Программа внеурочной деятельности " Фасоль-Ка"
рабочая программа (1 класс)

Вологжина Евгения Владимировна

С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке, подсобном хозяйстве, готовят дом к зиме. Он   принимает активное участие в уходе за домашними животными, помогает в выращивании овощей, фруктов.   Вместе с тем в каждой школе есть великолепные возможности приобщения к сельскохозяйственному труду. Это комнатное овощеводство, которое можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность23.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________Кудрявцева Н.Ф.

Утверждено

Директор школы________А.Л.Эгго

Приказ № 176/А от 31.08.2023

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Фасоль-Ка»

Учитель начальных классов

Вологжина Е.В.

Усть-Уда, 2023 г.

                              Рабочая программа внеурочной деятельности

                                                    «Фасоль-Ка» ( 64 ч)

                                                             

Пояснительная записка

      Склонность к исследовательской работе дети проявляют с раннего возраста. У них велик интерес к труду старших и желание самим принять участие. Их важные особенности – неуемная энергия, быстрота, они «всегда готовы» к любой работе. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность

Актуальность программы:

      С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке, подсобном хозяйстве, готовят дом к зиме. Он   принимает активное участие в уходе за домашними животными, помогает в выращивании овощей, фруктов.   Вместе с тем в каждой школе есть великолепные возможности приобщения к сельскохозяйственному труду. Это комнатное овощеводство, которое можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.

      Овощеводство – отрасль сельского хозяйства. Задача его – возделывание овощных культур. Особенности овощеводства – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте.

      Овощеводство отличается большим разнообразием культур и сортов, агротехническими приемами (рассадный метод, доращивание, выгонка, дозаривание и д.р.).

      Как наука овощеводство изучает биологические особенности овощных растений, их связи с внешней средой и разрабатывает технологию получения высоких урожаев высококачественных овощей при наименьших затратах труда и материальных средств. Она связана с такими науками, как физиология, биохимия растений, почвоведение, агрохимия, защита растений, которые являются основой для изучения биологических особенностей овощных культур.

      Овощеводство в учебном процессе обладает многими качествами. Наиболее ценными из них являются:

доступность выращивания на небольших площадях,

проведение опытной работы в течение круглого года,

быстрота получения результатов проводимых опытов,

возможность демонстрации на уроках окружающего мира живых растений,

социальное значение – общественно-полезный труд, одним из видов которого является выращивание овощей для школьной столовой.

Цель программы:   «Прививать учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углублять их знания по предметам естественного цикла, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур»

Задачи обучения:

Обучающие:

расширение круга знаний о комнатных и овощных растениях на основе глубокого и прочного освоения учебного материала.

практическое изучение агротехники выращивания групп комнатных и овощных растений.

Воспитывающие:

  воспитание ответственного отношения к растениям

воспитание культуры труда, ответственности за порученное дело

воспитание экологической культуры

Развивающие:

развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы

развитие познавательной активности, творческого мышления

развитие практических умений и навыков по выращиванию растений и уходу за ними

развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности

        Основные разделы программы:

Вводная часть.

Осенние работы на пришкольном участке.

Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы.

Охрана и привлечение зимующих птиц.

Сорные растения, вредители и болезни овощных культур.

Красная книга Сибири.

Кладовая здоровья.

Особенности возрастной  группы , которой адресована программа:

      Программа внеурочной деятельности «Фасоль-Ка», предназначена для детей младшего возраста (1– 4 класс), 2 часа в неделю (64ч.). В группу входят дети с 7 до 10 лет.

Режим занятий.

    Общее количество часов в год – 64 часа, 2 часа – 1 раз в неделю.

        

Воспитанник научится :

Узнавать основные сельскохозяйственные культуры;

Агротехнике возделывания овощных культур (петрушка, лук, огурец);

Узнавать полезных и вредных жителей огорода;

Определять основные болезни овощных культур;

Узнавать представителей живой природы, занесённых в Красную книгу области;

Определять сорные растения;

Выполнять правила поведения в природе;

Выполнять правила техники безопасности при работе с инвентарём и минеральными удобрениями.

