Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
методическая разработка

Гомбоева Маргарита Гончиковна

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Волшебная страна вежливых слов»

       Цель: формировать нравственные установки   у обучающихся, развивать умение общаться со своими сверстниками, взрослыми.

      Задачи:

–  формировать  у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;

–  развивать умение обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;

–  формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

         Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, в необычной форме и к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Выходит мальчик Алёша, бабушка, мама Алёши.

Мама: - Ты уже собрался идти?  Иди сынок, покушай, хоть маленечко.

Алёша - не хочу, не буду! «Алёшенька покушай это, Алёша покушай то…»…. Не хочу!!!

Бабушка: и вправду Алёшенька, мама же старалась, съешь ложечку.

Алёша – а ты баба вообще молчи, сиди  и вяжи!

Мама – не заболеть ли ты хочешь, сынок!

Заходит друг. Алёшка, пойдем со мной играть в футбол!

Алёша - не буду я с тобой играть! У меня сегодня нет времени!

  1. Самоопределение к деятельности.  

      Пауза. А теперь скажите пожалуйста ребята, свое мнение об увиденном. – Как вы считаете, правильно ли поступает наш герой Алёша?

-    Как вы думаете, если он будет также поступать он сможет с кем - нибудь дружить?  Каких правил не знает наш Алёша?

- Итак, как вы думаете, как будет называться тема нашего сегодняшнего занятия? – Правила вежливости. - Поможем Алёше стать вежливым? Кто возьмёт Алёшу в свою группу? – Хорошо, молодцы.

-    

-    

III. Закрепление.

IV. Физкультминутка

– Сейчас я вам буду давать задание. Если в задании вы услышите слово «пожалуйста», то вы его выполняете. Если нет слова «пожалуйста» - не выполняете.

(Называю задание, одновременно его выполняю, стараясь ввести детей в заблуждение)

– Поднимите руки вверх, пожалуйста.

– Поставьте руки на пояс, пожалуйста.

– Руки в стороны.

– Поднимите правую руку вверх, пожалуйста.

– Поднимите левую руку вверх и т.д.

Показ мультфильма «Вежливый тигрёнок»

Песня  Алёши из мюзикла «Волшебные слова». Все выходят и поют.

V. Итог занятия

– Ребята, так кто же такой вежливый человек?

– Я надеюсь, ребята, что наше занятие не пройдёт бесследно. Вы станете ещё более обходительными, скромными, вежливыми, проявляющими уважение к собеседнику.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 3 класс 2 часть             

Тема урока: Роль имен прилагательных в речи

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи.

Задачи: 

Образовательная: показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи;

Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность;

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Планируемые
результаты
(предметные)

Предметные

- научатся определять и употреблять имена прилагательные в речи.

Личностные
результаты

- научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

- смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Оборудование:

Для учителя: учебник: «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», проектор, компьютер.

Для учеников: учебник «Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М, «Просвещение»,  карточки для работы в группе, паре.

 Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Цель: проверить готовность к уроку, создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

-Доброе утро, ребята, сегодня урок русского языка проведу вам я, меня зовут Маргарита Гончиковна к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость от общения друг с другом. 

Приветствуют, садятся.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний.

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания.

(На потолке проекция Байкала)

-Ребята, посмотрите, что мы с вами увидели?

- Что вы знаете о Байкале?

- Что означает слово Байкал?

- Какой он?

- А теперь посмотрите слова, которые помогли нам описать Байкал.

- К какой части речи относятся слова?

Слушают шум волны

Байкал

Самое глубокое озеро в мире

- Богатое озеро

ГОЛУБОЕ, ЧИСТОЕ…

- именам прилаг.

Познавательные:  поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.

Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

Регулятивные: умение работать в коллективе.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

4.Открытие нового знания 

Цель: подведение детей к самостоятельному выводу

Значит с какой частью речи мы сегодня будем работать?

Какую цель поставим?

