Проект: «Защита Отечества»
методическая разработка

Федьо Наталья Анатольевна

 «Патриотизм - это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов . Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может  существовать, если хочет быть человеком».

В.В.Путин

         Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое  время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна,  требует большого такта и терпения, т.к. вопросы воспитания патриотизма, гражданственности  считаются важными.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственно-патриотического воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому моя задача, как учителя, сложная: я должна раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitat_cheloveka.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Киевка

356702 Ставропольский край Апанасенковский муниципальный округ

с. Киевка ул. Октябрьская,79 тел:8(865)5574523;  school4ар@yandex.ru

Конкурс  « Воспитать человека»

Номинация  «Воспитание во внеурочной деятельности»

Тема: «Патриотическое  воспитание обучающихся как часть духовно-нравственного развития»

Проект: «Защита Отечества»

Выполнила

Федьо Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

Конкурс  « Воспитать человека»

Номинация  «Воспитание во внеурочной деятельности»

Тема: «Патриотическое  воспитание обучающихся как часть духовно-нравственного развития»

Проект: Защита Отечества

Метод проекта : исследовательский, информационно-творческий

1. Введение

Актуальность проекта

 «Патриотизм - это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов . Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может  существовать, если хочет быть человеком».

В.В.Путин

        Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое  время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна,  требует большого такта и терпения, т.к. вопросы воспитания патриотизма, гражданственности  считаются важными.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственно-патриотического воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому моя задача, как учителя, сложная: я должна раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Теоретическое обоснование проекта

Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Необходимо особое внимание уделять гражданско-патриотическому воспитанию с самых малых лет развития ребенка. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Уважение к своей стране, к ее истории  является основой любого воспитания.

          Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защита  Отечества”. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. В воспитании детей школьного возраста огромное значение имеет пример взрослых, их близких людей. Рассказывая об истории Великой Отечественной войне необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов, рассказов), подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Но формирование нравственно-патриотического воспитания не должно ограничиваться Великой Отечественной войной, необходимо знакомить детей с подвигами современной жизни – это Афганская, Чеченская война.

Особенно актуальна тема патриотизма в настоящее время. У многих ребят в зоне СВО находятся родные и близкие люди. В своей работе учитель должен поднимать престиж Российской Армии, рассказывать о подвигах героев наших дней, говорить о необходимости моральной поддержки защитников Отечества, привлекать детей к участию в акциях.

Цели:

- расширить и уточнить знания детей о защитниках Отечества, вызвать интерес к истории своей страны;

-   способствовать  развитию активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов;                                      -  пропагандировать современные качества Защитника Отечества в наши дни;

- активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания  через доступные средства.

Задачи: 

- продолжить изучение героического прошлого своей страны, расширить представления детей о Российской армии;

- воспитывать у учащихся основы гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства уважения к российскому воину, и его силе и смелости;

-  содействовать воспитанию чувству долга перед Родиной, привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;                                                                                                                         - способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну и народ, свою малую Родину;                                                                                                                 - повышать и совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности обучающихся в ходе индивидуальной и творческой деятельности;                       - формировать в умах и чувствах учеников патриотические ценности, мнения и убеждения;                                                                                                 поддерживать связь между поколениями (родителями, старшими поколениями, детьми школьного возраста) ;                                                                                                            - эффективно взаимодействовать с  учреждениями, входящими в школьный округ, музеем школы.

Этапы проекта

Подготовительный:

- Выявление актуальности темы. Сбор необходимой информации. Определение основных направлений работы. Постановка цели и задач

- Анкетирование обучающихся по теме знаний о Великой Отечественной войне

- Разработка плана проекта, работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной:

- Составление  и защита проектов на тему « Защитники Отечества»;

- Знакомство с героическим прошлым нашего района,  подвигами Сталинградской битвы и блокадного Ленинграда посредством живого общения с экскурсоводами  школьного музея, культработниками, просмотра видеороликов

- Знакомство с духовно-нравственными ценностями нашего народа посредством просмотра презентации, общения со священнослужителем;

- Встреча с участником чеченской войны

- Разучивание стихотворений и песен о войне;

- Оформление рисунков и  составление текстов писем  военнослужащим, поздравительных открыток, стенгазеты;

- Освоение техники изготовления блиндажных  свечей;

- Организация взаимодействия с семьями обучающихся через вовлечение родителей в проектную деятельность.

