Мастер-класс "Из практики наставничества: урок, внеурочное занятие, классный час"
методическая разработка (4 класс)

Медведева Марина Анатольевна

Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках, обновлённых ФГОС НОО и ООО.

Задачи:

1. Трансляция лучших практик педагогов-наставников, обмен знаниями и собственным педагогическим опытом, внедрения новых методов, технологий обучения и воспитания в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.

2. Повышение общих и профессиональных компетенций педагогов, в соответствии с реализацией государственной политики и национальных целей в области образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Когда звонят колокола…»

Форма проведения: гражданский форум, урок-проект

Цель: формирование гражданской позиции, которая должна основываться на знании и уважении истории своей страны, традиций православного колокольного звона; на истинно человеческие ценности и чувство сопереживания; на связь между поколениями как залога поступательного развития Российского государства.

Задачи:

  • привлечение к истокам российской православной и духовной культуры;
  • развитие и распространение традиций православного колокольного звона;
  • формирование общественного мнения о значимости колокольного звона;
  • приобщение детей к историческому и культурному наследию русского народа;
  • обобщение знаний учащихся  об истории Отечества;
  • воспитание любви к историческому прошлому страны и уважительного отношения к православным традициям;
  • развитие умения размышлять и действовать от своего имени и общественного блага;
  • развитие навыков работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • овладение моральными ценностями;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Подготовительная работа:

  • изучение научной и публицистической литературы, периодических изданий, материалов Интернет-ресурсов, раскрывающих роль колоколов в жизни россиян;
  • сбор и обработка фотоматериалов;
  • прослушивание колокольных звонов;
  • разработка и реализация проекта «Когда звонят колокола…»;
  • подготовка презентации «Когда звонят колокола…».

Оборудование: коллекция колокольчиков, книжная выставка, материалы для работы в творческой мастерской.

Ход классного часа

Сценка «История одного колокола»

Бим-бим: Что это за колокола?

Отец-колокол: Это корабельные рынды, сынок. Почти что наши родственники.

Бим-бим: Как бы я хотел быть рындой, тогда бы я плавал по разным странам и много бы всего навидался.

Мама-колокол: Быть церковным колоколом очень почетно.

Бим-бим: Мне уже это наскучило, каждый раз одно и то же. А там, на кораблях, люди танцуют и веселятся. Там жизнь интересней, чем здесь, на колокольне.

Отец-колокол: Как это – одно и то же? Звон у нас все время разный, для каждого случая особый. На большой праздник – малиновый перезвон. На свадьбу – тоже особый звон. Если звонить с душою и сердцем, то это никогда наскучить не может.

Бим-бим: Что ты там видел?

Рында: Чего я только не видал на своем веку, всего и не перескажешь. В стране произошла революция. Храмы закрываются и религия отменяется.

Бим-бим:  Ура! Теперь я смогу стать рындой?

Рында: Конечно, ты теперь можешь стать кем угодно. Теперь каждый честный колокол должен стать рындой.

Отец-колокол: Сын мой, мне больно слышать от тебя такие слова.

Человек 1: Эти самые большие колокола будем сбрасывать прямо с колокольни.

Человек 2: Они так разобьются.

Человек 1: Ну и пусть себе бьются, все равно их отправлять на переплавку.

Матрос: Звук этого колокола очень похож на рынду, пожалуй, возьму я этот колокол на корабль, наша старая рында недавно треснула.

Бим-бим: Раз храм восстанавливают, значит, там будут служить. Интересно, а кто там будет звонить к службе? О! Если только один раз мне дали бы позвонить в храме. Только один раз.

Бом-бом: Ну что, бродяга-романтик, наскитался на воле?

Бим-бим: Братья, сестры! Да как же вы тут, я уже и не надеялся вас увидеть!

Бом-бом: Меня забрали к себе пожарники, и я все эти годы возвещал набатом о пожарах.

Бем-бем: Я проводила время в тишине музейных залов.

Динь: А меня спрятала на чердаке одна верующая старушка. Так я и валялся там в пыли все эти годы. Пока меня не разыскала ее внучка и не снесла сюда, в храм.

Дилинь: Я работала в школе и возвещала своим звоном начало уроков и перемен.

Бем-бем: А теперь, братец, ты расскажешь нам свою историю. Мы уверены, что у тебя есть что рассказать.

Бим-бим: В своих скитаниях я понял твердо одно: нет ничего лучше и краше на всей земле, чем колокольный звон в храме.

Ученик: Правдивая сказка Протоиерея Николая Агафонова про семью церковных колоколов отражает страницы истории нашей страны. Страницы трагические, когда сбрасывали с церквей колокола, разрушали храмы и счастливые, когда эти храмы стали возрождать.

