Конспект классного часа: «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского»
классный час (3 класс)
Конспект классного часа
Дата проведения | 31.03.2025 |
Форма мероприятия | Классный час |
Тема мероприятия | «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского» |
Цель мероприятия | Обогащение представлений обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности. |
Задачи мероприятия | Образовательная: обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия. |
Развивающая:развить представления обучающихся о творчестве и искусстве. | |
Воспитательная: мотивировать на углубление представлений о значении творчества, искусства в жизни человека, общества. | |
Необходимое оснащение | Раздаточный материал, презентация. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»
Школа: МАОУ СОШ №104 Класс: 3 м/х Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна Отметка за проведение: Подпись: | Студенты: Лурье Н-А., Шепелёва Н. Методист: Гарбуз О. А. Подпись: |
Конспект классного часа
Дата проведения | 31.03.2025 |
Форма мероприятия | Классный час |
Тема мероприятия | «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского» |
Цель мероприятия | Обогащение представлений обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности. |
Задачи мероприятия | Образовательная: обогатить лексический запас обучающихся словами, связанными с темой занятия. |
Развивающая:развить представления обучающихся о творчестве и искусстве. | |
Воспитательная: мотивировать на углубление представлений о значении творчества, искусства в жизни человека, общества. | |
Необходимое оснащение | Раздаточный материал, презентация. |
Этапы мероприятия | Содержание этапов | Примечание |
I. Организационный | -Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики. -Учитель: Сегодня мы проведем классный час. Попрошу вас встать для исполнения гимна РФ. - Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, который подскажет какая тема будет у нас сегодня с вами. -Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? -Учитель:Ребята, вы знаете, что каждый понедельник мы с вами обсуждаем одну из важных, значимых для нас, актуальных для нашей страны тем. Сегодня мы обратимся одновременно к серьезной, но и прекрасной, удивительной и загадочной теме. Посмотрите внимательно на слайд . Можете ли вы назвать картины, скульптуры, стихотворения, спектакли одним словом? -Учитель: Именно искусству и творчеству будет посвящен сегодня наш разговор. -Учитель: Мои вопросы сегодня такие: что такое творчество и искусство? Почему люди не могут и не хотят жить без искусства? Зачем людям искусство? Можно ли служить Отечеству творчеством, искусством? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю обратиться к жизни и творчеству великого композитора Петра Ильича Чайковского. | Слайд 1. -Смотрят видео. -Отвечают на вопросы. Слайд 2. -Отвечают на вопросы. -Отвечают на вопрос. |
II. Основной | -Учитель: На уроках музыки вы уже знакомились с произведениями Петра Ильича Чайковского. Назовите их. Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика «Пётр Ильич Чайковский. 185 лет». Примерные вопросы для обсуждения: • Что интересного вы узнали из видео? • Как думаете, почему, имея образование юриста, Чайковский отказался от юридической службы и посвятил себя музыке? • В этом году исполняется 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Почему же его музыка популярна до сих пор? -Учитель:Пусть нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка. У Петра Ильича Чайковского есть произведения, написанные специально для детей, они собраны в «Детском альбоме». Пётр Ильич очень хотел, чтобы дети сами играли те пьесы, которые отражают их чувства и впечатления. Этот альбом фортепианных пьес Петр Ильич посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Володя Давыдов, которого композитор ласково называл Бобик, мечтал, как и его дядя, писать музыку. А на момент издания альбома мальчику исполнилось 6 лет. (Учитель организует прослушивание фрагментов) «Детского альбома» или просмотр фрагментов одноименного мультипликационного фильма. Примерные вопросы для обсуждения: • О чем вам рассказала музыка? • Услышали ли вы, как композитор звуками рассказал о жизни ребенка, о том, в какие игры он играет, что его волнует, о чем он переживает? • Какие фрагменты вам больше понравились? • Почему музыка звучит по-разному (радостно, тревожно, грустно, быстро, медленно, тихо, громко и т. д.)