«Патриотическое воспитание обучающихся путем их приобщения к историческим и культурным ценностям
проект (4 класс)

Барышникова Наталья Васильевна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство любви к Родине у ребенка начинает формироваться с самого рождения по отношению к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке.

Любовь к Родине проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, уважении традиций, ощущении своей неразрывности со всем окружающим, желании сохранить и преумножить богатства своей страны.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», в которой особое место уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

                                Проект

   Тема : «Патриотическое воспитание      дошкольников путем их приобщения к     историческим и культурным ценностям

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Актуальность проекта…………………………………………………….….4

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………5

4. Аннотация проекта…………………………………………………………...7

5. Этапы реализации проекта программы………………………………………8

6. План мероприятий……………………………………………………………8

7. Ресурсы………………………………………………………………………...10

8. Выводы………………………………………………………………………...10

9. Литература…………………………………………………………………….11

10. Приложения………………………………………………………………….12

                                                      Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное  и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство любви к Родине у ребенка начинает формироваться с самого рождения по отношению к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке.

Любовь к Родине проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, уважении традиций, ощущении своей неразрывности со всем окружающим, желании сохранить и преумножить богатства своей страны.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», в которой особое место уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.

Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов © малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и сила глубины впечатлений. Поэтому знания, навыки, привычки, усвоенные в этот период, оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. По окончании образовательного процесса в детском саду ребенок должен знать не только свой город, населенный пункт, адрес, но и то, что в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, культура, обычаи и традиции, каждый гражданин талантлив и богат в той или иной профессии.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Актуальность

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности.

Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный  «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой  фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания. Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс  осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным  для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Цель проекта:

  • способствовать формированию интереса к истории своей Родины;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства к родному дому, семье, уважительного отношения к исторической памяти  народа;
  • развивать познавательные способности в процессе практической деятельности.

Задачи:

  • реализовать мероприятия по ознакомлению дошкольников с

      историческим, культурным, географическим, природно-экологическим

      своеобразием родного края;

  • формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы духовно-нравственной и патриотической

      направленности средствами краеведения;

  • организация специальной развивающей предметно- пространственной среды;
  • активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках проектной исследовательской деятельности;
  • расширить знания детей о защитниках Отечества и героях войны;
  • воспитывать гордость за ветеранов, защищавших Родину в годы ВОВ.

Ожидаемые результаты:

•    повышение нравственного уровня воспитанников;

•    расширение кругозора детей, их интереса к истории страны;

•    развитие инициативы, самостоятельности;

•    преобразование предметно-игровой среды группы;

•    укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским

     садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

  • появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории

     страны, народу;

•    ознакомление с родным городом продолжится в семье;

•   расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.

Паспорт проекта

Сроки проекта: Сентябрь 2023г.- май2023г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 10-13 лет, по продолжительности – долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине.

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Продукты реализации проекта:


Мультимедийная презентация "Дети – Великой  войны";

Изготовление  мемориальной композиции «Стелла  Памяти»

Изготовление  поздравительных  открыток ветеранам.
Оформление выставки «Письма опалённые войной»

Аннотация проекта:

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Принципы работы

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  • Принцип  гуманно-творческой направленности. Данный принцип  обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

      Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

 

Пути решения проекта:

•    обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются    создавать;

•    учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

•    разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ.

Этапы реализации проекта

Сентябрь 2023г.- май 2024г. (долгосрочный).

  Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 5-6 лет, по продолжительности – долгосрочный.

1 этап: Организационный

1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

2. Информация родителей о предстоящем проекте.

3. Подбор литературы, презентация, фотографий, пособий, плакатов.

2 этап: Практический

1. Проведение занятий, экскурсий, бесед о ВОВ.

2. Привлечение родителей к участию в проекте.

3.Организация мастер – классов, творческих, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

4. Оформление тематических  выставок, , изготовление макета  «Стелла Памяти»,  папок-передвижек.

3 этап: Обобщающий

1. Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями).

2. Выпуск стенгазеты «Наши папы в армии» «Дети-герои ВОВ».

3. Литературно - музыкальный досуг «9 мая».

