Классный час «Умение отказываться: зачем это нужно?»
методическая разработка (3 класс)
Способность отказать — безумно важная вещь в наше время. Она помогает обозначить и отстоять свои границы, показать свое умение делать выбор и следовать собственным приоритетам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 529.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Умение отказываться: зачем это нужно?»
Санкт-Петербург
Направление воспитание: нравственное
Ценности: человек, человеческие взаимоотношения
Педагогическая проблема:недостаточно сформированное умение говорить – «НЕТ»и понимание значимости данного словау учащихся начальных классов.
Тема занятия:«Умение отказываться: зачем это нужно?»
Цель:организация деятельности для формирования нравственного воспитания, а именносформировать умение отказывать людямв определенных ситуациях (в школе, дома, на улице) посредством дискуссии и ситуационных заданий.
Задачи:
- научить учащихся приёмам вежливого отказа людямв определенных ситуациях;
- познакомить учащихся с правилами отказа от сомнительных предложений;
- воспитывать у учащихся уверенность в себе, уверенность в правоте своих поступков;
- развивать у учащихся навыки групповой и парной работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Цель и задачи должны отражать те нравственные ценности и качества личности, которые вы формируете в ходе классного часа
- методы и приемы воспитания: поисковые, дискуссионные, игровые,прием проблемной ситуации.
- план расположения столов, стульев (как сидят дети): дети в течение урока двигаются по всему классу, стулья в кругу.
- ресурсы (СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ): видеоматериал, аудиоматериал, вопросы для дискуссии, ситуации.
- литература, сайты, используемые для подготовки воспитательного мероприятия
- О.Г. Кондрашова. Как важно уметь говорить «Нет» [электронный ресурс] /О.Г. Кондрашова – Режим доступа:https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/678655, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
- Академия педагогических проектов Российской Федерации. Как научить ребенка говорить «нет»[электронный ресурс] /https://педпроект.рф/как-научить-ребенка-говорить-нет/, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
- Мультиурок. Классный час "Учимся говорить нет"[электронный ресурс]https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/02/20/klassnyy-chas-uchimsya-govorit-net, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
- структура классного часа с указанием времени на каждый этап (зависит от формы организации)
Этапы | Время |
Организационный | 3 минуты |
Постановка проблемы | 2 минут |
Постановка целей и задач | 2 минуты |
Дискуссия и воспроизведение знаний и способов деятельности в различных ситуациях | 20-25 минут |
Подведение итогов | 2 минуты |
Рефлексия | 1 минуты |
Ход занятия
- Организационный
– Добрый день ребята, я рада видеть вас сегодня на нашем классном часе. Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу.
- Постановка проблемы (для дистанционного занятия)
– Ребята, сейчас я попрошу двух учеников (Сашу и Дашу) прочитать по ролям одну ситуацию, чтобы потом вместе определить тему сегодняшнего разговора.
Ситуация:
- Я вчера на речку ходила, вода тёплая – прелесть! Пойдём, Катя, сегодня искупаемся!
- Нет, Маша, я на вашей речке ещё не была. Там, наверное, глубоко.
- Что ты, совсем мелко. Не бойся, пойдём!
- Нет, мама мне не разрешает самой ходить на речку.
- Что ты как маленькая? Днём мама на работе, вечером вернётся домой, а мы уже дома. Она ни о чём не догадается.
- Хорошо.
- Заходи за мной.
– Какое предложение сделала Маша Кате?
– Как Катя относится к предложению Маши? Почему же она всё-таки согласилась пойти с ней на реку? Чтобы вы посоветовали Кате?
– А всегда ли надо соглашаться с тем, что говорят взрослые или ваши друзья?
– А вы знаете, как нужно отказывать людям, и в каких случаях?
Постановка проблемы (для очного занятия)
Упражнение «Коробочка»:
– Перед Вами коробочка. Вы не знаете, что в ней. Я хочу вас предупредить, что в ней может быть как что-то приятное, так и неприятное. Может быть, даже опасное для жизни или здоровья. А возможно, вообще что-то интересное и веселое. Сделайте свой выбор. Будете ли вы ее открывать?
