Словесный калейдоскоп
план-конспект

Коваленко Галина Юрьевна

На мероприятии были созданы условия для развития интеллектуальных способностей учащихся через игровые упражнения со словами, буквами, пословицами, крылатыми выражениями путем комбинирования слов по определенному правилу, расшифровки, отгадывания и превращения слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №5»

Внеклассное мероприятие:

 «Словесный калейдоскоп»

Составитель: Коваленко Галина Юрьевна,

воспитатель группы продленного дня


ЦЕЛИ: создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся через игровые упражнения со словами, буквами, пословицами, крылатыми выражениями путем комбинирования слов по определенному правилу, расшифровки, отгадывания и превращения слов.

Ход мероприятия: 

Ученик 1:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ученик 2:

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Ученик 3:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Ученик 4:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!

Ученик 5:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

- Ребята, сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

-А в чем богатство русского языка, как вы думаете? (В словах)

-Да богат язык словами, их разнообразием, выразительностью неповторимостью и красотой!

«Всему название дано - и зверю, и предмету.

А безымянных в этом мире - нету…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море - в море слов-

Купаться ежечасно!»

А. Шибаев.

- Сегодня я предлагаю игру-соревнование «Словесный калейдоскоп», где будут предложены вашему вниманию всевозможные задания со словами и буквами. В игре примут участие 2 сборные команды.

1 КОНКУРС «НАБОРЩИК»

(командам предлагается слово наборщик и задание, кто больше слов наберет из букв данного слова)

Осадок                                              Колесо

( оса, док, коса, сад, сок, ода…) (кол, лес, село, осел, сок, лесок…)

2 КОНКУРС «СЛОВА-МАТРЕШКИ»

-В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова

Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.

Победа ________________________

Бусы__________________________

Тапочки________________________

Тумбочка_______________________

Удочка_________________________

Рыбак__________________________

Осадки_________________________

Машина________________________

Черёмуха_______________________

Господин_______________________

Дрожь__________________________

Атом___________________________

Трубил__________________________

(приложение 2)

3 задание:

-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

4 КОНКУРС «Угадайте слова»

- Угадайте слова.

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А 
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.

Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш

(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандащ)

5. КОНКУРС «ПОСЛОВИЦА-НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ»

-Русский народ за свою многовековую историю сложил немало пословиц и поговорок, употребление которых в речи делает её яркой, образной и выразительной.

-Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают 
И от беды нас берегут.

Закончи пословицу по ее началу. (Командам по очереди предлагается закончить пословицу)

В гостях хорошо, …(а дома лучше)

Один- за всех …(все- за одного)

Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

Терпение и труд …(все перетрут)

Семь раз отмерь …(один отрежь)

За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)

Поспешишь …- (людей насмешишь)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Не стыдно не знать…………. (стыдно не учиться)

Век живи… (век учись)

6 КОНКУРС «СКОРО СЛОВО МОЛВИТСЯ»

Командам нужно собрать рассыпавшиеся пословицы

Ученье свет, а неученье – тьма.

Семеро одного не ждут.

Шило в мешке не утаишь.

7 КОНКУРС «КРАСНОРЕЧИЕ»

- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Во весь дух (стремительно)

Орать во все горло (громко)

Спать мертвым сном (крепко)

Работать, не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (медленно)

Сделать на скорую руку (наспех)

Вылететь из головы (забыть)

Рукой подать (рядом, близко)

Без году неделя (недавно)

Втирать очки (обманывать)

Хоть пруд пруди (много)

Воды в рот набрать (молчать)

Пропустить мимо ушей (не слышать)

Навострить уши (прислушаться)

Не видно ни зги (темно)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ НАГРАЖДЕНИЕ

-Сегодня вы обогатили знания по языку, потренировали ум и внимание, проявили смекалку. МОЛОД

Победа ________________________

Бусы__________________________

Тапочки________________________

Тумбочка______________________

Удочка_________________________

Рыбак__________________________

Осадки_________________________

Машина________________________

Черёмуха_______________________

Господин_______________________

Дрожь_________________________

Атом___________________________

Трубил__________________________

Победа ________________________

Бусы__________________________

Тапочки________________________

Тумбочка______________________

Удочка_________________________

Рыбак__________________________

Осадки_________________________

Машина________________________

Черёмуха_______________________

Господин_______________________

Дрожь_________________________

Атом___________________________

Трубил__________________________

Брбн-

 стрт-

сткн-

рссд-

 мрк-

 прт-

схр-

крндш-

______________

Брбн-

 стрт-

сткн -

рссд-

 мрк-

 прт-

 схр-

крндш-

Семеро

одного

ждут

Шило

не

мешке

в

не

утаишь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп

Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра-викторина «Словесный калейдоскоп», 3 класс.

Занятие проводится в виде игры-викторины во внеурочной деятельности в 3 классе. Элементы занятия можно использовать на уроках русского языка  со 2 по 4 класс. Учащиеся получают представление по я...

модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп

Конспект урока к  модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...

Логорея (Полифазия, Речевое недержание, Словесная окрошка, Словесный салат)

Логорея (Полифазия, Речевое недержание, Словесная окрошка, Словесный салат)...

Викторина "Музыкальный калейдоскоп" и "Ответы и правила викторины "Музыкальный Калейдоскоп".

Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственн...