Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс)

Я и мир вокруг

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

(Тюменская область)

Г. НИЖНЕВАТОВСК

Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО-Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями № 2»

СОГЛАСОВАНО:

Методическим объединением

Протокол № 1 от ________2022г.

Педагогическим советом

Протокол №1 от _________2022г.

 УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «НВШООВЗ №2»

 _____________Мальцева О.П.

Рабочая программа

«Я и мир вокруг»

в рамках реализации социального направления

внеурочной деятельности

 4 Г класса (вариант 8.4)

на 2022-2023 учебный год

Ф.И.О. педагога: Пудовкина Е.Б.

г. Нижневартовск

2022год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Я и мир вокруг" разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г. (с изменениями №734 от 17.07.2015г).
  2.  Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
  3.  Адаптированной основной общеобразовательной программы Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, вариант 8.4.
  4. Учебного плана Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» на 2022-2023 уч.год;
  5. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) № ВК – 452/07 от 11.03.2016г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель курса « Я и мир вокруг» :

формирование представлений об окружающем мире,  о человеке и его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи:

- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;

- формирование временных представлений;

- формирование представлений о растительном и животном мире;

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- расширение представления детей о правилах поведения в обществе;

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Формы проведения занятий различны - предусмотрены  как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание,  так и практические  виды занятий -  рисование, лепка,  ролевые игры, инсценировки, презентации, экскурсии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА

Актуальность программы  «Я и мир вокруг» связана с тем, что обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем природном и  социальном мирах и умений ориентироваться в них, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа курса позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие окружающей социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Описание места курса «Я и мир вокруг» в рамках внеурочной деятельности

В соответствии с образовательной программой в 4 классе – 34 часа в год.

Занятия проводятся  1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут.

Данная программа внеурочной деятельности  обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития учащихся с РАС и умеренной, и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР , для которых характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.

Предметные результаты:

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
  • интерес к объектам и явлениям неживой природы;
  • расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля)
  • представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
  • умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
  • интерес к объектам живой природы;
  • расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия  «дикие» - «домашние» и др.);
  • опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
  • умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
  1. Элементарные представления о течении времени:
  • умение различать части суток, дни недели, времена года;
  • представления о течении времени: смена событий дня, суток.

4)        Представления о мире, созданном руками человека:

  • интерес к объектам, созданным человеком;
  • представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
  • умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

5)  Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей:

  • представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, врач, повар, водитель и т.д.);
  • представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.

6)    Развитие межличностных и групповых отношений:

  • представление о дружбе, товарищах, сверстниках:
  • умение находить друзей на основе личных симпатий:
  • умение сопереживать, сочувствовать;
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах доступной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "Я и мир вокруг"

   Данный курс является важным в воспитании и обучении младших школьников с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе, об окружающем природном и социальных  мирах  недостаточно сформированы. При изучении курса "Я и мир вокруг" формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Данный курс построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности;

- в программе предлагается  максимально доступный  материал. Для обучения характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

- дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В ходе организации и проведения занятий  необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся  работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Программа структурируется в виде тематических разделов : «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления»,  «Я- в школе», «Мир людей», «Безопасность дома и на улице».

Растительный мир. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями, формирование представлений о разнообразии растений.

Чтение литературных произведений и загадок о растениях.

Животный мир, птицы, насекомые. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за  птицами (воробей, ворона, синица). Беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц, насекомых. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.

Чтение учителем литературных произведений о домашних животных, птицах, насекомых (потешки, стихи, короткие рассказы).

 Объекты неживой природы.

Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы.

Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).

В   имитационных   играх,  этюдах,   пантомимах   уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

Чтение обучающимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о  явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение обучающихся в доступные народные игры.

Временные представления. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Я в школе. Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице, в столовой и др. Продолжение знакомства обучающихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование желания обучающихся называть взрослых по именам и отчествам (именам).

Совместные игры обучающихся (парные игры) на полоролевую идентификацию.

Вовлечение обучающихся в праздники и побуждение их к общению с окружающими в различных ситуациях на празднике.

Мир людей. Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых обучающиеся знакомятся с профессиями. Побуждение обучающихся к ситуативному общению друг с другом.

Безопасность дома и на улице.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Правила обеспечения безопасности дорожного движения.

Правила безопасного поведения на воде.

Правила безопасного поведения в быту.