Ответы учащихся.
Когда подходишь к ребенку, еще раз напоминаешь, что тебе можно и не открывать, ведь это может изменить твою жизнь или навредить.
Когда определились. Нескольким детям показываем, просим их молчать о том, что там увидели.
Если будут такие, кто не открыл коробочку, нужно спросить, почему они это сделали.
– Ребята, чему учит это упражнение?
– А всегда ли надо соглашаться с тем, что говорят взрослые или ваши друзья?
– А вы знаете, как нужно отказывать людям, и в каких случаях?
- Постановка целей и задач
– Как вы думаете, трудно или легко отказаться выполнять то, о чём вас просят? А если вас просит что-то сделать ваш друг, но вы пока не готовы это сделать или не хотите?
– Такие трудности испытывают очень многие люди, даже взрослые. Бывает и им очень трудно отказаться от нежелательного предложения, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на классном часе?
– Тема нашего занятия сегодня: «Умение отказываться: зачем это нужно?»
– Какую мы можем поставить цель перед собой? Чему мы должны сегодня научиться?
– Верно, цель занятия «научиться говорить «нет» в нужных ситуациях».
– С какой проблемой мы столкнулись?
– Верно, проблема будет звучать так: «Как нужно отказывать людям, и в каких случаях?».
– Что нам надо сделать для достижения цели?
– Верно, поставить перед собой задачи или по-другому составить план.
План:
- Узнать, зачем и в каких ситуациях нужно отказывать людям
- Научиться отказывать людям
- Решить ситуационные задания
- Дискуссия с практикумом
– У каждого бывают ситуации, когда надо настоять на своем, защитить свои права, отказаться в том, что вам не хочется делать. Случалось ли вам попадать в такие ситуации?В какие? Что вы делали в таких ситуациях?
– А какие слова отказа вы знаете? Помогали ли они вам?
– А как обычно ведут себя люди, которые просят вас что-то сделать, а вы этого не хотите?
– Давайте поиграем. Представим такую ситуацию. Один ученик не желает петь на концерте, но весь класс сговорился и теперь пытается заставить, чтобы тот согласился петь. Кто желает быть этим одним учеником? Задача добровольца попробовать противостоять классу.
– Остальным ребятам я раздам карточки с фразами, которые вы должны проговорить нашему добровольцу. Постарайтесь использовать разные эмоции, можете говорить не по одному, а все вместе.
- Спой! У тебя голос лучше всех!
- Спой! Мне так нравится твое пение.
- Если споешь, я подарю тебе игрушку.
- Если не споешь, я не буду с тобой дружить.
- Зачем мы его уговариваем петь, он же такой трус. Сразу сцены испугается.
- Если не споешь, то мы всем расскажем твой секрет.
- Ну, пожалуйста, спой (з раза повторить), ну пожалуйста (2 раза повторить), спой (2 раза повторить).
- Если не споешь, мы тебя во дворе школы побьём!
– Итак, спасибо всем, что поучаствовали. У меня вопрос к добровольцу, что ты чувствовал, когда класс разными способами пытался от тебя услышать согласие? От какой фразы тебе было труднее отказаться? Почему?
– Теперь у меня вопрос к остальным, вам было трудно давить на добровольца? Почему? А все ли фразы имели хорошее значение? Какие? Поему?
– Теперь вопрос ко всем, какие способы давления на добровольца вы услышали?
Способы давления:
- Лесть
- Угроза
- Обещание награды
- Дружеское давление
- Шантаж
- Насмешки
- Уговоры
– Сейчас ваша задача по группам сформулировать отказ для данных фраз по схеме.
К сожалению, | не могу никак на днях завтра позже | Причина отказа |
Охотно бы, | ||
С удовольствием, | ||
С радостью, | ||
Извини (-те), | ||
Прости (-те), | ||
Спасибо, |
Фразы для 1 группы:
- Спой! У тебя голос лучше всех!
- Если не споешь, я не буду с тобой дружить.
- Зачем мы его уговариваем петь, он же такой трус. Сразу сцены испугается.
- Если не споешь, мы тебя во дворе школы побьём!
