"Система работы учителя начальных классовс родителями как основа успешного развития ребенка"
методическая разработка (2 класс)

Выступление на МО учителей начальных классов на тему :"Система работы учителя начальных классовс родителями как основа успешного развития ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы учителя начальных классов с родителями как основа успешного развития личности ребенка»

Одним из важных направлений в деятельности учителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а наша задача помочь и подсказать им.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». А работа с родителями, которые воспитывают детей с особенностями в развитии – это вдвойне сложная задача.

Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.

Мой класс не 12 детей, а 12 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько мне удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.

  • Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
  • Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
  • Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
  • В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.

И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.

Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

При организации работы с семьями учащихся коррекционной школы нужно обязательно учитывать:

  • психофизические особенности учащихся:
  • их положение в семье;
  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;
  • удаленность места жительства семей от школы.

В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями детей нашей школы является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.

Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями.

Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Приходя в семью ученика, мы знакомимся с условиями, в которых протекает его домашняя жизнь, узнаем, кем и где работают члены семьи, чем интересуются, как любят проводить, время, какой в семье достаток.

В процессе проведения работы с родителями, необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.

Консультации, беседы. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе учителя.

Индивидуальное общение, как правило, результативно.

Переписка с родителями - письменная бумажная или через электронную почту форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель. Целью, которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе урока знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.Демонстрация родителям фото фрагментов праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

Групповые и коллективные формы взаимодействия с родителями.

1. Родительские практикумы.

#1056;одительское собрание.Одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей. Она формирует родительское общественное мнение, родительский коллектив.

3. Большое значение имеют совместные с родителями досуговые мероприятия. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.
Уже традиционными в нашей школе стали праздник, посвященный Дню матери. Совместные общешкольные досуговые мероприятия— это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. С помощью организации таких мероприятий можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Досуговые мероприятия сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Помимо родительских собраний, бесед, досуговых мероприятий в нашей школе для родителей использую наглядные формы информации, такие как стенды, информационные уголки ,памятки. Это очень удобно, так как родители при желании могут найти интересующий их материал.
Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями встречаются и трудности, основные из которых:

  • отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
  • невыполнение родителями требований учителя,
  • низкий уровень педагогической просвещенности родителей.
  • педагогическая необразованность родителей;
  • а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».

Помочь семье в воспитании ребенка и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота - сделать так, чтобы семья положительно влияла на обучающегося. А это не простое дело, требующее много сил, времени и терпения. Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет. И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется пожелать педагогам успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".

Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....

Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны

Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....

Система работы учителя начальных классов с родителями

Информация, которая будет интересна классным руководителям любого класса....

Система работы учителя начальных классов по развитию одаренности младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов.Представленный материал является обобщением системы методов и приемов по развитию одаренности младших школьников...