Заключительный

- Обработка и оформление педагогического проекта;

- Анализ результативности.

Планируемые результаты

- Проявление интереса к историческим событиям и чувства гордости и достоинства за героическое прошлое и настоящее Родины;

- Овладение знаниями о духовных ценностях православного народа;

-Положительные изменения в поведении учащихся : доброжелательность, вежливость, демонстрация развитых коммуникативных навыков, умение вести диалог;

-Обогащение опыта работы в коллективе при выполнении поставленной задачи осознание важности и пользы выполненной работы;                                                  - Повышение заинтересованности родителей к совместной работе семьи и школы.

Проект  включает проведение таких форм работы, как  круглый стол, экскурсия, конкурс, акция, КТД, классный час

Участники проекта- обучающиеся 4 класса МКОУ СОШ №4, педагоги, культработники, волонтёры, родители, священнослужитель.

 По продолжительности проект -  среднесрочный (с.09.01.2023 по 28.02.20.23)

Тип проекта : познавательно-творческий.

Метод проекта : исследовательский, информационно-творческий

Реализация проекта

Январь

Тема

Сроки проведения

Ответственный

Анкетирование , Что я знаю о войне»

09.01 2023 г.

Федьо Н.А.

Круглый стол. Встреча со священнослужителем о.Алексием

13.01.2023 г.

Федьо Н.А..

Митинг у памятника погибшим воинам,  посвящённый 80 -летию освобождения  района от немецких захватчиков

17.01.2023 г.

 

Федьо Н.А..
культработники Потапова Л.А., Кучма Е.А. ,Шестопалова Е.М.

Разучивание стихов и песен о войне, классный этап конкурса стихотворений

23.01 -28.01.2023 г.

Федьо Н.А. 

 

Февраль

  

Тема

Сроки проведения

Ответственный

Кл.час «Жизнь в блокадном Ленинграде»

01.02.2023 г.

Федьо Н.А

Кисленкова И.И. библилтекарь школы

КТД «Тепло - солдату» (блиндажные свечи)

01.02 -12.02.2023 г.

Федьо Н.А

Экскурсия в школьный музей, посвященная 80-летию Сталинградской битвы

03.02.2023г.

Рук.музея Жукова С.П.. Кахриманова Е.К.

Конкурс стихов ( школьный этап) «В стихах поэтов память о войне»

06.02.2023 г.

Акция «Письма- поздравления  военнослужащим СВО»

08.02.2023 г.

Федьо Н.А

Выпуск стенгазеты «С Днём Защитника Отечества»

20.02.2023 г.

Федьо Н.А

Изготовление поздравительных открыток

21.02.2023 г.

Федьо Н.А

Презентация  проектов «Защитники Отечества». Встреча с участником чеченской  войны Глазко В.А.

22.02.2023 г.

Федьо Н.А

Итоговое анкетирование  «Что я узнал о войне»

28.02.2023 г.

                Федьо Н.А

 

 Форма проведения:, классный час, круглый стол, экскурсия, конкурс, акция, КТД , митинг, презентация, проекты.

Итог проекта: составление писем-поздравлений военнослужащим, изготовление блиндажных свечей, открыток ко Дню Защитника Отечества, подготовка  сообщений «Расскажу вам о войне в моей семье», выпуск стенгазеты «День Защитника Отечества», презентации по теме проекта, составление проектов о Защитниках Отечества, презентации по теме проекта.

Результативность проекта:

Итоговым результатом явилась  диагностика, где дети показали свои знания.

Обогащение знаний об истории  родного Отечества;

Приобретение детьми младшего школьного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к  памяти ветеранам, военнослужащим, оказание посильной помощи.

 Повышение заинтересованности родителей к совместной работе с детьми.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия,  продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

подбор исторической литературы,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии),

создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление  класса),

использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, , ноутбук)

Материалы Интернет.

 Реализация проекта  проходила в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе была проанализирована методическая литература, собрана информация по нравственно-патриотическому воспитанию. Выявлены знания детей о Великой Отечественной войне, разработаны презентации, составлен план проекта.

