Конспект классного часа: «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского»
классный час (3 класс)

Шепелёва Ника Алексеевна

Конспект классного часа

 

Дата проведения

31.03.2025

Форма мероприятия

Классный час

Тема мероприятия

«Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского»

Цель мероприятия

Обогащение представлений обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности.

Задачи мероприятия

Образовательная: обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия.

Развивающая:развить представления обучающихся о творчестве и искусстве.

Воспитательная: мотивировать на углубление представлений о значении творчества, искусства в жизни человека, общества.

Необходимое оснащение

Раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 3 м/х

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Отметка за проведение:

Подпись:

                                            Студенты: Лурье Н-А., Шепелёва Н.    

                  Методист: Гарбуз О. А.  

                                            Подпись:

Конспект классного часа

Дата проведения

31.03.2025

Форма мероприятия

Классный час

Тема мероприятия

«Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского»

Цель мероприятия

Обогащение представлений обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности.

Задачи мероприятия

Образовательная: обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия.

Развивающая:развить представления обучающихся о творчестве и искусстве.

Воспитательная: мотивировать на углубление представлений о значении творчества, искусства в жизни человека, общества.

Необходимое оснащение

Раздаточный материал, презентация.

Этапы мероприятия

Содержание этапов

Примечание

I. Организационный

-Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики.

-Учитель: Сегодня мы проведем классный час. Попрошу вас встать для исполнения гимна РФ.

- Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, который подскажет какая тема будет у нас сегодня с вами.

-Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия?

-Учитель:Ребята, вы знаете, что каждый понедельник мы с вами обсуждаем одну из важных, значимых для нас, актуальных для нашей страны тем. Сегодня мы обратимся одновременно к серьезной, но и прекрасной, удивительной и загадочной теме. Посмотрите внимательно на слайд . Можете ли вы назвать картины, скульптуры, стихотворения, спектакли одним словом?

-Учитель: Именно искусству и творчеству будет посвящен сегодня наш разговор.

-Учитель: Мои вопросы сегодня такие: что такое творчество и искусство? Почему люди не могут и не хотят жить без искусства? Зачем людям искусство? Можно ли служить Отечеству творчеством, искусством? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю обратиться к жизни и творчеству великого композитора Петра Ильича Чайковского.

Слайд 1.

-Смотрят видео.

-Отвечают на вопросы.

Слайд 2.

-Отвечают на вопросы.

-Отвечают на вопрос.

II. Основной

-Учитель: На уроках музыки вы уже знакомились с произведениями Петра Ильича Чайковского. Назовите их.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика «Пётр Ильич Чайковский. 185 лет». Примерные вопросы для обсуждения:

• Что интересного вы узнали из видео?

• Как думаете, почему, имея образование юриста, Чайковский отказался от юридической службы и посвятил себя музыке?

• В этом году исполняется 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Почему же его музыка популярна до сих пор?

-Учитель:Пусть нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка. У Петра Ильича Чайковского есть произведения, написанные специально для детей, они собраны в «Детском альбоме». Пётр Ильич очень хотел, чтобы дети сами играли те пьесы, которые отражают их чувства и впечатления. Этот альбом фортепианных пьес Петр Ильич посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Володя Давыдов, которого композитор ласково называл Бобик, мечтал, как и его дядя, писать музыку. А на момент издания альбома мальчику исполнилось 6 лет.

(Учитель организует прослушивание фрагментов) «Детского альбома» или просмотр фрагментов одноименного мультипликационного фильма. Примерные вопросы для обсуждения:

• О чем вам рассказала музыка?

 • Услышали ли вы, как композитор звуками рассказал о жизни ребенка, о том, в какие игры он играет, что его волнует, о чем он переживает?

• Какие фрагменты вам больше понравились?

Почему музыка звучит по-разному (радостно, тревожно, грустно, быстро, медленно, тихо, громко и т. д.)? Как это связано с действием, с героями?

Учитель: П. И. Чайковский родился и вырос в большой, дружной семье. Всего в семье Чайковских было семеро детей. Мать, Александра Андреевна, была очень доброй, милой женщиной, много времени посвящала образованию детей. Она прекрасно играла на фортепиано, и возможно, именно от нее будущий композитор унаследовал любовь и способности к музыке.

С отцом, Ильёй Петровичем, у Чайковского отношения тоже были очень доверительными. Мама ушла из жизни, когда ему было всего 14 лет. И отец долгие годы был его наставником и старшим другом. Именно он одобрил решение сына оставить службу и посвятить себя музыке. И Пётр Ильич всю жизнь с благодарностью вспоминал об этом.

 Сестры и братья Чайковские были дружны между собой, всегда выручали и помогали друг другу в тяжелые моменты.

 Как вы думаете, помогло ли Петру Ильичу в жизни то, что он вырос в такой дружной семье?

Учитель: Теперь встаём со своих мест. И повторяем движения за нами.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Учитель: Мы узнали, что Пётр Ильич с детства был увлечен музыкой. Те, кто знал его в детстве, вспоминали, что он был необыкновенно впечатлительным мальчиком, умел во всем находить прекрасное и очень всех любил. Вот как вспоминала о нем гувернантка (домашняя учительница) в семье Чайковских Фанни Дюрбах: «В классе нельзя было быть старательнее и понятливее... никто не выдумывал более веселых забав... его любили все, потому классы что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно... Это был стеклянный ребенок...».

 Как вы понимаете это выражение?

Учитель: Из видеоролика мы узнали, что родиной Петра Ильича Чайковского является город Воткинск Вятской губернии, который сейчас находится на территории Удмуртии, а творческая жизнь композитора тесно связана с Петербургом. Есть в России и еще одно место, которое хранит память о великом композиторе, – подмосковный город Клин. Там, в имении, где прошли его последние годы, создан мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. В имении сохранена обстановка последних лет жизни композитора и его архив – ценнейшее музыкальное и литературное наследие.

