Работа по улучшению техники чтения в начальных классах
методическая разработка (1 класс)

Усманова Мария Игоревна

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах

Введение

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) влечет за собой переосмысление давно сложившейся системы работы начальной школы. В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость целенаправленной систематической работы над развитием и совершенствованием навыка чтения у младших школьников. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания.

Не каждому ребенку легко дается такая наука, как чтение. Многим приходится испытывать серьезные трудности в овладении навыками чтения. Почему сегодня так много детей, которые «не любят читать»? Дети действительно не любят делать то, что требует особого напряжения, что сложно выполнить, и то, что у них получается плохо. Такая работа не приносит удовлетворения ребёнку, а ситуация неудачи подкрепляется недовольством взрослых. На всем этапе обучения чтению и педагогам, и родителям необходимо запастись терпением. Важно понимать, что даже если ребенок научится бегло читать, он может продолжать негативно воспринимать это занятие. В его памяти остаются неприятные воспоминания из прошлого, которые убивают всякое желание читать. Все дети разные, у каждого ребенка свой темперамент, быстрота реакции, свойства памяти. Всё это нельзя не учитывать.

Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению; владеющего способами работы с читаемым текстом или детской книгой. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл», - говорил К.Д.Ушинский.

Сознательная читательская деятельность в свою очередь невозможна без овладения технической стороной чтения: усвоения его форм, видов и способов; правильного воспроизведения и воссоздания читаемого текста. Существуют различные взгляды на развитие технической стороны чтения. Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного беглого чтения. Дети должны уметь читать вдумчиво и быстро, иначе в старших классах желание учиться пропадет совсем, они просто не будут успевать прочитать тот объем текстовой информации, который необходим. В настоящее время почти 30% младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток беспокоит учителей и родителей, т.к. существенно затрудняет понимание детьми текстов (задач, художественных произведений и др.), а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом.

Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения? Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Способы решения медленного чтения

Одна из проблем медленного чтения в начальной школе – это чтение текста с регрессиями, когда глаза совершают движение назад. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Возвращаясь к прочитанному, ребенок сразу же забывает (стирается из оперативной памяти) предыдущее. Чтобы избежать возвращения к прочитанному, рекомендуется пользоваться «шторкой». «Шторкой» может служить небольшая открытка, визитка, вырезанный из плотной бумаги прямоугольник (4см х10 см).

Упражнение 1. «Горизонтальная шторка».

Держим «шторку» в левой руке. Читаем текст, а «шторка» движется по строке слева направо. Когда ребёнок будет читать более уверенно, можно попросить его двигать «шторку» чуть быстрее, слегка опережая привычную скорость чтения.

Упражнение 2. «Вертикальная шторка».

Для этого упражнения нужно взять любой текст с вертикальными колонками. Читаем текст, «шторка» движется по колонке сверху вниз.

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости. Используя эту технику, педагогам приходится сталкиваться с тем, что некоторые дети не читают, а только открывают рот. Наряду с этой техникой, можно предложить использовать бинарное чтение.

Упражнение 3. «Бинарное чтение».

Два ученика, находящиеся рядом, спокойно читают один и тот же текст. Происходит «сонастройка» друг с другом – читаем вместе, стараясь синхронизировать скорость чтения.

Неплохие результаты в повышении скорости чтения дает применение упражнения «Буксир».

Упражнение 4. «Буксир».

1 вариант.

  • Читая текст, учитель постепенно увеличивает скорость чтения. Учащиеся также читают вслух, настраиваясь на скорость.

2 вариант.

  • Учитель читает вслух, а ученики – про себя. Затем учитель прекращает читать. Учащиеся должны показать в тексте то слово, на котором остановился учитель.

Упражнение 5. «Ловушка» (работа со знакомым текстом).

Учитель читает известный текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача учащихся услышать замену (хлопнуть в ладоши).

Упражнение 6. «Чтение по кругу».

Дети читают короткий текст – каждый произносит 1 слово друг за другом.