На основном этапе работы проходила реализация проекта «Защита Отечества» через виды деятельности : познавательное развитие, коммуникативное развитие, речевое, художественно –эстетическое.

На заключительном этапе были подведены итоги по реализации , проведено диагностическое обследование обучающихся.

Реализуя 1 блок провели :

 круглый стол со священнослужителем о.Алексием;

 митинг у памятника погибшим воинам;

 классный этап конкурса стихотворений о войне.

Реализуя 2 блок  провели:

классные часы: «Жизнь в блокадном Ленинграде», «Расскажу  вам о войне в моей семье», экскурсию в школьный музей;

КТД «Тепло - солдату» (изготовление блиндажных свечей);

акцию « Письма-поздравления военнослужащим СВО»;

выпустили стенгазету «С Днём Защитника Отечества»;

изготовили поздравительные открытки;

подготовили  презентацию проектов «Защитники Отечества» и провели встречу с участников чеченской войны,  родителем одного из учеников.

Результаты диагностического обследования по реализации проекта «Защита Отечества»

На начало реализации проекта:

Высокий уровень - 0чел. 0%

Средний уровень – 4 чел. 40%

Низкий уровень 6 чел. 60%

На конец реализации проекта:

Высокий уровень – 4 чел. 40%

Средний уровень – 5 чел. 50%

Низкий уровень 1чел. 10%

Список литературы

1.        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

2.        Миронова Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. –2005. – № 7. – С. 22–24.;

3. Гальцова Е.А. Недаром помнит вся Россия…: внеклассные мероприятия  по патриотическому воспитанию. 1-4 классы / авт.-сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель,2008.-106с.

4. Дик  Н. Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе //Н.Ф.Дик.- Ростов н /Д:Феникс,2005.-320с.(Сердце отдаю детям)

5. Ещеркина О. А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями/авт.-сост.О. А. Ещеркина.- Волгоград: Учитель, 2007. – 125с.

6.   http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc – Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

7.   http://nsportal– Портал работников образования

8.   Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод, пособие для педагогов / И. С. Огоновская. – Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. –176 с.

9.   Положение детей и молодежи в России: проблемы, политика, благотворительная деятельность / Под ред. П. Ланган, Ю. Качаловой. – М., 1998, С. 325.

10.   Аркин Е.А. Родителям о воспитании - М.: Мысль - 1989. - 340 с

           11. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”, М., 2011 г.

Анкетирование « Что я знаю о войне?» 

В истории нашей страны есть памятные даты - Дни воинской славы.                                                                          В один из таких дней я спросила ребят, что они знают :                                                                                       о своих  родственниках, участниках ВОВ;                                                                                          о земляках  - героях Кашуба П.Т., Мартыненко М.П. и Шмиголь П.Л. ;                                               об исторических военных событиях;

Оказалось, что о  подвигах земляков  ребятам неизвестно, а рассказать о своих родных были готовы всего несколько ребят .Из  военных событий  только двое ребят назвали  Куликовскую битву  и блокаду Ленинграда.

(Фото 1)

 «Круглый стол».

На встрече со священнослужителем игуменом о.Алексием (Русаевым) настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Манычского была затронута тема воспитания патриотизма. Отец Алексий рассказал ребятам о том , что такое патриотизм и в чем он проявляется, что это очень высокое качество, которое в христианском мировоззрении необходимо каждому в себе развивать. Также в своей беседе отец Алексий упомянул о подвигах православных защитников Отечества:  иноков Пересвета и Осляби, преподобного Ильи Муромца, Дмитрия Донского, Святого благоверного князя Александра Невского, Святого Фёдора Ушакова . Он подчеркнул, что  Господь призвал их к такому служению, и они  с честью выполнили свой долг перед  Отечеством. Отец Алексий призвал молодое поколение мужественно преодолевать все трудности, хорошо учиться, быть добрыми. честными, достойными людьми своего Отечества. Ребята  с большим вниманием слушали батюшку, задавали вопросы на интересующие их темы.  Встреча прошла в теплой обстановке.