Фразы для 2 группы:
- Если не споешь, то мы всем расскажем твой секрет.
- Спой! Мне так нравится твое пение.
- Если споешь, я подарю тебе игрушку.
- Ну, пожалуйста, спой (з раза повторить), ну пожалуйста (2 раза повторить), спой (2 раза повторить).
– Итак, все группы готовы? Тогда давайте проверим, что у вас получилось.
– Молодцы, вы отлично постарались. А чтобы вам легче было выражать свой отказ, чтобы вы чувствовали уверенность в себе, вы должны знать свои права, который прописана в Конституции РФ.
- Право делать то, что для вас лучше.
- Право принимать решение самостоятельно.
- Право передумать, поменять решение.
– Ребята, а для чего нам надо знать эти права? Как они помогут?
– А в каких ситуациях надо отказывать людям даже не думая?
– Верно, в ситуациях, которые угрожают вашей или чужой жизни. А какие это ситуации? (алкоголь, курение, наркотики, кража).
– В каких еще ситуациях можно отказать? (если вы просто не можете это сделать).
– Вот все мы знаем маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести.
– Почему?
– Чего мы боимся? (Обидеть просящего, показаться черствым и подлым по отношению к нему, стать отвергнутым, потерять симпатии окружающих и т.д.)
– Верно, поэтомуодно из важнейших качеств человека - умение отказывать, т.е. уметь сказать: «Нет».
– В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал.
Научиться своевременно, говорить «Нет!» - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.
– Что же делать, если ты пока не можешь противостоять давлению товарищей, других людей? Что обычно помогает людям? (правила)
– Верно, правила. Взрослые люди, которые испытывали такие же трудности, составили несколько правил, как можно правильно отказаться. Сейчас вам в паре надо будет сделать памятку с правилами отказа. Вам надо будет просто её оформить, то есть приклеить уже готовые правила, украсить, возможно, дописать свои правила, которые помогли бы вам. На выполнение этого творческого задания у вас есть 5-7 минут.
Правила отказа для парной работы:
- Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: «Нет!». При этом прямо в глаза смотреть собеседнику.
- Можно сначала согласиться с собеседником, а потом объяснить ему свой отказ: «Я тебя понимаю, но…»
- Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жёстко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»
- Отказаться вообще говорить на эту тему.
- Можно уйти от разговора: «Давай сейчас оставим этот разговор и вернёмся к нему в другой раз».
– Все ли пары готовы?
– Тогда давайте повесим все памятки с правилами отказа на доску. Может какая-то пара дописала свои правила?
– Где могут пригодиться нам эти памятки?
- Воспроизведение знаний и способов деятельности в различных ситуациях
– Мы изучили права человека, сделали с вами памятку с правилами отказа. Теперь вам осталось проиграть ситуации, которые помогут закрепить полученные сегодня знания.
– Каждой паре я раздам карточки с ситуациями, вам надо будет проиграть их перед классом. На подготовку я вам даю 3 минутки.
Задание для парной работы:
- Твой друг просит у тебя телефон. Ты не хочешь ему давать, так как боишься, что он его сломает. Как отказать?
- Твой друг предлагает тебе по-тихому взять у родителей немного денег, чтобы купить сладостей. Что ты ему ответишь?
- Твой лучший друг просит у тебя списать домашнее задание по математике, как ты поступишь?
- Весь класс предлагает прогулять урок, потому что учитель уже опоздал на 5 минут. Что ты им ответишь?
- Твои друзья предлагают забраться на крышу заброшенного здания, чтобы сделать классные фотки. Что ты им ответишь?
- Ребята из старшего класса под угрозой расправы требуют у тебя деньги. Как ты поступишь?
– Ребята, сейчас каждый из вас попробовал отказаться. Трудно было? Как?
– Ребята, а вам помогли правила, которые вы составляли в парах отказаться от предложения? Как?
– Ребята, ответьте на вопрос: "Надо ли уметь говорить "нет", когда вами пытаются манипулировать?"
– Какие могут быть последствия, если человек не может отказаться, не может сказать "нет"?