Для увеличения скорости чтения необходимо расширять поле зрения при помощи специальных упражнений. Для этого можно использовать таблицы Шульте, «пирамидки», «елочки». С таблицами Шульте можно работать на уроках математики. Дети 1 и 2 классов «отстукивают» карандашом порядок чисел, стараясь сделать это как можно быстрее. Задания могут быть разными: «отстучать» по порядку, «отстучать» в обратном порядке, найти число, которое больше 5 на 2 и т.д.

Упражнение 7. «Очередь».

Сначала текст читает учитель. Затем этот же текст читает ученик, либо этот текст повторяет весь класс (спокойным голосом).
В этом упражнении важно имитировать интонацию, скорость, особенности произношения слов, паузы. Данное упражнение является своего рода репетицией, переходом к более плотному обучению выразительности чтения.

Формирование навыков выразительного чтения

В настоящее время выразительному чтению уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания, различные рекомендации, предназначенные учителям. Формирование полноценного навыка чтения у младших школьников невозможна без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность чтения.

Выразительное чтение – важное средство воспитания и обучения детей. Есть несколько упражнений, с помощью которых можно добиться неплохих результатов при обучении детей выразительному чтению.

Упражнение 1. «Эхо».

  • Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.
  • Учитель читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, учащиеся повторяют эти строки с той же интонацией.

Упражнение 2. «Озвучиваем кино».

Вариант 1.

  • Выбираем образ (какое-либо животное, старушка, дворник, малыш и т.д.). Подражая этому образу озвучиваем текст (читаем текст голосом выбранного образа).

Вариант 2.

  • Чтение-настроение: читаем текст с определенным настроением (радостно, грустно, уверенно, осторожно и т.п.).

Упражнение 3. «Дикторское чтение».

Текст делится на части. Каждая часть закрепляется за определенным «диктором». Учащиеся самостоятельно готовятся к тому, чтобы показать образец выразительного чтения – поработать с артикуляцией, с интонацией, с громкостью и уверенностью. Это упражнение хорошо развивает коммуникативные навыки, если объединить детей в команды, предлагая каждой команде свой текст. Предложить каждой команде выбрать своего диктора и совместно подготовить «диктора» для выступления.

Развитие внимания и памяти. Игры с текстом.

Роль внимания при чтении исключительно велика. Можно научить детей быстро читать, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли этот навык принесет пользу. Скорость чтения, развитие внимания и тренировка памяти – эти процессы тесно взаимосвязаны. Один не может исключать другой, каждый дополняет другой: качество запоминания зависит от восприятия, а восприятие находится в зависимости от того, насколько развито внимание. Есть ряд упражнений, которые могут помочь в развитии этих процессов.

Упражнение 1. «Прятки».

Заранее выбирается признак, по которому нужно отыскать слов в тексте.

Например:

  • Все слова, которые начинаются на букву «К»
  • Все слова, состоящие из двух слогов
  • Все слова, которые имеют ударение на последнем слоге и т.д.

Упражнение 2. «Фотоаппарат».

«Фотографируем» страницу текста глазами:

  • Глаза закрыты
  • Открыли любую страницу
  • «Сфотографировали» страницу
  • Закрыть глаза и представить, как выглядит «сфотографированную» страницу – проявляем негатив.

Упражнение 3. «Свой рассказ».

Придумать интересный и смешной рассказ со словами: ключ, кошка, мороженое, цветок, барабан, суслик, очки.
Можно объединить детей в команды. Каждой команде предложить свой набор слов. Победителем будет являться та команда, чей рассказ будет самым смешным.

Упражнение 4. «Все в порядке!»

Работа с карточками – составление предложений. Восстанавливаем правильный порядок слов в предложении.

Из общей стопки каждый учащийся берет по 1 карточке, как только порядок слов восстановлен, взять следующую карточку (на первых занятиях можно записывать, если это необходимо).

Упражнение 5. «Образ».

Наш мозг устроен таким образом, что картинки он воспринимает гораздо быстрее, чем текст. Поэтому нужно учить детей визуализировать описываемые предметы и явления.