4. Презентация проекта.

       5. Торжественное открытие экспозиции «Стелла Памяти».

План мероприятий:

Октябрь

«Сильные могучие богатыри славной Руси».

1. Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.

    Составление рассказа по картине.

2. Просмотр былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке. Беседа:

   «О характере богатырей Руси».

3. Раскрашивание раскраски с изображением Ильи Муромца.

Ноябрь

«Путешествие по стране, по родному городу».

1. Игра – путешествие «Широка страна моя родная».

    Цель: закреплять и расширять знания о родном городе, о столице  

    страны; государственных символах, языке,

     достопримечательностях. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.

2. Ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение   карты страны, области».

     Цель: познакомить детей с картой родной страны и области (карта).

3.  Презентация «Мой город – Отрадный».

     Цель: познакомить с достопримечательностями Отрадного.

4.  Выставка творческих работ «Наш город глазами детей»

     Цель: закрепить полученные знания.

5. Консультация для родителей «Воспитание толерантности у    дошкольников».

Декабрь

«Семья»

  1. Выставка детских рисунков «Когда мои бабушка и дедушка были маленькими».

      Цель: развить фантазию и воображение детей.

  1. Беседа «Семья и родной дом».

      Цель: формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.

  1. Подготовка стенгазеты «Семья и родной дом».
  1. Выставка семейных фотографий «Это было до войны».

         Январь

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

  1. Беседа: «Какие памятники видели в нашем городе?» «Где расположены?».

     Рассматривание буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной Войны.

  1. Оформление патриотического уголка в группе «Никто не забыт и ничто не забыто».

Февраль

«Будем Родине служить».

«Культура и традиции».

  1. Беседа «Мой папа».
  1. Изготовление поздравительных открыток ко Дню защитника Отечества.
  1. Спортивный праздник «Будем в армии служить».
  1. Стенгазета – поздравление для пап.

      Консультация в родительском уголке «Русский народный фольклор-источник  народной педагогики».

  1. Беседа «Русские матрешки».
  1. Знакомство с росписью. «Слава русским мастерам» (презентация).
  1. Выставка рисунков декоративно – прикладного искусства.

Март

«Они прославили Россию»

  1. «Дети-герои». Продолжать знакомить детей с маленькими героями Великой Отечественной Войны. (Леня Голиков, Марат Казей и т. д.).
  1. Предложить родителям собрать информацию о бабушках и дедушках, участвующих в Великой Отечественной Войне (фото, ксерокопии писем).

Май

«День Победы»

  1. Торжественное открытие экспозиции «Стелла Памяти»;
  2. Беседа «Что такое героизм?»
  3. Оформление выставки «Письма опалённые войной».
  4. Подготовка открыток к празднику Победы.
  5. Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная

     работа детей с родителями).

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные:  доступ к сети Интернет, сайт ГБОУ школы - интерната.

Материально - техническое:  компьютер, принтер, фотоаппарат. Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.

Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты

занятий, сценарии развлечений и т.д.). Библиотечка юного патриота,

подборка художественной литературы «Наша Родина», уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах, выставки иллюстраций о войне.

Критерии оценивания проекта:

  • Максимальное вовлечение воспитанников, родителей для проведения мероприятий.
  • Участие в конкурсах гражданско – патриотической направленности.

   

Вывод:

Итоговым результатом, проводимого проекта, является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Дети усвоили новые знания об истории родного Отечества.  Научились проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывали с родителями посильную помощь. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.

«Стелла  Памяти» станет постоянным местом проведения всевозможных военно-патриотических мероприятий.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

        «Стелла  Памяти» станет постоянным местом проведения всевозможных военно-патриотических мероприятий.

        Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русского народного творчества как одна из составляющих патриотического воспитания

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и ...

Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию на занятиях по теме «Исторические постройки Кронштадта 18 века».

Рисование дает огромные возможности для развития творческого потенциала ребенка, его самовыражения. Любой сюжет продумывается, прорабатывается «через себя», несет отпечаток личного эмоциональног...

Статья "Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, как краеугольная задача гражданско-патриотического воспитания"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта своего народа-одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного н...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...

Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...