Программа «Художественный труд»
рабочая программа (4 класс)

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hudozhestvennyy_trud.docx189.79 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № 1

от «31» 08 2020г.

Руководитель МО

___________________

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «31» 08 2020г.

Утверждаюсписок 2

Директор                    /С.А. Дюг/

Программа

«Художественный труд»

Программу составила

учитель высшей категории

Г.Н.Борунова

Смоленск 2020г.

Пояснительная записка.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ. Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-15 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 раз в неделю- 34 за год. Программа на 3 года обучения. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Программа кружка дополняет и расширяет программу по трудовому обучению в коррекционной школе.

Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

  • научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,
  • научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы —создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ,и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе
  • Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 2 года.

1.Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала.Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2.Работа с бумагой и картоном (4 ч.)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Театр из конусов (4 ч.)

Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

4. Работа с фольгой, фантиками(4 ч.)

Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

5. Работа с ракушками, песком(3 ч.)

Использование ракушек для украшения цветочных горшков.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

7. Работа с цветными нитками(4 ч.)

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа со скорлупками (4 ч.)

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

1

Работа с природным материалом

4

2

Работа с бумагой

4

3

Театр из конусов

4

4

Работа с фольгой, фантиками

4

5

Работа с ракушками, песком

4

6

Работа с соленым тестом

4

7

Работа с цветными нитками

4

8

Работа со скорлупами

4

9

Работа с гофрированной бумагой

3

10

всего

34

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

Iчетверть 8 ч

1

«Осень» аппликацияиз бумаги. Приклеиваем  листья из цветной бумаги.

1

2

«Бабочка» Объемная аппликация

1

3

«Игрушка из бумаги» Зайчик из втулки. Склеиваем лист бумаги, получаем трубочку, приклеиваем ушки, носик

1

4

«Зонитк» склеивания конусов из  цветной бумаги.

1

5

« Рамочка для фото» Аппликация из ниток.

1

6

«Ягоды » Из ниток путем наматывания на картон делаем ягоды

2

7

«Кукла» Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки

1

IIчетверть 8 ч

8

«Кукла»Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки.

1

9

«Пуговичка» Учимся пришивать пуговички разными способами

2

10

«Грибочки» Из пластиковой бутылки и пластилина. Используем донышко от бутылки

1

11

«Лес зимой» Картина аппликация, из ватных дисков.

1

12

«Снежинка»

1

13

«Жар- птица» Елочная игрушка, путем склеивания разноцветных гармошек

2

IIIчетверть 11ч

14

«Снежинки» Снежинки из бумаги, элементами квилинга.

2

15

Рамка для картины .Путем растирания пластилина по рамочке из картона с нанесением узоров из круп

2

16

«Открытка- подарок» Объемная открытка – разворот аппликация с элементами оригами

3

17

«Карандашница из старых фломастеров» Путем склеивания фломастеров в квадрат

1

18

«Игольница»

3

IV четверть 8ч

19

«Браслет» Узелки макраме.

1

20

«Корзинка» Жгутики из пластилина плетем круглую корзинку

2

21

«Ангелочки» Путем сгибания бумаги в гармошку

2

22

«Голубь мира»

1

23

«Гнездо» Из веточек и сухой травы клеим гнездо, птенцов делаем из пластиковых крышек от бутылки.

1

2 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

I четверть (9 часов)

1

ТБ. Вводный урок.

1

2

«Осенний лист».

1

3

«Осенний лист».

1

4

«Птицы улетают на юг»

1

5

«Осенний дождь». Воскография

3

6

«Осенний пейзаж». Коллективная работа

2

2 четверть (7 часов)

7

«Снежинка». Аппликация

1

8

«Зимний пейзаж». Гуашь

1

9

«Новогодний карнавал». Гуашь

3

10

«Сказочная страна». Цветная графика

2

3 четверть(9часов)

11

«Дымковская игрушка». Лепка и роспись

3

12

«23 февраля».

1

13

«8 марта».Аппликация

1

14

«Былины и сказки Древней Руси».

2

15

«Народные промыслы России. Гжель. Хохлома».

2

4 четверть (9 часов)

16

«Весенний натюрморт»

2

17

«Весенний пейзаж»

2

18

«Русский праздник». Коллективная работа

3

19

Весенние цветы

2

3 год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть (9 часов)

1

Вводный урок Т.Б.

1

2

«Волшебный пейзаж».

1

3

«Листопад».

1

4

«Ветка рябины».

1

5

«Превратим пятна в рисунок»

1

6

«Весёлые зонтики».

1

7

«Коврик из осенних листьев».

1

8

«Осенний пейзаж». 

1

9

Коллективная работа«Осенний пейзаж». 

1

2 четверть (7 часов)

10

«Снежинки».

1

11

«Витраж».

1

12

«Зимний пейзаж».

1

13

«Узоры на окне».

1

14

«Зимний натюрморт»

1

15

«Новогодний карнавал».

1

16

«Рисуем рождество».

1

3 четверть(9часов)

17

«Зимний пейзаж в графике».

1

18

«Натюрморт с фруктами».

1

19

«Животные в зимнем лесу».

1

20

«Пейзаж».

1

21

«Сказочная страна»

1

22

«23 февраля».

1

23

«8 марта»..

1

24

«Портрет друга».

1

25

«Автопортрет”.

1

4 четверть (9 часов)

26

«Натюрморт с фруктами».

1

27

Тематический натюрморт

1

28

«Весенний пейзаж»

1

29

«Сказки Древней Руси».

1

30

«Русская матрешка».

1

31

«Золотая Хохлома».

1

32

«Дымковская игрушка».

1

33

«Сказочная Гжель».

1

34

«Весенние цветы».

1

Список литературы.

  • О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
  • Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
  • Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
  • Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
  • Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
  • Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
  • Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  • Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" ...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Занятие к программе "Художественный труд".

Аппликация и поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Программа «Художественный труд»

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детс...