Программа «Художественный труд»
рабочая программа (4 класс)

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № 1

от «31» 08 2019г.

Руководитель МО

___________________

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «31» 08 2019г.

Утверждаю

Директор                    /С.А. Дюг/

                       Программа

         «Художественный труд»

Программу составила

учитель высшей категории

Миронова Н.Б.

Смоленск 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред.В.А.Горского – М., Просвещение, 2016
  • 7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2015
  • Авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2015г.

                                 

                               "Прекрасный мир вещей создан был веками,

                                           Хранит их каждый дом, а может быть музей.

                            Учитесь рисовать и создавать руками,

                           Все то, что может радовать друзей!"

       В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

        С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

       Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Образовательная программа кружка «Страна мастеров » является составной частью художественно - прикладного творчества  детей в специальной коррекционной школе. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству.

Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с тканью, мехом, работа с природным материалом, бумагой, картоном, пластилином,  работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.  

       Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.  Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Актуальность и новизна программы.

Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическое сопровождение декоративно - прикладного искусства предполагает систему специальных, целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду, успешно адаптироваться в среде и обществе выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.   Использование интернет – ресурсов при прохождении новых тем по теории, презентаций для практических работ.

Педагогическая целесообразность.

Художественно - прикладное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность все это способствует развитию особых детей.

Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Ученику с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

        Программа кружка «Страна мастеров »  закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках города и области.

Цель: Воспитывать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности: сенсорные и моторные навыки учащихся.

Задачи:

Обучающие:

-формировать интерес к декоративно - прикладному творчеству;

-развивать художественный вкус и ориентировать на качество готовых изделий

- развивать индивидуальные способности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- формировать чувство коллективизма;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

- воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).

Познавательные:

- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

- развивать самостоятельность в труде;

- создавать условия для социального и профессионального самоопределения учащихся

- развивать творческие способности личности; сенсорные и моторные навыки учащихся.

Мотивационные:

- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

Эстетические:

- воспитывать аккуратность, культуру поведения;

- формировать умения видеть красоту посредством изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;

Социально-педагогические:

- формирование общественной активности, реализация в социуме;

- формирование профессионального интереса к декоративно- прикладному творчеству.

Оздоровительная:

- воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.

Принципы, на которых базируется программа:

  • доступность;
  • от простого к сложному;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся;
  • дифференцированность;
  • практическая направленность;

Психологическая характеристика

    Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок объем кратковременной оперативной памяти); медленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций, нарушение способности к обобщению, анализу, расстройство аналитико-систематической деятельности

Основные направления коррекционной работы:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Развитие артикуляционной моторики

Развитие зрительной памяти и внимания

Развитие слухового внимания и памяти

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

Особенности набора детей

По программе могут заниматься дети 11-15 лет.

Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.

Программа составлена с учетом общепедагогических принципов:

  • принцип систематичности и последовательности: получаемые детьми знания должны даваться поэтапно, в определенном порядке.
  • принцип доступности: знания и практические работы, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их возрасту.
  • принцип связи теории с практикой: теоретические знания должны воплотиться в практической деятельности.
  • Основные методы:
  • репродуктивный;
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Формы и режим работы

Индивидуальная, групповая.

На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.

Если объединить в группу незнакомых между собой учащихся и поручить, им изготовить какую-то поделку то дети начнут общаться между собой, будут обмениваться информацией, выявлять, кто сможет выполнить ту или иную часть работы. В результате ребята выберут наиболее оптимальные варианты организации совместной деятельности. При непосредственном выполнении совместной работы образуются деловые и межличностные отношения: взаимная помощь, ответственность, контроль и т.д.

Формируя у учащихся устойчивый интерес к поиску и творческому труду в области художественно- прикладного творчества и развивая их стремление к познавательной деятельности необходимо организовать встречи, беседы, экскурсии.

Условия и средства реализации программы.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

Инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте. Должно быть предусмотрено место для выставки, а также необходимый набор инструментов.

