Внеклассное мероприятие в начальной школе «Мой адрес – Россия!»
план-конспект занятия (3 класс)

Колемаскина Лариса Викторовна

: Большое значение для гражданско-патриотического воспитания детей  имеет знакомство с  родным краем, с его историей, его достопримечательностями и известными людьми. Это актуально  не только для нас, но и для общества в целом. Школьник  должен осознать себя неотъемлемой частью своей страны,  гражданином великой России. И начинать нужно со своей малой Родины. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного края.

Данное мероприятие посвящено празднованию Дня России.  Данное мероприятие дает детям понимание того, что наша страна  состоит из множества  городов и поселков, деревень и сел ,и каждый вносит свой вклад в развитие и процветание нашей страны.

  В ходе подготовительной работы дети делятся на группы: «Юные историки»; «Юные исследователи»; «Юные натуралисты». Каждая группа получает своё задание: «Юные историки» - найти первоначальные исторические сведения о своем поселке (посещение краеведческого музея, районной библиотеки); «Юные исследователи» - добывают информацию о знаменитых людях района (посещение краеведческого музея, районной и школьной  библиотеки, сети Интернета); «Юные натуралисты» - побывать в живописных уголках своего района, сделать фотоснимки, зарисовки, найти информацию об этих местах. В ходе мероприятия дети делятся  добытой информацией об истории поселка, знаменитых людях района, достопримечательностях района.               

   В заключении создают совместно коллаж «Моя малая Родина – неотъемлемая часть России».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_adres_-_rossiya_-vospitatelnoe_meropriyatie.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Колемаскина Лариса Викторовна,

                             Черепенько Ирина Юрьевна

Должность:  учителя начальных классов

Место работы: МАОУ Тисульская СОШ №1 Кемеровской области

Название работы: Внеклассное мероприятие в начальной школе  «Мой адрес – Россия!»

  Аннотация: Большое значение для гражданско-патриотического воспитания детей  имеет знакомство с  родным краем, с его историей, его достопримечательностями и известными людьми. Это актуально  не только для нас, но и для общества в целом. Школьник  должен осознать себя неотъемлемой частью своей страны,  гражданином великой России. И начинать нужно со своей малой Родины. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного края.

Данное мероприятие посвящено празднованию Дня России.  Данное мероприятие дает детям понимание того, что наша страна  состоит из множества  городов и поселков, деревень и сел ,и каждый вносит свой вклад в развитие и процветание нашей страны.

  В ходе подготовительной работы дети делятся на группы: «Юные историки»; «Юные исследователи»; «Юные натуралисты». Каждая группа получает своё задание: «Юные историки» - найти первоначальные исторические сведения о своем поселке (посещение краеведческого музея, районной библиотеки); «Юные исследователи» - добывают информацию о знаменитых людях района (посещение краеведческого музея, районной и школьной  библиотеки, сети Интернета); «Юные натуралисты» - побывать в живописных уголках своего района, сделать фотоснимки, зарисовки, найти информацию об этих местах. В ходе мероприятия дети делятся  добытой информацией об истории поселка, знаменитых людях района, достопримечательностях района.                

   В заключении создают совместно коллаж «Моя малая Родина – неотъемлемая часть России».

                                             

                                               УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ТИСУЛЬСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТИСУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

(МАОУ ТИСУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1)

Внеклассное мероприятие в начальной школе  

«Мой адрес – Россия!»

                                                            Автор:  Колемаскина Лариса Викторовна,

                                                           Черепенько Ирина Юрьевна

                                                                                  учителя начальных классов

                                                       п.г.т. Тисуль

2024

 

   Цель: обобщить  понятия «Россия», «Родина», «малая Родина», расширить знания детей о родном крае, районе.

   Задачи: 

- формировать у учащихся понимание значения выражения «малая Родина»;

- воспитывать  чувство  патриотизма, любви и гордости за свою страну, за свою малую Родину;

- формировать  потребность  бережного отношения к культурно-историческим и природным богатствам России, малой Родины.

– развивать у обучающихся  творческие способности , умение связно и эмоционально излагать материал;

   Планируемые результаты:

Личностные: способствовать формированию основ национальной гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свой родной край ,  воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Коммуникативные: развивать умение доказывать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой и парной работе, слушать и вступать в диалог

Регулятивные:  уметь определять и формулировать цель занятия;
осуществлять контроль над своей  деятельностью; оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:  уметь перерабатывать полученную информацию, строить высказывания в устной форме.

Оборудование: компьютер, проектор, фотографии и рисунки учащихся

 « Мой край родной!»; карта Кемеровской области .