Хорошо. Постараемся сегодня ответить на данные вопросы. ответить на данные

А вы знаете ребята, что с Байкалом связано очень много легенд.

- Вот одна из легенд, послушайте.

- Понравилась вам легенда?

- Что вы интересного узнали?

Я вам предлагаю выполнить следующую работу.

У каждого из вас листы с заданиями. Задания разного уровня. Обратите внимание красного цвета задания выбираете, если вы уверены в своих силах.

Выберите любое одно задание и выполните. Итак, ребята,

- Давайте теперь выполним проверку. Кто желает

1 задание -   к какому выводу мы пришли?

2 задание – сущ+прил

3 задание. Найдите и запишите имя прилагательное, которое употреблено в переносном значении.

 Вода может быть хрустальной?

Вы полнив третье задание к какому выводу мы с вами пришли?

 Им.прил

Да

слушают

Да

Выполняют

ИМЕНА ПРИЛ.ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, ОБОЗН. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА И ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКОЙ….

связь

Имена прилагательные делают нашу речь богатой, яркой, красивой.

Прилагательное с греческого означает эпитеты

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Первичное закрепление

Цель: Закрепить полученные знания

Много поэтов восхваляют красоту Байкала. Сейчас я вам предлагаю самим попробовать побыть в роли сочинителей.

Выполняют в программе wordwoll

6. Вторичное закрепление

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Подведение итогов (самооценка)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

10.Рефлексия деятельности.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности

11.Оценивание детей учителем.

12. Домашняя работа.

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;



Предварительный просмотр:

Проективная рисуночная методика «Кактус»

Педагог-психолог часто анализирует личностные особенности и значимые отношения детей, в том числе детско-родительские. Дошкольники не способны к самоотчету и длительному диалогу с диагностом, если он не носит игрового характера. Они еще не могут принимать и соблюдать формализованные требования, что делает невозможной стандартизованную психодиагностику. Поэтому основное значение в диагностической работе с дошкольниками имеют направленные на качественный анализ личностной сферы методы наблюдения и расспроса, а также проективные методики с простой инструкцией, например
«Кактус» М.А. Панфиловой.

Процедура диагностики

Предложите ребенку лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй кактус». Если ребенок будет задавать уточняющие вопросы: «Какой?», «Где нарисовать?», «Можно ли раскрасить?», «Надо ли рисовать колючки?», «Можно ли нарисовать что-то еще?», ответьте: «Как хочешь». Во время рисования не делайте никаких критических замечаний и не подсказывайте.

После того, как ребенок завершит рисунок, попросите его ответить на вопросы:

• Он сильно колется?
• Его можно потрогать?
• Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
• Если растет с соседом, то какое это растение?
• Когда кактус подрастет, то как он изменится?
• Этот кактус домашний или дикий?
• Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

Можно задать и другие любые вопросы, относящиеся к рисунку. Ответы ребенка имеют такое же диагностическое значение, как и рисунок.

Критерии интерпретации рисунка

Примеры рисунков дошкольников и их интерпретация.

Интерпретации подлежат:

• ключевые объекты;
• пространственное расположение и цветовая гамма;
• словесное описание рисунка.

Кактус символизирует автора рисунка: степень колючести и будущие изменения – агрессивность ребенка и его представления о своем будущем; горшок, местонахождение кактуса и уход за ним – характер опеки и отношений в семье.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

Если ребенок выполнил несколько рисунков, изображающих кактус, интерпретируйте все, но особенное внимание уделите первому. Повторное рисование, исправления, перерисовывания указывают на переживание ребенком интенсивной тревоги.

Ключевые объекты

При анализе кактуса обратите внимание на его расположение, размер и отдельные детали.

