2 класс Музейный урок
план-конспект урока на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Материал используется для проведения классного часа. Возможно использовать на уроках краевединия, окружающего мира, чтения.

Заочное путешествие в музей

Цели:

  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заочное путешествие в музей

Цели:

  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ход занятия

Введение:

- Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?

- Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. (Выслушиваются ответы детей) 

- Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность? (Ответы детей)

- Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов.

Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

  1. Она похожа на дом, но дом необычный.
  2. В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
  3. Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
  4. Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.

- Кто догадался, что это за «машина»?

Да, это музей.                  Слайд 1

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.                    Слайд 2

Однако музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный Птолемеем Сотером в 280 году до н.э. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. В те же времена существовали прототипы современных музеев, т.е. собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, стремились выделиться. Так владельцы красивых вещей отделяли себя от низших варваров. Музей был одним из способов самовыражения.

- Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»                 Слайд 3

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:      слайд 4

  • художественные,
  • исторические,
  • естественнонаучные,
  • технические,
  • литературные,
  • мемориальные,
  • краеведческие.

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.             Слайд 5

Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

  • любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,
  • уникальное создание природы,
  • предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,
  • прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов. Слайд 6

Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.  Слайд 7

Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

Почему вещи попадают в музей?

Причины:

  1. Красота
    - родная, русская,
    - чужая, иноземная.    
    Слайд 8
  2. Память
    - о важном событии,
    - о великом или ужасном человеке,
    - об обычаях, образе жизни
    - русских,
    - иноземных.
  3. Мастерство (технический прогресс)
    - русское,
    - иноземное.
  4. Древность.
  5. Диковинка, редкость (раритет).
  6. Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
  7. Часть коллекции.
  8. Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

Сегодня я хочу пригласить вас в музей. И даже не в один, а сразу в несколько.

Остановка 1. Художественные музеи   Слайд 9

Государственный Эрмитаж                       слайд 10

Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. Экспозиция размещена в 350 залах. Слайды 11- 14

Третьяковская галерея                     Слайд 15 -16

Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов. Слайд 17- 20

 В основном – картины русских художников: Брюллов, Крамской, Куинджи, Врубель, Васнецов и многие другие.

 Художественный музей нашего города      Слайд   21 -22

- Вспомните, что вы видели в этом музее?

Остановка 2.   Исторические музеи    слайд 23   

Исторический музей  (слайд 25) в Москве, центральный государственный музей. Расположен он на Красной площади, напротив Покровского собора. Основан в 1872 году как общественный музей для сбора «памятников знаменательных событий истории Русского государства».

Кижи   (слайд 26)Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» основан 1 января 1966 года. Расположен  он на острове Кижи Онежского озера (Карелия).  (Слайд 27) В музее 75 построек-произведений народного деревянного зодчества XIV – XX веков.                (Слайд  28)

Исторический музей нашего города            слайд 29

-Вспомните, какому событию посвящена эта экспозиция? Слайд 30 (Курская битва)

- В музее народной культуры г. Белгорода (Слайд 31).

- Какие экспозиции ещё вы можете описать?

Музей связи в Белгороде.               слайд 32 – 33

- В этом музее нам предстоит ещё побывать. А как вы думаете, с чем мы там познакомимся?

И ещё встреча с одним музеем ждёт нас в будущем: В музее милиции в Белгороде. Слайд 34

Остановка 2. Естественнонаучные музеи      Слайд 35         

Кунсткамера              слайд 36

Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1714 году по указу Петра I с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. Сейчас в нем находится более 1000000 экспонатов.                  Слайд 37 - 37

Государственный Дарвиновский музей                   слайд 38

Находится в Москве. Основан  он в 1907 году. Сегодня Государственный Дарвиновский музей – крупнейший естественнонаучный музей Европы. слайд 39-42  Экспозиция рассказывает о теории эволюции, разнообразии жизни на Земле.              

Остановка 4. Технические музеи                слайд 43

Политехнический музей            слайд 44

Находится в Москве. Основан в 1872 году. Крупнейший технический музей России. Экспозиция рассказывает об истории техники и ее творцах, поясняет принцип действия различных технических устройств.  Слайды 45 – 47   В музее 190 тысяч экспонатов по различным направлениям техники и научных знаний. В музее работает техническая библиотека, насчитывающая 3 миллиона книг.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов   слайд48 -51

Находится в Москве. Основан в 1987 году. Семья Ломаковых за 40 лет собрала коллекцию из 120 автомобилей и мотоциклов.

Технический музей нашего города  слайд 52

- Вспомните, на территории какого крупного учебного заведения находится этот музей? Какими экспонатами он представлен?

Остановка 5. Литературные музеи                  слайд 53

Государственный литературный музей                   слайд 54 -55

Находится в Москве. Основан в 1934 году. В фондах музея собраны уникальные книги, рукописи, рисунки писателей, произведения живописи, редкие фотографии. Экспозиция насчитывает 700 тысяч экспонатов.

Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское»     слайд 56

Находится в поселке Пушкинские горы (Псковская область). Основан в 1922 году. Посетители музея знакомятся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина Михайловского периода, его окружением, ( слайды 57-59) бытом русской деревни начала XIX века, дворянской усадебной культурой пушкинского времени.

Остановка 6. Мемориальные музеи         слайд 62 - 63

Музей, расположившийся в доме, в котором все напоминает нам о знаменитом и любимом человеке, называется «мемориальным» (от английского слова «memory» – память). В таком музее все – от дверной ручки до вида из окна – интересно нам, так как все это видел тот человек, который здесь жил. Когда исчезнет обстановка мемориального дома, он гибнет.

Дом-музей Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»            слайд 64 - 67

Ясная Поляна – усадьба Л.Н.Толстого (14 км от Тулы), где он родился и прожил около 60 лет, создал романы «Война и мир», «Анна Каренина», повести, рассказы, статьи, организовал школу для крестьянских детей.

Музей-усадьба В.И.Сурикова.                            слайд 68 - 71

Находится в Красноярске. Основан 5 июня 1947 г. к 100-летию художника и занимает двухэтажный деревянный рубленый дом, построенный дедом и отцом художника в 1830 году. В музее хранятся материалы о творчестве В.И.Сурикова, подлинные произведения художника, портреты и пейзажи. В этом доме художник родился и вырос, жил до поступления в Академию художеств. Здесь родились многие образы его будущих картин и написано одно из последних полотен – «Взятие снежного городка». Здесь до последних дней жили его мать и младший брат.

Историко-театральный музей М.С.Щепкина в белгородской области   слайд 74

Музей народного творчества в с.Купино Белгородской области слайд 75-76

- Какие экспозиции этого музея вам запомнились и почему?

Остановка 6. Краеведческие музеи слайд 77 -78

В краеведческих музеях собраны экспонаты, относящие к истории какой-либо части страны. Вот пример музея старинного города Коломна неподалёку от Москвы. Слайд 79  Музей нашего города мы с вами  часто посещаем. Почему? Слайд 80 - 82

Остановка 7. Города – музеи         слайды 83-85

Памятники истории и культуры могут найти себе пристанище не только в стенах музея. Есть города, сохранившие свой первоначальный облик. В таком городе мы можем мысленно «перенестись» в прошлое. Представить, как жили люди 100, 200 и больше лет назад. Такие города с полным правом можно назвать «городами-музеями». Часто сохраняется лишь небольшая часть города, как правило, самая древняя. Во многих русских городах эта часть города обнесена оборонительной стеной и называется Кремль. Кремль можно назвать «музеем под открытым небом». Кремль есть в Москве, Новгороде, Пскове,   (слайд 86)   Туле.  Слайд 87

Может ли музеем стать улица, дом? Прислушайтесь в говорящие названия старых московских улиц: Остоженка, Пречистенка, Сретенка, Столешников переулок, Гончарный проезд, Кузнецкий мост, Мясницкая улица, Лубянка и т.д. Остоженка – здесь на лугу стояли стога сена. Пречистенка – вела к Новодевичьему монастырю, где находилась особо чтимая икона Смоленской Богоматери – Пречистая.

Скажите, кто из вас бывал в северной столице нашей страны – Санкт-Петербурге? (Слайды 88-91)   А знаете ли вы, что Санкт-Петербург часто называют городом – музеем. Это название совершенно справедливо, ведь в городе сотни исторических мест: площадей, улиц, дворцов, мостов, памятников. Но Санкт-Петербург не только город-музей, но и город музеев. Ни один город на нашей планете не насчитывает такое количество музеев, какое находится в Санкт-Петербурге. Сегодня в нем создано более 200 больших и маленьких музеев, среди которых есть «долгожители», родившиеся еще в 18 веке.

Во многих приморских городах есть корабли-музеи, не исключение и Санкт-Петербург. Крейсер «Аврора» стал таким музеем в городе на Неве.

Остановка 8. Необыкновенные музеи              слайд 92

Существуют необыкновенные музеи. Например:

  • Музей футбола (Англия)
  • Музей перца (Венгрия)
  • Музей картофеля (Бельгия)
  • Музей шпионажа (Финляндия)
  • Музей Шерлока Холмса (Англия)

Итог: Сегодня наше путешествие подошло к концу. Какими впечатлениями вы захотите поделиться с родителями? Мы совершили заочное путешествие, но музеи нашего города вас ждут. Они расскажут вам, что удивительное не надо искать в далёких краях – оно может быть рядом.  Приглашаю вас на следующую встречу и, возможно, ваш слайд будет следующим.          Слайд 93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"

Музейный урок для учащихся начальных классов....

Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"

Цели:1)    способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2)    установить и поддерживать контакты ста...

Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»

На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным  промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...

Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)

Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....

Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"

Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....

Конспект музейного урока в 1 классе

Музейный урок с элементами интеграции (ИЗО и окружающий мир") в 1 классе...