 Подготовительная работа:

Дети делятся на группы: «Юные историки»; «Юные исследователи»; «Юные натуралисты». Каждая группа получает своё задание.

 «Юные историки» - найти первоначальные исторические сведения о своем поселке (посещение краеведческого музея, районной библиотеки);

«Юные исследователи» - добывают информацию о знаменитых людях района (посещение краеведческого музея, районной и школьной  библиотеки, сети Интернета);

 «Юные натуралисты» - побывать в живописных уголках нашего района, сделать фотоснимки, зарисовки, найти информацию об этих местах.

   

 Порядок оценки и контроля результата: 

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:

  • контроль за выполнением заданий по группам;
  • оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность);
  • результативность участия в мероприятии.

 Необходимые ресурсы : Видеоролик песни  «С чего начинается родина» слова М.Матусовского, музыка В.Баснера http://mp3-crazy.net/russia/42351-mark-bernes-s-chego-nachinaetsja-rodina.html

                                Ход внеклассного мероприятия:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой.

-Начнем наше занятие с улыбки.

-Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и гостям. Сегодня наше мероприятие   мы посвящаем празднованию Дня России.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

    В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
  Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина .
  Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
  Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

(Ю. Яковлев)

- О чем  сегодня будем говорить? (О Родине)
- Что же такое Родина?
 (Это наша Россия, наша Кемеровская область, это место, где мы родились)
- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (Россия,  Кемеровская область, п. Тисуль)

Звучит видеоролик песни  «С чего начинается Родина» слова М.Матусовского, музыка В.Баснера

-А с чего начинается ваша Родина? (с дома, улицы, поселка, района)

1 ученик:             литературно-музыкальная композиция

на стихи В.Хайрулина «Тебе, Тисуль»

Среди озер лесных, холмистых пашен,

На берегу Тисулки с Каштаком,

В запрошлом веке зарожден был и поставлен

 Сибирским бородатым мужиком

Тисуль. Места знакомые до боли,

Я породнился с вами с юных лет,

 И не прошу у жизни лучшей доли,

Желанней места мне на свете нет.

На торфяных болотах непролазных

Геологи построили дома,

И зелень тополей весенних, праздных

Нам веселит и радует глаза.

Дороги, что в асфальт теперь уложены,

Я исходил с ружьем и рюкзаком.

Зовут луга, что мною были скошены,

Тисульским белобрысым пареньком.

Плач журавлиный льется с небосвода,

Черемушка мне шепчет: « Не спеши,

Приляг в моей тени и запах меда

С собой, как было в детстве, унеси!»

Озера, речки с малых лет знакомые

Как будто говорят: «Привет, рыбак!»

И даже лягушата несмышленые

Мне квакают: « Не наступи, чудак!»

Поля и рощи, родники студеные,

Колки березовые манят и влекут,

И даже деревеньки позаброшенные

Воспоминанья будят и зовут.

Куда не посмотри для человека

Найдутся по душе его дела

На север и восток – поля и реки,

На юг и запад – златорудная тайга.

Родимый край Тисульский благодатный,

Навек сроднился, сросся я с тобой,

 Ты жизнь моя и счастье, Богом данный,

Пожизненный путеводитель добрый мой!

- Сформулируйте тему нашего занятия. О чем будем говорить? О какой родине?

- Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть  своя малая Родина – это  место , где мы родились, где находится родной дом.

- Наша малая Родина – это Кемеровская область , Тисульский район, наш поселок Тисуль.

 

3.История малой Родины и ее достопримечательности.

Слайд 2. (Фотографии исторических архитектурных памятников п. Тисуль)

«Юные историки»  знакомят  детей  с  найденной  исторической информацией о родном поселке.

   Тисуль основан в 1690 году.  Появление и рост связан с развитием в Мариинской тайге золотодобычи. В 1859 году в Тисуле было 948 жителей, 120 хозяйств; в 1911 — 3743 жителя, 557 хозяйств. Два маслобойных, 3 кожевенных завода, церковь, двухклассное училище, лечебница, аптека, почтовое отделение, волостное правление, сельская сборня, камера мирового судьи, резиденция лесничего и полицейского урядника. До 1924 года — центр волости, а с 1924 г. — центр района.

    -Наш Тисульский район красив и богат. На выставке «Мой родной край» вы разместили много своих рисунков и фотографий, которые показывают красоту и неповторимость родной природы.

- На доске висит  карта Кемеровской области, вы будете называть место, которое изображено на вашем рисунке или фотографии, а я покажу их на карте.

(Дети выходят по очереди и рассказывают, что изображено на их рисунках и фотографиях, описывают этот уголок малой Родины, делятся информацией, которую добывали самостоятельно).