(Фото2)

Митинг у памятника погибшим воинам, посвящённый 80-летию освобождения села и района от немецко-фашистских захватчиков провели работники киевского Дома культуры Кучма Е.С., Потапова Л.А., Шестопалова Е.М. Они рассказали ребятам о тех героических  трудных днях  для нашего села и района, о форсировании озера  Маныч.  Познакомили ребят  с рассказами очевидцев этого события. Все выступающие в этот день поздравили с памятной датой в истории района. Они выразили безмерную благодарность всем, кто защищал нашу Родину от вероломного врага в годы военного лихолетья, кто вынес на своих плечах непомерную ношу, выстоял, победил. Пожелали детям свято хранить память о подвигах своих дедов и прадедов. После окончания митинга присутствующие почтили  память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.  

(Фото 3)

Разучивание стихов и песен о войне, конкурс стихотворений о войне  (классный этап)

В течение недели четвероклассники готовились к классному этапу конкурса чтецов стихотворений о войне. На классном часе ребята читали произведения Александра  Твардовского,  Константина Симонова, Николая Тихонова, Алексея Фатьянова, Михаила Ножкина. На стихотворения «Соловьи» и «Последний бой» сложены песни. Ребята с удовольствием прослушали песни и поделились своими впечатлениями от просушанного. Победителем конкурса чтецов в классе стала Чамкурова Кристина со стихотворением Павла Антопольского  «А вокруг золотая шумела листва». Ей была оказана честь представлять класс на школьном конкурсе чтецов.

В заключении классного часа ребята коллективно читали стихотворение «Варварство» Мусы Джалиля.

В классе идёт подготовка к школьному смотру песни и строя. Совместно с вокальным руководителем ДК Потаповой  Л.А. ребята разучивают песню «Бравые солдатики», учатся ходить строем.

Классный час  «Жизнь в блокадном Ленинграде»

Организация и проведение классных часов, посвященных блокадной теме, играет огромную роль в воспитании детей, позволяет им задуматься о своей жизни, изучить, осмыслить и анализировать опыт поколений. В процессе проведения подобных мероприятий происходит формирование патриотического воспитания, чувства сострадания и ответственности учащихся.

 Цель мероприятия: сохранение памяти о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войныразвивать интерес к истории своей страны, воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

. На классном часе в 4в классе учитель рассказала ребятам о "Дороге жизни", о дневнике Тани Савичевой, о тех счастливых, кто выжил в этом аду. Учащиеся читали эссе по следующим темам: «Дети блокадного Ленинграда», «О дороге жизни». В ходе бесед, показа отрывков документальных фильмов не было ни одного равнодушного ученика. Заканчивали урок минутой молчания в память о миллионах  погибших в боях за город и умерших от голода и холода в Ленинграде.  В школьной библиотеке был оформлен стенд, посвящённый снятию блокады.  Библиотекарь  Кисленкова И, И. познакомила с презентацией  «Блокада Ленинграда»

(Фото 4)

КТД  «Тепло - солдату»

Считаю, что сейчас главное - помогать. Не так важно с кем. Просто помогать стране, ребятам на передовой, людям, которые рядом. Потому что, спасая других, спасаешься сам.
Помочь может каждый. И мы с  ребятами решили рассказать КАК.
Реальная помощь, без затрат больших ресурсов :ребятам на передовой сейчас крайне необходимы простые вещи, такие как блиндажная (окопная) свеча.
Окопная (блиндажная) свеча - свеча длительного горения. Преимущества:
1. Не затухает при сильном ветре.
2. Служит для освещения и обогрева.
3. Подходит для подогрева (приготовления) пищи..
4. Длительность горения 4-8 часов.
«Окопная», или «блиндажная» свеча — достаточно простое устройство. В пустую консервную банку укладывается сложенный «улиткой» тонкий гофрокартон, заливается воском или парафином, сверху вставляется фитилек из того же гофрокартона. Подожженная свеча горит несколько часов, не давая дыма и копоти, на ней вполне можно разогреть еду или воду, да и для отопления небольших помещений поделка вполне годится. Ее можно затушить, положить в рюкзак и нести в другое место.                                         Мы объявили в школе сбор консервных банок и парафина. Идею подхватили  родители,   парафин предоставила местный предприниматель Радачинская И.И. . Однако давать ребятам работать с горячим наполнителем я не стала  рисковать: их задача — зачистить банки и уложить туда картонное горючее. С парафином  и воском работала   сама и  родители.