Осуществляя связь времён,
Мы возрождаём наши души!
И пусть невежды и кликуши
Кричат и затыкают уши,
Но слышен колокольный звон!

Классный руководитель: Нашу совместную встречу детей и родителей мы назвали «Когда звонят колокола…», а эпиграф – слова Юрия Васильевича Пухначёва, основателя и первого президента Ассоциации колокольного искусства России: «Звон колокола считается голосом Родины. Он воспевает её силу и красоту, он напоминает о долге перед ней».

Ученик:

Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.

Над Русью бьют колокола
Из дальнего и ближнего,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
Кричат, кричат колокола
По тем, кто гордо выстоял,
Чей стон, чей крик из-за угла
Оборван подлым выстрелом.

Классный руководитель: Перелистывая страницы календаря памятных дат и событий отечественной военной истории, обучающиеся 4 класса напомнят нам о трагических моментах в истории нашей Родины.

Ученик 1

Поля, безмолвные поля,

Поля заветные державы.

Родная русская земля,

Святая русская земля,

Земля и доблести и славы.

Когда орда, в степи пыля,

Вновь заковала Русь в оковы,

Поникли тучные поля,

Смирились гордые поля

И лишь восстало Куликово.

Ученик 2   КУЛИКОВО ПОЛЕ

21 сентября 1380 года. На Куликовском поле объединенное русское войско под предводительством великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича одержала решительную победу над монголо-татарскими войсками хана Мамая. Сошлось до 300 тысяч воинов. Численность войск сторон была приблизительно равной. Благодаря правильному построению боевых порядков, стойкости русских воинов, умелому использованию резерва противник был разгромлен. Потери с обеих сторон составили около 200 тысяч человек убитыми и раненными. Битва имела огромное значение для борьбы русского народа и народов Восточной Европы против нашествия монголо-татарских завоевателей.

Ученик 3

Поля, суровые поля,

Поля победные России.

Родная русская земля,

Святая русская земля,

Ты столько горя выносила.

И вновь грохочет тишина,

Поля огнём объяты снова.

Москва сдана и сожжена,

Но поле есть Бородина,

Как продолженье Куликова.

Ученик 4   БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

8 сентября 1812 года. Состоялось Бородинское сражение с армией Наполеона у села Бородино в 124 км от Москвы. Русская армия насчитывала около 132 тысяч человек и 624 орудия, французская армия – 135 тысяч человек и 587 орудий. В ходе сражения Наполеон не достиг своей главной цели – разгрома армии Кутузова.

Ученик 5

Поля, великие поля,

Поля бесстрашия Отчизны.

Родная русская земля,

Святая русская земля,

Ты знала смерть во имя жизни.

Вставай огромная страна,

Спасай себя от зла и боли.

Идёт священная война,

Чья правота в ней, чья вина -

Рассудит Танковое поле.

Ученик 6    ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ

12 июля 1943 года. В районе Прохоровке произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. Здесь на узкой полосе между рекой Псел и железнодорожной насыпью одновременно с обеих сторон сошлись свыше 1200 танков и самоходных орудий, значительное количество артиллерии, крупные силы авиации. То, что происходило здесь, очевидцы сравнивали с адом: небо померкло от тысяч самолетов, поле стало черным от танков. Грохот артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясали землю. Бронебойные снаряды прошивали броню танков, при этом взрывались находящиеся внутри машин боеприпасы. Горела не только техника, весь верхний слой почвы полыхал алым пламенем, превращаясь в обугленные комья. Бросая горящие машины, танкисты сражались врукопашную. Битва стала коренным перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ученик 7

Поля, бессмертные поля,

Их три навеки у державы.

Родная русская земля,

Святая русская земля,

Земля трагедии и славы...

Три поля России, три поля России,

Как русские гордость, отвага и честь.

Три поля России, три поля России,

Никто нам не страшен, пока они есть.

Ученик 8 Памятник Победы – Звонница, высотой 59 метров, состоит из четырех белокаменных пилонов, которые венчает золотая сфера – символ солнца, исторический символ Русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы России. У основания мраморного барабана расположен золоченный лавровый венок – символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество. 

Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол весом 3,5 тонны. Три раза в час бьет колокол, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй – о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон – память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией. От звонницы проложены три аллеи: дубовая, березовая, липовая – символ единства трех полей ратной славы.

Классный руководитель: Задумчивый голос колоколов звонницы (архитектора Вячеслава Михайловича Клыкова) заставил каждого из нас соприкоснуться с многовековой историей. А проект класса «Когда звонят колокола…» рассказывает нам, что колокола, как и люди, имеют свою судьбу.

Ученик 1: В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Выполнить эту работу подрядился Маторин Иван Федорович. После всех согласований, 25 ноября 1735 года колокол был отлит на Пушечном дворе русскими мастерами Иваном  и Михаилом Маториными. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр – 6,6 м, масса около 200 тонн. Согласно проведённому лабораторному анализу, в сплаве содержится меди – 84,51%, олова – 13,21%, серы – 1,25 %, золота – 0,036 % (72 кг), серебра – 0,25% (525 кг). После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие. 20 мая 1737 года во время Троицкого пожара загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водою раскалённый металл. В результате колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. Только в 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы. И был установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана.

Ученик 2: В Великом Новгороде сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры. В 12 веке в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание – вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Легенда рассказывает, что, покорив свободный город Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими. Но когда везли вечевой колокол через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Поэт Константин Константинович Случевский так пересказал эту легенду.

Холмы и топи! Глушь лесная!

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал; колокол, разбить.

Разбили колокол, разбили!

Сгребли валдайцам медный сор,

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор.

И, быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая,

Гудит и бьётся под дугой!..

Истории валдайского колокольчика уделено отдельное внимание. Валдайский Музей колоколов, который был открыт в июне 1995 года, стал первым в России музеем такого рода. В экспозиции широко представлен материал по истории, как самих колоколов, так и технологиям колокольного литья в России и других странах. Рассказывается также о различных приёмах звонарного мастерства. Кроме осмотра экспозиции детям разрешают звонить в некоторые колокола.

Классный руководитель: А я хочу пригласить вас на экскурсию в замечательный культурный центр города Ярославля – музей Джона Мостославского, чтобы познакомиться с его коллекцией колокольчиков.

Классный руководитель: Русские колокола и колокольчики открывают нам возможность общения с прошлым нашего Отечества. Колокольные звоны играли разнообразные роли в общественной жизни, в народной культуре. Упомянем некоторые из таких функций:

Ученики:

Колокола звонили при встрече высокого гостя.

Колокола сообщали о важных государственных или местных событиях, например коронации.

Колокола извещали о пожаре и сообщали о приближении неприятеля. 

Колокола размеряли время.

Колокольный звон является символом  православных праздников.

Классный руководитель: Скоро нам предстоит отмечать колокольным звоном один из величайших христианских праздников – Светлое Христово Воскресение, Пасха. Колокольчики, представленные на нашей выставке, являются элементом семейной православной культуры. И сейчас мы вместе сможем пополнить эту коллекцию, работая в мастерской «Пасхальный колокольчик».

Творческая мастерская «Рождественский колокольчик»

Творческая мастерская «Пасхальный колокольчик» (работа в группах)

Классный руководитель: Чудесные получились у нас колокольчики, они принесут в наши сердца добро и свет.

А что нужно делать, чтобы сохранить колокольный звон России? (ответы детей)

Работа в группах

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

Классный руководитель: 21 марта, в весеннее равноденствие, когда в Северном полушарии начинают отсчитывать первые часы весны, а в Южном – осени, страны и народы планеты празднуют Всемирный День Земли. По уже сложившейся традиции, в День Земли в большинстве стран принято звонить в колокол мира – символ жизни, дружбы всех народов. Звон колокола призывает людей задуматься, как сохранить нашу прекрасную планету, как улучшить жизнь на ней, ощутить себя частью Земли. И сейчас представители от каждой группы озвучат нам свой колокольный звон – «благовест».

Выступление обучающихся

Классный руководитель: Из ваших уст, ребята, прозвучали такие хорошие высказывания и замечательные предложения. Мы продолжим работу над проектом «Когда звонят колокола…» и посетим Собор святого великомученика Георгия Победосноца и храм Покрова Божией Матери с.Акулово.

Можно сделать вывод, что действительно звон колокола считается голосом Родины. Он воспевает её силу и красоту, он напоминает нам о долге перед ней.

Я верю, что вы станете достойными гражданами России. Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока(внеурочного занятия)

Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельн...

Самоанализ по ФГОС открытого урока внеурочного занятия "Симметрия" ("Математическое конструирование")

Самоанализ открытого урока по ФГОС. "Математическое конструирование"(Симметрия)...

Технологическая карта урока(внеурочного занятия)

Технологическая карта урока или внеурочного занятия....

Внеурочное занятие (классный час) на тему «Права и обязанности» 3 класс

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на...

Открытый урок внеурочного занятия по технологии "Волшебный город" с выполнением проекта

Для наглядного изучения аппарата управления учащимся предлагается создать макет города. В ходе обсуждения проблемы учащиеся высказывают свои предложения по её решению.В приложенных материалах находитс...

Технологическая карта урока внеурочного занятие

Технологическая карта урока  внеурочного занятие 3 класс...

Конспект к внеурочному занятию (классному часу) "День победы-9 мая"

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слуг...