Воспитанник сможет научиться:

Распознавать семена овощных культур;

Правильно посадить рассаду огурцов и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;

Проводить наблюдения за овощными растениями (петрушка, лук, огурцы);

Проводить наблюдения за природными явлениями;

Работать со справочной литературой;

Работать с гербарным материалом.

                                       Содержание программы

1. Вводная часть. (2 ч.)

- Организационное занятие;

- Ознакомление учащихся с планом работы;

- Экскурсия на пришкольный участок. «Понятие об открытом и защищенном грунте»;

- Знакомство с комнатным овощеводством;

- Техника безопасности при работе на пришкольном участке и на занятиях кружка.

2. Осенние работы на пришкольном участке. (10ч.)

- Знакомство с участком. Сад. Огород. Цветник;

- Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учёт урожая;

- Значение осенней обработки почвы;

- Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени;

- Агротехника выращивания петрушки в комнате;

- Оформление выставки овощей;

- Подготовка к Празднику урожая;

- Праздник урожая.

Практические работы: уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков, перекопка почвы, пересадка петрушки в ящики, заготовка земли, сбор листьев и цветов для гербария.

3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. (10 ч.)

- Сортовое разнообразие овощных культур;

 - Полевые культуры;

- «Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных»;

- Выбор овощной культуры для дальнейшего более подробного исследования (огурец);  

- Сбор материала и оформление буклетов «Из прошлого огурца. Огурец и ее родственники»;

- Проект  «Азбука витаминов овощей».

Практические работы: работа с литературой, работа над проектом, изготовление буклетов,  уход за петрушкой,  сбор зелени для школьной столовой.

4. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы. (6 ч.)

- Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые;

- Образование верхнего плодородного слоя почвы (в лесу, на лугу; роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий);

- Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- Почва - источник минеральной пищи для растений;

- Удобрения. Минеральные и органические;

- Влияние удобрений на повышение урожайности растений;

- Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями;

- Агротехника выгонки лука на перо методом гидропоники.

Практические работы: определение состава почв, зарисовка образцов почвенных разрезов, распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду, наблюдение за растворимостью минеральных удобрений в воде, посадка лука на перо, уход за петрушкой и сбор зелени.

5. Охрана и привлечение зимующих птиц. (6ч.)

- Знакомство с птицами нашей местности;

- Корма для зимующих птиц и значение зимней подкормки птиц;

- Техника изготовления кормушек;

- Акция «Кормушка».

Практическая работа: наблюдение за поведением зимующих птиц, изготовление кормушек, заготовка кормов для зимующих птиц, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за петрушкой ,  луком и сбор зелени.

6. Знакомство с семенами овощных культур. (6 ч)

- Знакомство с семенами овощей;

- Распознавание семян; особенности строения семян;

- Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян;

- Условия хранения семян;

- Методы выбора сорта или гибрида огурцов для различного вида выращивания;

- Подготовка и посадка семян огурца.

Практические работы: распознавание семян овощных культур, изготовление наглядного пособия «Строение семени», выбор наиболее подходящего сорта огурца для комнатного выращивания, подготовка семян к посеву, посадка семян огурца, наблюдение и запись в тетрадь.

7. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур. (8 ч.)

- Наиболее распространённые сорные растения и их  внешний вид;

- Способы размножения сорняков;

- Меры борьбы с сорными растениями;

- Наиболее распространенные вредители и болезни овощных культур;

- Методы борьбы с вредителями и болезнями овощных культур;

- Пересадка рассады огурцов;

- Изготовление панно из высушенных листьев и цветов к празднику 8 марта.

Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и другой справочной литературой, ознакомление с вредителями и основными болезнями огородных растений, работа с тетрадью, наблюдение и уход за рассадой огурцов, пикировка.

8. Красная книга Сибири. (8 ч.)

- Красная книга Иркутской области ;

- Охраняемые территории и растения;

- Первые перелётные птицы;

- Различные виды искусственных гнездовий, правила их развески;

- Значение птиц в сельском хозяйстве;

- День птиц.

- Подкормка огурцов.

Практические работы: составление докладов, оформление стенда «Растения нашей местности, занесённые в Красную книгу», наблюдение за поведением перелётных птиц, изготовление скворечников, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за огурцами: подкормка и сбор первых плодов.