  (Фото 5,6,7,8,9)

На сегодня в  классе готовы к отправке на фронт 140 окопных свечей. Еще 20 больших свечей  предстоит залить парафином или воском. Но сбор комплектующих продолжается, школьники и  хотят продолжить практику изготовления самодельных устройств   для обогрева и освещения. Совместный труд, поддержка защитников Родины формируют  в подрастающем поколении самые искренние патриотические чувства.

(Фото 10)

Экскурсия в школьный музей

Экскурсоводы школьного музея  под руководством Кахримановой Е.К. и Глазко О. А. подготовили   и провели для четвероклассников экскурсию, посвященную 80-летию обороны Сталинграда.

(Фото 11,12)

Сталинградская битва – одна из крупнейших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.

Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась эта ожесточенная битва. Она развернулась на огромной территории площадью около 100 тысяч квадратных километров при протяженности фронта от 400 до 850 километров. Участвовало в ней с обеих сторон на разных этапах боевых действий свыше 2 миллионов человек. По целям, размаху и напряженности боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории.

Мужество и героизм советских войск позволили победить в этой решающей битве, десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены правительственных наград. Героями Советского Союза стали 112 человек.

В ходе мероприятия экскурсоводы  рассказали ребятам о битве за Сталинград, о героизме и мужестве советских солдат, о командном составе, о подвигах рядовых солдат, медсестёр и даже детей. Ребята познакомились с историческими памятниками той великой битвы: Мамаевым курганом, домом Павлова, посмотрели хронику Сталинградской битвы.

Завершили экскурсию минутой молчания в память о погибших в Сталинградской битве.

Конкурс   « В стихах поэтов память о войне» ( школьный этап)

Через литературу и творчество дети получают возможность прикоснуться к истории своей страны, своего народа. Каждый из исполнителей смог выразить чувства авторов произведений, не оставил равнодушным ни одного слушателя.

Да иначе и быть не должно: стихотворения передавали мужество, героизм, отвагу советских людей, жизнь и подвиг которых будут служить беззаветным примером для всех поколений. С большим трудом  жюри при подведении итогов выделили лучших из лучших

         

Акция « Письма – поздравления военнослужащим СВО»

Цель акции: моральная и эмоциональная поддержка военнослужащих, защитников Родины; развитие нравственности и патриотических чувств участников.

Задачи:

1. Развитие социальной активности и творческих способностей детей,

2. Формирование позитивного общественного мнения к профессии военнослужащих.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Наши военные ежедневно рискуют жизнью. Сейчас им и членам их семей как никогда важна всенародная поддержка.

Написать письмо солдату для многих ребят оказалось очень важным и ответственным делом. В письмах дети рассказывали о себе, о своих планах, писали о школьной жизни. Но особенно трогательно школьники выражали свое отношение к военной службе и важной роли специальной военной операции на Украине. Ребята  поздравили военнослужащих с предстоящим праздником – Днём Защитника Отечества, пожелали скорейшего возвращения домой ,украсили свои письма рисунками . Дети записали видеообращение  к солдатам.

(Фото 13)

Выпуск стенгазеты «С Днём Защитника Отечества!»

Цель: Создание стенгазеты, познакомить детей с праздником, воспитывать любовь к Родине.

Задачи: Учить детей работать в коллективе; больше узнавать о празднике "23 февраля"; развивать творческие способности, желание выполнять общее дело.

23 февраля – это праздник доблести, чести , мужества и любви к Родине. В этот день принято поздравлять мужчин всех профессий и возрастов, в том числе самых юных, которым только предстоит когда-то встать на защитные рубежи, именно  тогда ребята могут показать, что готовы считаться защитниками своего Отечества. Стенгазета тоже всегда присутствует в праздничном украшении любого интерьера., так как создаёт атмосферу праздника. Вот и мы решили ко Дню защитника Отечества создать свою газету и украсить класс.  Мы подобрали стихи, картинки ко Дню защитника Отечества, вырезали, наклеили их на ватман . Вот такая стенгазета у нас получилась.