Пример. На доске написать слово «роза». Совместно с детьми описать ее. Затем, предложить детям закрыть глаза и представить себе этот цветок.

Упражнение 6. «Цепочка слов».

Написать на доске любых 10 слов. Например: рыба, небо, трава, мальчик, дом, зеркало, радость, машина, бабочка, цветы. Медленно прочитать их. Затем дать 1 минуту на то, чтобы дети запомнили эти слова (слова спрятать). После этого попросить записать то, что запомнили. Обычно дети запоминают не более 4-5 слов.

После этого рассказать, что слова очень легко запомнить, если их «связать» в цепочку (Рыба смотрела на небо. На берегу зеленела трава. По траве бежал мальчик к дому, чтобы посмотреть в зеркало. Мальчик испытал радость, когда увидел машину. На машине нарисованы бабочка и цветы). Цепочка может быть любой, не обязательно составлять связный рассказ. Но опыт показывает, что связный рассказ запоминается детьми лучше. Когда цепочка будет связана, предложить детям еще раз записать эти слова по памяти.

Упражнение 7. Активизация мышления.

https://urok.1sept.ru/articles/670347/img1.gif

https://urok.1sept.ru/articles/670347/img2.gif

Упражнения для понимания текста.

Как было сказано выше, чтение должно быть вдумчивым. В начальной школе нужно учить детей продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.

Упражнение 1.

Важно при работе с текстом соблюдать определенный алгоритм:

  • Определение содержания текста, исходя из иллюстрации, если таковая есть.
  • Озаглавить текст.
  • Определить основную тему текста, его главную мысль.
  • Деление текста на логические части и составление плана текста.

Упражнение 2.

Восстановление текста в его логической последовательности:

Заранее подготовить специальные тексты. Разрезать текст на несколько частей. Сложить части в конверт. Ученик должен восстановить последовательность текста.

Упражнение 3.

Вставь пропущенное слово.

Подготовить тексты, где пропущено одно или несколько слов (оставить место для того, чтобы можно было вписать слово).

Задание: вставь подходящие по смыслу слова.

Упражнение 4.

Прочитайте предложение, записанное задом наперед.

.осенью лес русский Красив

Упражнение 4.

Фантограммы.

  • 1 вариант: фантазируем, изменяя содержание какого-то хорошо знакомого текста – заменяем одно условие, один признак (например, время года, герой, место действия и т.д.)
  • 2 вариант: фантазируем, придумывая окончание рассказа. Используем заготовки – 2-3 предложения (начало рассказа). Каждый составляет свой рассказ.

Список, используемых приемов можно продолжать бесконечно. В данной статье отражены те приемы, о которых мы не так часто слышим. Чтение является сложным актом. Прежде, чем заставлять ребенка больше читать, нужно обязательно выяснить исходные причины трудностей. Выяснив причину, можно браться за подбор тех приемов и методов, которые смогут помочь ребенку. Обучая детей чтению, необходимо в равной степени уделять внимание упражнениям, улучшающим технику чтения, и способствующим пониманию прочитанного. Все должно быть направлено на то, чтобы воспитать грамотного читателя.

Главное – необходимо добиваться оптимальной деятельности каждого ребенка, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, поддерживая их усилия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению млад. Школьников.
  • Граник, Г.Г., Соболева, О.В. Путешествие в страну Книги – М., 2011.
  • Васильева, М.С., Оморокова, М.И., Светловская, Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2011.
  • Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем В.А. Левин. – М., 2009.
  • Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения - М., 2011.
  • Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 2009.
  • Оморокова, М.И., Рапопорт, И.А., Постоловский, И.З. Преодоление трудностей – М., 2010.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.yugzone.ru Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь читать быстро.

http://www.school101.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=177


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по улучшению техники чтения в начальной школе

В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение"  программа "Школа 2100"....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....

Улучшение техники чтения в начальных классах.

Работа учителя по улучшению техники чтения в начальных классах....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

материал для улучшения качества техники чтения и заинтересованности детей к чтению...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учитьсяБыстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса ...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые...