Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская"
рабочая программа

Заказова Елена Николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
начального общего образования 
внеурочного учебного курса 
«Мастерская»
для обучающихся 1-4 классов 
на 2023–2024 учебный год 
с учётом изменений ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области‌‌

Администрация Воскресенского муниципального округа‌

МОУ Галибихинская СШ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Борисова И.Н.

[Номер приказа] от «[число]» [месяц][год] г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Овчинников К.А.

Приказ №162 от «28» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования внеурочного учебного курса «Мастерская»

для обучающихся 1-4 классов на 2023–2024 учебный год с учётом изменений ФГОС

(является частью основной образовательной программы школы)

Возраст: 7-11лет

(срок реализации программы: 4 года)

Составитель: Заказова Елена Николаевна

                                                   д.Галибиха‌ 2023‌

                                                      Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год разработан для начальных классов в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:

∙         Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/;

∙        Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.

№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);

∙                Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;

∙                Методические        рекомендации        по        формированию        функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

∙                Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей        и        молодежи»,        утвержденных        постановлением        Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);

∙                Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).

Устав ГБОУ школы №544;

План внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год начального общего образования (ФГОС) для 1-4 классов ГБОУ школы № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга.

Направленность программы: социальная

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи: Развитие:

– творчества;

– сенсорики, мелкой моторики рук; – пространственного воображения;

– технического и логического мышления, глазомера;

– способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Овладение:

– начальными технологическими знаниями, умениями и навыками; – опытом практической деятельности по созданию поделок;

– способами планирования и организации досуговой деятельности;

2

– навыками творческого сотрудничества.

Воспитание:

– уважительного отношения к результатам труда; – интереса к творческой и досуговой деятельности;

– практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

– интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; – познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; – адекватное понимание причин успешности /неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

– выраженной познавательной мотивации;

– устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

– планировать свои действия;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль; – адекватно воспринимать оценку учителя;

– различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться: – проявлять познавательную инициативу;

– самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся смогут:

– допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

– учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

– формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению; – соблюдать корректность в высказываниях;

– задавать вопросы по существу;

– контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; – владеть монологической и диалогической формой речи;

– осуществлять        взаимный        контроль и оказывать        партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

3

– осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. Контролируемом пространстве Интернет;

– высказываться в устной и письменной форме; – анализировать объекты, выделять главное;

– осуществлять синтез (целое из частей);

– проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получают возможность: – развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

– расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

–        познакомиться        с        новыми        технологическими        приемами        обработки        различных материалов;

– использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

– познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или новыми функциями уже известных инструментов;

– совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

– оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; – достичь оптимального для каждого уровня развития;

– сформировать навыки работы с информацией.

Содержание программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания бумаги. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

4

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на котором потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью дети осваивают швы «вперед иголки», «назад иголка» и простейшие виды вышивки, учатся пришивать пуговицы.

Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготавливают. Простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготавливать игрушки, использую лекала.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, желуди – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки различных форм.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные для вышивания, портновские булавки.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, цветной картон, ткань, мех, вата, ватин, тесьма, кружева, нитки швейные – белые, черные, цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, бисер, стеклярус; корни, стебли, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, открытки, обрезки кожи, поролон. Шерстяная пряжа.

Формы организации образовательного процесса; игра; викторина, мастер-класс; проектная деятельность; выставка.

Форма контроля: мастер-класс, выставка.

5

Направленность программы: художественно-эстетическая.

1.1. Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического        вкуса,        трудовой        и        творческой        активности,        воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Новизна программы заключается в том, что педагог использует для организации образовательного процесса элементы современных педагогических технологий:

∙        «Педагогика творчества»;

∙        здоровьесберегающие технологии.

Учитывая возрастные особенности и возможности развития младшего школьника, важным результатом реализации программы, является сформированность основ ключевых компетенций воспитанника, образно выражающхся в умении «действовать, быть и жить». А именно, компетенции:

учебно-познавательная;

социально-коммуникативная.

