Статья " Игровые технологии в системе физического воспитания школьников"
статья (4 класс)

Кошан Ирина Владимировна

Статья содержит основные понятия " физическое воспитание", "игровые технологии", алгоритм проведения игры, а также примеры игр, которые вызывают наибольший интерес у воспитанников..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_vospitanii_detey.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Кошан И.В., воспитатель

СПб ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта

«Динамо Санкт-Петербург»

Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Игровые технологии в системе физического воспитания школьников

(из опыта работы воспитателя)

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

Д.В. Менджерицкая

Одним из приоритетных направлений СПб ГБПОУ «Академии ледовых видов спорта «Динамо Санкт – Петербург» Василеостровского района, является физическое совершенствование, укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию личности людей, способных успешно осваивать и выполнять социально значимые виды деятельности и активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе, что и является основной целью физического воспитания.

Физическое воспитание – это педагогический процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Одним из основных средств и методов физического воспитания является подвижна игра, так как она дает возможность эффективно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи.

В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях: ходьбе и беге, подпрыгивании и приземлении, бросании и ловле и т.д. Все эти движения активизируют дыхание, улучшают кровообращение и обменные процессы, повышает жизненный тонус.

Оздоровительный эффект связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игры и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем позволяет создать у ребенка стремление к достижению общей цели. Это «выражается в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения задания».  Увлеченность детей во время игры повышает роль воли, которая помогает преодолевать различные препятствия.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин, доказал, что первые игры возникли еще в первобытных общинах. Они выступали как средство обучения, передачи информации, наделяясь   высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт определял игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии на уроках являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Они направлены на развитие творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.

Игровая технология отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность "прожить" некоторое время в "реальных" жизненных условиях, побыть "внутри" этой системы. Вместе с тем, игровая технология не подменяет и не должна подменять традиционные методы обучения и воспитания школьников. Она рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя и воспитателя, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса.

Хочется отметить, что у обучающихся Академии сформирован интерес к занятию хоккеем с шайбой. Они имеют высокий уровень мотивации к совершенствованию физических качеств для достижения высоких спортивных показателей. Если на тренировочных занятия решаются задачи развития гибкости, скорости, силы и выносливости, то и игры, связанные с развитием этих качеств вызывают у детей наибольший интерес.

Очень эффективными оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимые ребятами «Путаница», «Летающий мяч» (гибкость).  Сюда же можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность, участие в играх «Переправа», «Тянем-потянем».

Для развития такого качества, как быстрота, скорость реакции и концентрация внимания воспитанникам предлагаются не только традиционные, но и модифицированные игры. Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направлены на сознательное опережения соперника. Такие игры, как «Пятнашки», «Передал - садись», «Крестики-нолики», эстафеты.

Особый интерес воспитанники Академии проявляют к игре в футбол. Этот можно объяснить   тем, что футбол и хоккей это:

-  командные игры;

- перед игроками поставлены идентичные задачи – забить больше голов сопернику, защитить свои ворота;

- необходимость использования схожих стратегий и комбинаций во время игры;

- для победы нужны скорость, гибкость, выносливость и сила.

Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей и придерживаться следующего алгоритма деятельности.

Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего занятия, возрастных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании занятия обязательно выбирается в соответствии с содержанием место для игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для воспитанников.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объяснять нужно точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ и её содержание и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Разбивка проводится таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны, водящие, учитывается какая роль особенно полезна ученику, так, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованным. Стараться следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаться следующих принципов:

- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру

- принцип развития игровой динамики;

- принцип поддержания игровой атмосферы

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

-подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вместе с воспитанниками, подводить итог игры, определять победителей, в качестве жюри привлекать детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведение игр главное - уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.

Игровая технология нацелена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Постепенное осознание мотивов собственной деятельности вызывает у играющего сильное чувство личной заинтересованности и устойчивое желание довести начатое дело до конца. Одна из особенностей игровой технологии в том, что в целом положительный результат только что проведенной игры всегда можно повторить. В этом одна из важных ценностей игровой технологии, так как повторение мать учения, первооснова всех педагогических основ. С точки зрения получения социального опыта, игровая технология незаменима для приобретение учащимися навыков принятия ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях. Только теоретическое, умозрительное ознакомление с экономическими проблемами, проникновение в суть экономических феноменов малоэффективно для практической подготовки в жизни. Игра - это модель, которая запускает социальное взаимодействие на разных уровнях и с различным содержание, что "заставляет" игроков, учитывая складывающуюся ситуацию, брать на себя ответственность и принимать конкретное решение. И главное - после это нести всю полноту ответственности за последствия принятого решения. В ходе игрового взаимодействия происходит улучшение отношений между участниками игры и педагогами, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрывать и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера. Игровая технология гуманизирует отношения, приводит к созданию новых коллективных, индивидуально- групповых, индивидуальных форм воспитательной деятельности. Успешно проведенная игра, а тем более система таких игр повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти в конкретному делу и проверить свои способности.

Таким образом, с использованием игровых методов можно построить продуктивное и интересное занятие, которое будет соответствовать всем требованиям физического воспитания. Необходимо грамотно подобрать игру или игровое задание учитывая особенности возраста, а также физическую подготовленность той или иной группы. При этом имеется возможность проявить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, т.к. правила игры можно модифицировать и изменять направление развивающих аспектов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в системе физического воспитания младших школьников

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Металлплощадская средняя общеобразовательная школа»Кемеровского муниципального района  СТАТЬЯРоль подвижных игр в системе физического в...

Особенности игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников

Особенности игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьн6иков...

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных ...

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

В статье освещаются методические приёмы, помогающие учителю начальных классов пробудить интерес обучающихся к процессу чтения....

Статья "Игровые технологии как способы воспитания и развития младшего школьника"

В данной статье  описываются основные виды групповых игр, которые может использовать воспитатель  в группе продленного дня....

Игровые технологии в системе физического воспитания школьников

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...