ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание в целостном педагогическом процессе
методическая разработка

Плешакова Анастасия Андреевна

Педагогическая статья. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_vospitaniya.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Воспитание в целостном педагогическом процессе

Воспитание: сущность понятий «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»: их взаимосвязь, диалектическое единство и характеристика.

Воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложенными обществом социальными и педагогическими требованиями. В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение.

Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание — это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания — разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.

Процесс перевоспитания строится по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.

Процесс перевоспитания строится по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.

Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.

Влияние современной цифровой среды на воспитание подрастающего поколения.

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие. Актуальной научной проблемой является влияние цифровизации на общество и на каждого отдельно взятого человека. С раннего возраста дети используют электронные информационные устройства, которые становятся неотъемлемой частью жизни. Это позволяет нам говорить о феномене под названием — «цифровое детство».

Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в использовании современных цифровых технологий повсеместно для повышения качества жизни. В этом мире формируется личность ребёнка. Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей. Дети живут и учатся в цифровой среде, погружены с самого рождения в цифровое пространство. Они не представляют свою жизнь без цифрового поля, так как они никогда не жили без него, в отличие от старшего поколения. Цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиологическую, социальную сферы развития человека [

Ребёнку необходимо предложить альтернативу, которая не угрожает потерей психического и физического здоровья. Зачастую мало времени родители уделяют детям, интересуясь только внешней стороной жизни ребёнка (еда, одежда, оценки в школе). И не пытаются глубже заглянуть в душу, узнать круг интересов, постараться стать «другом» ребёнку в реальной жизни. Находясь в виртуальных играх человек теряет связь с реальностью. Проблема существует! Как же её решить? Надо избежать главной ошибки — детям не надо запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет — вырвать просто из рук его не получится. Необходимо внимание ребёнка перенаправить на то, что ему будет интересно: спорт, творчество. Ребёнку станет гораздо интереснее побеждать в реальном мире, чем в виртуальном, который исчезает с выключением гаджета. И, однозначно, реальные результаты гораздо более значимы и приятны, чем интернет-иллюзия. Победа на соревнованиях или признание таланта в любой деятельности никогда не сравнится с виртуальной победой. Смартфоны, телефоны, планшеты — это просто средства, которые можно использовать для своего развития.

Подводя итог, хочется сказать, что цифровые технологии — это не зло, просто нужно относиться осознанно к их использованию, чтобы исключить всевозможные риски, грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу.

Влияние социальных сетей на воспитание подрастающего поколения

Имеющиеся в Интернете социальные сети можно классифицировать по различным признакам: по характеру сетевого взаимодействия – открытые и закрытые.
В открытые сетевые сообщества может вступить любой пользователь Интернета.
Закрытые сетевые сообщества, как правило, создаются профессионалами, и вступить в них можно только по приглашению кого-либо из этого сообщества; по целевой аудитории – сети для поиска друзей, знакомых и общения с ними; корпоративные сети – для сотрудников одной организации; сети, ориентированные на деловые контакты; профессиональные сети; сети, предназначенные для детей и родителей; сети по интересам; по значимости в Интернете – сети, входящие в «ядро» (часто посещаемые), и сети, находящиеся на «периферии»; по территориальному признаку – международные, действующие в одной стране, региональные, городские.
В настоящее время большой популярностью у молодѐжи пользуются социальные сети, которые во многом формируют еѐ коммуникационную культуру. К сожалению, школа не смогла предложить подросткам никакой альтернативы социальным сетям. В настоящее время процесс использования учениками социальных сетей школой просто игнорируется. Можно утверждать, что в образовании социальные сети лишь создали предпосылки для привлечения школьников к целенаправленным сетевым проектам и в значительной степени заменили неформальные коллективы. Социальные сети не имеют аксиологической направленности и привлекают подростков возможностью самовыражения и виртуального общения.
Коллектив из школьной социальной сети формируется на основе определѐнных принципов, сформулированных А.С. Макаренко:
∙ принцип педагогической целесообразности – отбор видов деятельности должен быть обусловлен целями и задачами воспитания;
∙ принцип перспективных линий – весь коллектив и каждый его член должен быть увлечен определѐнной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, но вместе с тем принесѐт радость достижения;
∙ принцип активной целеустремлѐнности;
∙ принцип целостности системы воспитания,
∙ принцип ответственной зависимости (каждый ответственен перед коллективом, а коллектив перед каждым своим членом).
Таким образом, образующиеся в настоящее время и пользующиеся большой популярностью у молодѐжи различные сообщества и социальные сети можно рассматривать как некий базис в виртуальной альной реальности, который при целенаправленном развитии может стать коллективом для заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса.

