Разговорная речь современной молодёжи: влияние времени, дань моде или необходимость?
учебно-методический материал (4 класс)

Карпенко Иван

Основной фокус образования сейчас направлен на воспитание обучающихся, и данная исследовательская работа направлена на развитие правильности речи у подростков и детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sleng_karpenko_konferentsiya.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

Проект на тему:

«Разговорная речь современной молодёжи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

Выполнила студентка группы ПНК

Карпенко И.А.

Руководитель: Крючко О.В.

Волгодонск 2024

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ 5

История развития сленговых слов 5

Чем отличается сленг от жаргона 6

Влияние социальных факторов на формирование речи современной молодёжи. 7

Самовыражение молодёжи, потребность в понимании 7

Сфера общения молодежи 8

Роль педагога в формировании речи молодёжи 10

Разновидности сленга. 11

Функции сленга 12

Положительные и отрицательные аспекты сленга. 13

II. Исследование 14

Опрос. 14

Заключение. 19

Список используемой литературы. 20


ВВЕДЕНИЕ

Разговорная речь всегда была наполнена различными эпитетами, фразеологизмами, словами-паразитами, особенно в русском языке. Каждый исторический период оставлял отпечаток на нормах языка и его воспроизведении. В наше время многие не осознают, что в речи мы используем, как раз-таки, исторически сложившийся язык, но он не всегда подчиняется всем правилам и законам культуры речи. В беседу с человеком часто врываются жаргонизмы, низшая лексика, а также сленг.

Сленг – это набор слов, используемый определённой группой лиц, ограниченной возрастными рамками, для облегчённого процесса коммуникации. Как правило, сленг базируется на одном языке, и корни образования слов исходят именно из него.

Актуальность (проблема): существует огромное количество слов в разряде сленга, но отсутствует, хотя бы частичная систематизация и структура. Кроме того многие студенты не понимают смысл терминов «сленг» и «жаргонизм»

Объект исследования: словари сленга, сделанные студентами Волгодонского педагогического колледжа, ресурсы Интернета, результаты опроса представителей молодёжи, результаты анализа речи молодёжи в различных сферах деятельности.

Предмет исследования: структурировать часть слов в определённые группы, а также ответить на вопрос: «Разговорная речь современной молодёжи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

Цель исследования: структурировать часть слов в определённые группы, и предоставить её на рассмотрение общества, а также ответ на вопрос: «Разговорная речь современной молодёжи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

Из данной цели можно вычленить следующие задачи:

  1. Ознакомиться с уже имеющейся литературой и получить представление об уже имеющихся знаниях у научного сообщества.
  2. Структурировать материал и адаптировать его для передачи другим людям, с целью улучшения понимания молодёжи (для старшего поколения) или более лучшего осознания используемых слов (для представителей молодёжи).
  3. Провести анкетирования с последующей беседой на тему необходимости существования сленга в разговорной речи современной молодёжи.
  4. Ответить на вопрос нашего исследования и определиться с окончательным ответом.

Гипотеза исследования: каждый фактор имеет своё влияние на использования сленга в речи молодых людей.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, опрос, беседа, анкетирование.

Вид работы: поисково-реферативный, исследовательский.


  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ

История развития сленговых слов

Выделяют пять этапов развития молодёжного сленга:

#1077; годы.

Он произошёл из-за того, что после революции необходимо было подготовить народ к новым реформам, а сделать это можно было, поменяв сам язык и мышление людей, а особенно детей. В 1918 году был создан Институт живого слова, который занимался проблемами социальной диалектологии. В 20-е - 30-е годы появляются работы Е.Д.Поливанова, Л.П.Якубинского, Б.А.Ларина и других исследователей, которые рассматривали проблемы жаргонов, арго, условных детских языков и т.п. Завершающим этапом формирования их стало издание "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова.

#1077; годы.

Во время Великой Отечественной войны произошёл новый всплеск развития сленга. Главную роль играли факторы, присущие военному времени: казенные дети (суворовцы и нахимовцы), беспризорники, дети, живущие без отцов. У детей был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдала и не подчинялась нормам русского языка.

- 1970-е годы.