Сообщения «Юных натуралистов»

  1.Берчикуль — самое большое озеро Кузбасса.  Местные народы испокон века звали его Берчикуль или Волчье озеро (от кетского «бору» — «волк» и кетско-ассанского «кул/ул» — «река»). Другая легенда связана с временами Сибирской золотой лихорадки. Будто бы в здешних местах нашли столько крупных самородков золота, что кто-то воскликнул: «Да здесь золота столько — хоть бери куль, да собирай!» Слияние слов «бери» и «куль» и дало основу названия. Название озера в переводе с кетского языка означает «крепкое, сильное». Озеро, действительно, производит впечатление своими внушительными размерами – площадь водной глади достигает 32000 квадратных километров.  В Берчикуле обитает много видов рыб: лещ, карп, толстолобик, белый амур, щука, и это не считая всякой мелкой плотвички. На берегах озера можно не только отдохнуть, но и поправить здоровье. Здесь найдены сапропелевые лечебные грязи. В последнее время вокруг Берчикуля растут, как грибы, пансионаты, базы отдыха, санатории и частные коттеджи. Озеро постепенно утрачивает свою первозданную красоту. Но для тех, кто любит отдых в палатках, еще остались по его берегам не тронутые цивилизацией таежные уголки, где можно отдохнуть от повседневной суеты в звенящей лесной тишине.

  2.Есть в Кемеровской области небольшой поселок Утинка, на территории которого расположено живописное озеро, совсем небольшое по своей величине. Это озеро является любимым местом отдыха детворы и рыбаков.К сожалению, Утинское озеро интенсивно загрязняется, зарастает, а в зимний период в нем погибает много рыбы. По берегам озера растут многочисленные травы: пастушья сумка, пырей, тимофеевка, одуванчик, на восточной стороне больше влаголюбивой растительности. В озере растут нитчатые водоросли, ближе к берегу - тростник, рогоз. В озере водится карась, карп. Местные жители говорят, что когда-то в озере жили раки.

  3. Горная Саланга.  Саланга - железнодорожная станция в Тисульском районе, в 100 км от районного центра. Здесь уже много лет существует спортивная база, организованная в свое время спорткомитетом Красноярского края. Здесь тренируются лучшие биатлонисты страны, в том числе Ольга Пылева. В 2006г. был основан туристический комплекс «Горная Саланга», открытый для массового туризма и отдыха. Красивейшие горные склоны, на которых шесть месяцев в году лежит снег, комфортабельные условия по типу альпийских горнолыжных пансионатов привлекают большое количество отдыхающих.

  4. Река Кия и Белокаменный плес. Одним из уникальных природных объектов на территории Тисульского района является река Кия с ее Белокаменным плесом - памятником природы Кузбасса. Река берет начало на восточном склоне главного хребта Кузнецкого Алатау . Протекает по узкой долине, часто среди отвесных скалистых берегов. Русло извилистое, в основном однорукавное. Дно каменистое с большим количеством перекатов и порогов. Высота подъёма воды в паводок достигает 4м.  Кия - одна из красивейших рек Кемеровской области. На ее берегах расположены живописные скалы с зубчатыми верхушками, поднимающиеся над рекой на 15-20 метров, водопады, бегущие прямо в реку, а также памятник природы Белокаменный плёс. Белокаменный плес - тихое место на реке выше поселка Макарак, между притоками Кундат и Мокрый Берикуль, где река на протяжении десятка километров пересекает мощный массив известняков, называемый в народе «белым камнем». Скалы здесь поднимаются по обоим берегам на стометровую высоту, а с реки просматриваются пещеры и гроты . Белокаменный плес на реке Кия вошел в число номинантов конкурса «7 чудес Кузбасса».

  5. Озеро  Пустое - одно из красивейших уголков Тисульского района. Расположено в 10 км от поселка Тисуль. Озеро расположено во впадине у подножия крайней гряды Кузнецкого Алатау. Овальной формы, с пологим берегом, озеро имеет диаметр около 1 км, глубина его на середине достигает 3 и более метров. Название озера говорит о том, что в нем долгое время не водилась рыба, хоть ее неоднократно запускали. Население приписывало воде целебные свойства, главным образом, при кожных болезнях.  Берега озера очень красочны. С одной стороны, по крутой горе, разросся сосновый бор с подлеском из кустарников. На южной стороне высятся горы, между которыми вырисовывается горная лощина, сплошь покрытая смешанным лесом из сосен, берез, темнохвойных деревьев и множества кустарников. Чистый воздух, грибные поляны, многочисленные ягоды привлекают сюда любителей природы. Озеро Пустое - один из памятников природы Кузбасса, находящихся на территории Тисульского района.

