Час общения «ВСЕМУ НАЧАЛО – ОТЧИЙ ДОМ»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Цели воспитательного события :

1.      Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

2.      Формирование нравственного долга детей перед родителями.

3.      Определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых семейных отношений.

4.      Развивать способности коммуникативного общения.

5.      Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«ВСЕМУ  НАЧАЛО – ОТЧИЙ  ДОМ»

 

Класс:1-4

Цели:

1.      Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

2.      Формирование нравственного долга детей перед родителями.

3.      Определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых семейных отношений.

4.      Развивать способности коммуникативного общения.

5.      Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой. 

Подготовительный этап:

1.      Подборка музыкально-литературного оформления.

2.      Художественно-оформительская работа.

3.      Методическая разработка базового материала. 

Оборудование ( всё размещается на доске):

1.      Плакат-эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».                                                                                                                                                    Л. Н. Толстой.                                                                                     

2.      Плакат  «Моя  семьЯ».

               3.  Плакат-рисунок «Дом» и «Камин»

4.      «Тучи» (5 штук) и «Солнце».

5.      «Поленья дров» (20штук).                                

 

План проведения мероприятия.                                          

1.      Вступительное слово.

2.      Всему начало – отчий дом.

3.      Не нужен клад, коль в семье лад.

4.      Семейный очаг – тепло дома.

5.      Отцы и дети.

6.      Заключение.

 

Ход мероприятия.

(Учащиеся садятся на расставленные по кругу стулья)

                  Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим с вами на очень актуальную тему. Я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на ваше активное участие в разговоре.

Я неслучайно предложила вам такую, не совсем обычную, форму общения – полукруг. Как вы думаете – почему?........

Да, полукруг это наиболее совершенная фигура для открытого, дружественного разговора. Это ещё одна возможность быть более откровенными друг перед другом, ещё раз посмотреть друг другу в глаза, почувствовать рядом плечо товарища, поддержку единомышленника. Полукруг – это ещё и гарантия защищённости. Я напомню вам некоторые неотъемлемые правила, которые при этом необходимо выполнять:

1.      В кругу все равны. Каждый может высказать своё мнение, но оно не должно ущемлять при этом достоинство присутствующих.

2.      Говорит один, все слушают, не перебивая.

3.      Можно не отвечать на вопрос, если не можете дать на него правдивый, искренний ответ. 

II. Всему начало – отчий дом.

      Говорить мы будем на тему «Всему начало – отчий дом». Чтобы настроиться на этот разговор, послушаем небольшой фрагмент песни. (Звучит фрагмент песни «Родительский дом».)

У каждого человека есть свой дом. - Что же такое свой дом? Как вы это понимаете? …….

(Отвечают все по кругу.)

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». А вот из чего складывается семейное счастье? Как вы думаете? ……. 

(Отвечают по кругу.)

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться; где тебя не обманут; где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой; где о тебе позаботятся, поймут и поддержат. Такое место – твоя семья, твой дом.

(Показываю на плакат «7 Я – моя семья».)

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я ?

(Отвечают все желающие.)

Об истории этого слова есть хорошее стихотворение. Вот послушайте.

                  * * *

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьёт, постирает бельё?

Накормит меня, украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя...»

«Я, я, я», – Ева молвила – «Я».

«Кто шепнёт мне «Люблю», кто обнимет меня?»

«Ну, конечно же, я. Я! Супруга твоя».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья. 

III. Семейный очаг – тепло дома.

А сейчас давайте «включим» наше воображение и проведём маленький аутотренинг.

Пожалуйста, закройте глаза и попытайтесь представить: «перед вами уютный чистый дворик. Вы идёте не спеша, любуясь многообразием цветов, выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, вы попадаете в дом. Теплом и уютом повеяло на вас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, дымящегося чая …».

Откройте глаза. Вам понравился этот дом?   

(Ответы ребят.)

Теперь «разведём очаг и согреем» наш дом. 

(Показываю на плакат «Камин».)

У нас есть дрова, их надо «положить в камин и развести огонь». На каждом полене есть фраза. Прочтите её и поясните: кто эту обязанность выполняет у вас дома? 

(Ребята поочерёдно выходят, берут полено, читают и отвечают на вопрос.)

Надписи на поленьях:

- Вымыть обувь;                                                      - Ухаживать за домашними животными;

- Готовить ужин;                                                       - Пылесосить в доме;

- Подвесить новую люстру;                                     - Поливать комнатные растения;

- Заниматься с младшими братьями и сёстрами;   - Вынести мусор;

- Постирать носки;                                                   - Сходить в магазин;

- Погладить рубашку или брюки;                           - Отнести бабушке продукты;

- Вымыть посуду;                                                     - Вымыть полы;

- Поклеить обои;                                                       - Вскопать огород;

- Посадить картофель;                                              - Убирать урожай;

- Колоть дрова;                                                          - Водить машину.

