Программа «Художественный труд»
рабочая программа (4 класс)
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hudozhestvennyy_trud.docx | 189.79 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
|
Программа
«Художественный труд»
Программу составила
учитель высшей категории
Г.Н.Борунова
Смоленск 2020г.
Пояснительная записка.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ. Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-15 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 раз в неделю- 34 за год. Программа на 3 года обучения. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Программа кружка дополняет и расширяет программу по трудовому обучению в коррекционной школе.
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
- научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,
- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание обучающихся;
- развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы —создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ,и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе
- Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 2 года.
1.Работа с природным материалом (4 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала.Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2.Работа с бумагой и картоном (4 ч.)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
3. Театр из конусов (4 ч.)
Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.
4. Работа с фольгой, фантиками(4 ч.)
Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.
Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.
5. Работа с ракушками, песком(3 ч.)
Использование ракушек для украшения цветочных горшков.
6. Работа с соленым тестом (4 ч.)
7. Работа с цветными нитками(4 ч.)
Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.
8. Работа со скорлупками (4 ч.)
9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Работа с природным материалом | 4 |
2 | Работа с бумагой | 4 |
3 | Театр из конусов | 4 |
4 | Работа с фольгой, фантиками | 4 |
5 | Работа с ракушками, песком | 4 |
6 | Работа с соленым тестом | 4 |
7 | Работа с цветными нитками | 4 |
8 | Работа со скорлупами | 4 |
9 | Работа с гофрированной бумагой | 3 |
10 | всего | 34 |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
1 год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
Iчетверть 8 ч | ||
1 | «Осень» аппликацияиз бумаги. Приклеиваем листья из цветной бумаги. | 1 |
2 | «Бабочка» Объемная аппликация | 1 |
3 | «Игрушка из бумаги» Зайчик из втулки. Склеиваем лист бумаги, получаем трубочку, приклеиваем ушки, носик | 1 |
4 | «Зонитк» склеивания конусов из цветной бумаги. | 1 |
5 | « Рамочка для фото» Аппликация из ниток. | 1 |
6 | «Ягоды » Из ниток путем наматывания на картон делаем ягоды | 2 |
7 | «Кукла» Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки | 1 |
IIчетверть 8 ч | ||
8 | «Кукла»Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки. | 1 |
9 | «Пуговичка» Учимся пришивать пуговички разными способами | 2 |
10 | «Грибочки» Из пластиковой бутылки и пластилина. Используем донышко от бутылки | 1 |
11 | «Лес зимой» Картина аппликация, из ватных дисков. | 1 |
12 | «Снежинка» | 1 |
13 | «Жар- птица» Елочная игрушка, путем склеивания разноцветных гармошек | 2 |
IIIчетверть 11ч | ||
14 | «Снежинки» Снежинки из бумаги, элементами квилинга. | 2 |
15 | Рамка для картины .Путем растирания пластилина по рамочке из картона с нанесением узоров из круп | 2 |
16 | «Открытка- подарок» Объемная открытка – разворот аппликация с элементами оригами | 3 |
17 | «Карандашница из старых фломастеров» Путем склеивания фломастеров в квадрат | 1 |
18 | «Игольница» | 3 |
IV четверть 8ч | ||
19 | «Браслет» Узелки макраме. | 1 |
20 | «Корзинка» Жгутики из пластилина плетем круглую корзинку | 2 |
21 | «Ангелочки» Путем сгибания бумаги в гармошку | 2 |
22 | «Голубь мира» | 1 |
23 | «Гнездо» Из веточек и сухой травы клеим гнездо, птенцов делаем из пластиковых крышек от бутылки. | 1 |
2 год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
I четверть (9 часов) | ||
1 | ТБ. Вводный урок. | 1 |
2 | «Осенний лист». | 1 |
3 | «Осенний лист». | 1 |
4 | «Птицы улетают на юг» | 1 |
5 | «Осенний дождь». Воскография | 3 |
6 | «Осенний пейзаж». Коллективная работа | 2 |
2 четверть (7 часов) | ||
7 | «Снежинка». Аппликация | 1 |
8 | «Зимний пейзаж». Гуашь | 1 |
9 | «Новогодний карнавал». Гуашь | 3 |
10 | «Сказочная страна». Цветная графика | 2 |
3 четверть(9часов) | ||
11 | «Дымковская игрушка». Лепка и роспись | 3 |
12 | «23 февраля». | 1 |
13 | «8 марта».Аппликация | 1 |
14 | «Былины и сказки Древней Руси». | 2 |
15 | «Народные промыслы России. Гжель. Хохлома». | 2 |
4 четверть (9 часов) | ||
16 | «Весенний натюрморт» | 2 |
17 | «Весенний пейзаж» | 2 |
18 | «Русский праздник». Коллективная работа | 3 |
19 | Весенние цветы | 2 |
3 год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
I четверть (9 часов) | |||
1 | Вводный урок Т.Б. | 1 | |
2 | «Волшебный пейзаж». | 1 | |
3 | «Листопад». | 1 | |
4 | «Ветка рябины». | 1 | |
5 | «Превратим пятна в рисунок» | 1 | |
6 | «Весёлые зонтики». | 1 | |
7 | «Коврик из осенних листьев». | 1 | |
8 | «Осенний пейзаж». | 1 | |
9 | Коллективная работа«Осенний пейзаж». | 1 | |
2 четверть (7 часов) | |||
10 | «Снежинки». | 1 | |
11 | «Витраж». | 1 | |
12 | «Зимний пейзаж». | 1 | |
13 | «Узоры на окне». | 1 | |
14 | «Зимний натюрморт» | 1 | |
15 | «Новогодний карнавал». | 1 | |
16 | «Рисуем рождество». | 1 | |
3 четверть(9часов) | |||
17 | «Зимний пейзаж в графике». | 1 | |
18 | «Натюрморт с фруктами». | 1 | |
19 | «Животные в зимнем лесу». | 1 | |
20 | «Пейзаж». | 1 | |
21 | «Сказочная страна» | 1 | |
22 | «23 февраля». | 1 | |
23 | «8 марта».. | 1 | |
24 | «Портрет друга». | 1 | |
25 | «Автопортрет”. | 1 | |
4 четверть (9 часов) | |||
26 | «Натюрморт с фруктами». | 1 | |
27 | Тематический натюрморт | 1 | |
28 | «Весенний пейзаж» | 1 | |
29 | «Сказки Древней Руси». | 1 | |
30 | «Русская матрешка». | 1 | |
31 | «Золотая Хохлома». | 1 | |
32 | «Дымковская игрушка». | 1 | |
33 | «Сказочная Гжель». | 1 | |
34 | «Весенние цветы». | 1 |
Список литературы.
- О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
- Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
- Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
- Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
- Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
- Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" ...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Занятие к программе "Художественный труд".
Аппликация и поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна....
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Программа «Художественный труд»
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детс...