Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»
статья

Шурыгина Марина Сергеевна

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»

        «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

        Ещё на рубеже XIX—XX вв. в русском обществе все больший приоритет получило  представление о музее как не только научном, но и образовательном институте, призванном внести свою лепту в решение задачи просвещения.

        Не зря русский просветитель XX века М.В.Новорусский назвал музей «важным  образовательным учреждением».

        Музейная педагогика является альтернативой классно - урочной системы, так как в музеи культура и история представлены в зримой «вещной форме», а не в форме текста, что особенно важно для младших школьников.

        Я рассмотрю один  из методов обучения с использованием средств «музейной педагогики» - это  экскурсионное направление.

         Благодатным местом для организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся на примере изучения родного края в нашей школе и для меня являются экскурсии в Краеведческий музей.

         Он - хранитель подлинного свидетельства прошлого, самый лучший проводник в мир истории и культуры. 

        Музейный урок организуется с целью приобретения учащимися знаний по определѐнной теме или для закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в классе.

        Урок в музее активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаѐт возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной        информации.

        Музейные уроки в Мурманском областном краеведческом музее -это форма ознакомления с краеведческим материалом для школьников, которая сочетает в себе экскурсию и мастер-класс. Дети учатся рисовать перографами, гуашью, занимаются искусством оригами.

 

  • Например после экскурсии по теме «Природа Кольского Севера в постледниковый период» дети сами смогли нарисовать петроглифы и  наскальные рисунки.

Познакомившись на экскурсии с обитателями лесов Кольского полуострова ученики моего класса выполнили графическую работу с помощью перографов.

В 2021 году нашей школе в лице моего класса был вручён переходящий аметистовый кристалл,  так как мы активные посетители музея. Переходящий аметистовый кристалл ежегодно вручается самому активному посетителю Областного краеведческого музея.

В завершении награждения работники музея провели с учениками игру – викторину. Ребята путешествовали по станциям (залам музея).

Сотрудники музея рассказывали детям интересные факты, а потом давали задания для отгадывания.

В завершении викторины детям вручили сладкий приз и дипломы участников.

Посетив экспозицию, посвящённую заповеднику «Пасвик» ученица Панкратова Маргарита вместе со своей семьёй участвовала в конкурсе рукописной книги «Заповедник Пасвик- 30 лет». За свою работу была отмечена Благодарственным письмом и Грамотой.

Мои ученики были частыми посетителями музея.
Им предоставилась возможность принять участие в проекте эскизов «Музей будущего».

Побывав на выставке «Волки» ученики познакомились с жизнью хищников. После экскурсии сделали на память календарики.

Музейный урок предполагает не только изучение и закрепление материала, но и конечно же проверку, которую провожу в классе после посещения музейных уроков.

Остановлюсь на формах работы по закреплению темы «Животные Кольского полуострова»

  • Игра «Узнай по описанию» используется для выявления характерных особенностей того или иного музейного экспоната.

Это дикое животное, которое может обитать как в степях, так и в полупустынях или лесах. По своему внешнему виду он похож на большую собаку с острыми ушами, вытянутой мордочкой и длинным, толстым, пушистым хвостом. В отличие от домашних собак, хвост волка всегда смотрит вниз. Его считают дальним родственником современных домашних собак.

        Выполни графический диктант. Расскажи о животном.

        Загадки о животных.

Ученики сами подбирают загадки об увиденных экспонатах.

        Ученики пишут рассказы про увиденных животных.

  Ученики пишут отзывы о посещении музея.

По итогам экскурсий и работы с экспозициями мы подготовили презентацию «Красная книга нашего региона». В ней представлены слайды о животных, занесённых в Красную книгу Мурманской области

На уроках ИЗО и технологии рисуем и  выполняем аппликации животных.

     С помощью музея работа в направлении воспитания и обучения становится более эффективной. Она позволяет пробудить и взрастить в ребенке чувство уважения к истории родного края, страны, развить интеллектуальные и творческие способности, дает возможность познать мир, ориентирует школьника на гражданские патриотические ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"

Музейный урок для учащихся начальных классов....

Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"

Цели:1)    способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2)    установить и поддерживать контакты ста...

Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»

На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным  промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...

Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)

Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....

2 класс Музейный урок

Материал используется для проведения классного часа. Возможно использовать на уроках краевединия, окружающего мира, чтения.Заочное путешествие в музейЦели:формировать понимание взаимосвязи исторически...