Классный час "Умение общаться"
классный час (4 класс) на тему

Классный час для развития умения общаться, закрепления знаний хороших манер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_umenie_obshchatsya.docx30.47 КБ
Office presentation icon klassnyy_chas_umenie_obshchatsya.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

в 4 а классе

 по теме «Умение общаться»

Ход классного часа.

1.Беседа «Хорошие манеры»

Слайд 2

-Давайте начнем наш классный час с  прослушивания двух ситуаций.

(Учащиеся разыгрывают диалоги.)

Первый диалог

- Здорово, Викча!

- Здорово, Юльча!

- Как дела?

- Да так, дела стремные.

-Слышь, у тебя шнурки в стакане?

- А меня как-то не колышет.

- Ну, все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Второй диалог:

- Здравствуй, Соня!

- Здравствуй, Женя!

- Как твои дела?

- Спасибо, отлично. А твои?

- Тоже неплохо.

- Как поживают твои родители?

- У них все хорошо.

- До свидания, Соня!

- До свидания, Женя!

-Чем отличаются эти ситуации?

(Дети высказываются.)

- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?

(Дети высказываются.)

Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных. С ними не очень-то приятно общаться.

На основе этих ситуаций попробуем сформулировать  тему нашего классного часа?

Слайд 3

2. Тема классного часа

Сегодня мы поговорим об умении общаться.

Для любого человека важно знать хорошие манеры.

Прежде всего, что такое манеры?

Слайд 4

Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

3. Что значит быть культурным человеком?

-Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Слайд5

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную — поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной — плоды хорошие.

-Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

-Дикой груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

-Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

 

-Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Слайд 6

Просмотр ролика «Ералаш». «Давайте говорить друг другу комплементы. 
 Обсуждение ситуации. 
- Как вели себя дети в школе? 
- Какие слова употребляли в своей речи? 

-Правильно поступали дети? В чем их ошибка?

Культурным надо быть всегда.

-Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

4. Умение общаться.

Культурный человек должен уметь правильно общаться.

   Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга.

   Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особо велика потребность в общении со сверстниками.

   Мы с вами постоянно находимся в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным:

Слайд 7

Деловое - (учитель-ученик, директор-учитель, мастер-рабочий)

Личностное - (друзья, враги, знакомые)

А что же является главным средством общения в человеческом общении? (Это наша речь).

Речь – главное средство общения.

Слайд 8

  Далеко не каждый из нас умеет правильно использовать язык в своей речи. Иногда мы не можем и не знаем, как правильно сказать о чем-либо. Как вы думаете "Почему"? - ответы учащихся.

- Правильно, мы должны обладать богатым словарным запасом и иметь представление о культуре речи. Давайте подумаем, что означает понятие "культурная речь"? - мнения учащихся. (по слайду)

  Культурная речь - это правильная речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.

Ребята, если вы будете обладать всеми этими качествами, то с вами будет легко и приятно общаться. 

Предлагаю вам выполнить тест "Приятно ли с вами общаться?"

Слайд 9

Вы любите больше слушать, чем говорить?

Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

Любите ли вы давать советы?

Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?

У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы её развивать?

Вы любите быть центром внимания?

Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

Вы хороший рассказчик?

А теперь посчитаем плюсики.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли вы настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Итак, мы с вами выяснили, что в основном вы люди общительные.

А всегда ли вы правильно общаетесь с людьми?

5. Игра  «Кто здоровается первым?»

Сейчас мы узнаем, кто из вас лучше знает правила общения.

(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

  Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же правило общения можно сформулировать?

(Дети высказывают предположения.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». 

Слайд 10

6.  «Когда в товарищах согласья нет...»

Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».

- Права ли девочка?

(Дети высказываются.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

--А когда еще нужно уступать?

- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели за одной партой.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.

- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.

- Нет, Рекс!

- Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.

- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

   

      Правы ли были друзья, когда поссорились?

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

- Так какое же правило общения можно сформулировать? «Уступайте друг другу».

7. «Встречают по одежке...»

Продолжаем  разговор. Следующий конкурс … Приз за правильный ответ - сердечко.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

 Мы много говорим о хороших манерах, а как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)

  Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.

- Какое же следующее правило общения можно сформулировать? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

8. Учись смеяться над собой

 В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

   Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.

- Какое золотое правило мы могли бы сформулировать? («Учись смеяться над собой».)

9.  Заключительное слово

Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в этом  наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили:

Слайд 11

«Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

Слайд 12

10. Игра "Шаг навстречу"

  К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное.

(участвуют несколько пар). А теперь в парах пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

МОЛОДЦЫ.

11. Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашего классного часа.

У вас у каждого на столе листочек. Вы должны на нем поставить определенный знак:

? - не вижу значимости классного часа для себя. Почему?

! - здорово, мне нравится.

: - еще хотел бы поговорить на эту тему.

Умение общаться

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Правила общения

  • Первым здоровается тот, кто вежливее.

Уступайте друг другу.

  • Не доставляйте неудобств окружающим людям.
  • Учись смеяться над собой.

Умение общаться

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Правила общения

  • Первым здоровается тот, кто вежливее.

Уступайте друг другу.

  • Не доставляйте неудобств окружающим людям.
  • Учись смеяться над собой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умение общаться Открытый классный час в 4 а классе МБОУ СОШ с. Чернава Измалковского района Липецкой области

Слайд 4

Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Слайд 7

Общение бывает разным деловое личностное Учитель – ученик Директор – учитель Мастер- рабочий Друзья Враги Знакомые Родственники

Слайд 8

Речь – главное средство общения Культурная речь Соблюдает правила Уважает эти правила Знает правила произношения и употребления слов

Слайд 9

Тест «Приятно ли с вами общаться» 1-3 балла: общаться с вами неприятно, а порой даже тяжело. 4-9 баллов: вы не слишком общительный человек, но всегда приятный собеседник. 9-11 баллов: вы один из самых приятных в общении людей.

Слайд 10

Правила общения Первым здоровается тот, кто вежливее. Уступайте друг другу. Не доставляйте неудобств окружающим людям. Учись смеяться над собой.

Слайд 11

« Где ты учился благовоспитанности? » - « У невоспитанных - ответил он, я избегал делать то, что делают они » . Лукиан

Слайд 12

Игра «Шаг на встречу»

Слайд 13

Подводим итог ? – не вижу значимости классного часа для себя. ! –мне нравится. … - ещё хотел бы поговорить на эту тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час во 2 классе по теме «Учимся общаться»

Тема этого классного часа взята не случайно, так как главной задачей, над которой я работаю в настоящее время это проблема социального развития детей, а успешная социализация не может быть развита, ес...

Классный час по экологии на тему <Земля - наш общий дом >.

Цель :-бережное отношение и любовь к родной природе;-формировать нравственный аспект защиты экологии.Задачи:-повторить экологические правила поведения людей в природе;развивать речь,внимание ,наблюдат...

Классный час в начальной школе "Как правильно общаться"

 В конспекте предлагается беседа с учащимися и узучение  особенностей общения учащихся...

Классный час "Как правильно общаться"

классный час как правильно общаться...

Классный час " Общие правила оказания первой медицинской помощи"

Данная разработка состоит из презентации и конспектазанятия.Она поможет учителю познакомить детей с основными видами травм и  оказанием первой  помощи....

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...