? Как это связано с действием, с героями? Учитель: П. И. Чайковский родился и вырос в большой, дружной семье. Всего в семье Чайковских было семеро детей. Мать, Александра Андреевна, была очень доброй, милой женщиной, много времени посвящала образованию детей. Она прекрасно играла на фортепиано, и возможно, именно от нее будущий композитор унаследовал любовь и способности к музыке. С отцом, Ильёй Петровичем, у Чайковского отношения тоже были очень доверительными. Мама ушла из жизни, когда ему было всего 14 лет. И отец долгие годы был его наставником и старшим другом. Именно он одобрил решение сына оставить службу и посвятить себя музыке. И Пётр Ильич всю жизнь с благодарностью вспоминал об этом. Сестры и братья Чайковские были дружны между собой, всегда выручали и помогали друг другу в тяжелые моменты. Как вы думаете, помогло ли Петру Ильичу в жизни то, что он вырос в такой дружной семье? Учитель: Теперь встаём со своих мест. И повторяем движения за нами. Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Учитель: Мы узнали, что Пётр Ильич с детства был увлечен музыкой. Те, кто знал его в детстве, вспоминали, что он был необыкновенно впечатлительным мальчиком, умел во всем находить прекрасное и очень всех любил. Вот как вспоминала о нем гувернантка (домашняя учительница) в семье Чайковских Фанни Дюрбах: «В классе нельзя было быть старательнее и понятливее... никто не выдумывал более веселых забав... его любили все, потому классы что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно... Это был стеклянный ребенок...». Как вы понимаете это выражение? Учитель: Из видеоролика мы узнали, что родиной Петра Ильича Чайковского является город Воткинск Вятской губернии, который сейчас находится на территории Удмуртии, а творческая жизнь композитора тесно связана с Петербургом. Есть в России и еще одно место, которое хранит память о великом композиторе, – подмосковный город Клин. Там, в имении, где прошли его последние годы, создан мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. В имении сохранена обстановка последних лет жизни композитора и его архив – ценнейшее музыкальное и литературное наследие. Учитель: Композитор говорил своему другу Надежде фон Мекк: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В названии нашего разговора есть еще один вопрос: зачем людям искусство? Как бы вы ответили на этот вопрос? Учитель: Произведения искусства позволяют людям прикоснуться к прекрасному, вдохновляют, отвечают на вопросы, заставляют задуматься. В искусстве, в том числе в музыке, каждый человек может найти что-то, что отзовется в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами. Россия – страна с богатейшим культурным наследием. Мы гордимся нашей культурой. Во всем мире люди слушают произведения наших композиторов, читают книги наших писателей, любуются картинами наших художников.Вы обратили внимание на название нашего сегодняшнего разговора – «служение творчеством»? Согласны ли вы, что и композиторы, и писатели, и художники своим творчеством служат Родине? Учитель: Помните, как называют человека, который любит свою Родину и служит ей? Учитель: Правильно, такого человека называют патриотом. Наш сегодняшний герой, Пётр Ильич Чайковский, был настоящим патриотом. Когда ему было 8 лет, он написал такое стихотворение: О! Отчизна, которую я люблю! Я не хочу тебя покинуть, Я существую здесь, здесь и умру. О! Отчизна, которую я люблю, Моя дорогая земля. На ваших партах лежат перевёрнутые листы. Сейчас вам надо будет в течении 1 минуты ответь на вопросы. | Слайд 3. -Смотрят видеоролик. -Отвечают на вопросы. Слайд 4. -Отвечают на вопросы. Слайд 5. -Смотрят видеоролик. -Отвечают на вопрос. Слайд 6. -Отвечают на вопрос. Слайд 7. -Отвечают на вопросы. -Проведение динамической паузы. Слайд 8. -Отвечают на вопросы. -Отвечают на вопросы. -Отвечают на вопрос. -Выполняют задание. |
