Главные вкладки

    Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"
    проект по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

    Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

     

    Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-_proekt_v_1_klasse.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"

    Гагина Ольга Борисовна, учитель начальных классов

    Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

    Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают декоративное оформление реального предмета быта (разделочные доски, подносы, игрушки и т.д.) в определенном, известном им стиле, используя технику аппликации, представляют их классу, аргументируя выбор стиля и названия работы. Оформление выставки.

    Цели: воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России; формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие умения составлять план предстоящей работы; развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов; воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов.

    Учебно-педагогическая задача: используя ранее полученные знания техники различных видов декоративной росписи, изобразить реальный предмет. Дать название своей работы. Представить свою работу, обосновав выбор стиля и данное название.

    Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь.

    Тип группы: бригада по 4 человека.

    Время: 3 четверть, февраль.

    Оборудование: компьютер; мелодии с записью инструментальной музыки; отличительные флажки для каждой бригады; инструкционные карты по правилам работы с ножницами и правилам рабочего человека; схема “Звездочки обдумывания”; карточки-заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности.

    Работа над проектом.

    Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

    Работа над проектом была разбита на этапы:

    1 этап: подготовка (уроки ИЗО – 9 учебных часов, кл. час)

    Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учеников начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.

    Методическое пособие должно познакомить учащихся с историей края, в котором появился данный вид росписи, с его традициями, техникой исполнения. Должны быть представлены элементы росписи, приемы выполнения тех или иных ее фрагментов.

    Рассказ учителя о народном творчестве с показом фильма, просмотром альбомов с репродукциями различных видов декоративной росписи.

    2 этап: планирование

    Определив задачи, учащиеся делятся на бригады:

    1-я бригада занимается изучением и освоением хохломской росписи;

    2-я бригада занимается изучением и освоением городецкой росписи;

    3-я бригада занимается изучением и освоением жостовской росписи;

    4-я бригада занимается изучением и освоением гжельской росписи;

    5-я бригада занимается изучением и освоением полхов-майданской росписи;

    6-я бригада занимается изучением и освоением росписи дымковской игрушки.

    В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.

    Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.)

    3 этап: исследование

    Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями той или иной росписи. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, краски. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

    3 этап: исследование

    Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих расписных изделий, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы.

    (Вся работа ведется под наблюдением учителя.)

    5 этап: презентация

    Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в рисунках и поделках.

    6 этап: оценка результатов

    Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

    7 этап: заключение

    Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись изделий).

    В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура России.

    1. Сообщение темы урока.

    - Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

    - А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?

    - На уроках изобразительного искусства мы с вами со многими изделиями народных мастеров знакомились. Я буду вам загадывать загадки, а вы называйте отгадки:

    На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)

    Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)

    Птицы яркие летают, и купавки расцветают. (Городецкая роспись)

    Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)

    Где расписывают игрушки-таратушки? (В Полхово-Майдане)

    Чёрный конь бежит – вся земля дрожит. (Городец)

    Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)

    А где возникла декоративная роспись по металлу? (Жостово)

    “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжеля)

    Открывается доска, на которой представлены образцы декоративно-прикладного искусства.

    - Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.

    2. Постановка учебной задачи.

    - Сегодня на уроке нашей задачей будет изготовить методическое пособие для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.

    3. Создание творческих бригад.

    - Поэтому, сегодня наш класс – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша – необычная. Сегодня здесь собрались мастера из Хохломы и Жостово, Гжеля и Городца, Полхова-Майдана и Дымки.

    Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.

    - Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?

    Чтоб работа закипела

     Приготовим все для дела.

     Будем шить и мастерить –

     Все должно в порядке быть!

    Правила рабочего человека.

    С ножницами не шути

     Зря в руках их не крути.

     И держа за острый край

     Другу их передавай.

    - Итак, мы приступаем. Каждая группа будет делать только одну поделку, разработав свой творческий проект. Что же такое – творческий проект? Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”.

    В разработке своего проекта вам поможет “Звездочка обдумывания”:

    - Я помогу вам составить алгоритм нашей проектной деятельности:

    Физкультминутка.

    - Отдохнули? А теперь за работу.

    Учитель продолжает на доске составление алгоритма (со слов “материалы, инструменты, безопасность труда).

    - Выберите материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.

    4. Изготовление проекта.

    Звучит инструментальная музыка, дети изготавливают поделку.

    5. Защита, обоснование проекта.

    Представитель каждой группы выходит к доске и, пользуясь “Звездочкой обдумывания”, защищает свой проект. Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия, и поделка вешается на доску.

    6. Подведение итогов.

    - Красивые получились поделки?

    - В какой технике выполняли поделки? (Аппликация)

    - Где можно использовать эти поделки? Для чего? (Так расписать настоящие поделки из дерева)

    - Сегодня на уроке нашей задачей было начать готовить методическое пособие для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи. Когда мы будем учиться в следующих классах – продолжим эту работу.

    - Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы каждой росписи, по технологическим – оригинальны и рациональны. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.

    И, конечно же, учтены экономические критерии. Поделки доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.

    Я думаю, что задачи урока мы выполнили, ваши поделки помогут другим ребятам познакомиться с различной техникой росписи, вы проявили свою фантазию, творчество.

    Спасибо за работу.

    Звучит музыка

    7. Уборка рабочего места.

    Вот закончился урок

     Все убрать нам нужно в срок.

     Мусор быстро собери

    И порядок наведи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

    1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

    Рабочая программа и КТП по ИЗО и художественному труду 2 класс "Школа России"

    Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 классИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОАвторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неме...

    Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса по УМК "Школа России". Автор Т.Я. Шпикалова

    Рабочая  программа  по  курсу  "Технология.  Художественный  труд"  для  1 класса  разработана  на  основеФГОС нач...

    Рабочая программа.Изо и художественный труд. 1 класс. Школа России

    Рабочая программа.Изо и художественный труд. 1 класс. Школа России...

    Календарно-тематическое планирование.Изо и художественный труд. 1 класс. Школа России

    Календарно-тематическое планирование.Изо и художественный труд. 1 класс. Школа России...

    Художественные промыслы России

    Урок ИЗО во 2 классе. Групповая форма работы....

    Народные художественные промыслы России

    В презентации представлен обзор следующих народных художественных промыслов России:Богородская игрушка.Дымковская игрушка.Мазыкская (шуйская) игрушка.Филимоновская игрушкаГжельская роспись.Городецкая ...