Размер кактуса указывает на представление ребенка о собственной значимости, его самоценность. Изображение крупного кактуса от 1/2 до 2/3 листа свойственно уверенным детям с благополучным самоотношением и является нормальным. Кактусы более 2/3 листа, во весь лист и даже не поместившиеся целиком на листе указывают на стремление ребенка доминировать. Также они характерны для агрессивных детей и детей, которые находятся в отношениях острой сиблинговой конкуренции. Это общая закономерность анализа детского рисунка: чем крупнее рисунок, тем сильнее выражено у испытуемого стремление к лидерству и доминированию.

Рисунки менее 1/2 листа, особенно в сочетании со смещением рисунка в нижнюю часть листа, слабым нажимом и тонкой линией рисунка, указывают на неуверенность, робость, переживаемую низкую самооценку. Скрытные, осторожные, робкие испытуемые используют в изображении кактуса зигзаги. Многочисленные исправления, перерисовывания, паузы перед рисованием, обведения, штриховки указывают на тревожность.

Колючки кактуса – символ агрессивности. Чем крупнее, чаще и острее изображенные иголки, тем выше уровень агрессивности испытуемого. Об этом свидетельствует описание кактуса как очень колючего, который не допускает прикосновений. Если иголки на кактусе неострые – слишком тоненькие, короткие, напоминающие скорее пух, чем защитные иголки, то можно предполагать наличие у испытуемого трудностей с прямым проявлением агрессии. То есть ребенок испытывает агрессию, но выражать ее не умеет.

Цветы и отростки на кактусе, декорированный узором горшок указывают на демонстративность.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

Интерпретируя рисунок, представьте изображенный кактус ожившим: какие эмоции он вызывает, приятен ли он, ухожен ли, какое общее впечатление создает.

Пространственное расположение и цветовая гамма

Пространственное расположение рисунка и его цветовую гамму анализируйте традиционным образом.

Смещение рисунка от центра влево – указатель ориентации на прошлое; вправо – на будущее. Верхняяи нижняя части листа символизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя – с семьей.

Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка. Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний (например, в прошлом). Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка – на это указывают штриховки, перерисовывания, определенные цвета.

Цвета, использованные ребенком, дают некоторые сведения о его эмоциональности:

• красный – напор, страстность, демонстративность, агрессия;
• оранжевый – чувство небезопасности;
• желтый – оптимизм, инфантильность (один из предпочитаемых цветов, что для дошкольного возраста естественно);
• зеленый – уравновешенность;
• синий – «мужские» черты характера: независимость, самоконтроль, рациональность;
• фиолетовый – тревога, тяга к мистике;
• черный – протест, пессимизм, усталость.

Одноцветные рисунки – показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.

Невозможное в реальности использование цвета, например черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

Чтобы вынести окончательное суждение об эмоциональном состоянии ребенка, недостаточно опираться только на использованные в рисунке цвета. Обследование должно носить комплексный характер, сочетать несколько видов методик.

Словесное описание кактуса

Дополнит диагностические сведения беседа с ребенком, в которой вы получите описание кактуса, задав следующие вопросы.

«Сильно ли колется кактус и можно ли его потрогать?» Ответы на эти вопросы показывают, насколько ребенок доступен для контакта. Чем сложнее прикоснуться к кактусу, тем труднее доступ к взаимодействию с ребенком, тем более естественным и безопасным для себя он считает дистанцирование от окружающих.

Бывают такие варианты ответов: «потрогать кактус может только мама» – т. е. ребенок готов к доверительному контакту только с мамой; «кактус никто не трогает» – это может указывать на то, что ребенок переживает отсутствие интереса окружающих к его жизни, испытывает чувство заброшенности.

«Один ли растет кактус или у него есть соседи?» Соседи кактуса – значимые близкие люди, чаще всего – сиблинги. Описание соседей может дать информацию об отношении ребенка к членам семьи:

  • чувствует ли он сходство с ними – кактус и соседи похожи;
  • дают ли они ему что-то положительное – общаются, не дают скучать, защищают от чего-то;
  • наносят ли они ему вред – отвлекают от него внимание ухаживающего человека, загораживают от солнца, обижают.