(Фото 14)

Изготовление поздравительных открыток

Совместно с обучающимися мы изготовили своими руками поздравительные открытки в технике айрис - фолдинг и написали трогательные слова-поздравления  папам.

(Фото 15)

Презентация  проектов  «Защитники Отечества».

1.Введение

Когда он подвиг совершает,                                                                                                                                                        То не заботится ничуть,                                                                                                               Узнает кто, иль не узнает                                                                                                                     О нём самом когда-нибудь.                                                                                                                    Но жизнь подарена планете                                                                                                                                       И небо мирное над ней                                                                                                               Лишь потому, что есть на свете                                                                                                                                                 Солдаты Родины моей….

Актуальность  проекта

Актуальность заключается в том, что Служба Отечеству – свящeнный долг каждого мужчины. Быть на страже Родины – не только великая честь, но и огромная ответственность.                                                                                                                 Сейчас в мире очень неспокойно. Некоторые страны и люди хотят войны с Россией. Напрямую угрожают нашему государству и людям, живущим в России.                                                                                                                                            Но мы знаем, что нас защитят Солдаты Отечества.                                                                            Издавна славится наша страна своими  защитниками, которые охраняли границы Земли Русской. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён и до нашего времени.                                                                                       Узнавая о защитниках Отечествамы зарождаем чувства гордости и любви за свой народ, за армию, за Родину.

После  проведённой мною анкеты,  у ребят  возникли вопросы:                                                                                  -  Когда и почему появилась необходимость защищать Землю Русскую?                                     -  Какие были защитники Родины в разные времена?                                                                              - А были защитники в их семьях?                                                                                        -  Какие подвиги совершили  герои – земляки нашего села?

Интересующие вопросы и послужили  выбором тем детских проектов «Защитники Отечества»

Цель проектов: воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

1. Введение

Чтоб прикрыть собою тело
От стрелы, что прилетела,
От тяжёлого копья
Им в бою прикроюсь я. (ЩИТ)                                                                                                                                                               - Объясните лексическое значение слова ЩИТ. (Ответы детей).                                                 Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты от холодного и метательного оружия.                                                                  - Подберите однокоренные слова. (Защита, защитник, защитница, защищать, защищённый).                                                                                                                                                                                         - Объясните значение слова защитник. (Выслушиваются ответы детей).

- Уточним значение слова в толковых словарях.

ЗАЩИ́ТНИК - тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-то, что-то.

Защитники слабых, обездоленных. Защитники страны. Защитники морали, веры. (По словарю Ожегова)

ЗАЩИ́ТНИК тот, кто охраняет, оберегает, ограждает от каких-либо враждебных действий, вредного воздействия, влияния. (По словарю Ефремовой)

- Случалось ли Вам защищать кого-либо или что-либо? (Выслушиваются ответы детей).

- Что руководило вами в тот момент, когда вы вставали на защиту? (Справедливость, любовь к ближнему, гнев).

На колени Тебя не поставили
Не французы, не немцы, не швед.
За Собою Ты кровью оставила
Яркий след незабвенных побед.
Сыновья Твои сильные, смелые,
Прежде жизни своей не щадя,
Словно Ангелы с крыльями белыми
Охраняют и ныне Тебя.
Защищают Сыны Твои славные,
Что погибли в неравном бою,
Веру Русскую Православную
И Россию Родную свою! (Елена Викторовна Буланцова – Турсунова)

- О ком и о чём говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей: в стихотворении говорится о защитниках Родины; погибших за веру православную).

- Синоним слова Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы называем Родину Отечеством?

(На ней испокон века жили и трудились наши отцы и прадеды).

2. Основная часть.

2.1 Былинные богатыри – первые защитники Земли Русской.

Родина… Россия… Край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить и беречь!                                                                                                                “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…,” – так писал о России поэт С.Есенин

Красива, сильна и могуча Земля Русская, наша Родина. Но веками приходилось нашему народу защищать ее от чужеземных захватчиков. Всегда Русь славилась своими защитниками, всегда на Руси были люди, которые стояли насмерть, защищая Родину. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги.

-Вспомните первое стихотворение. С кем сравниваются защитники Русской земли? (Ангелы с крыльями белыми).

- Как вы думаете почему? (Ответы детей: Души вознеслись на небеса, в царствие Божие).

- Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать защитники Отечества? (Ответы детей: самоотверженностью, мужеством, силой, отвагой, бескорыстием.)

- Русская земля славилась ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.  Одним из примеров является русский богатырь.

(Демонстрация слайда с изображением картины «Богатыри»)

 Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.                                                                                         Первые защитники – это русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно они защищали рубежи родной земли от врагов.                                                                                                                                           С проектной работой выступили Исаева Диана и Ягияев Азамат..                                   Из работы  ребята поняли, что одно из самых главных качеств богатыря - это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду.

(Фото 16)

- Где мы встречались с этим героем? (Читали былины, описывали картину, ему посвящена музыкальная пьеса «Богатырские ворота» М. Мусоргского).

- Как вы думаете, почему столько почестей этому богатырю?

(Он прославился воинскими подвигами, много лет охранял границы Руси).

- Почему имя Илии Муромца почитается православной церковью?

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах.

Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: “И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется”.

2.2 «Великие князья Руси» Великий полководец - Александр Невский- имя ещё одного защитника земли русской вам поможет вспомнить отрывок из музыкального произведения.

Звучит отрывок из кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские…»

- Назовите произведение и композитора. (Кантата «Александр Невский» Сергей Прокофьев).

- О подвигах Александра Невского мы уже знаем из урока окружающего мира. 

Презентацию о великих князьях Руси подготовили и  и показали Тангиев Ислам  и Дроботов  Виктор   

(Фото 17)

  В тяжёлое для Руси время он смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке. «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель, - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского.                                                                                                                              В княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.                 

- Какие слова сказаны Александром Невским?

(Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Земля Русская).

- Как вы их понимаете? Эти слова – угроза? (Нет, предупреждение).                                    Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

- В каких случаях православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.)

- Как назвать войну, в которой люди встают на защиту своей страны? (Оборонительная).

- Александр Невский – не только великий воин, но и миротворец.

- В чём проявилась миротворческая деятельность князя Александра Невского?

(С помощью переговоров длительное время удерживал Русь и Орду от столкновений. На переговорах отказался от призыва русских воинов на войну, спас тем самым много жизней).

2.3 « Полководцы и герои»

С  подвигами великих полководцев  познакомил Князев Кирилл:

 Александр Васильевич Суворов - начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания - генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор. Это было в период 18 века.

Великий полководец - Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

(Фото 18)

2.4  Наши земляки - герои ВОВ

Наша страна вынесла все тяготы войны с фашистской Германией в 1941-1945 годах. Прошла через боль, горечь, гибель людей, как среди мирного населения, так и среди солдат и офицеров Красной Армии

(Фото 19, 20, 21)

Чамкурова Кристина  рассказала о подвмгах героев -  земляков:

Павел Тарасович Кашуба

Советский военный деятель                                                                                                                           Военный лётчик, капитан Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.                                                   Родился: 3 ноября 1913 г., с.Киевка Ставропольский край                                                            Умер: 1944 г. (31 год), Закарпатская область                                                                                                  П.Кашуба в трудной обстановке вывез с поля боя на самолёте По-2 тяжело раненного командующего Брянским фронтом А.И.Еременко. За этот подвиг П.Т.Кашуба в ноябре 1941 года был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Летая на самолётах различных типов и в любую погоду, он успешно выполнял самые сложные боевые заслуги.

Михаил Петрович Мартыненко

Родился 07.10.1925 г. в городе Ейске Краснодарского края в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1945 г.

Воспитывался в детском доме в с. Киевка Апанасенковском районе Ставропольского края. Окончил 7 классов.

В 1943 г.  был призван в Красную Армию Дивенским РВК Ставропольского края. В действующей армии с марта 1944 г.

В действующей армии с марта 1944 года. Воевал на 1-м Украинском фронте. Участвовал в Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Обеспечивал форсирование рек Чарна, Одер, Бобер, Шпре. Особо отличился в наступательных боях на подступах к Берлину.