Учитель: Композитор говорил своему другу Надежде фон Мекк: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В названии нашего разговора есть еще один вопрос: зачем людям искусство? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Учитель: Произведения искусства позволяют людям прикоснуться к прекрасному, вдохновляют, отвечают на вопросы, заставляют задуматься. В искусстве, в том числе в музыке, каждый человек может найти что-то, что отзовется в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами. Россия – страна с богатейшим культурным наследием. Мы гордимся нашей культурой. Во всем мире люди слушают произведения наших композиторов, читают книги наших писателей, любуются картинами наших художников.Вы обратили внимание на название нашего сегодняшнего разговора – «служение творчеством»? Согласны ли вы, что и композиторы, и писатели, и художники своим творчеством служат Родине?

Учитель: Помните, как называют человека, который любит свою Родину и служит ей?

Учитель: Правильно, такого человека называют патриотом. Наш сегодняшний герой, Пётр Ильич Чайковский, был настоящим патриотом. Когда ему было 8 лет, он написал такое стихотворение:

О! Отчизна, которую я люблю!

 Я не хочу тебя покинуть,

Я существую здесь, здесь и умру.

О! Отчизна, которую я люблю,

 Моя дорогая земля.

На ваших партах лежат перевёрнутые листы. Сейчас вам надо будет в течении 1 минуты ответь на вопросы.

Слайд 3.

-Смотрят видеоролик.

-Отвечают на вопросы.

Слайд 4.

-Отвечают на вопросы.

Слайд 5.

-Смотрят видеоролик.

-Отвечают на вопрос.

Слайд 6.

-Отвечают на вопрос.

Слайд 7.

-Отвечают на вопросы.

-Проведение динамической паузы.

Слайд 8.

-Отвечают на вопросы.

-Отвечают на вопросы.

-Отвечают на вопрос.

-Выполняют задание.

III. Заключительный

-Учитель: Искусство отражает жизнь, поэтому каждое новое поколение вносит в него свой вклад, свои мысли и чувства. Кто из вас следит за музыкальной модой? Скажите, быстро ли она меняется?

 Учитель: Классическая музыка отражает нашу радость, печаль, вдохновение, надежду.  Настоящее искусство создается не для одного поколения, оно живет вечно. Искусство – мост, который соединяет времена, страны и культуры. Оно учит нас понимать друг друга, вдохновляет, дарит красоту и глубину чувств. Мы с вами – часть этой культуры, и кто знает, может быть, среди вас есть будущие музыканты, художники, писатели или режиссеры, которые продолжат великие традиции российского искусства.

Учитель: Ребята, как вы считаете, ответили ли мы на вопросы, которые поставили в самом начале нашего разговора: Что такое творчество и искусство? Почему люди не могут и не хотят жить без искусства? Зачем людям искусство? Можно ли служить Отечеству творчеством, искусством?

-Учитель: Лесенка успеха.

Слайд 9.

-Отвечают на вопросы.

-Отвечают на вопросы.

-Проведение рефлексии.



Предварительный просмотр:

Тест - Биография П. И. Чайковского

1. Кем является П .И. Чайковский?

А) Великий русский композитор, дирижёр.

Б) Общественный деятель, педагог.

В) Великий русский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.

2. Когда и где родился П. И. Чайковский?

А) в 1844 году в Петербурге

Б) в 1840 году в Воткинске

В) в 1850 году в Москве

3. Со скольких лет занимался музыкой?

А)   с 4 лет
Б)   с 5 лет
В)   с 6 лет

4. Первая учительница П. И. Чайковского?

А) Гувернантка
Б) Соседка
В) Мама

5. В каком возрасте и в какое училище поступил учиться?

А) в 12 лет Московское училище
Б) в 10 лет Училище правоведения
В) в 10 лет Морское училище

6. Чем занимался после окончания училища?

А) работал в Министерстве юстиции;
Б) работал композитором;
В) работал педагогом.

7. В каком возрасте и куда поступил П. И. Чайковский для получения музыкального образования?

А) в 22 года -  Московская консерватория
Б) в 22 года – Петербургская консерватория
В) в 20 лет – Парижская консерватория

8. Когда и с какой медалью окончил консерваторию?

А) в 25 лет окончил консерваторию с большой серебряной медалью,

Б) в 27 лет окончил консерваторию с большой серебряной медалью,

В) в 27 лет окончил консерваторию с большой медалью.

9. Когда и в каком городе умер композитор?

А) 25 октября 1893 года в Москве

Б) 25 октября 1893 года в Петербурге

В) 25 октября 1895 года в Петербурге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова по теме: "Что скрывает басня"

Представленный материал знакомит с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басен. Развивает умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недо...

Конспект классного часа «Урок Мужества. Помнят люди».

Ежегодно к 9 мая в школах проводятся Уроки мужества....

Конспект классного часа «Финансово грамотный человек и человечек Что? Зачем? Почему?»

Цели деятельности учителя:формулировать основные понятия финансовой грамотности; учить составлять финансовый план; формировать умение работать в группах....

Конспект классного часа "Галактика творчества", 2 класс

Цель: формирование знаний о таланте человека и развитие творческого потенциала учащихся.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал, аудиозапись....

Конспект классного часа "Галактика творчества" (2 класс)

Цель: формирование знаний о таланте человека и развитие творческого потенциала учащихся.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал, аудиозапись.Подготовительная работа...

Конспект классного часа «Что значит служить Отечеству? (280 лет со дня рождения Ф. Ушакова)»

Дата мероприятия:24.03.2025Форма мероприятия:познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических заданий.Тема мероприятия:«Чт...