«Как кактус изменится, когда вырастет?» Ответ на этот вопрос отражает представления ребенка о своем будущем. Нормальным, благополучным вариантом считается представление о прогрессе: кактус станет больше, сильнее, расцветет; у него могут появиться друзья или детеныши, улучшится среда обитания
и т. п. Это естественные детские представления о развитии, сопровождающемся увеличением радости, компетентности, счастья.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

Ответ, который содержит частично или полностью негативный прогноз – кактус погибнет, заболеет, останется один и т. п., – говорит о более или менее выраженном катастрофическом видении собственных жизненных обстоятельств и предстоящих изменений. С таким ребенком необходимо провести дополнительную работу.

Настораживающим является и ответ «не знаю» – он может указывать на переживание тревоги в отношении будущего, но может быть и формой отказа ребенка от задания.

«Дикий или домашний кактус? Есть ли кто-то ухаживающий за ним? Как кактус относится к уходу за собой?» Ответы на эти вопросы дают информацию о том, как ребенок воспринимает детско-родительские отношения.

Домашний кактус изображают дети, осознающие свою включенность в семью и заботу взрослых о себе. Дикие кактусы рисуют те, кто не чувствует достаточной адекватной возрасту опеки и заботы.

Чем более реалистично и конкретно описано существо, которое заботится о кактусе, тем понятнее и очевиднее для ребенка семейные роли. В благополучном варианте ребенок описывает некоторого хозяина (любое существо), который оказывает необходимую кактусу заботу постоянно и внимательно, а кактус рад этой заботе и не испытывает никаких негативных ответных чувств. Это означает, что ребенок твердо убежден в наличии и естественности постоянного ухода родителя за собой. Если в рассказе о кактусе нет кого-то, кто дает такую заботу, или уход за кактусом происходит время от времени то одним, то другим существом, то он ее не чувствует или считает непостоянной и недостаточной. Отследите данный момент в изображении горшка.

Горшок, в котором растет кактус, символизирует опеку в детско-родительских отношениях. Кактус, изображенный без горшка, растущим в дикой природе, свидетельствует о переживании одиночества в отношениях с близкими, нехватке опеки и домашнего тепла. Кактусы в огромных горшках – гиперопекаемые дети. Адекватное, приближенное к бытовому соотношение размеров горшка и кактуса указывает на соответствующий потребностям и особенностям ребенка уровень родительской опеки.

Множество деталей на горшке выдает тревожность, связанную со способами проявления заботы в семье. Цвет горшка сигнализирует о детских чувствах, испытываемых в отношениях с родителями.

Интерпретация рисунков

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/mifo82.jpg

Рисунок 1

Испытуемый – мальчик, 6 лет, старший из троих детей в семье.

Из беседы с ребенком. Три кактуса – три братика – живут в оранжерее со своими родителями, дядей и тетей – деревьями. Им нравится, как за ними ухаживают. У них есть колючки, но колют они только тех, кто их обижает. Они будут расти и становиться еще лучше.

Интерпретация. Уровень опеки воспринимается как достаточный (горшки у всех кактусов), условия благополучные (оранжерея). Агрессия невысокая, возникает ситуативно. Есть черты демонстративности (цветы). Несмотря на соответствие числа изображенных растений реальному количеству родственников, ежедневно участвующих в воспитании детей, можно предполагать тревожность (увеличение количества изображенных объектов в сравнении с заданием).

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/xsltpp.jpg

Рисунок 2

Испытуемый – девочка, 6 лет, младшая из двоих детей в семье.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий. Его никто не трогает. Он растет в горшке. За ним ухаживают. Другие цветы любят больше, чем его. Там есть и другие цветы, красивые. Я не знаю, что будет, когда он вырастет.