1 мая 1945 года во время прочёсывания леса была обнаружена прорвавшаяся из окружения крупная немецкая группировка численностью около шестисот человек, двигавшаяся на расположение штаба 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта. Подразделения 3-й гвардейской моторизованной инженерной бригады были подняты по тревоге и вместе с танкистами и мотоциклистами при поддержке авиации встали на пути фашистов. В ходе боя было уничтожено около пятидесяти гитлеровцев.
Комсорг 33-го гвардейского отдельного моторизованного инженерного батальона гвардии старший сержант Мартыненко, желая избежать потерь, вызвался пойти на переговоры с врагом и убедить его сложить оружие. В результате 340 гитлеровцев сдались в плен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему сержанту Мартыненко Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7868).
После войны М.П. Мартыненко демобилизован. В 1964 году окончил юридический институт. Жил в городе Ставрополь. Работал в стройтресте «Севкавсовхозмонтаж».
Скончался 23 апреля 1999 года. Похоронен на Игнатьевском кладбище в городе Ставрополь.
Награждён орденами Ленина (27.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.
В городе Ставрополь на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Пётр Лукич Шмиголь - заместитель командира эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился Пётр Лукич Шмиголь 26 декабря 1918 года в селе Киевке. В 1942 году окончил Чкаловское военно-авиационное училище и в звании сержанта был направлен в действующую армию. В должности лётчика 668-го штурмового авиационного полка начал боевой путь на Калининском фронте. Совершил 203 боевых вылета, в том числе – 100 - в ночное время. Участвовал в боях за освобождение Украины и Польши. На задания летал ведомым у генерала Каманина. В послевоенный период остался в армии. Продолжил службу в должности начальника штаба авиационного корпуса. Работал начальником штаба гражданской обороны в Московском управлении гражданской авиации, затем в системе авиационной промышленности.

Как отличный специалист, хорошо летающий в сложных метеоусловиях, совершил 12 боевых вылетов в качестве охотника по уничтожению живой силы и техники в тылу противника. В апреле 1944 года, вылетев одиночным самолётом на разрушение железнодорожных перевозок, несмотря на сильное прикрытие, атаковал тремя заходами воинский эшелон, разбив паровоз, шесть вагонов и поджёг два склада на станции.                                                         8 июня 1944 года Пётр Лукич Шмиголь за образцовое выполнение боевых задач по штурмовке войск противника на самолёте «ИЛ-2» и проявленные при этом геройство и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза.

2.5 Мои родные – защитники нашей Родины

Были сражения под Москвой, Сталинградом, Ржевом…  Это история нашей страны. А история любой страны складывается из истории каждой отдельно взятой семьи.

 В ходе  презентации проектов  учащиеся рассказывали о своих родственниках, которым довелось жить, воевать, защищать Родину в годы той страшной войны. Интересными и содержательными были сообщения  о прадедах - участниках Великой Отечественной войны Катункиной Полины, Денисенко Насти, Розумец Дианы.

(Фото 22)

2.6  Хочется мальчишкам в армии служить

 Владислав Глазко рассказал ребятам о своих родных, об отце – Глазко В.А. и родных дядях – Глазко А.А, участниках чеченской войны и  Глазко Д.А, который сейчас участвует в рядах вооружённых сил СВО.

(Фото 23)

3 Заключение

Надо помнить и чтить тех, кого с нами уже нет, кто подарил нам сегодняшний день. И чем крепче и бережнее будет наша память о прошлом, тем больше надежды на мир и процветание в будущем.

Итоговое анкетирование

Подводя итоги проекта « Защита Отечества» ,  я провела анкету  «Что я узнал о войне?»  Содержание анкет показало, что работа была проведена не зря. Ребята  назвали историческин военные события,  перечислили фамилии героев-земляков и выдающихся защитников Родины, не забыли упомянуть своих родственников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".

Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры").  В ходе урока учащиеся знакомятся с...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Презентация к уроку "Защита Отечества"

Презентация к уроку "Защита Отечества" по курсу ОРКСЭ...

ОПК , учебник Кураева Урок № 28 Тема "Защита Отечества"

Проект урока № 28  "Защита Отечества". Слайды в сжатом  виде....

Конспект урока ОПК "Защита Отечества"

Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы....

Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"

Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...

ПРОЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА (ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ) "Защита Отечества"

Разработка выполнена в разделе ОРКСЭ. Целью данной работы является продолжение работы по формированию патриотического сознания учащихся....