Кончается период оттепели и люди начинают интересоваться западным укладом жизни. В связи с этим нарастает популярность, так называемых, «стиляг»Они всячески пародировали образ жизни зарубежных граждан. Вместе со своей особой модой они принесли и свой сленг, частично заимствованный из иностранных языков, особенно из музыкальной среды.

#1077; годы

Он оказался самым мощным и продолжительным. 90-е года - это переходный период, когда внутренние процессы распада советского общества зашли слишком далеко. Во время перестройки многие люди начали использовать на производствах, причём, бессмысленно искажая свою речь. Это очень повлияло на речь молодёжи, живущей в данный момент, а соответственно и на все поколения вперёд.

Яркость и новизна общего сленга делали его привлекательным для всех носителей русского языка, стремившихся стать лучше за счёт использования общепринятых новых слов. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, что ещё сильнее подогревало интерес к этой группе слов.

#1053;ачало XXI века

Наше время – это апогей развития сленговых слов. Нынешняя разговорная речь является носителем всех немногих осколков прошлого. Совмещая в себе видоизменённые слова всей многосотлетней истории русского языка.

Чем отличается сленг от жаргона

Многие ученые-лингвисты придерживаются мнения, что это одно и то же. Так в Большом энциклопедическом словаре авторы указывают, что «сленг — это то же, что и жаргон», но больше употребляется в англоязычных странах. Поэтому эти два слова — синонимичны, а значит, вполне равноправные. Главное отличие в том, что слово «жаргон» пришло к нам из французского, и само оно выглядит более грубо. А слово «сленг» из английского, оно более мягкое и звучит красиво.

Есть и другое мнение, что жаргон — это более закрытая группа слов. Жаргонизмы употребляются в узких кругах социальных групп, которые стремятся обособиться от остальной языковой части. А сленг — это открытая группа, слова для которой черпаются из жаргонизмов, из обычной нормативной лексики и, приобретая новые значения, становятся общеупотребительными. Сленг употребляется повсеместно без особых социальных, возрастных и профессиональных ограничений. Данными словами пользуются не только молодые люди, но и люди старшего возраста, не только с криминальным прошлым, но и благопристойные, вполне интеллигентные.

Влияние социальных факторов на формирование речи современной молодёжи.

В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов. Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит с экранов телевизоров и в радиоэфире. В современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации, звучит у нас как своеобразное руководство к действию. Молодежь, являясь носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры. Жаргон в свою очередь становится престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно: в текстах песен, в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный старшеклассник. Мы, не редко, встречаем подмену литературных фраз жаргоном. Использование сленга является для молодых людей лучиком, для нахождения общего языка со сверстниками.

Самовыражение молодёжи, потребность в понимании

Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, студентах, как о людях, полностью обращенных в будущее, они живут в настоящем. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем. Оно занимает огромное место в их жизни.

В неформальном общении подросток ищет наиболее благоприятные психологические условия для общения, ожидает сочувствия и сопереживания, желает искренности и единства во взглядах, потребности самоутвердиться. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для молодёжи. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком.

Молодежный язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи, как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия. Жаргонизация речи - неотъемлемая часть общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией. Подростки не употребляют сленг в общении с родителями и тем более с учителями, тем самым понимая, что сленг – это норма общения только в общении со сверстниками.

Сфера общения молодежи

Поведение молодых людей определяется промежуточностью его положения Они переходит из детского мира во взрослый и не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, тем самым ища поддержки у сверстников и строя стену отчуждения от взрослого. А стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, фиолетово, по барабану.

Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма и антинорма.

Также хотелось отметить, что ассоциация с языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдают нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.

Неопределенность, неясность, характерны для сленга молодёжи. Стрёмно, круто, я парусь могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом значения. В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста.

Роль педагога в формировании речи молодёжи

Педагог, во-первых, - человек интеллигентный, образованный, культурный немыслим без хорошей речи. Во-вторых, достичь мастерства в области правильной речи можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте, в основном с подростками. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Его речь — основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и форме педагогической речи.

Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника. Воспитательная направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации и ее подачи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает подросток и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Разновидности сленга.

1)Компьютерный

а) Сетевой (слова, которые используются представителями Интернет-сообщества)

- Ава (аватарка)

- Клик (нажим на место на телефоне или по мышке)

- Видюха (видео)

- Аноним (человек, который предпочитает оставаться неизвестным)

- Агриться (злиться)

-Ауф (выражение поддержки и одобрения)

- Банить (блокировать человека в социальных сетях)

- Пушка (что-либо, что нравиться тем или иным людям)

б) Геймерский(слова используемые для разговора между игроками в видеоигре)

- Баг (ошибка компьютера или ноутбука)

- Бомбит (очень сильно злиться из-за чего или кого либо)

- Донатить (покупать что- либо в игре за реальные деньги)

- Задрот (человек, который много времени проводит за играми)

- Нуб (новый игрок)

- Олд (старый игрок)

- Рак (человек, который не умеет и не хочет научиться играть)

2)Уголовный (феня)

Абакумыч — (ломик иногда используется вариант Абакумыч)

Абас — (двадцатикопеечная монета)

Абвер —( оперативная часть)

Абдаста —( пистолет.)

Абиссинский налог — (дача взятки.)

Абопол — (кол, палка.)

3)Связанный с обществом и людьми

- Абьюзер (человек, который унижает партнёра в отношениях или в браке)

- Биполярочка (разновидность слова биполярное расстройство либо указывает на резкую и беспричинную смену настроение человека)

- Буллинг (травля)

- Одноклы или дноклы (одноклассники)

- Душнила (человек, постоянно нудный)

4) Профессионализмы

- Бумажка (у врачей: лекарственный рецепт)

-Диф. зачёт (в учебных заведениях: дифференцированный зачёт)

-Академ (академический отпуск)

5) Связанный с хобби

- Рофл (шутка)

- Треннинг(мероприятие, которое обучает чему-либо)

- Крипово(страшно)

- Ливнуть (уйти)

Функции сленга

1. Поиск близких людей (в процессе общения мы используем общепринятую речь, но если у собеседника появляются те темы, которые нам интересны, то мы начинаем с ним общаться более глубоко, такие процессы мы можем наблюдать и с использованием сленга)

2. Коммуникативная ( помогает общаться людям одного поколения)

3. Передача эмоционального состояния и полноты посыла информации.

4. Творческая функция. (использование слега обогащает речь, если его использовать учитывая обстоятельства и даёт возможность строить более понятные предложения)

5. Помощь в ускорении общего темпа жизни

Положительные и отрицательные аспекты сленга.

Положительные:

1. Облегчение коммуникации и появление чувства общности со сверстниками.

2. Ускорение процесса общения и понимания собеседника.

3. Доступность и отсутствие эмоциональной напряжённости между участниками.

Отрицательные:

1. Подростки начинают писать с ошибками.

2. Неправильность построения речи.

3. Подростки используют множество иностранных слов, даже не зная их перевода.

4. Молодёжь вместе со сленгом используют бранную речь, что делает процесс общения оскорбительным.

II. Исследование

Опрос.

Изучая на 1 курсе дисциплину «русский язык», мне очень интересным показалась тема жаргонизмов, в которую было включено обсуждение сленга и его необходимости в речи. В связи с этим, я решил написать этот проект.

На основе своих знаний составил анкеты для заполнения студентами.

Вопросы анкеты выглядели следующим образом:

#1050;акой Ваш пол?

а) мужской

б) женский

#1048;спользуете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

а) да.

б) нет.

#1057; какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) самоутвердиться.

б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.

в)обмениваться информацией и узнавать новое.

г) придать своей речи живость, юмор.

#1050;акие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?

а) матерные.

б) юмористические.

в) иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.

#1055;оправляют ли учителя Вашу речь?

а) да.

б) учителя не обращают внимания на мою речь.

в) не всегда, но все же делают замечания.

#1050;ак относятся родители к Вашей речи?

а) им не важно, как я говорю.

б) они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.

в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

г) нет необходимого ответа.

#1063;ья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей.

б) моих родителей.

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении и радио.