Для успешного проведения занятий необходимы:

  • инструменты и приспособления.
  • шаблоны, трафареты, выкройки,  бумага, картон, пенопласт, проволока, нитки, клей, ткань, мех, мука, соль, краски (акварель, гуашь).

Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:

1. Информационное обеспечение, специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.

2.Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления изделий и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: модели, схемы, таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных изделий.

Предусмотрены следующие виды труда:


•Работа с пластилином 
• Работа с природным материалом 
• Работа с бумагой 
• Работа с бумагой (аппликация) 
• Работа с нитками 
• Работа с бросовым материалом

Виды занятий:

1.Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином или тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.из ватных дисков и палочек, из сыпучих материалов, типа рис, фасоль, горох).

2.Занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений. Дети знакомятся с цветами и размерами, простейшими геометрическими формами, получают представление о пространственном положении предметов и их частей. Сложные понятия усваиваются детьми в процессе создания простого узора или при изображении предмета по частям.
Занятия аппликацией приучают к последовательной организации работы.Дети учатся правильно выбирать заготовки, поворачивать лист бумаги, раскладывать и приклеивать заготовки на листе.
 красками, карандашами, восков

В данном виде работы укрепляются мышцы рук и пальцев. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Закрепляются названия цветов, форм и размеров закрашиваемых или обводимых фигур на листе.

Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

 В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.

Используя различные методы усвоения детьми материала, разнообразные формы работы, педагог предполагает получить определенные результаты.

У детей на занятиях закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда, математики, биологии. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами и инструментами. У них воспитывается, познавательный интерес к художественно-прикладному творчеству формируется желание и умение трудиться, самостоятельность, инициатива, коллективизм, культура и эстетика труда, происходит первоначальное профессиональное просвещение учащихся.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.

Необходимо проводить выставки работ в объединении, организовывать демонстрацию наиболее интересных моделей. В конце года следует проводить итоговое занятие в торжественной обстановке, желательно с участием родителей.

Коррекционная работа выражается в формировании умений: 
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); 
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); 
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). 
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. 
Учащиеся должны знать технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов, правила охраны труда, санитарно-гигиенические требования.

Учащиеся должны уметь соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования. Изготавливать поделки с помощью учителя и по предлагаемым образцам.

Формы контроля: Участие в выставках и конкурсах (школьных, городских, областных, всероссийских)

Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Домино

Счетный материал для уроков математики

Групповая

2

2

Фигурки животных и композиции из пластилина

  1. Лиса
  2. Заяц
  3. Медведь
  4. Еж
  5. Композиция

 « На лесной полянке»

Индивидуальная

Групповая

1

1

1

1

1

3

Картинки из засушенных листьев

  1. Пейзаж
  2. Букет
  3. Под водой
  4. Творческая работа

Индивидуальная

Групповая

1

1

1

1

4

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Игрушки из полосок бумаги
  2. Фонарики
  3. Клоун
  4. Объемные игрушки (лиса, заяц)
  5. Гирлянда из флажков

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

Групповая

Коллективная

1

1

1

2

1

5

Поделки из бумаги, ткани, ниток

Поделки из бумаги:

  1. Мышка
  2. Клоун
  3. Лошадь
  4. Объемные цветы (композиция)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Коллективная

1

1

1

1

Поделки из ткани и пуговиц:

     1-2. Подставка под горячее

Индивидуальная

2

Поделки из ниток:

  1. Закладка плетеная
  2. Аппликация «Бабочка»

Индивидуальная

Индивидуальная

1

1

6

Фигурки животных, композиции

1.Модули оригами

2. Собачка, поросенок, корова, кот

3. Композиция «А у нас во дворе»

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

2

1

1

7

Плавающие и летающие модели и игрушки

  1-2. Кораблик

  3-4. Самолет

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

Тематическое планирование

                                                     2класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Соломка и способы ее обработки

1.Композиция из соломки «Старинный дом»

2.Композиция из листьев «Сказочная птица»

Индивидуальная

Групповая

3

2

2

Лепка фигурок, композиции из пластилина

1.Герои сказки «Колобок»