Просмотр серии «Дай списать» из Ералаша:
– Ребята, мы с вами выяснили, что всё-таки в некоторых ситуациях надо уметь отказываться. Давайте вернемся к нашему плану, всё ли мы смогли выполнить?
– Молодцы! И за то, что вы так хорошо поработали, я хочу вам показать одну серию из Ералаша, которая называется «Дай списать». Пока смотрите эту серию, подумайте, какая проблема возникла у ребят и почему она возникла.
– Какая проблема возникла у учеников? (никто не смог решить контрольную работу)
– А как вы думаете, почему никто не смог решить контрольную работу? (потому что ребята привыкли все списывать, а не думать самостоятельно)
– Возможно, вы правы, ребята не могут решить задания, так как привыкли постоянно списывать друг у друга. Как вы думаете, чем всё закончится? (получат два, их застукает учитель, не смогут понять новую тему и т.д.)
– Ребята, а давайте решим, кто вообще виноват: тот, кто просит списывать или тот, кто дает списывать?
– Поднимите руку те, кто считает, что виноват тот, кто дает списывать. А поднимите руку те, то считает, что виноват тот, кто просить списать.
– Попробуйте доказать друг другу свою точку зрения. За каждый ваш аргумент я буду ставить плюсы на доске. Так мы выясним, кто же всё-таки виноват.
виноват тот, кто дает списывать | виноват тот, кто просить списать |
* в ходе дискуссии можно будет подсказать ученикам, чтобы уровнять плюсы или чтобы получилась небольшая разница в плюсах.
– Давайте, сосчитаем плюсы? Где больше или меньше? Или одинаково?
– Посмотрите, одинаковое количество плюсов. Получается, виноват и тот и другой.
– Какие бы вы рекомендации дали этим ученикам? (не списывать друг у друга, а думать самостоятельно; попросить объяснить того, кто понимает эту тему; обратится к учителю за помощью и т.д.)
– Спасибо, у вас очень хорошие рекомендации.
Подведение итог
–Наш классный час подходит к концу. Какую цель мы ставили перед собой?
– Смогли ли мы её достичь?
– С какой проблемы мы столкнулись?
– Что интересного вы узнали для себя?
– Назовите права человека, с которыми мы познакомились на классном часе.
– Какие правила отказа вы запомнили?
– В каких ситуациях мы можем отказывать?
– Зачем надо уметь отказывать?
- Рефлексия
–Спасибо за ваши ответы, теперь я попрошу, чтобы каждый поделился своими впечатлениями от сегодняшнего занятия, для этого закончите предложения:
- Очень важным на классном часе для меня было ….
- В жизни мне пригодится ….
- Сегодня я воспитывал в себе ….
– Ребята, помните в начале урока, у меня была шкатулка, кто-то её открыл, а кто-то нет.
– На самом деле внутри нет ничего опасного, там лежали для вас конфеты (или пожелание).
– Я хочу каждого из вас наградить такой приятной мелочью. Но помните, что не всегда нужно соглашаться с тем, что вам говорят или что просят сделать. Сегодня мы убедились, что вы всегда можете отказаться, ответив твердо «Нет».
– Итак, на этом у меня всё. Спасибо вам за классный час, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с презентацией "Зачем человек придумал электричество?"
слово «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» произошло от греческого слова «ЭЛЕКТРОН». А означает это слово «ЯНТАРЬ»- Ещё в 600 году до нашей эры греки знали, что если потереть янтарь, то он способен притягивать к себе мале...
Почему ребёнок отказывается делать уроки?
Полезная информация для тех, чьи дети учатся в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/20/picture-458832-1403209280.jpg)
Классный час"Умение прощать"
Классный час предназначен для учащихся 3 класса .Связан с темой по Основам Православной Культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-973929-1510845837.jpg)
Классный час "Умение видеть своих одноклассников"
Классный час "Умение видеть своих одноклассников"...
Классный час "Умение общаться"
Классный час для развития умения общаться, закрепления знаний хороших манер...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-90335-1351788042.jpg)
Классный час по теме "Зачем нужно учиться"
Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, личностной мотивации учебной деятельности...