войны, обладавший выразительной речью и редким по тембру голосом. Адольф Гитлер объявил его своим личным врагом № 1 (под «номером два» в списке Гитлера значился Сталин). Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам — в 250 тысяч) рейхсмарок .

Слайд 10

Юрий Борисович Левитан

Слайд 11

27 февраля 1943 года этот гвардии рядовой закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота в бою за деревню Чернушки. Посмертно награждён званием Герой Советского Союза

Слайд 12

Александр Матвеевич Матросов

Слайд 13

Винтовка этого конструктора калибром 7.62 за надёжность, точность и простоту ухода была любима советскими снайперами.

Слайд 14

Генерал-майор русской армии Сергей Иванович Мосин

Слайд 15

Об этом лётчике написан роман Б. Полевого. После тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать.

Слайд 16

Алексей Петрович Маресьев

Слайд 17

Как звали легендарного коня, светло-серой масти, на котором Г.К. Жуков принимал парад Победы.

Слайд 18

Кумир, Сталин дал указание принимать Парад Победы на коне белой масти, которая символизирует Победу и Славу.

Слайд 19

Кульминацией парада Победы 24.06 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросивших фашистские знамёна на специальный помост перед Мавзолеем. Какой элемент формы знаменосцев с этим помостом сожжён?

Слайд 21

В 1943 году был создан новый гимн СССР. Назовите авторов слов и музыки.

Слайд 22

музыка А. Александрова, слова С. Михалкова, Г. Эль- Регистана

Слайд 23

Эта симфония написана и исполнена в блокадном Ленинграде.

Слайд 25

Город боевой славы на Волге, разрушенный до основания в боях 1941-1943 гг. В день освобождения города, 3 марта 1943 года, осталось 150 человек (из 20 000 человек).

Слайд 27

4-этажный жилой дом, расположенный на площади Ленина в Сталинграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. Этот дом стал символом мужества, стойкости и героизма.

Слайд 28

Дом старшего сержанта Павлова

Слайд 29

Символ Победы

Слайд 30

Я помню! Я горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Победы! Посвящается 70-летию Дня Победы

Цель мероприятия - воспитание патриотизма у подрастающего поколения младших школьников, любви к Родине, нтерес к истории своей страны....

Игра-викторина "День Победы"

Для расширения знаний учащихся о героях Великой Отечественной войны, развития мышления, внимания, памяти и воспитания патриотизма, чувства гордости за свое Отечество разработано внеклассное мероприяти...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»

Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....

Классный час «Великий праздник — День Победы!», посвященный 70летию победы советского народа над фашистской Германией.

Классный час посвящен 70 летию Великой Победы над фашистской Германией. На каласном часе присутствовали ветеран ВОВ Шендриков Н.И. и член общественной организации "Дети военного Сталинграда" Золотухин...

"Пусть будет день победы над фашизмом победой мира на планете навсегда"

Социальный проект "Пусть будет день победы над фашизмом победой мира на планете навсегда" проводится в рамках внеурочной детельности и направлен на военно-патриотическое воспитание школьников...

Сценарий квест-игры "День Победы - 9 мая"

Сценарий квест -игры "День Победы-9 мая" для учащихся 3-4 классов...