6.Скалы «Камень-Садат».  Камень-Садат - живописные скалы, расположенные на левом берегу р. Урюп у поселка Полуторник. Река Урюп, впадающая в Чулым,  на значительном протяжении - горная река, протекает по узкой долине среди высоких гор. А в этом месте резко поднимается над местностью сооружение природы, похожее на бастион, удивляющее путников простотой, суровостью и величием. Это Камень-Садат - памятник природы Кемеровской области.

       

2 ученик:  стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

   4. Знаменитые люди.

- Тисульский район  – это озёра, луга и реки, плодородные земли, поля, богатый животный мир, чистый воздух. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – это люди.

Выступление «Юных исследователей»

Слайд 3. ( Михаил Дмитриевич Сметанин (1926—1974) )

 Старший лейтенант Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945). Михаил Сметанин родился в 1926 году в посёлке Тисуль .В ноябре 1943 года Сметанин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С сентября 1944 года — на фронтах Великой Отечественной войны. К февралю 1945 года красноармеец Михаил Сметанин был автоматчиком 696-го стрелкового полка 383-й стрелковой дивизии 33-й армии 1-го Белорусского фронта. Отличился во время форсирования Одера. 5 февраля 1945 года Сметанин переправился через Одер в районе города Фюрстенберг (ныне — в черте Айзенхюттенштадта) и лично уничтожил немецкого снайпера. Во время боёв на улицах Фюрстенберга подобрался к укреплённому дому и забросал гранатами находившихся там немецких солдат.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года красноармеец Михаил Сметанин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Слайд 4. ( Алексе́й Архи́пович Лео́нов)

 Родился 30 мая 1934 года, село Листвянка, Тисульский район, Западно-Сибирский край, РСФСР, СССР — советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза  (1965, 1975). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось, только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперёд, что запрещалось инструкцией.

  5. Творческая работа учащихся. Создание коллажа «Моя малая Родина - неотъемлемая часть России».

3 ученик:

- Мой милый край – земля, где я родился,

Где первые тропинки протоптал.

С тобою сердцем с детства я сроднился.,

Тебя я Малой Родиной назвал.

Где у крыльца родительского дома

От всех штормов – надежный мой причал.

Из дальних странствий песнею знакомой

Ты звал меня и радостно встречал.

  4 ученик:

Мой край родной!
На карте ты – песчинка, но для меня
Ты дорогой всегда.
И где б я ни был на земле великой,
Тем и горжусь, что здесь
Родился я!

- Давайте создадим коллаж «Моя малая Родина – неотъемлемая часть России».
- Что символизирует получившийся коллаж?

8.Подведение итогов.

Любовь к малой РОДИНЕ, к своей стране - это самое светлое чувство, на которое способен человек. Никогда не забывайте, что вы живете в России, любите ее, берегите  и приносите  ей только пользу!

9.Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю вам закончить четыре предложения:

Моя Родина – это…

Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я узнал о ней, что…

5 ученик: стихотворение М.Линнамячи

Родина- улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка со светлым леском,
Зимний денёк со снежком,
Лёд под блестящим коньком,
Садик и школа потом.

6 ученик: стихотворение Н.Бибикова

Родина моя малая,
Я влюблена в твои радуги,
В лес твой, поля и реки
Я влюблена навеки.
Люди твои мне дороги,
Звуки твои и шорохи,
Тропки, что мною пройдены –
Это моя родина.

7 ученик: стихотворение А. Могиева

Любимый мой посёлок,
Чудесный и красивый
Ещё ты очень молод
Средь городов России.
Твои мне парки и сады
Беречь с любовью будем,
Твоей душевной доброты
Мы в жизни не забудем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!"

В статье предлагается материал к празднику по окончанию начальной школы. Этот день , каждый человек должен запомнить , как день перехода на почти"взрослую" ступеньку жизни. Цель этого праздника -...

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра «Брейн-ринг».

Внеклассное мероприятие в начальной школе.Игра «Брейн-ринг».Подготовила учитель начальных классовАлексеева Маргарита Рудольфовна    Класс делится на три команды, каждая команда пр...

Внеклассное мероприятие в начальной школе: "Весёлый КВС"

Внеклассное мероприятие в  спортивной форме. Учащиеся соревнуются в виде эстафет....

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Играем по-английски""

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку в начальной школе. Презентация к игре....

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника:   -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...

"Мне о России надо говорить!" - внеклассное мероприятие в начальной школе

Стихи, песни, танцы, посвященные родному краю. Участники мероприятия обучающиеся 1-4 классов с приглашением родителей, коллег-педагогов и работников школы....