Урок с краеведческим дополнением "Подвиг героев СВО"
методическая разработка (4 класс)

Сердитова Людмила Васильевна

Данное занятие  представлено  в форме урока Мужества, основано на эмоционально-ценностном подходе  процесса. Предварительно   собраны данные об участниках СВО на Украине воинов Прилузского района, из Республики Коми, учащимися совместно с родителями  составлены стихотворения об их подвигах.  Данное занятие является краеведческим дополнением к уроку ОПК по теме: «Отечество земное и небесное» (учебник О.Ю. Васильевой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_opk_na_temu_podvig_geroev_svo_priluzya.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Мужества   по теме:  Подвиг воинов СВО Прилузья

  • Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданской совести.

Д. С. Лихачев.

  Аннотация   Данное занятие  представлено  в форме урока Мужества, основано на эмоционально-ценностном подходе  процесса. Предварительно   собраны данные об участниках СВО на Украине воинов Прилузского района, из Республики Коми, учащимися совместно с родителями  составлены стихотворения об их подвигах.  Данное занятие является краеведческим дополнением к уроку ОПК по теме: «Отечество земное и небесное» (учебник О.Ю. Васильевой).

 I этап: Объявление темы урока и формы работы - мозговой штурм

Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами   использовать метод интеллект-карты.

    При применении интеллект-карты необходимо соблюдать следующие правила (раздаточный материал на парту).

  • Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры.
  • Основная идея, проблема, тема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, фотографии. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего порядка, соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, не прямыми (как ветви дерева)
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания  желательно использовать рисунки, ассоциации о каждом слове.

        Главное слово в теме является однокоренным к словам «двигаться» и «движение». Причем это движение не по выгоде или корысти, движение не для приобретения материальных выгод и по жадности, а совершенно по другой причине. Не захват, а жертва. Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления. Догадались, о чем пойдет речь? Нет? Тогда поможет загадка.

Он самый смелый,

Самый ловкий,

Бесстрашный,

Умный, волевой.

Он дело делает большое,

Ведет людей он за собой,

А сам бежит вперед,

Где пули. Не бережёт себя, порой.

Его вы имя подскажите,

А люди говорят: … (герой).

Ребята, а как называется поступок, который совершают герои? (Подвиг).

  • Проверим, действительно ли слово «подвиг» является однокоренным словам «движение», «двигаться». Что для этого надо сделать? (Разобрать слова по составу, выделить корень и посмотреть, одинаковый ли корень у этих слов).
  • Как понимаете это движение? Двигается только сам человек и что – то совершает, или двигаются и другие люди, он их подвигает? Если подвигает, то к чему?
  • Давайте поместим это слово в центр нашей интеллект-карты и выберем рисунок к этому слову. Слово – ключ – «ПОДВИГ»

II этап. Актуализация опорных знаний: постановка целей и задач урока.

  1. Слово учителя. Давайте определимся с задачами на урок. Сегодня мы узнаем о подвигах и поступках воинов, героев из нашего Прилузского района, которые служили или служат  на СВО.

- Послушайте стихотворение из нового сборника «Аромат души» Архиепископа Питирима (Павла Волочкова)  «Возвращайтесь живыми». Подумайте, какова основная мысль этого стихотворения?

Еще маршировать не научились,

Но полные решимости бойцы.

Березка на прощание склонилась:

Живыми возвращайтесь, удальцы.

Рябина простонала: сберегите

Себя и возвращайтесь в Коми край.

В бою друг друга братски поддержите,

Спасайте наших, Бог вам помогай.

Живыми и здоровыми вернитесь.

С Победой возвращайтесь, мы вас ждем.

Шептали мамы, сыновья – молитесь,

И мы помолимся, и в храм пойдем.

Уходит поезд. Господи помилуй,-

В сердцах звучало наших земляков,

Дай крепости всем воинам и силу,

И мудрость дай в бою, и ум Христов.

Еще за партою вчера учились,

Вчерашние подростки, малыши,

А ныне за Россию окрылились,

И стало тихо в северной глуши…

Вопросы по содержанию:

 -О ком говорится в этом стихотворении?

 - Почему стихотворение носит такое название?

 - Какие призывы и главные слова вы отметили в этом стихотворении?

  3.Работа по учебнику 

- Какие бывают подвиги? Оформим три ветви:

1. Подвиг ради себя.

2. Жертва ради другого человека.

3. Жертва Богу.

4. Работа с интеллект-картой. Пользуясь учебником, заполнить ветви интеллект-карты.

 -Великий русский святой Иоанн Кронштадтский сказал: «Отечество  земное есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Положить свою душу – это выражение из Евангелия. Означает оно не только готовность умереть за других людей, но и способность сделать целью своей жизни служение ближним. Для православного человека патриотизм выражается в готовности созидательно трудиться ради блага страны, приносить пользу другим людям, преображать окружающий мир любовью и добром. А если возникнет необходимость, то и взяться за оружие, чтобы защищать родную землю и своих близких. Патриотизм – деятельная любовь к Отечеству. Яркие примеры самопожертвования, доблести и мужества есть и в нашем Прилузском районе. О них сегодня нам расскажут наши ребята.

5. Чтение стихотворений подготовленными учениками.

   Наш земляк – герой

Стихотворение  Сердитова Григория  

Ты спросишь: кто такой герой?

А это тот, кто жертвует собой.

Кто мужествен, решителен и смел,

Способен совершить немало добрых дел.

В России людей отважных, храбрых много.

Тех, кто спасают жизни для других.

Мы ими гордимся, помним, знаем их дорогу,

Их боль, как эхо в сердцах близких и родных.

Среди них и герой нашего рассказа:

Александр Николаевич Дубогрызов –

                                        «Кот» его позывной.

Герой, отважный воин, как боец спецназа!

Он долг перед Родиной отдал с лихвой.

Родился в 1991-ом году в многодетной семье,

Здесь, в Прилузье, в Объячеве селе.

Мальчишку Александром нарекли,

Что с древне-греческого «защитник»,

                                         мы перевели.

Имя предопределяет судьбу.

                       Так  говорится.

Действительно, родители

Могут Александром гордиться!

Как у всех мальчуганов детство пролетело,

Спортом занимался, рос активным, смелым.

В апреле 2022 –го контракт подписал,

И братские народы на Донбассе он защищал.

При выполнении задания боевого,

Ранили осколочным в голову, еле живого,

В госпитале Бурденко родня отыскала

Через соцсети лишь в мае о нем разузнала.

Скончался от ран…30 июля…день похорон

Указом Президента Орденом Мужества

                                       посмертно награжден

Виктор обратился назвать улицу именем брата

Ведь память жива и огромна утрата.

Спецоперация – это трагедия тысяч семей…

Память близких, боль отцов, матерей…

«Герои навечно остаются в наших сердцах»,-

                                                       мы это знаем.

И памяти Александра эти стихи посвящаем.

Стихотворение Шаталовой Софьи

Памяти Станислава Петровича Сафроний посвящается…

Последний день

Не чисто поле

Еще последний вздох и все!

Чем ты гордился на свободе

Не вернуть уже ничто

Потерял друзей своих ты

Потерял и жизнь.

И мирно в небо уходил

Только ты держись!

Родные помнят все тебя

Душа твоя вечно жива

Ты не потерян, ты в наших сердцах

Мирной жизни тебе в небесах…

-Мы будем помнить подвиг всех солдат, сражавшихся и отдавших жизнь за Родину, за мир. Каждая человеческая жизнь – на вес золота. И сегодня наши земляки воюют и защищают мирное небо  Донбасса.

-А это стихотворение адресовано солдату Николаю Туголукову из села Объячево, оно было отправлено ему в качестве послания в зону СВО и очень порадовало его, придало уверенности в правое дело.

Стихотворение Пименовой Младлены

Есть у папы друг, коллега,

Добрый и весёлый юморист,

На работе очень грамотный и

Ответственный - ЮРИСТ!

Дружит с ним не только папа,

Но и вся наша семья.

И поэтому решила

Рассказать о нём вам я.

«Когда тяжёлый час пришёл в Россию нашу

Ты встал на защиту страны, по воле, не по приказу.

Пошёл ты на эту войну!

Войну, которую не ждали,

Забрать решили нашу тишину?

Не победить Россию им…

И в этот раз мы победим!

Твой позывной я тоже знаю: "Юрист"

Спасибо, что ты есть!

В тебе всегда шагают рядом

Отвага, мужество и честь!!!

Привет Херсону и морскому батальону,

Пускай уходит прочь беда, 

Там, где такие служат люди

Победа за вами всегда!!!»

- Во время проведения специальной военной операции происходит много православных чудес. Чудо – это такое событие, которое не согласуется с законами природы, становится над ними и свидетельствует о проявлении в мире Божественной силы. С одним таким случаем я хотела бы вас познакомить.

 Непостижимое уму

          Егор и несколько его сослуживцев попали в артиллерию, к самому лучшему, по словам мамы, командиру дивизиона на свете: «Он им как отец родной, так их бережёт!» Один из случаев. Пришла к ним на позицию старушка: «Сынки, давайте я вас напою». Командир ей: «Хорошо, но перед этим выпей сама». – «Я не буду». – «Тогда выливай». Для кого-то они свои, для кого-то – нет. Гражданская война на Украине идёт девять лет.