1.2. Цели и задачи обучения внеурочной деятельности

Цель: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической        отзывчивости, формирование творческой        и        созидающей        личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

∙        воспитательной        –        формирование        эмоционально-ценностного        отношения        к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

∙        художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

∙        технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

1.3. Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности Ожидаемые результаты

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

6

Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Для        качественного        развития        творческой        деятельности        юных        художников программой предусмотрено:

∙        предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы;

∙        система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися;

∙        в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

∙        создание увлекательной атмосферы на заданиях, погружения в мир волшебства, сказки, цвета и гармонии, наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

∙        создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

∙        объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Детям предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. На занятиях широко применяется методика «рисование под диктовку», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве: 1 класс «Краски осеннего леса», «Веселые рожицы», «Белая сказка»; 2 класс «Волшебное путешествие по морю», «Целебный натюрморт», «Сколько веснушек у моего друга», «Красота весны необыкновенная»; 3 класс «Рисуем перелетных птиц», «Такой вкусный натюрморт»; 4 класс «Домашние животные», «Какие красивые деревья», «Мелодия черного и белого». Рисование под диктовку одно из самых значимых заданий, когда ребенок копирую действия учителя, выполняет рисунок по законам композиции. Элементы рисования под диктовку могут присутствовать по необходимости и на других занятиях в зависимости от развития графического навыка.

Практические        занятия        и        развитие        художественного        восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия в 3-4 классах проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество.

Продуктом деятельности обучающихся становятся не только творческие работы в области изобразительного искусства, но и цветные стихи, сказки, рассказы, сочиненные детьми на занятиях.

Программа предусматривает достижение трёх уровней результатов Первый уровень результатов (1 класс):

освоение детьми основных правил изображения;

восприятие        и        характеристика        художественных        образов,        представленных        в произведениях искусства;

7

умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием.

Второй уровень результатов (2-3 класс):

∙        способность к художественному познанию мира;

∙        приобретение опыта творческого выполнения задания;

∙        желание        общаться        с        искусством,        участвовать        в        обсуждении        содержания        и выразительных средств произведений искусства;

∙        формирование        способности        оценивать        результаты        художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Третий уровень результатов (4 класс):

∙        умение        осознано        использовать        образно-выразительные        средства        для        решения творческой задачи;

∙        умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

∙        развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;

∙        стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;

∙        активное        использование        языка        изобразительного        искусства        и        различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

∙        формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую        и        предметно-продуктивную        деятельность,        выбирать        средства        для реализации художественного замысла;

∙        умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;

∙        умение        использовать        различные        материалы        и        средства        художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Яркая палитра» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность        эстетических        чувств,        художественного        мышления, наблюдательности и фантазии;

8

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные        результаты        характеризуют        уровень        сформированности универсальных        способностей        учащихся,        проявляющихся        в      познавательной        и практической творческой деятельности:

∙        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

∙        овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

∙        формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

∙        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

∙        овладение        логическими        действиями        сравнения,        анализа,        синтеза,        обобщения, классификации по родовидовым признакам;

∙        овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе коллективной и творческой работы;

∙        использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

∙        умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

∙        умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

∙        осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного материала:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;

понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии и анализе и оценке произведений искусства;

9

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструирование), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, мультипликация и пр.);

знание видов художественной деятельности (изобразительной: живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно- визуальных искусств; понимание образной природы искусств;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность        передавать        в        художественно-творческой        деятельности        характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

II. Основное содержание учебного предмета, курса Содержание рабочей программы

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности обучающихся являются: ∙        художественное восприятие,

∙        информационное ознакомление, ∙        изобразительная деятельность,

∙        художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

∙        выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

10

Принцип построения программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития        воспитанников        на        различных        возрастных        этапах        и        учитывается дифференцированный        подход,     зависящий     от        степени     одаренности        и        возраста воспитанников. Этапы программы:

ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет; развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет; исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от        уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение        широкого        комплекса        различного        дополнительного        материала      по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: ∙        занятия в свободное время;

∙        обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

∙        обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Сроки реализации программы

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс, и внедряется в рамках ФГОС НОО. В основу программы легла программа: А. Лопатина, М. Скрябцова «Как научить рисовать каждого». Занятия рассчитаны на детей с разными способностями. Количество часов в год: в 1-м классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

контрольных занятий по изученным темам; конкурсы;

выставка детских работ;

в конце каждого года готовится итоговая выставка работ.

11

На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки, творческие мастерские, участие в конкурсах.

На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: творческие отчеты, конкурсы и выставки, элементы исследовательской и творческой деятельности.