Интерпретация. Признаки тревожности (штриховка, рамочка вокруг рисунка), агрессивность (колючки, описание). Сиблинговая конкуренция, восприятие себя как менее любимого ребенка (сравнение с другими цветами). Уровень опеки достаточный.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/dvpbpd.jpg

Рисунок 3 

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/h06usi.jpg

Рисунок 4

Оба рисунка принадлежат детям 6-летнего возраста, оба – единственные в семье.

Описание рисунка сходное: колючий кактус, трогать его нельзя – он уколет. Растет в горшке, но кто за ним ухаживает, авторы рисунков сказать не могли. Соседей у кактуса нет.

Интерпретация. Дети с выраженной эмоциональной проблематикой: тревогой, связанной с детско-родительскими отношениями (характер штриховки горшка и кактуса, описание ухода) и агрессивностью, препятствующей благополучному контакту с окружающими (колючки, невозможность прикосновения, отсутствие соседей и понятного ухода). Признаки гиперопеки (крупные горшки).

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/622oi-.jpg

Рисунок 5

Испытуемый – мальчик, 6 лет.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий, но его можно трогать. Он никого не колет. За ним ухаживает мама, ему это нравится. Он растет у нее в комнате, и всегда будет там расти. Там есть другие цветы, они все дружат.

Интерпретация. Уровень опеки высокий (крупный горшок), но воспринимается ребенком как адекватный и достаточный. Контакту со взрослыми и ровесниками открыт (можно прикоснуться, есть дружелюбные соседи). Особенная привязанность к матери. Агрессивен (колючки).

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/p9iroi.jpg

Рисунок 6

Испытуемый – девочка, 6 лет, единственный ребенок в семье.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий и красивый, растет в музее, потому что только там есть красные кактусы. Его можно трогать, но не всем. Некоторых он сильно колет. За ним хорошо ухаживают. Он всегда будет красным, а взрослым он зацветет.

Интерпретация. Склонность к гиперопеке, потребность в четких границах между родителем и ребенком (рамочка на горшке). Агрессивность (колючки, уколы некоторых людей). Избирательность контактов с людьми. Представление о собственной уникальности (единственный кактус, музейный экспонат). Склонность доминировать (размеры). Вероятны неадекватные эмоциональные реакции (цвет кактуса).



Предварительный просмотр:

Анкета по выявлению уровня воспитанности

Анкета ученика (цы)_________ класса___________________________________________

1

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

2

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

3

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

4

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

5

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

6

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

7

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

8

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

9

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

10

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

 

“0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 4-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

“0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2+1)/10

До 0,5 – низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

 

  1. Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны;
  2. Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция;
  3. Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна;
  4. Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

        

Школьная научно-практическая конференция

«Первые шаги-2021»

Номинация: «Исследовательская работа по литературе»

Тема: «Почерк как отражение характера»

                                                                      Автор: Самбуева Ксения Семёновна

        

                        Руководитель:

                                                                Гомбоева М.Г

                                                                           

        

Оглавление:

  1. Введение. …………………………………………………………………….…3      

II. Теоритическая часть.  

  1. Наука Графология………….. ………………………………………………..…4
  2. Характеристика почерка………………………………………………………..4

  III. Практическая часть

       1. Опрос…………………………………………………………………………..…....5

2. Графологический анализ тетрадей……………………….………………….…5

  IV. Заключение …………………………………………………………………….…....8

  V. Cписок использованной литературы.…………………………………..…….......8

  1. Введение:

Актуальность

           Я выбрала эту тему потому, что считаю её нужной и интересной как для взрослых, так и для детей. Мы часто слышим на уроках, как наша учительница делает замечания нам по поводу плохого почерка. В 1 классе нас всех учили одинаково, чтобы мы писали буквы аккуратно, как на доске и в прописи. А сейчас почерки у всех разные.  Мы замечаем сами, что почерк из года в год изменяется. От чего это зависит? К примеру, мой папа, уже став взрослым, имея своих детей, ему всегда стыдно за свой почерк. А всё потому, что в детстве он не хотел писать палочки и считал, что писать скучно. Ах, как хочется теперь папе писать красиво, чисто, хорошим почерком! Как хочется ему правильно держать ручку! Как жалеет он, что плохо писал палочки! Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.

        Проблема: Можно ли изменить почерк?

 Объект исследования: наука Графология

 Предмет исследования: почерк.

  Цели: 

  1. Найти способы улучшения почерка.
  2. Выяснить, как по почерку определить характер человека.

Задачи:

  1. Использовать справочную литературу по данной теме.
  2. Провести опрос среди неаккуратно пишущих учащихся.
  3. Провести графологический анализ своих тетрадей.

Методы исследования:

1.Теоретический (сбор информации, работа с Интернетом, энциклопедиями)

2.Практический (наблюдение, анкетирование).

Гипотеза:

       Я предположила, что почерк может рассказать о характере своего хозяина. Изменить почерк можно.

II. Основная часть.

1. Наука Графология

        В Интернете я узнала много нового и интересного о почерке. Оказывается, существует даже целая наука о почерке – Графология.

Графология – это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

     Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека. Учёные – графологи доказали, что примерно к 8 годам начинает формироваться почерк, окончательно он формируется к 20 годам. В течение всей жизни почерк может меняться. Ещё известно, что почерк и характер человека могут передаваться по наследству, и можно увидеть, что почерк ребёнка похож на почерк одного из родителей.

2. Характеристика почерка

         Когда ученик испытывает определённое настроение, волнения или другие эмоции, он пишет с более сильным нажимом. Если же человек пишет в большей степени разными почерками, или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека.  

         Оказывается, почерк может многое рассказать о человеке. Психологи утверждают, что благодаря графологии, науке о почерке, можно определить пол, возраст, характер человека, а также его настроение и душевное состояние. Науку о почерке широко применяют и в криминалистике: порой преступника выдает его манера написания слов.

Если вы хотите больше узнать о человеке, обратите внимание на то, как он пишет. Расшифровка личности по почерку происходит в несколько этапов. Возьмите любую вашу тетрадь, в который вы писали от руки и давайте узнаем, что почерк может сказать о вас.

III. Практическая часть.

1. Опрос в классе. Диагностика почерка.

Сначала я провела опрос в классе у неаккуратно пишущих детей.

     1.  Почему ты неаккуратно пишешь? Ответы:

-торопился

-не старался

-не получается.

Из 6 учащихся ответили «торопился» - 4 человека, «не старался» - 1 человек, «не получается»- 1 человек.

  1. Что нужно сделать, чтобы писать красиво?

Большинство ребят считают, что нужно стараться, писать медленнее.

Приложение 1

       После проведённого опроса в начале учебного года, мы с классным руководителем решили, что детям, которые пишут неаккуратно, необходимо дополнительно давать тренажёры для письма. Ежедневно мы проводили анализ и оценку, следили за тем, чтобы ребята выполняли все необходимые задания дома. После истечения времени, мы провели диагностику почерка у детей.

Приложение 2

     Следует отметить, что после проведённых занятий, дети начали писать очень быстро, красиво и аккуратно, буквы стали округлыми, ровными.

     Но сколько бы прописей мы не прописывали, почерк у каждого остаётся свой, ни с кем не сравнимый. Тогда мне стало интересно узнать, возможно ли по почерку узнать характер человека.

2. ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВОИХ ТЕТРАДЕЙ

   Изучив и проанализировав информацию, я составила таблицу, по характеристике почерка. По ней я и провела исследование своего почерка. Попутно, характеристику почерка я буду оценивать в баллах. Этот тест мы взяли из Учебно-методического  пособия «ГРАФОЛОГИЯ:    ХАРАКТЕР ПО ПОЧЕРКУ». Предлагаю вам, тоже проанализировать свой почерк.

Размер букв: очень маленький - 3 балла; просто маленькие - 7; средние - 11; крупный - 20.

Наклон букв: левый наклон - 2 балла; легкий наклон влево - 5; правый наклон - 14; резкий наклон вправо-6;прямое написание-10.

Форма букв: округлые - 9 баллов; бесформенные - 10; угловатые - 19.Направление почерка: строчки «ползут» вверх - 16 баллов; строчки прямые - 12; строчки «сползают»вниз-1.

Интенсивность (имеется в виду «размашистость» почерка и сила нажима): легкая - 8 баллов; средняя - 15; очень сильная - 21.
Характер написания слов: склонность к соединению букв в слове - 11 баллов; склонность к отделению букв друг от друга - 18; смешанный стиль (и то и другое) - 15.

Общая оценка: почерк старательный, буквы выведены аккуратно - 13 баллов; почерк неровный, слова то четки, то читаются с трудом - 9; буквы написаны кое-как, почерк небрежный, неразборчивый - 4.

 Подведем итоги:

38-51 балл. Такой почерк наблюдается у людей со слабым здоровьем, у тех, кому далеко за 80.

52-63. Так пишут несмелые, робкие, пассивные, флегматичные.

64-75. Этот почерк принадлежит человеку нерешительному, мягкому, кроткому, с утонченными манерами. Такие люди часто немного наивны, но не лишены чувства собственного достоинства.

76-87. Такой почерк характерен для человека прямодушного и откровенного, общительного и впечатлительного, как правило, хорошего семьянина.

88-98. Достигший такой суммы баллов отличается честностью и добропорядочностью, имеет сильную, устойчивую психику, отважен, полон инициативы и решительности, смекалист.

99-100. Это - индивидуалисты. Люди вспыльчивые и обладающие острым и быстрым умом. Обычно независимы в суждениях и поступках.

C:\Users\Татьяна\Desktop\нпк\почерк\P1070745.JPGC:\Users\Татьяна\Desktop\нпк\почерк\P1070750.JPGC:\Users\Татьяна\Desktop\нпк\почерк\P1070751.JPG

Размер и расположение букв. Это первое на что следует обратить внимание. Мелкий почерк может говорить о человеке рационального склада ума. Крупный почерк – знак открытости, наивности, мягкости и честности. Если буквы в словах сильно сжаты, то это означает, что человек консервативен и практичен. Почерк размашистый выдает человека предприимчивого и находчивого. Мой почерк крупный.  Знак открытости, наивности, мягкости и честности.

Размер и расположение букв 

Мелкий почерк

Крупный почерк

Буквы сильно сжаты

Почерк размашистый

Человек рационального склада ума.

Знак открытости, наивности, мягкости и честности. (20б)

Практичный человек.

 Человек предприимчивый и находчивый.

Степень наклона букв это второе, на что психологи советуют обратить внимание. Посмотрим на наклон моих букв. Как вы видите, он вперёд. Следовательно, я, тёплая, дружелюбная, эмоциональная  натура.

Наклон

Вперёд

Небольшой наклон назад

Сильный наклон назад

Вертикальные

Различные направления

Тёплая, дружелюбная, эмоциональная  натура. (14б)

Человек ставит свои интересы выше общественных.

Человек не приемлет другие точки зрения.

Упрямство и непоколебимость.

Человек подвержен резким сменам настроения.

Направления строк может рассказать много информации о характере и мышлении человека. Когда лист, на котором пишет человек, не разлинован (не имеет ни клеточек, ни линий), строки, написанные от руки, не бывают идеально горизонтальными. Теперь обратите внимание на мою строку. Она идёт вниз.  Человек во всем привык видеть только плохое. Он недооценивает свои  способности и намеренно принижает себя перед другими.

Я не совсем с этим согласна. Я,  скорее всего, оптимист.

Строка

Идёт вверх

Идёт вниз

То вверх, то вниз

Идёт прямо

Неровные, волнообразные строки

Оптимист (жизнелюб). Завышенная самооценка. 