Но, как ни береги солдат, война есть война. Уберечь от гибели поможет лишь горячая молитва родных, убеждена Ольга.

         В январе Егора ранило. Они с товарищем ехали в кабине КамАЗа, когда перед ними на дороге разорвался тяжёлый гаубичный снаряд. Осколок пролетел ровно между ними на уровне головы – слава Богу, не убило! Только лобовое стекло разлетелось вдребезги и глаза Егора запорошило мелкими осколками. В госпитале врач вынул их, но зрение стало падать, предстоит операция.

– На фронте непостижимые разумом вещи происходят, – рассказывает Ольга. – По логике должно произойти одно, а выходит совсем другое. Помню, одного из сослуживцев Егора я спросила, крещёный ли он. «Да, крещёный, но атеист», – ответил он. Прошло несколько месяцев, он пишет Ульяне: «Повоевал я – и сомневаюсь уже, что атеист». Говорит, не раз мог погибнуть, а до сих пор жив. Потому что молимся о нём. Чужих детей не бывает. С сыном созваниваемся, бывает, и когда упомянет кого-то из ребят или позовёт кого, я все имена запоминаю и за всех молюсь: за Серёгу, Ваньку, Николая, Данилку… Ни одного мимо себя не пропускаю. Дочь, когда записки пишет под диктовку мою, удивляется: «Ты что, все имена запоминаешь?» Слава Богу, каждое имя у меня на сердце.

– Лишь молитва спасает. Порой такой страх нападёт за сына, что дышать не можешь, – говорит Ольга. – И не только матерям тяжела эта ноша. Один священник из коми села поделился со мной болью: тоже проводил сына на войну. И как же он тяжело переживает это! Все мысли о воине Иоанне. От этого батюшки я услышала спасительный совет: надо во время молитвы стараться почувствовать близость Бога. Не просто понимать разумом, что Он слышит, а ощутить Его рядом. И тогда легче.

        Узнав, что Егор попал в госпиталь, мать и сестра поспешили к нему. В Белгороде каждый день молились в кафедральном соборе Святого Иоасафа Белгородского – он совсем рядом с госпиталем.

– Это всё Божья воля, мы не планировали ничего, – говорит Ольга. – Для нас открыли раку Иоасафушки, мы приложились. Каждый день исповедовались. А однажды идём по улице – и я слышу звук автобуса. Как по сердцу проехал. Ульяна тоже почувствовала, что там Егор. Написала ему – точно, это он проехал. Увезли его в областную больницу имени Иоасафа Белгородского.

         Храм был нашим утешением. Во время исповеди батюшка рассказал мне историю из своего опыта. Срочником он попал на чеченскую войну. О нём очень сильно молилась мама. И сослуживцы заметили: когда он отправлялся чистить картошку, на передовой с ребятами всё время что-то плохое случалось. Когда это поняли, больше не отпускали его на кухню, а держали на передовой. Всем стало понятно, что материнская молитва спасает не только сына, но и тех, кто вокруг него. Рассказывали батюшке и случай, произошедший недавно на Украине, как солдат вышел из-под миномётного огня по минному полю, а когда пришёл к своим, те за голову схватились: «Как ты выжил?! Там вся земля перепахана!» А за него в это время мама сильно молилась.

IV. Итог урока. Обобщающая беседа

Представление интеллект–карт учащимися (выступление по желанию).

 -Таким образом, закончить наш урок Мужества  хочется очень важными и главными словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей Родине, к своей Церкви и ее святыням…Нужно очень любить свой народ, но по – честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией "От героев былых времен" ко Дню знаний в 1 классе

Аннотация Урок «От героев былых времён» подготовлен ко Дню знаний 2012 года и посвящён 200-летию Отечественной войны 1812 года.Материал подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1380...

Самоанализ урока внеклассного чтения "Маленькие герои большой войны"

Дан самоанализ урока внеклассного чтения, который  проводится в 6 классе коррекционной школы....

Урок мужества. «О пионерах героях».

КЛАССНЫЙ ЧАС «О пионерах героях»...

Презентация к уроку литературного чтения "Пионеры-герои"

Презентацию можно использовать при подготовке к урокам литературного чтения, окружающего мира, а также в воспитательной работе....

Урок мужества "Наши земляки- герои в боях за родину" (Краснодарский край)

В великой Победе есть достойный вклад всех народов нашей Родины.  Почти триста Героев Советского Союза -уроженцы Краснодарского края. Невозмножно рассказать о каждом из них, поэтому речь пойдет о...

Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»

laquo;Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»....