12

Учебно-тематический план

1 класс

№ п/п

1        Вводное занятие


Название темы


Кол-во часов

1

        2        Работа с бросовым материалом                  8        

3        Работа с бумагой и картоном        10

4        Декоративная работа

5        Мозаика


8 6

Итого:        33

2 класс

№ п/п


Название темы


Кол-во часов

        1        Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях                  1        

        2        Работа с бросовым материалом                  8        

3        Работа с бумагой и картоном        10

4        Декоративная работа

5        Мозаика


8 7

Итого:        34

3 класс

№ п/п

1 2 3

4


Название темы

Работа с бросовым материалом Работа с бумагой и картоном Декоративная работа

Мозаика


Кол-во часов

9 8 10 7

Итого:        34

4 класс

№ п/п

1 2 3

4


Название темы

Работа с бросовым материалом Работа с бумагой и картоном Декоративная работа

Мозаика


Кол-во часов

9 8 10 7

Итого:        34

13

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

1

2 3 4 5 6 7 8 9

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

20 21 22 23 24

25 26 27

28


Тема урока

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях

Работа с бросовым материалом (8 ч.) Панно «Цветок»

Панно «Цветок»

Поделка из семян «Динозаврик» Поделка из семян «Динозаврик» Поделка из листьев «Осенний лес» Поделка из крышек от бутылок «Дерево» Панно из макарон «Узоры»

Панно из макарон «Узоры»

Работа с бумагой и картоном (10 ч.) Какие бывают снежинки

Новогодняя игрушка

Коллективная работа «Узоры на стекле» Коллективная работа «Узоры на стекле» Аппликация из геометрических фигур «Животные» Аппликация из геометрических фигур «Животные» Оригами

Оригами

Панно «Аквариум» Панно «Аквариум»

Декоративная работа (8 ч.) Что можно украсить и чем можно украсить

Браслет, узоры Браслет, узоры

«Птичка», украшаем перьями «Бабочка», украшаем бусинками

Лоскутная аппликация. Панно «Весенние цветы» Лоскутная аппликация. Панно «Весенние цветы» Декорирование вазы

Мозаика (6 ч.)

Мозаика из кусочков бумаги «Котик»


Дата проведения План        Факт

14

29        Мозаика из кусочков бумаги «Черепашка» 30        Мозаика из кусочков бумаги «Дождик»

31        Мозаика из пластиковых трубочек «Букет» 32        Мозаика из пластиковых трубочек «Букет» 33        Вариативный урок

2 класс

№ п/п

1

2 3

4

5

6 7 8 9

10 11 12 13 14

15

16

17 18 19

20

21


Тема урока

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях Работа с бросовым материалом (8 ч.)

Панно «Веселые узоры»

Панно «Веселые узоры»

Делаем фигурки животных из шишек, желудей и каштанов

Делаем фигурки животных из шишек, желудей и каштанов

Поделка из цветного риса «Морские обитатели» Поделка из цветного риса «Морские обитатели» Композиция из веток

Композиция из веток

Работа с бумагой и картоном (10 ч.) Аппликация из снежинок

Коллективная работа «Новый год» Коллективная работа «Новый год» Объемная фигура «Снеговик»

Объемная фигура «Снеговик»

Многоуровневая композиция «Зимний город» (белое на белом)

Многоуровневая композиция «Зимний город» (белое на белом)

Объемная рыбка из кружков

Составление объёмной аппликации «Одуванчик» Составление объёмной аппликации «Цветы в вазе»

Декоративная работа (8 ч.) Декорирование вазы (декупаж)

Декорирование вазы (декупаж)


Дата проведения План        Факт

15

22     Декорирование тарелки (витраж) 23     Декорирование тарелки (витраж)

24        Делаем птичку из проволоки и украшаем пуговицами 25        Делаем птичку из проволоки и украшаем пуговицами 26        Папье-маше из салфеток «Листья»

27        Папье-маше из салфеток «Листья», раскрашиваем Мозаика (7 ч.)

28        Мозаика «Цветной зонтик» 29        Мозаика «Цветной зонтик» 30        Мозаика «Весеннее дерево» 31        Мозаика «Весеннее дерево»

32        Мозаика из пластиковых трубочек «Рыбка» 33        Мозаика из пластиковых трубочек «Рыбка» 34        Вариативный урок

3 класс

№ п/п

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

11

12 13 14

15


Тема урока

Работа с бросовым материалом (9 ч.) Игрушки из «Киндер-сюрприза» (пчёлка, клоун, пират) Игрушки из бросового материала

Дом из спичек (зубочисток) Дом из спичек (зубочисток) Дом из спичек (зубочисток) Лоскутная аппликация «Горы» Лоскутная аппликация «Горы» Лоскутная аппликация «Горы»

Участие в художественных творческих конкурсах

Работа с бумагой и картоном (8 ч.)

