«Разговор о важном»- как ресурс патриотического воспитания учащихся начальной школы»
статья (3 класс)

Елизарова Елена Михайловна

В статье говорится о важности и нужности проведения классных часов "Разговор о важном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_o_vazhnom.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Разговор о важном»- как ресурс патриотического воспитания учащихся начальной школы

Елизарова Е.М. Волгоград

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Актуальность Патриотического воспитания подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Отечеству.

В начальной школе у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование  личности, осознающей себя как часть общества. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей родины. В начальной школе  содержание гражданского образования должно реализовываться как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности. Именно на них школьники  могут усвоить идеалы и ценности общества, семьи, дружбы, взаимопонимания и уважения, патриотизма.  

Патриотическое воспитание в нашей школе – это одно из приоритетнейших направлений педагогической деятельности.

Целью патриотического воспитания является формирование гражданско-правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления трудиться и защищать Родину, оберегать природу.

Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.


          В этих условиях становление и развитие патриотического воспитания детей и молодёжи требует инновационных решений и должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми с применением современных средств обучения и развития, новых педагогических методик и технологий, оригинальных форм проведения образовательной деятельности.
 

Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила большой проект «Разговоры о важном». Эта тема актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время.

Как сказано в Методических Рекомендациях, главной цель «Разговоров о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.

Перед обсуждением «Разговора о важном» в присутствии обучающихся проводится церемония поднятие флага и исполнение гимна. Это нововведение вызывает восторг и интерес у моих детей. Во время звучания гимна дети подпевают и в их глазах я вижу важность и понимание происходящего. С гордостью смотрят на ребят, которые удостоились этой чести быть знаменосцем.

Классные часы  «Разговора о важном» предназначены для восполнения этого пробела в воспитании школьников

Цикл уроков «Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания в школах.

34 часа в год, каждый понедельник с  сентября 2022 - 2023 учебного года, мы проводим с обучающимися первым уроком наше занятие, уже полюбившиеся. Почему? Потому что есть весь методический материал по урокам – поурочный план, презентации, видеоматериалы, разнообразные интерактивные упражнения, методические рекомендации, что облегчает работу педагога в разы. Не повторяющийся приятный для глаз материал, приятный голос дикторов в видеоматериалах,  таким образом, у нас в руках полный комплект методических наработок, которые можно использовать в рамках данных уроков. Естественно, учитель может корректировать материал под свой лад.

Какой же основной смысл этих уроков? В первую очередь, формирование ценностного отношения наших младших школьников к нашей великой Родине, к нашей великой России, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе нашего внимания будут события, люди, их деяния и идеи.

Основной формат работы— это беседа, задушевная беседа с детьми. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии мы должны создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации.

Как этого достичь? Рекомендуют придерживаться 4-х принципов: интерес, сотрудничество, доверия и не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы.

Темы занятий приурочены к конкретным датам и строятся вокруг патриотической тематики в целом.

Если посмотреть на  темы Занятий «Разговоры о важном» на весь учебный год, можно увидеть  очень большой охват тем, целью которых является внедрение ценностей детям в разных направлениях. Внеклассные мероприятия на эти темы мы проводили ежегодно. Просто сейчас они едины и систематизированы, больше материала.  

Продолжительность занятий порядка 30 мин.

Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «День Героев  Отечества», «День защитника Отечества», «День спецназа» темы, посвященные Великой Отечественной войне, современным военным.

Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить. На эти уроки можно приглашать наших современных героев, участников боевых действий. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет. Можно с обучающимися посетить музеи, памятники Славы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии.

Невозможно в начале недели затронуть важную темы и потом просто забыть ее. Необходимо всю неделю, на всех учебных предметах, возвращаться к теме «Разговоров о важном», только тогда ученики прочувствуют ее важность и интересность. Темы классных часов не просто интересные, но и полезные. И все они интегрируются в разные учебные дисциплины.

Самое главное в «Разговорах о важном» - это избежать формализма, тогда дети вступают в диалог, слушают, смотрят. Формирование у подрастающего поколения традиционных российских ценностей и защита граждан России от насаждаемых чуждых для российского общества системы идей и ценностей - основа воспитательной работы в школе.

Только целенаправленная, регулярная работа может принести положительный результат. Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Мы надеемся, что наш опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивым названием Россия.
Николай Михайлович Карамзин говорил: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» -

Главной формой внеурочного занятия "Разговоры о важном" является беседа с обучающимися. Как показал опыт первого классного часа, 40 минут только рассказывать -  очень сложно. Для того чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы. Детям необходима смена деятельности.

Бывает, что, для успешного проведения занятия “Разговоры о важном” с детьми приходится учитывать интеллектуальные особенности и особенности развития, поэтому, недостаточно ограничиться  материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Учитель является в этом деятельности вожаком, ведущим за собой, приводить примеры своего жизненного опыта, литературных и исторических героев. 

Важно помнить о том, что занятия не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Поэтому необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать релаксационные и динамические паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а также учитывать особенности мышления и восприятия подростка школьника. Поэтому рабочие листы для выполнения творческого задания очень выручают. Обращаем Ваше внимание, что необходимо использовать методические рекомендации, а рабочий лист будет дополнением.

В итоге, “Разговоры о важном” станут не просто беседой между учителем и детьми, а превратятся в увлекательное событие, способное научить ребенка действовать, чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес у обучающихся к истории своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы

Основная воспитательная ценность  информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, о...

Патриотическое воспитание учащихся начальной школы

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период  в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нра...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к ...

Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...

Патриотическое воспитание учащихся начальной школы на уроках ИЗО

В статье раскрываются вопросы патриотического воспитания в школе как одной из приоритетных задач воспитательной работы....