9. Кладовая здоровья. (4 ч.)

- Что такое лекарственные растения?

- Как искать, собирать и хранить лекарственные растения?

- Лечебные свойства овощных растений и их использование.

- Проведение конкурса на тему «Лучший рецепт из огурцов»

- Праздник «Первого урожая».

- Итоговое занятие объединения. Представление презентации «Наши работы».

Практические работы: составление сборника «Лечебные свойства овощных растений», изготовление буклетов «Лучшие рецепты из огурцов», уход и сбор урожая огурцов.

                                                        Учебно – тематический  план

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводная часть. Защищенный грунт и комнатное овощеводство

2

-

2

Осенние работы на учебно-опытном участке школы/

2

8

10

2

Знакомство  с участком школы. Сад, огород, цветник.

2

3

Значение осенней обработки почвы. Обработка почвы.

2

4

Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени. Агротехника выращивания петрушки  в комнате.

2

5

Оформление выставки овощей. Подготовка к празднику Урожая.

2

6

Праздник Урожая.

2

Важнейшие сельскохозяйственные культуры

2

8

10

7

Сортовое разнообразие овощных и полевых  культур.

1

1

8

Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных.

1

1

9

Выбор овощной культуры для дальнейшего исследования (огурец).

2

10

Сбор материала и оформление презентации (буклетов) «Огурец и его родственники».

2

11

Проект «Азбука витаминов овощей».

2

Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы

2

4

6

12

Разнообразие почв по механическому составу.

1

1

13

Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

1

1

14

Агротехника выгонки лука на перо.

2

Охрана и привлечение зимующих птиц

2

4

6

15

Знакомство с птицами нашей местности.

1

1

16

Корма и их значение для зимней подкормки птиц.

1

1

17

Техника изготовления кормушек. Акция «Кормушка»

2

Знакомство с семенами овощных культур

2

4

6

18

Знакомство с семенами овощей. Особенности строения семян. Распознавание семян.

1

1

19

Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян к посеву.

1

1

20

Методы выбора сортов огурцов для различного вида выращивания. Подготовка и посадка семян огурцов.

2

Сорные растения, вредители и болезни овощных культур

2

6

8

21

Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков, и меры борьбы с сорняками.

1

1

22

Наиболее распространённые вредители и болезни овощей. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур.

1

1

23

Пересадка рассады огурцов.

2

24

Изготовление панно из листьев к 8 марта.

        

2

Красная книга Сибири

2

6

8

25

Красная книга Сибири. Охраняемые территории и растения.

1

1

26

Первые перелётные птицы. Различные виды гнездовий, охрана птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве.

1

1

27

Праздник «День птиц».        

2

28

Подкормка огурцов.

2

Кладовая здоровья

2

2

4

29

Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощных растений.  Изготовление сборника «Лечебные свойства овощных растений».

2

30

Конкурс на тему «Лучший рецепт из огурцов» (совместно с родителями).

2

Защита проекта

2

2

4

31

Подготовка к защите проекта.

2

32

Представление презентаций «Наши работы», «Чему мы научились».

2

Всего

20

44

64

Список литературы:

 Ганичкина О.А. «Моим огородникам» ООО «Издательство «Эксмо», 2003г.

Герасимов  А.М. «Комнатное цветоводство», Москва, 1992г.

Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе» В.: «Учитель», 2009г.

Корин С. «Биология. Иллюстрированный справочник» М: изд.дом «Росмэн», 1997г.

Кривобок Е.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» В.: «Учитель», 2009 г.

Лостникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний. Задания для самостоятельных работ», М.: «Владос», 2001г.

Мухин В.Д. «Справочник садовода-любителя» Издательство «Московская правда», 1986г.

Стрельцов Б.В. «1000 агроприёмов садовода- овощевода» М.: ООО «СЛК», 1995г

Таранов В.В. «Садово-огородный участок» М.: Агропромиздат, 1989г.

Цветкова М.В. «Энциклопедия комнатного цветоводства» Харьков Книжный клуб, 2005г

  Набор из карточек «Сад и огород: шаг за шагом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...