Создание книги «Мой город» Буквица, шрифт. Составляем тематический текст

Создание книги «Мой город». Буквица, шрифт. Составляем тематический текст

Создание книги «Мой город». Обложка Создание книги «Мой город». Иллюстрации Многоуровневая композиция «Наш сквер»

Многоуровневая композиция «Наш сквер»


Дата проведения План        Факт

16

16        Многоуровневая композиция «Наш сквер»

17        Участие в художественных творческих конкурсах Декоративная работа (10 ч.)

18        Роспись гипсовых фигурок «Дед Мороз и Снегурочка» 19        Роспись гипсовых фигурок «Дед Мороз и Снегурочка» 20        Создаем объемные снежинки

21        Создаем объемные снежинки

22        Зимние узоры (проволока, бисер) 23        Зимние узоры (проволока, бисер) 24        Папье-маше «Морские обитатели» 25        Папье-маше «Морские обитатели»

26        Составление объемной композиции «Морские обитатели» 27        Участие в художественных творческих конкурсах

Мозаика (7 ч.) 28        Мозаика из кусочков бумаги «Цветочная поляна» 29        Мозаика из кусочков бумаги «Цветочная поляна» 30        Мозаика из кусочков бумаги «Цветочная поляна» 31        Мозаика из пластиковых трубочек «Маяк»

32        Мозаика из пластиковых трубочек «Маяк»

33        Участие в художественных творческих конкурсах 34        Вариативный урок

4 класс

№ п/п

1 2 3 4 5 6 7 8

9


Тема урока

Работа с бросовым материалом (9 ч.) Панно из веток и шишек «Белка на ветке»

Панно из веток и шишек «Белка на ветке» Поделка из ракушек «Морской берег» Поделка из ракушек «Морской берег»

Декорирование деревянной формы (шкатулка, декупаж) Продолжаем декорирование деревянной формы (бусинки) Цветы из лоскутков ткани

Цветы из лоскутков ткани

Участие в художественных творческих конкурсах

Работа с бумагой и картоном (8 ч.)


Дата проведения План        Факт

17

10

11

12

13 14 15 16 17

18 19 20 21 22 23

24

25

26

27

28 29

30

31

32

33 34

1. 2. 3. 4.


Квилинг «Фруктовый коктейль»

Квилинг «Фруктовый коктейль»

Дом будущего (постройка, конструирование, моделирование)

Кукла, одежда, аксессуары Кукла, одежда, аксессуары Цветы из гофрированной бумаги Цветы из гофрированной бумаги

Участие в художественных творческих конкурсах Декоративная работа (10 ч.)

Роспись гипсовых картин «Фрукты, ягоды» Роспись гипсовых картин «Фрукты, ягоды» Зимние узоры (проволока, бисер)

Зимние узоры (проволока, бисер) Плетение браслета из лент

Плетение браслета из лент

Штамп, вырезаем и печатаем (украшение футболки, сумки)

Штамп, вырезаем и печатаем (украшение футболки, сумки)

Штамп, вырезаем и печатаем (украшение футболки, сумки)

Участие в художественных творческих конкурсах Мозаика (7 ч.)

Мозаика из кусочков бумаги «Сова»

Мозаика из кусочков бумаги «Сова»

Мозаика из кусочков бумаги на основе картины Ван Гога «Подсолнухи»

Мозаика из кусочков бумаги на основе картины Ван Гога «Подсолнухи»

Поделка из кусочков пластиковых трубочек «Подставка для карандашей»

Участие в художественных творческих конкурсах Вариативный урок

III.        Учебно-методическое обеспечение программы Литература

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

18

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. – М., 1981г.

10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин. 11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальной школе. – М., 1999 г.

12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г. 13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г. 14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г. 17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

18. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.

19. Журнал «Начальная школа»

20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете «Первое сентября»

21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г. 22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г

Печатные пособия

1. Таблицы к        основным        разделам        материала        по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

2. Репродукции картин.

Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

3. Компьютер. 4. Сканер.

5. Принтер.

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...