Человек во всем привык видеть только плохое. Он недооценивает свои способности и намеренно принижает себя перед другими. (1б)

Непостоянство и легкомысленность.

Признак объективности и рассудительности.

Признак хитрости и, возможно, отсутствия совести.

Теперь посмотрим на форму букв. Я думаю, что это смесь угловатых и округлённых. Человек любит удовольствия, комфорт и роскошь.

Форма букв

Округлённые, мелкие

Округлённые, крупные

Угловатые, мелкие

Угловатые, крупные

Смесь угловатых и округлённых

Человек склонен к сотрудничеству.

Человек не склонен к самоутверждению.

Ум специалиста, терпеливость.

Напористая, честолюбивая натура.

Человек любит удовольствия, комфорт и роскошь.

(19б)

Теперь обращаю ваше внимание на нажим. Как видите, он лёгкий.  Романтичные, очень чувствительные натуры. Такие личности, возможно, — мечтатели. Они отличаются ответственностью и аккуратностью. Неторопливы, в деле стараются ошибок не допускать. Из недостатков – слабовольность.

Нажим

Сильный

Лёгкий

Бледные буквы

Признак силы воли и усидчивости 

Романтичные, очень чувствительные натуры. (8б)

Свойственны слабовольному человеку.

Соединение букв в словах  слитные.  Это означает, что у человека логический ум, вдумчивый анализ.

Соединение букв в словах

Раздельные

Слитные

Сочетание того и другого

Человек полагается на интуицию.

Логический ум, вдумчивый анализ. (11б)

Человек обладает и логикой, и интуицией.

Общая оценка почерка - почерк старательный, буквы выведены аккуратно - 13 баллов.

Подведем итоги:   86баллов - Такой почерк характерен для человека прямодушного и откровенного, общительного и впечатлительного

        Хочу поделиться ещё некоторыми сведениями о почерках. Размер почерка говорит об общительности человека. Так, обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Это относится и ко мне.  Мелкий же почерк указывает на замкнутость и скрытность. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. У нас в классе есть такие учащиеся.  Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с веселым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Поэтому обладателям неразборчивого почерка нужно посоветовать проверить свои нервы.  Почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Например, когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно.

Заключение:

        Я проанализировала теоретические работы и самостоятельно исследовала свой почерк и пришла к следующим выводам:

1. Основы почерка закладываются в детстве.

2. На чёткость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.

3. У каждого человека свой почерк, который характерен только для него.

4. Большинство учеников моего класса считают свой почерк разборчивым и хотели бы, чтобы он стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написании текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно. Красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нём веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, даёт положительный психологический заряд своей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.

Итог: Таким образом, мои предположения оправдались. Почерк раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерк и характер человека могут передаваться по наследству.

 Изменить почерк можно. Работая над плохим почерком, ученик воспитывает в себе следующие черты характера: трудолюбие, терпение, собранность, аккуратность.

 

5. Список литературы

        1.Дороти Сара. Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера. –М,: Вече, АСТ, 1998.-160с.(« Познай себя »).

2.Дудаева Е. Как исправить почерк.

3. Интернет ресурсы. Учебно-методическое пособие ГРАФОЛОГИЯ: ХАРАКТЕР ПО ПОЧЕРКУ Санкт-Петербург 2006 Кравченко В. И.

Приложение 1

        Приложение 2

Почерк     До

        Почерк   После

G:\письмо\изображение_viber_2021-11-17_13-59-35-540.jpg                                 G:\письмо\изображение_viber_2021-11-17_13-59-35-995.jpg

G:\письмо\изображение_viber_2021-11-17_13-59-35-801.jpg                               G:\письмо\изображение_viber_2021-11-17_13-59-35-496.jpg

G:\письмо\изображение_viber_2021-11-17_13-59-35-725.jpg                                  G:\письмо\изображение_viber_2021-11-17_13-59-35-572.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....