Классный час «Права и обязанности детей»
классный час

Мадяева Галина Александровна

Цель: повышать уровень правовой грамотности у учащихся начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_prava_rebyonka_.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Права и обязанности детей»

Цель: повышать уровень правовой грамотности у учащихся начальных классов.

 Задачи:

1. Ознакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, в которых содержатся права и обязанности детей.

2. Ознакомить учащихся с разнообразием прав и обязанностей обучающихся.

3. Учить применять полученные знания в ежедневных ситуациях.

4. Развивать память, мышление, умение анализировать и принимать решения в различных ситуациях.

5. Воспитывать уважительное отношение к правам окружающих.

Ход классного часа

Перед вами книга, в которой есть сказочная повесть знаменитого английского писателя Редьярда  Киплинга «Маугли». Герои сказки жили по закону джунглей «Кровь за кровь, смерть за смерть». Это были жестокие законы. Долгое время среди людей царили похожие законы «Око за око, зуб за зуб». Считалось, что люди не могут быть равны. Слабый человек не имел  прав. Человека могли продать, обменять, подарить. Только в 20 веке люди поняли, что это несправедливые законы.

На свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребёнка. Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В конвенции идет речь о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. Права и обязанности в нашей стране определяются законом ––  Конституцией РФ. 

        Итак, ребята, как вы думаете, какой теме будет посвящён  классный час?

Тема  классного часа «Права  и обязанности  детей». Прочитаем определение данных слов.

Права - это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.

Обязанности - это определенный круг действий, обязательных для выполнения.

На классном часе мы вспомним, какие права и обязанности вы имеете, а для этого,  мы  совершим путешествие и побываем на  четырёх станциях. Путешествовать  будем на ракете.

Запуск ракеты.  - К запуску космической ракеты приготовиться?

                       - Есть приготовиться.

                       - Включить контакты.

                       - Есть включить контакты.

                      - Пристегнуть ремни.

                      - Есть пристегнуть ремни.

                      - Завести моторы.

                     - Есть завести моторы.

                     - 5,4,3,2.1- пуск.

Наша ракета приземляется на первую станцию, давайте прочитаем название «Наша школа». 

Ребята, о каком праве мы можем с вами сейчас говорить?

Право на образование

 В школе часто происходят неприятные истории, которые могут привести к серьёзным последствиям.

История 1. Таня схватила школьный рюкзак, висевший за спиной Васи, и начала качать из стороны в сторону. Вася пытался вырваться. Дети находились на первом этаже, где был кран с питьевой водой и раковина. Слабые руки девочки отпустили рюкзак, и Вася полетел по инерции вперёд. Случилось непредвиденное – он врезался в раковину и получил травму.

Вот к чему привела безобидная игра.

Какую ошибку совершила девочка? Она не подумала о безопасности во время игры.  Какой поступок совершила Таня? (Отрицательный, плохой).

История 2. Ученики решили поиграть в снежки на территории школы, кто-то предложил: «В лицо не кидать». Все согласились. Во время игры Петя попал Оле в лицо снежком.

Выскажите своё мнение. Это нанесение вреда ученику. Это уже проступок или правонарушение, за которое необходимо нести ответственность. Чтобы не происходило таких неприятных историй, мы должны  знать Устав школы, где записаны ваши обязанности. Какие правила вы должны выполнять в школе?

1. Бережно относиться к школьному имуществу.

2. Уважать друг друга .

3. Добросовестно учиться.

4. Выполнять требования работников школы, учителей.

5. Следить за своим внешним видом.

6. Посещать мероприятия в школе.

7. Не нарушать дисциплину в школе.

 8. Не пропускать занятия без уважительной причины.

        Закройте глазки и представьте, если  бы вы были директором школы, какими  правилами вы дополнили устав?  

Мы  не можем рассчитывать на уважение и защиту своих прав, если не уважаем права других людей и не выполняем обязанности школьника.

В этих историях был нанесён вред детям, что необходимо было сделать? Вызвать врача. Какое это право? Право на медицину

        Мы летим на следующую станцию.

Прочитаем  «Наш город».

Каждый год наш город становится всё краше, появляется много объектов, где люди могут отдохнуть. Слайды: Площадь Тысячелетия, Музей под открытым небом, парк.

О каком праве мы можем говорить? Право на отдых.

Какие правила поведения мы должны соблюдать в общественных местах? Бережно относиться к государственному и общественному имуществу, соблюдать чистоту, быть вежливыми со старшими, удерживать товарищей от недостойных поступков. Мы должны любить свой город.

Давайте посмотрим, на какую станцию мы приземлились?

 «Моя семья»  С рождения мы имеем право на жизнь, на имя, на семью, на любовь и заботу близких людей.

Представьте себе вот такую ситуацию: (разыгрывают дети)

Семья: бабушка, мама. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка.

- В чём не прав мальчик? Он обязан уважительно относиться к взрослым, слушаться родителей, соблюдать правила поведения дома. Это ваши обязанности.

Давайте посмотрим на счастливые  семьи из нашего класса. Мы видим, что в этих семьях хорошие отношения между близкими людьми. Цените свои семьи, родных, прислушивайтесь к их советам.

Игра «Разрешается, запрещается»

1.Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это разрешается.

2.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго  запрещается.

3.С мамой дети должны жить,

Папу своего любить,

Своей семьёю дорожить –

Это разрешается.

4.Бедный трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Строго -  запрещается.

5.Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается.

Ракета летит дальше и приземляется на станцию «Сказочная».

Не только люди нарушают права, но и герои сказок нарушают права других героев, уничтожают их и обижают.

        Работаем в группах. Конверты с вопросами и ответами. У каждой группы иллюстрация сказочного героя.

1группа  – Золушка (право на отдых).

2 группа – Красная Шапочка (право на жизнь).

3 группа – Айболит (право на лечение).

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас -Барабас.)

 2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

4) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Право на неприкосновенность жилища.)

5) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Право на свободный труд, защита от безработицы.)

6) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на бесплатное образование.)

Наше путешествие подошло к концу. Вы живёте среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на окружающих людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

И права этого никто не может отобрать.»  

правильно себя вести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...

Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"

Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце  мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...