2.Составляем композицию

3. Домашний любимец

Групповая

Коллективная

Индивидуальная

2

2

1

3

Работа с природным материалом

Шахматы из шишек

Групповая

3

4

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Птица из гофрированной бумаги
  2. Объемная игрушка. Домик Деда Мороза
  3. Шар из цветной бумаги

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

1

2

1

5

Поделки из цветной бумаги

  1. Аппликация в рамке «Подарок»
  2. Аппликация на складном картоне «Речка и корабли»
  3. Поздравительные открытки с окошком
  4. Букет для мамы
  5. Цветы (квиллинг)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Коллективная

2

2

2

1

3

6

Сюжетные аппликации

  1. Композиция «Солнце»
  2. Композиция «Колибри»

Групповая

Коллективная

2

1

7

Вертушки,

парашют,

  1. Вертушка
  2. Парашют

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

Тематическое планирование

3 класс  (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Игрушки из картона

  1. Танграм
  2. Танцевальный снеговик

Индивидуальная

Групповая

1

2

2

Лепка посуды

Чудо-посуда

Индивидуальная

2

3

Куклы из сукна и драпа, куклы из цветной бумаги

  1. Куклы из драпа для сказки «Курочка Ряба»
  2. Объемные куклы из геометрических фигур «Театр любимых игрушек»

Групповая

Индивидуальная

3

2

4

Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона

  1. Дед Мороз и Снегурочка из гофрированного картона
  2. Упаковка «Елочка»

Групповая

Групповая

2

2

5

Игрушки с подвижными деталями

Слоненок подвижный

Групповая

3

6

Украшение коробок, панно, рамок для фотографий

  1. Украшение коробок яичной скорлупой
  2. Панно-тарелка из пуговиц
  3. Эстамп (украшение подарочной коробки)
  4. Украшение рамки для фотографий
  5. Бусы из фантиков

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

4

2

2

2

1

7

Декоративные композиции из ниток

Композиции «Цыпленок»

Индивидуальная

3

8

Игрушки из поролона

Игрушка «Осьминог»

Групповая

3

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Головоломки из цветной бумаги

Пазлы из бумаги

Групповая

2

2

Декупаж , украшение мозаикой, аппликацией

1.Декупаж «Ваза под конфеты»

2.Украшение шкатулки мозаикой

3. Аппликация из ткани

Индивидуальная

Групповая

Групповая

2

2

1

3

Маскарадные маски, идеи для костюмов

  1. Маски для карнавала в смешанной технике
  2. Идеи новогодних костюмов

Индивидуальная

Групповая

2

2

4

Куклы из сукна и драпа

Куклы Анишит- Йокоповны и летучей мыши

Групповая

4

5

Сувениры из пластика, футляры, вышивка

1.Сувениры из пластика

2.Футляр для карандашей из драпа

3. Вышивка крестом салфетки

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

3

6

Сувениры из ниток

Подвеска для цветочного горшка (макраме)

Индивидуальная

5

7

Бумажные цветы

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг

Групповая

4

8

Декоративное панно из соленого теста

Панно «У самовара»

Групповая

3

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Художественный труд»

  1. Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2010
  2. Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2014
  3. Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2012
  4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
  5. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2014
  6. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
  7. Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2009
  8. Пицык А.А.  Игрушки из соленого теста. М., 2014
  9. Энциклопедия поделок . М., 2004

Комплект компьютерного оборудования и оргтехники.

Комплект электронных пособий для начальной школы

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа художественно-эстетического направления для начальной школы.Школьный театр "Три орешка"

данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образован...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Рабочая программа художественно-эстетического направления «Школа будущих актеров»

Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».Цель программы: дать возможность детям проявить ...

Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год

Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание ...

Авторская программа "Художественное слово" (образовательная программа по развитию речи)

В программе отражены цели и задачи работы по развитию речи младших школьников, методы организации образовательного процесса, учебно-тематический ...

Занятие к программе "Художественный труд".

Аппликация и поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...