#1050;акие телевизионные каналы Вы смотрите?

а) только музыкальные каналы.

б) немузыкальные каналы.

в) все каналы.

г) не смотрю.

9. Вы считаете современный молодежный сленг отрицательным явлением в обществе?

а) да

б) нет

в)затрудняюсь ответить

#1050;ак Вы думаете, вытеснят ли жаргонизмы слова литературного русского языка?

а) да

б) нет

в)затрудняюсь ответить

Анкетирование прошли 42 студента из групп ПНК и ПДО Хотелось отметить, что студенты во время прохождения анкетирования проявили творческий подход и добавляли отличные от исходных варианты ответов.На основе их ответов мы составили таблицу ответов.


Варианты ответов группы ПНК:

№ вопроса

Количество опрошенных участников

И их варианты ответов

А)

Б)

В)

Г)

1

1

21

-

-

2

18

4

-

-

3

-

3

18

-

4

1

12

10

-

5

2

11

9

-

6

8

2

8

-

7

1

10

6

5

8

3

3

13

-

9

3

12

7

-

10

2

15

4

-


Варианты ответов группы ПДО

№ вопроса

Количество опрошенных участников

И их варианты ответов

А)

Б)

В)

Г)

1

1

19

-

-

2

5

15

-

-

3

6

3

3

9

4

-

14

3

-

5

4

6

10

-

6

3

6

5

-

7

1

5

7

7

8

2

-

16

2

9

4

12

4

-

10

3

11

6

-

Хотелось бы сказать о том, что данные анкеты боли заполнены не совсем правдиво, потому что на 2 вопрос («Используете ли вы жаргонные слова?») ответили отрицательно, но стали отвечать на остальные вопросы, имеющие прямое отношение к данному вопросу.

На основе ответов студентов можно сделать выводы: что большинство используют сленг и жаргон для придания своей речи живости и юмористичности, но, к счастью, учителя делают замечания по этому поводу. Для многих студентов эталоном является эталоном речь на телевидении, но и речь родителей является не последним моментом в жизни подростка. Также можно выделить, что многие студенты не понимают социально-негативное влияние некоторых телевизионных программ.

Кроме этой формы мы решили ввести другое практическое упражнение – игру «Найди замену».

Правила этого словесного упражнения таковы:

  1. К определённому слову сленгового вида необходимо подобрать синоним использующийся в литературном русском языке.
  2. Ответы принимаются по цепочке
  3. Повторять ответы других людей нельзя.

Заключение.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сленг и жаргонизмы очень популярны среди представителей нынешней молодёжи. Кроме того, каждый человек, так или иначе, использует их, но не каждый до конца это осознаёт. Отвечая на вопрос проекта, можно чётко утвердить, что сленг – это и дань моде, и необходимость, и влияние времени. А эта мысль в свою очередь, подтверждает нашу гипотезу и приносит более чёткое понимание нынешней молодёжи. Также хотелось бы сказать, что всем нам необходимо следить за своей речью, использовать сленговые слова по минимуму и только в определённые моменты. Нам как, будущим работникам образования, необходимо следить за речью учеников и употреблением сниженной лексики.


Список используемой литературы.

2. https://газета-олония.рф/novosti/2021/06/28/molodyozh-sleng-khobbi-tsennosti/

3.

4.

5. #sleng-4

6.

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование фразеологизмов в разговорной речи".

Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождени...

Применение вербальных опор при обучении разговорной речи учащихся начальной школы

Каждого человека, который берется за изучение иностранного языка, подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток ...

Здоровый образ жизни - дань моде или необходимость?

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важной задачей является – сохранить в процессе обучения здоровье детей. В законе РФ «Об образовании» (ст. ...

Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.

Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема работы: «Антистрессовые игрушки – это необходимость или дань моде»

Антистрессовые игрушки довольно стремительно приобретают популярность среди школьников и подростков. Спрос на такие игрушки растет с каждым годом. Невольно возникают  вопросы– « Зачем...

Родительское собрание «Кадетство. Необходимость или дань моде?»

Родительское собрание по теме : " Кадетсво. Необходимость или дать моде?"...