Мониторинг нравственных качеств младших школьников
материал

Нравстенное становление личности - динамичный процесс, начинающийся с рождения человека и продолжающийся всю его жищнь. Младший школьный возраст обозначают как период складывания личности, его морально-нравственных ориентиров. Одним из показателей результативности системы воспитания является постоянное развитие духовно-нравственной сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_nravstvennyh_kachestv.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас обращаться к проблеме нравственности, рассматривать аспекты ее сущности, содержание и структуру становления личности.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Одним из показателей  результативности системы воспитания, должно быть развитие ребенка, изменение в его нравственной сфере. Это проявляется в устойчивости нравственного поведения в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков.

Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, его обозначают как период складывания личности, его морально-нравственных ориентиров.  Именно поэтому одним из наиболее важных блоков моей деятельности является работа в рамках программы «Школа взаимопонимания». Для изучения результативности данной программы мною проводился мониторинг развития личностных качеств детей, пребывающих в нашем центре.

В мониторинге принимали участие дети ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец»» в возрасте от 7-10 лет в количестве 23 человек.

Перед проведением социально-реабилитационной  работы с детьми проводилась следующая диагностическая методика:  «Диагностика нравственной воспитанности». Цель методики: определение уровня нравственной самооценки  детей.

Анализируя входную диагностику нравственной воспитанности  у детей, можно отметить основные проблемы, препятствующие преодолению проблемного поведения ребенка:

- некомпетентные способы реагирования в различных коммуникативных ситуациях (игнорирование попыток другого вступить в контакт,  неумение оказывать сочувствие и поддержку);

- агрессивные  реакции при взаимодействии с другими (неумение спокойно реагировать на критику и провоцирующее поведение со стороны других).

 Изучение полученных данных по входящей диагностики свидетельствует о том, что уровень нравственной  самооценки детей различный:

- 35% (7 детей) имеют уровень  нравственной самооценки, находящийся на уровне чуть ниже среднего;

-  у 44% (9 детей) нравственная самооценка находится на  среднем уровне;

 - 21% (5 человек) имеют высокий уровень нравственной самооценки;

- ни один из опрошенных не имеет низкий уровень нравственной самооценки.

Эффективность проведенной работы можно увидеть, сравнив уровень нравственной воспитанности детей до и после посещения занятий (Таблица 1, Диаграмма 1).

Таблица№1. Показатели эффективности программы.

Уровень нравственной

самооценки

Первичная диагностика, количество детей   (процентное соотношение)

Повторная диагностика, количество детей   (процентное соотношение)

высокий

22% (5 чел.)

27% (6 чел.)

средний

44% (9 чел.)

56% (11 чел.)

ниже среднего

34% (7 чел.)

17% (4 чел.)

низкий

-

-

Диаграмма 1. Сравнение уровня развития нравственной самооценки детей.

       Как показано в таблице  высокий уровень нравственной самооценки детей повысился на 5% и составил 27%, т.е. ребенок осознает нравственные нормы, правильно оценивает свое поведение и поведение окружающих. Средний уровень нравственной самооценки также повысился и составил 56%, это означает, что дети в большинстве случаев адекватно оценивают происходящие ситуации и проявляют  требуемые  нравственные качества,  уровень нравственной самооценки  ниже среднего понизился и  определяется 17% детей.

Исходя из проведенного мониторинга программы по развитию нравственных качеств детей «Школа взаимопонимания», можно сделать вывод об эффективности данной программы. Прежде всего, программа помогает изменить отношение ребенка к нравственным нормам и правилам, развивает положительное отношение к ним. Ребенок анализирует собственное поведение и поступки, знакомится ребенка с  конструктивными способами  реагирования в различных ситуациях, а также получает положительный опыт взаимодействия со сверстниками.

Диагностика нравственной воспитанности

(для среднего школьного возраста).

Диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:

Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами:

«Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них.

Подумайте, насколько вы с ними согласны, насколько они про вас.

Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла;

если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла;

если вы не совсем согласны – оцените ответ в 2 балла;

если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл».

Текст вопросов

п/п

Содержание вопросов Оценка

1 2 3 4

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми

взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить

неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать

среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на

несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные

поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не

правы.

Обработка результатов:

Номера 3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла

– 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.

Например, 4 балла – это 4 единицы,

 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

от 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;

от 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки;

от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне среднего.

от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.

По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...

Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника

В статье раскрываются цель и методы  формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально-  экономические   преобразования,   происходящие   в   совр...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....