Материально-технические условия

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации рабочей программы внеурочной деятельности для обучающихся для обучающихся с  РАС и умеренной, и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 г.

СанПиН 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» № 16 от 30.06.2020 г.

Учебно- методическое обеспечение программы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  2. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – СПб., ЦДК проф. Баряевой,2011.
  3. Учебник: Н.Б. Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Живой мир 1 класс, М.: «Просвещение»,  2012.
  4. Учебник: Н.Б. Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Живой мир 2 класс, М.: «Просвещение»,  2012.

Материально - техническое обеспечение

  1. Мультимедиа, аудио и видеоматериалы;
  2. Дидактический материал;
  3. Наглядный материал;
  4. Муляжи;
  5. Настольные игры.

Список литературы

  1. Боровская И. К. Я в безопасности: пособие для детей старшего дошкольного возраста и детей, имеющих трудности в обучении. Минск, 2005.
  2. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя. М., 2001.
  3. Ковалец И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: пособие для учителя-дефектолога. М., 2007.
  4. Ковалец И. В. Четыре времени года: пособие для детей старшего дошкольного возраста и детей, имеющих трудности в обучении. Минск, 2005.
  5. Шевченко С.Г.: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР.-М.: Школьная пресса, 2005. 

Электронный ресурс:  сайт детский презентаций  http://viki.rdf.ru/

Календарно-тематическое планирование

4  класс

Наименование раздела, темы

Основные виды деятельности уч-ся

Дата проведения

план

факт

1 четверть

1

В гости к осени. Экскурсия  в  природу.

познавательная деятельность

07.09

07.09

2

Осенний калейдоскоп.

познавательная деятельность

14.09

14.09

3

Волшебный мир деревьев.

познавательная деятельность

21.09

21.09

4

 Экологический театр.

познавательная деятельность,

игровая деятельность.

28.09

28.09

5

 Уход за комнатными растениями.

познавательная и игровая деятельность

05.10

05.10

6

 Творческая работа «Лес чудес».

игровая деятельность, познавательная деятельность

12.10

12.10

7

 Экологическое лото.

игровая деятельность, познавательная деятельность

19.10

19.10

8

 В гостях у лесных жителей.

игровая деятельность, познавательная деятельность

26.10

26.10

2 четверть

9

 Птицы нашего края.

познавательная деятельность

09.11

09.11

10

 Мой питомец.

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

16.11

16.11

11

 Игра «Угадай животное по описанию».

игровая деятельность познавательная деятельность

23.11

23.11

12

 Акция «Покорми птиц зимой».

игровая деятельность познавательная деятельность

30.11

30.11

13

В гости к зиме. Экскурсия в природу.

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

07.12

07.12

14

Зимушка-зима.

познавательная деятельность, игровая деятельность,

14.12

14.12

15

 Времена года.

познавательная деятельность

21.12

21.12

16

Дни недели.

познавательная деятельность

28.12

28.12

3 четверть

17

Время и часы.

познавательная деятельность

11.01

11.01

18

Игра «Когда это бывает».

познавательная деятельность

18.01

18.01

19

Правила поведения в школе.

познавательная деятельность

25.01

25.01

20

Что такое хорошо, что такое плохо.

познавательная деятельность

01.02

01.02

21

Вместе весело играть.

познавательная деятельность

08.02

08.02

22

Забор желаний.

познавательная деятельность

15.02

15.02

23

 Трудовой десант.

познавательная деятельность

22.02

22.02

24

В гости к весне. Экскурсия в природу.

познавательная деятельность

01.03

01.03

25

 Коллаж «Весенние забавы».

познавательная деятельность

15.03

15.03

26

 Профессия воспитатель.

познавательная деятельность

22.03

22.03

27

 Профессия пожарный.

познавательная деятельность

05.04

05.04

28

Профессия полицейский.

познавательная деятельность

12.04

12.04

29

Все профессии важны, все профессии нужны.

познавательная деятельность

19.04

19.04

30

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.

познавательная деятельность

26.04

26.04

31

Опасности у тебя дома. Электроприборы.

познавательная деятельность

03.05

03.05

32

Транспорт и правила безопасности на улицах и дорогах.

познавательная деятельность

10.05

10.05

33

Игра «Дорожный калейдоскоп».

познавательная деятельность

17.05

17.05

34

Игра викторина «Что? Где? Когда?»

познавательная деятельность

24.05

24.05

Всего за год : 34 часа

По плану: 34 ч.

Проведено: 34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...