III. Заключительный | -Учитель: Искусство отражает жизнь, поэтому каждое новое поколение вносит в него свой вклад, свои мысли и чувства. Кто из вас следит за музыкальной модой? Скажите, быстро ли она меняется? Учитель: Классическая музыка отражает нашу радость, печаль, вдохновение, надежду. Настоящее искусство создается не для одного поколения, оно живет вечно. Искусство – мост, который соединяет времена, страны и культуры. Оно учит нас понимать друг друга, вдохновляет, дарит красоту и глубину чувств. Мы с вами – часть этой культуры, и кто знает, может быть, среди вас есть будущие музыканты, художники, писатели или режиссеры, которые продолжат великие традиции российского искусства. Учитель: Ребята, как вы считаете, ответили ли мы на вопросы, которые поставили в самом начале нашего разговора: Что такое творчество и искусство? Почему люди не могут и не хотят жить без искусства? Зачем людям искусство? Можно ли служить Отечеству творчеством, искусством? -Учитель: Лесенка успеха. | Слайд 9. -Отвечают на вопросы. -Отвечают на вопросы. -Проведение рефлексии. |
Предварительный просмотр:
Тест - Биография П. И. Чайковского
1. Кем является П .И. Чайковский?
А) Великий русский композитор, дирижёр.
Б) Общественный деятель, педагог.
В) Великий русский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.
2. Когда и где родился П. И. Чайковский?
А) в 1844 году в Петербурге
Б) в 1840 году в Воткинске
В) в 1850 году в Москве
3. Со скольких лет занимался музыкой?
А) с 4 лет
Б) с 5 лет
В) с 6 лет
4. Первая учительница П. И. Чайковского?
А) Гувернантка
Б) Соседка
В) Мама
5. В каком возрасте и в какое училище поступил учиться?
А) в 12 лет Московское училище
Б) в 10 лет Училище правоведения
В) в 10 лет Морское училище
6. Чем занимался после окончания училища?
А) работал в Министерстве юстиции;
Б) работал композитором;
В) работал педагогом.
7. В каком возрасте и куда поступил П. И. Чайковский для получения музыкального образования?
А) в 22 года - Московская консерватория
Б) в 22 года – Петербургская консерватория
В) в 20 лет – Парижская консерватория
8. Когда и с какой медалью окончил консерваторию?
А) в 25 лет окончил консерваторию с большой серебряной медалью,
Б) в 27 лет окончил консерваторию с большой серебряной медалью,
В) в 27 лет окончил консерваторию с большой медалью.
9. Когда и в каком городе умер композитор?
А) 25 октября 1893 года в Москве
Б) 25 октября 1893 года в Петербурге
В) 25 октября 1895 года в Петербурге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа по творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова по теме: "Что скрывает басня"
Представленный материал знакомит с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басен. Развивает умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недо...

Конспект классного часа «Урок Мужества. Помнят люди».
Ежегодно к 9 мая в школах проводятся Уроки мужества....
Конспект классного часа «Финансово грамотный человек и человечек Что? Зачем? Почему?»
Цели деятельности учителя:формулировать основные понятия финансовой грамотности; учить составлять финансовый план; формировать умение работать в группах....

Конспект классного часа "Галактика творчества", 2 класс
Цель: формирование знаний о таланте человека и развитие творческого потенциала учащихся.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал, аудиозапись....

Конспект классного часа "Галактика творчества" (2 класс)
Цель: формирование знаний о таланте человека и развитие творческого потенциала учащихся.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал, аудиозапись.Подготовительная работа...

Конспект классного часа "Разговоры о важном" на тему: "Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского"
Предоставляю вашему вниманию конспект, презентацию и раздаточный материал....

Конспект классного часа «Что значит служить Отечеству? (280 лет со дня рождения Ф. Ушакова)»
Дата мероприятия:24.03.2025Форма мероприятия:познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических заданий.Тема мероприятия:«Чт...