 

В «камин» положены все поленья, вот уже весело потрескивают дрова в камине, очаг горит, теплом и светом наполняется наш дом.

Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях. Большую часть домашних забот выполняет кто? …….

(Ответы ребят.)

И всё-таки пример современных семей частично расходится со стихотворением о Еве.

Если каждый член семьи имеет свой участок работы (конкретные семейные обязанности), тогда в доме есть уют, тепло и гармония.

 IV.   Не нужен клад, коль в семье лад.

          Давайте с вами определим, какие бывают семьи. Придумайте прилагательные к слову «Семья».   (Карточки с буквами  «С», «Е», «М», «Я»).

  1. «С» – счастливая, славная, спортивная, современная, ……
  2. «Е» – единая, единомыслящая, единственная, естественная, ……
  3. «М» – маленькая, милая, музыкальная, многодетная, ……
  4. «Я» – яркая, ясная, явная, ядрёная, ……

 

В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не очень просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дом вести, не бородой трясти.
  • Без хозяина – дом сирота.
  • Дом невелик, да лежать не велит.
  • Дом построить  - не шапку на голову надеть.
  • Домой придёшь – хлеб-соль найдёшь.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Согласную семью и горе не берёт.
  • Не нужен клад, коли в семье лад.
  • Мой дом – моя крепость.

 

Но, к сожалению, не всегда всё бывает благополучно в семье, порой набегают и тучи. Обратите внимание на «наш дом». Вокруг него собрались тучи. Давайте их разгоним.  …

(Имя)…, снимай тучку и читай нам, что явилось причиной её появления.  

(Учащиеся,  поочереди, подходят и снимают «Тучи», читают вслух надписи и откладывают их.)

 

Надписи на тучах.

                            - Лень;                                       - Упрямство;

                                              - Грубость;                                - Несдержанность;

                                              - Вспыльчивость;                     - Неуважение;

                                    - Унижение;                              - Оскорбление;

                                              - Пренебрежение;                     - Бестактность.

 

И вот снова засеяло солнышко. Мы с вами разогнали все тучки и выяснили, что погода в доме зависит во многом от слов ваших, вашего поведения и ваших поступков.

 

V.  Отцы и дети.

Ребята, предлагаю вам немного поработать самостоятельно. Вот у вас в руках по две анкеты. Напишите свою фамилию на этом листке, и послушайте вопросы, которые я вам предлагаю. (Зачитываю вопросы одной, а затем другой анкеты.) Прочтите самостоятельно вопросы анкеты «Моя семья» и обведите кружочком нужный, на ваш взгляд, вариант ответа. …….

А теперь вторая анкета «Дети советуют родителям». Прочтите и пометьте те пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим родителям…….

(Пока ребята пишут, звучит песня.)

Справились? Вот и хорошо. Передайте их мне.

Вы знаете, что  у нас в школе скоро состоятся  родительские собрания. А значит, у меня будет возможность пообщаться с вашими родителями, и я передам им ваши пожелания – как улучшить семейные взаимоотношения.

 Послушайте сказку: ТАЛИСМАН

От Оле-Лукойе  

Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь. Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческих огорчений в супружестве. А были они наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:

— Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.

Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.

— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!

Стало быть, здесь искать талисман было нечего, пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.

И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.

— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!

Стало быть, и у немо искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.

Однажды, едучи полями и лугами, увидали они и неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и. стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:

— Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:

— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?

— Да, уж что правда, то правда, — ответил муж. — Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.

— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!

При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:

— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.

Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше несолоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.

Улыбнулся на это мудрец и сказал:

— Неужели вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?

— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольсто своей судьбой — редкий дар на этом свете!

— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно — быть счастливым!

Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:

— В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.

VI. Заключение.

Ну что ж, мы с вами затронули и обсудили основные проблемы «СЕМЬИ». Что необходимо для хороших, тёплых, доверительных взаимоотношений всех её членов: как взрослых, так и подрастающих. А вот ещё один аспект этого понятия, который мы с вами пока не затронули.

ШКОЛА – это для вас второй дом. Здесь вы проводите много своего времени. Здесь, как и дома, вас воспитывают и учат; заботятся о вас и требуют отдачи. 

КЛАСС, в котором вы учитесь – ваша вторая семья. Значит, и на её благополучие влияют те же основные понятия: взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка, внимание, уважительность, дружба.

И как в полноценной семье у детей есть родители, так и здесь, они тоже есть – КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ и другие УЧИТЕЛЯ.

И мне очень хочется, чтобы вы никогда об этом не забывали. Мы тревожимся, когда вас нет; мы переживаем за ваши неудачи и стараемся помочь их устранить; мы радуемся вашим успехам и огорчаемся вашему непослушанию. И нам очень приятно, когда НАШИ ДЕТИ, то есть ВЫ, относятся к нам с вниманием, доверием, уважением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

час общения. Игровая программа "Наше общение"

игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...