Воспитание как система.

Воспитательная система как педагогический феномен интенсивно изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы, среди авторов которой следует назвать Л. И. Новикову, В. А. Караковского, A. M. Сидоркина, Н. Л. Селиванову и др. В их исследованиях воспитательная система рассматривается как целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

Воспитательная система имеет сложную структуру, в которой выделяют следующие компоненты: 1) цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию данной концепции; 3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники); 4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность; 5) среда системы, освоенная входящими в нее субъектами; 6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы.

Субъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы.

Любая гуманистическая воспитательная система является открытой системой, т. е. в ее становлении, функционировании и развитии большую роль играет окружающая среда – и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой эта среда освоена).

Главный критерий эффективности функционирования воспитательной системы – развитие личности ребенка. В связи с этим управление воспитательной системой включает в первую очередь управление взаимодействием системы и личности, процессом их взаимного влияния. Это требует поиска путей оптимального включения личности (и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе.
Цель и задачи воспитания.

  • Цель воспитания формирование гармонично и всесторонне развитой, общественно активной личности. Всестороннее развитие личности характеризуется единством ее умственного и физического, нравственного и эстетического развития, обеспечивающего высокий уровень общего и профессионального образования, психологической и практической подготовленности к труду, формирование разносторонних духовных потребностей и творческих способностей.
  • Задачи воспитания:
  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры
  • овладение ценностями и навыками здорового образа жизни
  • формирование культуры семейных отношений
  • создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося

  • Методы воспитания

Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания.

#1052;етоды формирования сознания личности. Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего.
-убеждение.
-Рассказ
-объяснения
-Разъяснение .
-Внушение
-Увещевание
-Этическая беседа
-Диспут
-Пример .

II. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Эти методы рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса, так как поступки характеризуют воспитанность личности. Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника.
-упражнения
-
Приучение .
-
Поручение
-
Воспитывающая ситуация .
-
Требование

III. Методы стимулирования поведения и деятельности. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или тормозить определенные действия. Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т.е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т.д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей.

-поощрение
-
Наказание
-
Соревнование .

IV. Методы оценки эффективности воспитательного процесса. Данная группа методов направлена на изучение педагогом деятельности и поведения воспитанников (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля). К основным методам контроля относятся:

-педагогическое наблюдение
-
беседы
-
психологические опросы

Средства и формы воспитания

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• технические средства;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Коллективная.

Индивидуальная форма воспитания

Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.

Групповое воспитание

Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.Рекламаботает на технологиях Яндекса

Коллективное воспитание

Концерты, коллективные походы, экскурсионные поездки, спортивные соревнования – это все способы коллективной формы воспитания детей. Тут учитель выступает как участником, так и организатором и помощником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

В материале рассматриваются виды воспитания, методы воспитания, факторы, влияющие на воспитание, различные взгляды на воспитание. Эта работа  будет интересна студентам педагогических ВУЗов, педаг...

семинар "Интеграция образовательных областей в современном педагогическом процессе ДОУ"(теория)

Очень коротко в теоретической части материала описана интеграция образовательных областей, интеграция в сотрудничестве специалистов ДОУ...

Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. ...

Теория и методика воспитания младших школьников

Теория и методика воспитания младших школьников...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Краткий анализ теории и практики музыкального воспитания

На развитие теории и практики музыкального воспитания детей в нашей стране значительное влияние оказали взгляды ведущих педагогов и психоло­гов России В.М.Бехтерева, П.П.Блонского, Л.С.Выготского,...

Методика «Уровни воспитанности» (модификация методик Н.П. Капустина, М.И. Шиловой)

Анкета проводится с обучающимися по следующим блокам опроса: долг и ответственность, бережливость,дисциплинированность,ответственное отношение к учебе,отношение к общественному труду,коллективизм...